Стиль-Ликбез Рождение джаза
Сегодняшнее коммерческое время порождает интерес ксоответствующей музыке. Новые технологии побуждают умы к созданию нетрадиционныхзвуков, но незаслуженно забывается живая музыка, в том числе и джаз. Поэтому,дорогие читатели, я решила углубить ваши познания в этой области и, возможно,подтолкнуть вас на прослушивание "музыки толстых".
Происхождение термина "джаз" до конца не выяснено.Современное его написание — jazz — утвердилось в 1920 году. До этого былиизвестны другие варианты. Существует немало версий происхождения слова"джаз", в том числе: 1 — от фр. jaser (болтать, говорить скороговоркой),2 — от англ. chase (гнаться, преследовать), 3 — от араб. jazib (соблазнитель)и др. Есть основания считать, что слово "джаз" употреблялосьеще в середине XIX века как экстатический выкрик у негров. Согласно некоторымисточникам, в 1880–х годах оно употреблялось в значении "ускорять",в 1910–х годах это слово бытовало в Чикаго в значении "проститутки".В 1915 году оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна (Tom Brown’sDixeland Jazz Band), выступавшего в Чикаго.
Качество джаза и его способность вызвать к себе интересзависят в первую очередь от инстинктивно проявляющейся музыкальности егоисполнителей. Тем не менее, в джазе важную роль приобрела так называемая"джазовая оркестровка". Известный нам сегодня типовой составджазового оркестра сформировался постепенно, путем проб и ошибок. Свойнынешний облик он приобрел в большей мере благодаря индустрии развлеченийи дансингам, нежели первобытному джазу негров Юга. С точки зрения инструментарияджаз–оркестр в основном является продуктом Севера и Запада. В его составвошли инструменты (в том числе саксофон и фортепиано), которые были нетипичныдля ранних джазовых оркестров.
Фортепиано в наши дни занимает ведущее положение в джазе.Это единственный инструмент, на котором может быть самостоятельно исполненалюбая законченная джазовая композиция. Доминирующая роль фортепиано каксолирующего инструмента утвердилась в конце 20–30–х годов, когда большойизвестности добились такие пианисты, как "Дюк" Эллингтон и "Фэтс"Уоллер.
Судьба саксофона оказалась необычно сложной. Он совсемне находил применения в раннем джазе Юга; во времена свингового бума 30–хгодов любителям джаза он казался слишком старомодным. Видное место саксофонзанимал в оркестрах 20–х годов. Создается такое впечатление, что он былспасен джазовыми музыкантами от забвения. На самом же деле саксофон былодним из наиболее важных инструментов военного оркестра. Изобретенный знаменитымСаксом примерно в 1840 году, он практически сразу же был включен в качествеобязательного инструмента в состав оркестров французской армии, после чегопопулярность его стала расти и в других странах.
Уже в 30–е годы, когда Бенни Гудмен почти достиг вершинысвоей популярности и когда манера игры респектабельных джазовых оркестровбольшого состава, получивших распространение благодаря Полу Уэйтмену идругим, подвергалась коммерциализации и влиянию стандартов, отношение слушателейк джазу изменилось. Люди, разбирающиеся в музыке, начали относиться к джазукак к настоящему искусству, и для них яркость импровизации стала непременнымусловием. Джаз является могучим стимулом жизни общества. Он завоевываетновые вершины, и, без сомнения, мир стал богаче благодаря джазу.
Происхождение термина "джаз" до конца не выяснено.Современное его написание — jazz — утвердилось в 1920 году. До этого былиизвестны другие варианты. Существует немало версий происхождения слова"джаз", в том числе: 1 — от фр. jaser (болтать, говорить скороговоркой),2 — от англ. chase (гнаться, преследовать), 3 — от араб. jazib (соблазнитель)и др. Есть основания считать, что слово "джаз" употреблялосьеще в середине XIX века как экстатический выкрик у негров. Согласно некоторымисточникам, в 1880–х годах оно употреблялось в значении "ускорять",в 1910–х годах это слово бытовало в Чикаго в значении "проститутки".В 1915 году оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна (Tom Brown’sDixeland Jazz Band), выступавшего в Чикаго.
Качество джаза и его способность вызвать к себе интересзависят в первую очередь от инстинктивно проявляющейся музыкальности егоисполнителей. Тем не менее, в джазе важную роль приобрела так называемая"джазовая оркестровка". Известный нам сегодня типовой составджазового оркестра сформировался постепенно, путем проб и ошибок. Свойнынешний облик он приобрел в большей мере благодаря индустрии развлеченийи дансингам, нежели первобытному джазу негров Юга. С точки зрения инструментарияджаз–оркестр в основном является продуктом Севера и Запада. В его составвошли инструменты (в том числе саксофон и фортепиано), которые были нетипичныдля ранних джазовых оркестров.
Фортепиано в наши дни занимает ведущее положение в джазе.Это единственный инструмент, на котором может быть самостоятельно исполненалюбая законченная джазовая композиция. Доминирующая роль фортепиано каксолирующего инструмента утвердилась в конце 20–30–х годов, когда большойизвестности добились такие пианисты, как "Дюк" Эллингтон и "Фэтс"Уоллер.
Судьба саксофона оказалась необычно сложной. Он совсемне находил применения в раннем джазе Юга; во времена свингового бума 30–хгодов любителям джаза он казался слишком старомодным. Видное место саксофонзанимал в оркестрах 20–х годов. Создается такое впечатление, что он былспасен джазовыми музыкантами от забвения. На самом же деле саксофон былодним из наиболее важных инструментов военного оркестра. Изобретенный знаменитымСаксом примерно в 1840 году, он практически сразу же был включен в качествеобязательного инструмента в состав оркестров французской армии, после чегопопулярность его стала расти и в других странах.
Уже в 30–е годы, когда Бенни Гудмен почти достиг вершинысвоей популярности и когда манера игры респектабельных джазовых оркестровбольшого состава, получивших распространение благодаря Полу Уэйтмену идругим, подвергалась коммерциализации и влиянию стандартов, отношение слушателейк джазу изменилось. Люди, разбирающиеся в музыке, начали относиться к джазукак к настоящему искусству, и для них яркость импровизации стала непременнымусловием. Джаз является могучим стимулом жизни общества. Он завоевываетновые вершины, и, без сомнения, мир стал богаче благодаря джазу.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1997 год в рубрике музыкальная газета