Стиль-Ликбез
Рождение джаза

Сегодняшнее коммерческое время порождает интерес ксоответствующей музыке. Новые технологии побуждают умы к созданию нетрадиционныхзвуков, но незаслуженно забывается живая музыка, в том числе и джаз. Поэтому,дорогие читатели, я решила углубить ваши познания в этой области и, возможно,подтолкнуть вас на прослушивание "музыки толстых".

Происхождение термина "джаз" до конца не выяснено.Современное его написание — jazz — утвердилось в 1920 году. До этого былиизвестны другие варианты. Существует немало версий происхождения слова"джаз", в том числе: 1 — от фр. jaser (болтать, говорить скороговоркой),2 — от англ. chase (гнаться, преследовать), 3 — от араб. jazib (соблазнитель)и др. Есть основания считать, что слово "джаз" употреблялосьеще в середине XIX века как экстатический выкрик у негров. Согласно некоторымисточникам, в 1880–х годах оно употреблялось в значении "ускорять",в 1910–х годах это слово бытовало в Чикаго в значении "проститутки".В 1915 году оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна (Tom Brown’sDixeland Jazz Band), выступавшего в Чикаго.

Качество джаза и его способность вызвать к себе интересзависят в первую очередь от инстинктивно проявляющейся музыкальности егоисполнителей. Тем не менее, в джазе важную роль приобрела так называемая"джазовая оркестровка". Известный нам сегодня типовой составджазового оркестра сформировался постепенно, путем проб и ошибок. Свойнынешний облик он приобрел в большей мере благодаря индустрии развлеченийи дансингам, нежели первобытному джазу негров Юга. С точки зрения инструментарияджаз–оркестр в основном является продуктом Севера и Запада. В его составвошли инструменты (в том числе саксофон и фортепиано), которые были нетипичныдля ранних джазовых оркестров.

Фортепиано в наши дни занимает ведущее положение в джазе.Это единственный инструмент, на котором может быть самостоятельно исполненалюбая законченная джазовая композиция. Доминирующая роль фортепиано каксолирующего инструмента утвердилась в конце 20–30–х годов, когда большойизвестности добились такие пианисты, как "Дюк" Эллингтон и "Фэтс"Уоллер.

Судьба саксофона оказалась необычно сложной. Он совсемне находил применения в раннем джазе Юга; во времена свингового бума 30–хгодов любителям джаза он казался слишком старомодным. Видное место саксофонзанимал в оркестрах 20–х годов. Создается такое впечатление, что он былспасен джазовыми музыкантами от забвения. На самом же деле саксофон былодним из наиболее важных инструментов военного оркестра. Изобретенный знаменитымСаксом примерно в 1840 году, он практически сразу же был включен в качествеобязательного инструмента в состав оркестров французской армии, после чегопопулярность его стала расти и в других странах.

Уже в 30–е годы, когда Бенни Гудмен почти достиг вершинысвоей популярности и когда манера игры респектабельных джазовых оркестровбольшого состава, получивших распространение благодаря Полу Уэйтмену идругим, подвергалась коммерциализации и влиянию стандартов, отношение слушателейк джазу изменилось. Люди, разбирающиеся в музыке, начали относиться к джазукак к настоящему искусству, и для них яркость импровизации стала непременнымусловием. Джаз является могучим стимулом жизни общества. Он завоевываетновые вершины, и, без сомнения, мир стал богаче благодаря джазу.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета