Yes Jon Anderson
В который раз слушаешь Йона Андерсона и все думаешь:неужели он и вправду такой весь "неземной"? И голос у него совсемангельский, и глаза всегда устремлены к небу, ну а музыка — та вообще кнашей повседневности не более близка, чем сюжеты романов Толкиена. Согласитесь,для рок–музыканта все это более чем странно. И тем не менее такими странностямиАндерсон с переменным успехом занимается уже около тридцати лет.
Нетрудно поверить, что начало музыкальной карьеры Йонабыло вполне прозаичным. Ну что еще можно было играть в Англии в начале60–х годов? Конечно же, бит–музыку. К счастью, прихода золотой эпохи рокаждать долго не пришлось, благодаря чему Андерсон не успел стать "заматеревшим"профессионалом. Дух экспериментаторства все еще ждал своего часа, и когдарок–музыкальная революция наконец–то захлестнула Лондон, Йон дал полныйвыход своей творческой энергии. Взяв себе оригинальный псевдоним Hans ChristianAnderson, он сразу же принялся штурмовать музыкальный Олимп, постоянновыступая в одном из столичных клубов. Нельзя с точностью сказать, какуюименно музыку тогда исполнял Андерсон под псевдонимом сказочника, посколькуодин–единственный сингл, выпущенный под этим именем, так до сих пор и небыл переиздан. Однако можно не сомневаться, что основы облика того Андерсона,которого мы знаем сегодня, были заложены уже в те далекие времена.
Ну а дальше произошла хорошо известная история. Йон знакомитсяс Крисом Сквайром, и они вдвоем, полные юношеской энергии и идеализма,решают создать не просто там какую–нибудь рок–группу, а самую настоящуюпрогрессив–рок–группу (термина такого тогда, конечно же, еще не существовало),которая бы соединила в себе все самые лучшие достижения рока, джаза, классическоймузыки, фолка и множества других направлений, о существовании которых Криси Йон тогда имели пока еще очень смутное представление. Именно так и родиласьна свет самая популярная "прогрессивная" группа всех времен инародов, имя которой YES. Впрочем, это уже другая история и другая статья...
Интерес к забытой музыке древности возник у Андерсонаеще в ранние годы YES, когда ни о каком самостоятельном творчестве он ине помышлял. В этом можно легко убедиться, прослушав "Tales From TopographicOceans" — альбом YES, до сих пор вызывающий вокруг себя различныеспоры и противоречивые оценки. Как утверждает сам Йон, именно в тот периодон заинтересовался древней индонезийской музыкой, с которой познакомилсяво время одного из мировых концертных турне группы.
Сегодня этнической музыкой никого не удивишь. К местуи не к месту ее суют в свои композиции музыканты практически всех жанров,обычно совершенно не задумываясь о том, что в этих якобы простых сочетанияхзвуков заключены столетия или даже тысячелетия истории какого–либо народа.К чести Йона Андерсона можно сказать, что, начиная одним из первых внедрятьэлементы "world" в свои композиции, главной задачей он поставилне достижение внешнего эффекта (экзотики), а именно поиск "духа предков",заключенного в древней музыке. Ведь музыка, по мнению Андерсона, — единственныйвозможный способ держать духовную и эмоциональную связь поколений, и истиннуюмудрость предков нужно искать не в летописи, а именно в песне. Впрочем,с другой стороны, как и всякий хороший музыкант, Йон не признавал академическогоподхода к оригинальным этническим произведениям и использовал их элементыдостаточно вольно, не стремясь сохранить аутентичность.
Можно предположить, что к изучению древней музыки Андерсонаподтолкнуло прежде всего его полнейшее неприятие современного мира. Убедившисьв полном отсутствии смысла во всем, что происходит вокруг него, Йон решилискать его в прошлом, считая наших предков людьми намного более мудрыми,нежели современные философы. Другим способом "бегства от реальности"стало создание своих собственных воображаемых миров — в этом Андерсонувы также не найдете равных.
Одна из таких "замкнутых духовных систем" ипредстает перед нами на первой сольной пластинке музыканта "OliasOf Sunhillow". Даже не пытайтесь найти перевод в словаре. Там вы егоне найдете, потому что все в этом альбоме, включая и название, являетсялишь плодом неиссякаемой фантазии Йона Андерсона. Желая провести нечтовроде эксперимента, он на целых полгода закрылся в своей домашней студии,разорвав все связи с внешним миром. Все это время Йон занимался лишь сочинениеммузыки, самостоятельно записывая партии многочисленных предварительно заготовленныхинструментов. В результате появился альбом, сегодня почти общепризнанносчитающийся шедевром. "Olias Of Sunhillow" — это история о древнихвременах и о пришествии людей на Землю. В фантастической притче Андерсонраскрыл перед слушателями свой оригинальный взгляд на предназначение человека,сделав основной акцент на магической силе музыки. Потрясающая мистическаяатмосфера с первых минут зачаровывает слушателя, создавая неповторимыепо своей красочности визуальные образы. Заметьте: вам не понадобятся всякиетам LSD и прочие вредные для здоровья штуки. Достаточно лишь закрыть глаза,и состояние почти полного соприсутствия будет гарантировано.
Тем не менее, нужно сказать, что не все дальнейшие работыАндерсона были такими же успешными и интересными, как первый сольный проект.Многие последующие альбомы уже не казались такими оригинальными, а начавшеесясотрудничество Йона с Вангелисом принесло разве что коммерческий успех,но не более того. Вторым рождением музыканта можно вполне считать 90–егоды. После совсем неудачного альбома "In The City Of Angels",который являлся не чем иным как попыткой музыканта значительно расширитьаудиторию своих слушателей, Йон выпускает сразу несколько великолепныхпрограмм. Особого внимания заслуживают две из них — "Deseo" и"Toltec".
Будучи заядлым путешественником, Йон Андерсон за своюжизнь объездил, наверное, полсвета. И конечно же, ни одно путешествие непрошло даром. Куда бы Йон ни приехал, первым делом он отправляется на поискиместных музыкантов, исполняющих народную, желательно очень старую музыку,передающуюся из поколения в поколение. Путешествуя в 1993 году по Венесуэле,Перу, Чили, Аргентине и другим странам Южной Америки, Андерсон повстречалмножество различных исполнителей этнической музыки, чьи выступления такего заинтересовали, что он после этого еще не раз возвращался на этот континент.В результате в 1994 году у него вышел новый альбом под названием "Deseo",полный мелодий и ритмов Латинской Америки.
Еще более успешной работой Андерсона в 90–е годы сталальбом "Toltec". Идея написать концептуальную работу, посвященнуюмузыке коренных жителей Америки — индейцев, возникла у него еще в конце80–х, однако окончательно реализовать ее Андерсон смог лишь в 1996 году.Толтеки — это загадочное индейское племя, жившее в доколумбовскую эпохуна территории нынешней Мексики. Именно из философии толтеков Йон почерпнулидеи о глобальной гармонии мира, причем принял он их настолько серьезно,что решил поделиться приобретенным знанием со слушателями не только в музыке,но и в словесной форме.
Сделав небольшое отступление, хочется отметить, что напоиски древней индейской философии Йона подвигнули труды Карлоса Кастанеды,у которого, как известно, был свой учитель — индейский мудрец Дон Хуан.Видимо, по некой аналогии с Кастанедой Андерсон тоже нашел себе учителя.Правда, сам он утверждает, что именно Учитель нашел его, а не наоборот,рассматривая это событие как некий знак судьбы. Все произошло просто иневероятно. Однажды после концерта к Йону подошел самый настоящий индеец,назвавшийся Лонгуокером (Longwalker), и предложил ему побеседовать. Когдаразговор закончился (через несколько часов), потрясенный Андерсон не тольконе захотел отпускать индейского мудреца, но и сразу же попросил его о помощив создании "настоящей музыки, посвященной настоящей индейской философии".Лонгуокер не отказался. Именно его речь можно услышать на альбоме "Toltec".Простые, но ничуть не банальные вещи о природе и человеке, нарушившем всемирнуюгармонию и баланс природных сил, рассказывает Лонгуокер в перерывах междупеснями Йона Андерсона. "Toltec", возможно, наиболее разноплановыйв отношении музыки альбом Андерсона. На нем гармонично сочетаются пениемексиканских детей и "Ave Verum" Моцарта, гипнотические звукисинтезаторов и щебетанье птиц, этнические барабаны и как никогда оптимистичнозвучащий голос самого Йона, по–видимому, наконец–то обретшего то, что онискал на протяжении многих лет.
Сегодня, помимо музыкального творчества, Йон занимаетсяактивной общественной деятельностью. Он самостоятельно организовал специальныйфонд "Opio Foundation", занимающийся сбором средств для организацииUNICEF. Не останавливаясь на достигнутом, Йон Андерсон продолжает творить,о чем свидетельствует выход его нового альбома "The Promise Ring".
Нетрудно поверить, что начало музыкальной карьеры Йонабыло вполне прозаичным. Ну что еще можно было играть в Англии в начале60–х годов? Конечно же, бит–музыку. К счастью, прихода золотой эпохи рокаждать долго не пришлось, благодаря чему Андерсон не успел стать "заматеревшим"профессионалом. Дух экспериментаторства все еще ждал своего часа, и когдарок–музыкальная революция наконец–то захлестнула Лондон, Йон дал полныйвыход своей творческой энергии. Взяв себе оригинальный псевдоним Hans ChristianAnderson, он сразу же принялся штурмовать музыкальный Олимп, постоянновыступая в одном из столичных клубов. Нельзя с точностью сказать, какуюименно музыку тогда исполнял Андерсон под псевдонимом сказочника, посколькуодин–единственный сингл, выпущенный под этим именем, так до сих пор и небыл переиздан. Однако можно не сомневаться, что основы облика того Андерсона,которого мы знаем сегодня, были заложены уже в те далекие времена.
Ну а дальше произошла хорошо известная история. Йон знакомитсяс Крисом Сквайром, и они вдвоем, полные юношеской энергии и идеализма,решают создать не просто там какую–нибудь рок–группу, а самую настоящуюпрогрессив–рок–группу (термина такого тогда, конечно же, еще не существовало),которая бы соединила в себе все самые лучшие достижения рока, джаза, классическоймузыки, фолка и множества других направлений, о существовании которых Криси Йон тогда имели пока еще очень смутное представление. Именно так и родиласьна свет самая популярная "прогрессивная" группа всех времен инародов, имя которой YES. Впрочем, это уже другая история и другая статья...
Интерес к забытой музыке древности возник у Андерсонаеще в ранние годы YES, когда ни о каком самостоятельном творчестве он ине помышлял. В этом можно легко убедиться, прослушав "Tales From TopographicOceans" — альбом YES, до сих пор вызывающий вокруг себя различныеспоры и противоречивые оценки. Как утверждает сам Йон, именно в тот периодон заинтересовался древней индонезийской музыкой, с которой познакомилсяво время одного из мировых концертных турне группы.
Сегодня этнической музыкой никого не удивишь. К местуи не к месту ее суют в свои композиции музыканты практически всех жанров,обычно совершенно не задумываясь о том, что в этих якобы простых сочетанияхзвуков заключены столетия или даже тысячелетия истории какого–либо народа.К чести Йона Андерсона можно сказать, что, начиная одним из первых внедрятьэлементы "world" в свои композиции, главной задачей он поставилне достижение внешнего эффекта (экзотики), а именно поиск "духа предков",заключенного в древней музыке. Ведь музыка, по мнению Андерсона, — единственныйвозможный способ держать духовную и эмоциональную связь поколений, и истиннуюмудрость предков нужно искать не в летописи, а именно в песне. Впрочем,с другой стороны, как и всякий хороший музыкант, Йон не признавал академическогоподхода к оригинальным этническим произведениям и использовал их элементыдостаточно вольно, не стремясь сохранить аутентичность.
Можно предположить, что к изучению древней музыки Андерсонаподтолкнуло прежде всего его полнейшее неприятие современного мира. Убедившисьв полном отсутствии смысла во всем, что происходит вокруг него, Йон решилискать его в прошлом, считая наших предков людьми намного более мудрыми,нежели современные философы. Другим способом "бегства от реальности"стало создание своих собственных воображаемых миров — в этом Андерсонувы также не найдете равных.
Одна из таких "замкнутых духовных систем" ипредстает перед нами на первой сольной пластинке музыканта "OliasOf Sunhillow". Даже не пытайтесь найти перевод в словаре. Там вы егоне найдете, потому что все в этом альбоме, включая и название, являетсялишь плодом неиссякаемой фантазии Йона Андерсона. Желая провести нечтовроде эксперимента, он на целых полгода закрылся в своей домашней студии,разорвав все связи с внешним миром. Все это время Йон занимался лишь сочинениеммузыки, самостоятельно записывая партии многочисленных предварительно заготовленныхинструментов. В результате появился альбом, сегодня почти общепризнанносчитающийся шедевром. "Olias Of Sunhillow" — это история о древнихвременах и о пришествии людей на Землю. В фантастической притче Андерсонраскрыл перед слушателями свой оригинальный взгляд на предназначение человека,сделав основной акцент на магической силе музыки. Потрясающая мистическаяатмосфера с первых минут зачаровывает слушателя, создавая неповторимыепо своей красочности визуальные образы. Заметьте: вам не понадобятся всякиетам LSD и прочие вредные для здоровья штуки. Достаточно лишь закрыть глаза,и состояние почти полного соприсутствия будет гарантировано.
Тем не менее, нужно сказать, что не все дальнейшие работыАндерсона были такими же успешными и интересными, как первый сольный проект.Многие последующие альбомы уже не казались такими оригинальными, а начавшеесясотрудничество Йона с Вангелисом принесло разве что коммерческий успех,но не более того. Вторым рождением музыканта можно вполне считать 90–егоды. После совсем неудачного альбома "In The City Of Angels",который являлся не чем иным как попыткой музыканта значительно расширитьаудиторию своих слушателей, Йон выпускает сразу несколько великолепныхпрограмм. Особого внимания заслуживают две из них — "Deseo" и"Toltec".
Будучи заядлым путешественником, Йон Андерсон за своюжизнь объездил, наверное, полсвета. И конечно же, ни одно путешествие непрошло даром. Куда бы Йон ни приехал, первым делом он отправляется на поискиместных музыкантов, исполняющих народную, желательно очень старую музыку,передающуюся из поколения в поколение. Путешествуя в 1993 году по Венесуэле,Перу, Чили, Аргентине и другим странам Южной Америки, Андерсон повстречалмножество различных исполнителей этнической музыки, чьи выступления такего заинтересовали, что он после этого еще не раз возвращался на этот континент.В результате в 1994 году у него вышел новый альбом под названием "Deseo",полный мелодий и ритмов Латинской Америки.
Еще более успешной работой Андерсона в 90–е годы сталальбом "Toltec". Идея написать концептуальную работу, посвященнуюмузыке коренных жителей Америки — индейцев, возникла у него еще в конце80–х, однако окончательно реализовать ее Андерсон смог лишь в 1996 году.Толтеки — это загадочное индейское племя, жившее в доколумбовскую эпохуна территории нынешней Мексики. Именно из философии толтеков Йон почерпнулидеи о глобальной гармонии мира, причем принял он их настолько серьезно,что решил поделиться приобретенным знанием со слушателями не только в музыке,но и в словесной форме.
Сделав небольшое отступление, хочется отметить, что напоиски древней индейской философии Йона подвигнули труды Карлоса Кастанеды,у которого, как известно, был свой учитель — индейский мудрец Дон Хуан.Видимо, по некой аналогии с Кастанедой Андерсон тоже нашел себе учителя.Правда, сам он утверждает, что именно Учитель нашел его, а не наоборот,рассматривая это событие как некий знак судьбы. Все произошло просто иневероятно. Однажды после концерта к Йону подошел самый настоящий индеец,назвавшийся Лонгуокером (Longwalker), и предложил ему побеседовать. Когдаразговор закончился (через несколько часов), потрясенный Андерсон не тольконе захотел отпускать индейского мудреца, но и сразу же попросил его о помощив создании "настоящей музыки, посвященной настоящей индейской философии".Лонгуокер не отказался. Именно его речь можно услышать на альбоме "Toltec".Простые, но ничуть не банальные вещи о природе и человеке, нарушившем всемирнуюгармонию и баланс природных сил, рассказывает Лонгуокер в перерывах междупеснями Йона Андерсона. "Toltec", возможно, наиболее разноплановыйв отношении музыки альбом Андерсона. На нем гармонично сочетаются пениемексиканских детей и "Ave Verum" Моцарта, гипнотические звукисинтезаторов и щебетанье птиц, этнические барабаны и как никогда оптимистичнозвучащий голос самого Йона, по–видимому, наконец–то обретшего то, что онискал на протяжении многих лет.
Сегодня, помимо музыкального творчества, Йон занимаетсяактивной общественной деятельностью. Он самостоятельно организовал специальныйфонд "Opio Foundation", занимающийся сбором средств для организацииUNICEF. Не останавливаясь на достигнутом, Йон Андерсон продолжает творить,о чем свидетельствует выход его нового альбома "The Promise Ring".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1997 год в рубрике музыкальная газета