Switchblade Symphony
Фиолетовые призраки

Человека всегда привлекало непонятное. Несмотря настрах перед неизведанным, боязнь быть поглощенным таинственными мистическимисилами и неизбежностью конца, люди так и не смогли подавить в себе чувствоогромного любопытства перед тем, что находится там, за пределами всего,где нет ничего материального, а только борьба неведомых и пока неподвластныхчеловеческому разуму сил.

Технический прогресс и научные достижения, которые, поидее, должны были бы с течением времени приблизить человечество к разгадкеэтих тайн бытия, смогли удовлетворить лишь любопытство сухих и черствых,с полным отсутствием воображения людей, которых, вероятно, заботит толькохлеб насущный да распределение мест в американских чартах за последнююнеделю, а наивысшим культурным достижением планеты в их среде считаетсязастенчивый обладатель первой позиции в интернетовском хит–параде. Большуюи, надо полагать, более живую часть народонаселения Земли доводы ученыхне удовлетворяют. Не удовлетворяют их и доводы шаманов, колдунов, пророков,предсказателей, а также медиумов и посредников, даже несмотря на обилиевнешних и звуковых эффектов. Потерявшее надежду прогрессивное человечествоищет ответы на мучающие вопросы уже на более высоком, чувственном уровне,где, возможно, удастся хотя бы ненадолго перешагнуть порог этого мира ипопасть в иной.

Вот здесь и появляются на сцене музыканты, которые языкомзвуков и пения пытаются приоткрыть для себя и других двери, за которымикак будто мелькает разгадка тайн человечества. Видимо, не случайно, чтоименно на рубеже тысячелетия музыкальная культура все чаще пытается обратитьсвое внимание на таинственные стороны человеческого существования, темболее что вышеупомянутый технический прогресс предоставляет все большевозможностей для того, чтобы эти попытки становились все эффективнее изначительнее.

Наверное, ни одно из современных музыкальных направленийне сравнится с готикой по древности и богатству традиций. Начиная с 11— 12 веков и до наших дней готическая культура пережила немало спадов иподъемов, но неизменно обогащала свои традиции и совершенствовала своиподходы ко всем проявлениям этого мрачного и загадочного искусства. Оставивпозади многовековую историю готов, на примере последних двух десятилетийможно отчетливо проследить все многообразие и неизменную традиционностьготической музыки. Утонченные родоначальники BAUHAUS, меланхоличные BANSHEESначала 80–х, предвестники апокалипсиса DEAD CAN DANCE, нежные менестрелиCOCTEAU TWINS и депрессивные SISTERS OF MERCY —– это только часть огромногопласта музыкальных решений и ответов на все вышеупомянутые вопросы. Новаяволна готики 90–х годов преподнесла еще большее многообразие коллективов,которые обогатили устоявшиеся традиции новыми музыкальными подходами кзвучанию, что порой выносит те или иные группы за рамки исключительно готическогостиля.

Одним из таких неординарных и, что удивительно, не причисляющихсамих себя к готике коллективов является дуэт из калифорнийского Сан–ФранцискоSWITCHBLADE SYMPHONY. Стилистику данной группы и впрямь иногда можно ине определить как только готическую, но мне кажется, что их отмежеваниеот этого направления объясняется похвальным нежеланием вокалистки ТиныРут (Tina Root) и автора песен, клавишницы и второй вокалистки Сьюзан Уоллас(Susan Wallace) вписываться в уже поднаторевшие на американском континентеи узкие для по–настоящему талантливых музыкантов рамки стиля. Тем не менее,послушав SS, трудно дать им какую–либо другую характеристику, как современныйэлектро–готик с легким индустриальным налетом на хорошо замаскированнойклассической основе.

Прежде чем встретиться где–то в начале 90–х, Тина и Сьюзансамостоятельно приобретали свой исполнительский опыт в различных составахнеопределенных направлений, а в свободное от этих занятий время подрабатывалив магазинах по продаже аудио–товаров, магазинах одежды, в справочной телефоннойслужбе и прочее и прочее. Бесконечная цепь общих знакомых в конце концовзамкнулась, и после очень продолжительного телефонного разговора, ставшегонепосредственной прелюдией к встрече двух девушек, они решительно взялисьза дело. Кроме обнаружившегося сходства в необычайно варьирующих музыкальныхвкусах, будущие участницы SS обладали одинаково сильной склонностью к видоизменениюсвоей внешности до состояния, как можно более отдаленно напоминающего оригинал.Общность во взглядах пошла на пользу и после того, как отец Тины, страстныйпоклонник музыки и сам музыкант по профессии, помог девушкам купить кое–какоеоборудование для репетиций и записей ( этот процесс происходил традиционнов спальне), — прогресс в музыкальном плане стал неизменным в их творчестве.Период, когда, используя два клавишных инструмента и караоке–машину, страшнобоясь публики, они исполняли в мрачных готических клубах свои ужасные,по их словам, произведения, быстро закончился. Но и сейчас, вероятно, найдетсянемало завсегдатаев таких клубов, которые смогут припомнить двух невообразимовыглядевших девиц, двигающихся по сцене в сопровождении специально нанятойдля этого балерины, которая время от времени падала, исполняя свои незамысловатыепа. Все это происходило на фоне видеоряда, состоящего из склеенных беспорядочнымобразом обрывков старых фильмов и мультипликационных сказок. В этот жепериод времени Тони и Сьюзан обошли немало студий и фирм, где так и ненашли понимания, однако сумели "засветиться" на некоторых компиляциях,а впервые это произошло на готической сборке под названием "From TheMachine", вышедшей на фирме Index в 1990 году и содержащей композицию"Mine Eyes".

Постепенно усложняя свои эксперименты с необычным вокаломТины (она брала множество уроков пения у большого количества педагогов,бросив в конце концов заниматься этим серьезно, стремясь выработать свойстиль) и музыкальными аранжировками Сьюзан, SS со временем приобрели своюсобственную музыкальную манеру, заняв вполне определенную и устойчивуюпозицию в ряду готических исполнителей. Их первоначальная агрессия и неуемнаяэнергетика, кульминацией которых явился первый, не считая демо–кассет,релиз на CD —– EP "Fable", удачно сочетались со сказочностьюобразов, создаваемых Тиной и Сьюзан. Завывающие привидения, исполняющиетанцы смерти марионетки, жуткие мелодии и плачущий, колдовской голос Тины,очаровывающие тексты, мгновенно нашли большое количество поклонников, чтообеспечило SS стабильную популярность в местных клубах. Отбросив первоначальныесомнения по поводу того, стоит ли приглашать в группу музыкантов с другимиинструментами, и опасения по поводу недостаточной оригинальности барабанови гитар как музыкальных инструментов, девушки все–таки продолжили своюработу уже вчетвером. Барабанщик Justin Clayton (вскоре покинул группу)и гитарист Robin Jacobs, которые присоединились к группе в 1993 году, сумеливлить более свежую струю в только выстраивающуюся концепцию SS, музыкакоторых начала приобретать более полновесный, целенаправленный и мощныйхарактер на все той же призрачно–мистической основе. "Мы всегда виделисебя как музыкантов, пытающихся создавать совсем необычную музыку. Этобыла одна из наших сильных сторон, — размышляет Тина. — Робин и Джастинпомогли нам прогрессировать в абсолютно позитивном направлении для нас".

В самом деле, "Elegy", следующий релиз SS, былзаметно новее, более жестким и вызывающим не меньше мурашек на спинах завороженныхслушателей. Примерно в тот же период времени музыка SS была использованадля ряда андеграундных фильмов, таких, как "Das Music" — лесбийско–эротическийопусе и на сюрреалистический триллер "Dark House". "Намнравится заниматься работой над саундтрэками, — признается Тина. — Когдая пишу тексты, передо мной всегда встают какие–либо визуальные образы.Музыка и воображение — это всегда очень естественное и необходимое партнерство".

Активные концертные выступления в клубах Сан–Францискоспособствовали росту как популярности SS, так и самих музыкантов в профессиональноми творческом аспектах. Группе был необходим свой лэйбл, где они могли быпрочно обосноваться, пользуясь более профессиональной аппаратурой и фирменнымменеджментом. В то же время старые проблемы с выбором подобного рода пристанищане позволяли бросаться в первые же раскрытые настежь ворота —– лэйбл долженбыть выдержан в соответствующем стиле, не довлеть над группой, подстраиваямузыку под свои коммерческие интересы, а только оказывать необходимое содействиев реализации планов и идей творчески независимых музыкантов. После сериинеудач с такими гигантами, как Warner Bros., Atlantic и Interscope, всета же длинная цепь знакомств привела, в конце концов, Тину и Сьюзан к одномуиз менеджеров Cleopatra Records. Прозорливый сотрудник этого лэйбла неошибся, когда предложил SS контракт и все условия для записи своих мрачныхмузыкальных изысков. Cleopatra — одна из самых интересных на сегодняшнийдень фирм, которая специализируется на издании альбомов групп готическо–индустриальнойи электронной музыки. Такие яркие имена, как PENAL COLONY, BIG ELECTRICCAT, LEATHER STRIP, COLLIDE, SPAHN RANCH и многие другие, были услышаныширокой аудиторией именно благодаря этому независимому лэйблу. Поэтому,если вам доведется увидеть на корешке компакт–диска логотип Cleopatra,то не сомневайтесь в том, что в любом случае это будет весьма любопытнаяи экстраординарная музыка.

Но вернемся к нашим героям. Перед выходом лонгплэя, даи после него SS, как уже было сказано, появлялись на большом числе готическихкомпиляций, выходивших как на "Cleopatra", так и на других лэйблах.Среди них "California Cybercrash Compilation" (1992), "TheDisease Of Lady Madeline" (Anibus 1994), "Kindred Spirits"(Bedazzled 1994), "In Goth Daze" (Cleopatra 1994, "Gothic"(Cleopatra 1995), "Gothic Rock–2" (Cleopatra 1995), "WiredInjections" (Cleopatra 1996), "The Goth Box" (Cleopatra1996), "Reflections In The Looking Glass: A Tribute To Siouxsie AndThe Banshees" (Cleopatra 1996). Я уверен, что в компании с SS на этихдисках было немало достойных команд, хотя никто из них пока не смог добитьсятакой популярности в США и особенно за их пределами. Это обстоятельство(известность SS), как мне кажется, объясняется большой долей используемыхинтермузыкальных приемов в музыке группы, и главным образом это чисто европейская,если так можно выразиться, мелодика. Ее корни, как утверждают участникигруппы, необходимо искать в классике, любовь к которой Тина, Сьюзан и Робиннеоднократно выражали в своих интервью. "Название группы очень хорошоотражает наши подходы к написанию песен. Это все равно, как если бы классическоепроизведение вспороли с целью наполнить его более тяжелым и агрессивнымсодержанием, — поясняет Тина словосочетание "switchblade symphony".— "Я очень люблю классическую музыку, считаю ее очень красивой, номне хочется сделать так, чтобы она звучала тяжело, с тяжелыми гитарамии ударными."

Именно на альбоме "Serpentine Gallery", первоми пока единственном лонгплэе SS, вышедшем на Cleopatra Records в 1995 году,отражены эти выдающиеся для американской группы особенности. "SerpentineGallery" — это просто замечательный альбом. Не перегруженный мощнымисаундовыми нагромождениями, где отчетливо прослушивается каждый инструмент,"Serpentine Gallery" являет собой все тот же сказочно–романтическиймир образов, что и на первых записях группы. На фоне холодного звучанияочень ярко проступает вокал Тины. В отличие от других альтернативных коллективов,где вокальные партии исполняются женщинами, таких, например, как LUSH илиBELLY, голос Тины не теряется где–то среди густого инструментального тумана.Она знает свою сильную сторону и очень хорошо использует ее, давая выходэнергии своего голоса на альбоме в полную силу. Прекрасно сочетаясь с практическиэлектронным звучанием, Тине со товарищи легко удается создать холоднуюатмосферу неотапливаемого средневекового замка, перенаселенного призракамии привидениями, где хозяева дома ведут с ними непримиримую борьбу. Днемпривидения уходят из замка на отдых в близлежащее болото с выходящими сбульканьем из–под земли газами, а ближе к ночи возвращаются обратно, ив самые глухие ночные часы слышны их стоны, уханья, стуки, а иногда в темнотеможно разглядеть их неясные очертания на фоне лунного света, с трудом пробивающегосяво флигель сквозь узкое решетчатое окно. К утру все снова затихает, ноне остается никакой надежды на успокоение и тишину. Начинаясь с очень мощнонасыщенной звуком "Bad Trash", альбом сразу же преподносит замечательныймеланхолико–мелодичный сюрприз в виде композиции "Dissolve" —плач отчаяния перед лицом неизбежности чего–то ужасного. А такие перлы,как "Wallflower", "Dollhouse", "Gutter Glitter",только развивают и дополняют упадническую картину всего альбома в целом,сами по себе являясь шедеврами готического жанра. Возможно, трэком N№1на альбоме многие назовут композицию "Clown", и будут совершенноправы. Не лишенная философского смысла лирика (как, впрочем, и на всемальбоме, вопреки широко распространенному мнению, будто готические тексты—– просто набор мрачных символов) в купе с просто ошеломляющей своей силойи трагизмом музыкой, несомненно, ставят этот эпизод альбома на место кульминационного.Будучи визитной карточкой SS, "Clown" присутствует на большинствевышеупомянутых компиляций.

Звучание синтезаторов подобрано с большим вкусом и весьмавпечатляет своей энергией и гармоничностью, но вот с гитарами Робина Джакобсато ли в результате особенностей студийной звукозаписи, то ли по другим,неведомым мне причинам дело обстоит не так радужно, как хотелось бы. Такоевпечатление, что гитары сознательно сглажены, их звук минимизирован допредела, что в обратном случае привнесло бы, на мой взгляд, дополнительныесиловые моменты в общую картину альбома и прекрасно гармонировало с изысканнойманерой пения Тины, зачастую очень напоминающей манеру ее старшей соратницыSiouxsie Sioux. В то же время на композиции "Sweet" акустическаягитара звучит просто идеально — с нежностью опасной бритвы прикасаетсяона к вашим ушам, заставляя напрягаться каждый нерв.

Если бы в русском языке, как в английском, названия цветовсолнечного спектра обозначали также и настроения, состояния человека, тоэтот альбом можно было бы с полной уверенностью и созвучно оформлению дисканазвать фиолетовым. Забудьте на время об "истинном " значенииэтого термина, и вы поймете, что по–другому его нельзя охарактеризоватьникак. В этом цвете все: боль, грусть, печаль, отчаяние, страх и еще целыйбукет чувств, в совокупности которых образуется какая–то зловещая красота.

Мгновенно став авторитетной командой, что называется,на подъеме, Тина и Сьюзан расстаются по совету лэйбла с Робином, решивконденсировать в музыке исключительно свои, женские переживания. В качествеконцертных музыкантов к ним присоединяются George Earth (гитара) и EricGebow (ударные). Начинается бурная концертная деятельность. Вживую SS представляютсобой настоящий спектакль. Две фантастически одетые ведьмочки конца двадцатогостолетия шокируют публику как своим внешним видом, так и поведением. Наодном из концертов на сцене, очевидно, в качестве непосредственного участникашоу присутствовала голова самого настоящего аллигатора, что привело аудиториюв полный восторг. SS перевыступали, наверное, со всеми готическими группамиАмерики как в сборных концертах, так и в качестве разогревающей группы.Среди таких групп можно выделить очень громкие сейчас имена — BIG ELECTRICCAT и CHRISTIAN DEATH, с которыми SS провели американский тур в 1996 году.В мае–июне 1997 года —– совместный, уже в качестве хедлайнеров, тур с SUNSHINEBLINDE. И совсем недавно, в конце июня, SS удостоились чести открыватьконцерты возродившихся, похоже, легенд готики 80–х годов SISTERS OF MERCY.В 1996–м вышел сингл "Clown", на котором можно услышать ремиксданной композиции, сделанный LEATHER STRIP. В начале 1997 года вышел всвет EP "Scarpbook", изданный самой группой без участия Cleopatra,и содержащий ремиксы на композиции с альбома "Serpentine Gallery",а также с "Fable" и "Elegy". Совсем недавно вышел CD–5под названием "Drool", который тут же занял свое место в инди–чартах.К осени планируется выпустить новый лонгплэй "Bread And Jam For Frances",который был записан еще до начала тура и сейчас, по всей видимости, находитсяв состоянии микширования и сведения.

На этом можно было бы закончить рассказ о теперь уже преуспевающейгруппе, если бы не все участившиеся заявления Тины и Сьюзан, в которыхони уж чересчур сильно отмежевываются от готического клише, которое, казалосьбы, навсегда должно висеть на музыкантах. "Мы очень благодарны готическойсцене, на которой выросли и получили огромный опыт и популярность. Намвесьма симпатична и близка готическая эстетика и все, что с ней связано.Но мы ощущаем, что нас хотят слышать не только в клубах типа "HouseOf Usher", "Temple" и "A Winter Gone By", чтомы способны создавать музыку в более широком диапазоне, избегая традиционныхприемов. Для этого нам необходимо вырваться за пределы готики, доказать,что мы способны на много большее." Примерно так выражают свои взглядына предмет будущего музыкальной концепции группы ее участники. Что ж, будущее,скорее всего самое ближайшее, покажет, насколько сильно стремление Тиныи Сьюзан побороть стереотипы и стать чем–то большим, чем стандартная электро–готическаягруппа, и насколько велик их талант, чтобы, подобно титанам независимоймузыки, с каждым последующим альбомом звучать абсолютно по–новому.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета