Gentle Giant
Мой ласковый и нежный великан

Девяностые годы ознаменовались всплеском интереса крок–музыке периода 60–70 годов. Наследие многих славных команд, порой забытых,по достоинству оценено только сейчас. К числу таких имен относятся легендарныеGENTLE GIANT. Их альбомы регулярно переиздаются, выпускаются многочисленные"Greatest Hits" и другого рода сборники, а также неизданные ранееконцертные и студийные работы.

Основной целью создания коллектива, по словам его участников,было желание исполнять высокоинтеллектуальную и абсолютно некоммерческуюмузыку, вне зависимости от откликов критики и количества поклонников. Популярныев основном на родине, они никогда не занимали высоких строчек в хит–парадах,но до сих пор почитаемы как одно из самых интересных и загадочных явленийв современной музыке.

Уникальная британская группа создана в 1969 году братьямиШульманами: Дэреком (Derek Shulman, род. 11 февраля 1947 г. в Глазго) —вокал, саксофон, Рэем (Raymond Shulman, род. 8 декабря 1949 г. в Портсмуте)— бас гитара, скрипка, Филом (Phil Shulman) — духовые инструменты, вокал,а также Керри Минниром (Kerry Minnear, род. 2 января 1948 г. в Дорсете)— клавишные, вокал и Мартином Смитом (Martin Smith) — ударные, перкуссия.Чуть позже к ним присоединился Гэри Грин (Gary Green, род. 20 ноября 1950г. в Лондоне) — гитара, вокал.

Подобно Роберту Фриппу из KING CRIMSON, братья Шульманыначинали свою карьеру в жанре коммерческой музыки в составе SIMON DUPREEAND THE BIG SOUND. Их композиция "Kites" c альбома 1967 года"Without Reservations" попала в десятку британского хит–парада.Керри Миннир до прихода в GENTLE GIANT сотрудничал с GREASE BAND и окончилКоролевскую академию музыки. Гэри Грин играл с джазовыми и блюзовыми исполнителями.

Состав группы менялся незначительно: в 1971 году на сменуМартину Смиту пришел Джон Везерс (John Weathers, род. 2 февраля 1947 г.в Кармартере), талантливый музыкант–самоучка по прозвищу "Пигвош",игравший до этого в GRAHAM BOND ORGANIZATION вместе с Джинджером Бейкером,Джеком Брюсом и Джоном Маклафлином. В 1973 году коллектив покинул Фил Шульман.Малькольм Мортимор (Malcolm Mortimore) — ударные, перкуссия принимал участиев записи альбома 1972 года. Каждый из участников GENTLE GIANT мастерскивладел многими инструментами и пел. На концертах арсенал инструментов доходилдо 30, включая такие редкие в рок–музыке клавесин, виолончель и кларнет.Многие свои работы музыканты записывали за один прием, тем самым сохраняяатмосферу живого концерта.

Первый альбом вышел на Vertigo в 1970 году. Оригинальноеоформление, тексты, а также само название коллектива (в переводе — скромный,застенчивый великан) указывают на нежную привязанность музыкантов к творчествуФрансуа Рабле и к периоду раннего средневековья. Красота и необычностьмузыки привлекли внимание слушателей, появились публикации в прессе с разнообразнымиоценками творчества группы. Некоторая сумбурность их первой работы объясняетсяне отсутствием профессионализма, чем грешат многие молодые команды, а скорееизбытком творческих идей.

Следующий опус появился в 1971 году под названием "AcquiringThe Taste", что можно перевести как "Обретение вкуса". Напрашиваетсягастрономическая аналогия с бессмертным творением Рабле и персонажами книгиГаргантюа и Пантагрюэлем, на что указывает и название первой композиции.Но в предисловии к альбому его авторы связывают обретение вкуса с возрастаниеминтереса к GENTLE GIANT и стремлением еще больше удивлять слушателей. Идействительно, музыка этого диска завораживает изысканностью мелодий, прекраснымиаранжировками. Различные манеры пения, роковая у Миннира и академично–ренессанснаяу Дэрека Шульмана, создают неповторимый колорит. Разнообразные комбинациисовременных электронных и акустических инструментов, вокальное многоголосие— своеобразная визитная карточка группы.

1972 год был ознаменован выходом третьего альбома "ThreeFriends". Он выдержан в тех же традициях, что и предыдущие две работы,но более спокоен и местами мрачноват. Бас–гитара в руках Рэя Шульмана звучиткак полноправный мелодический инструмент. Джазовый виброфон и детское пениедобавляют новые краски. У GENTLE GIANT средневековая тема обыгрываетсянесколько отлично от стилистически близких им JETHRO TULL с их более крестьянско–земледельческимуклоном. Музыка гигантов более городская, с налетом придворного шутовства.И если сравнивать их с кем–нибудь из известных, то только не с YES илиELP, а скорее с Яном Аккерманом и его группой FOCUS (Jan Akkerman ).

Критика не особенно баловала коллектив позитивными оценками,однако вышедший в 1973 году альбом "Octopus" (Осьминог) заслужилвполне лестные отзывы в прессе и прибавил поклонников группе. Хотя считается,что вершиной творчества GENTLE GIANT является альбом 1974 года по причинепризнания в США, все–таки именно "Octopus", подлинная рок–сюита,достоин наивысших похвал. Нет смысла передавать словами музыкальные образыданного произведения — его надо слушать.

По-видимому, обилие музыкальных экспериментов в работахпериода первой половины семидесятых настолько истощило фантазию участниковколлектива, что после выпуска еще двух прекрасных альбомов "In A GlassHouse" 1973 и "The Power And The Glory" 1974 в их творчественаступил кризис. Музыка заметно упростилась, начала приобретать все болеекоммерческое звучание. Появился сильный наклон в сторону хард– и помп–рока.В 1980 году была предпринята последняя попытка возродить былую славу. Альбом"Civilian" оставил равнодушными как критиков, так и поклонников.О GENTLE GIANT надолго забыли, многие весьма солидные музыкальные изданияупорно обходят своим вниманием этот коллектив.

Об участниках группы после ее распада слышно немного.Рэймонд Шульман работает в телевидении, параллельно занимаясь продюсированиеммалоизвестных команд. Дэрек Шульман стал менеджером групп CINDERELLA иKINGDOM COME. Остальные работают иногда как сессионные музыканты. У поклонниковгруппы на Западе выходит фэнзин "Proclamation", а 4 сентября1994 года в Интернете появилась страничка, посвященная GENTLE GIANT.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета