Dream Theater
Театр музыки

Причем, в полном смысле этого слова. Эти музыкантына сцене играют не просто какие–то песенки. создается впечатление, чтогруппа импровизирует. Но возможно ли импровизировать на протяжении двух–трехчасов концерта настолько слаженно и красиво, что порой кажется: играетне группа, а один человек–оркестр? Что ж, попробуем хоть чуть–чуть приоткрытькулисы этого "театра" и узнать вкусную тайну...

Mike Portnoy (ударные): Как мы пишем музыку? Да никак,обычно четверо из нас — я говорю "четверо" потому, что из–запостоянной смены вокалистов наши вещи первоначально пишутся, как инструментальные— приходят на репетицию без каких–либо определенных идей, но как толькомы начинаем играть, у кого–то появляется вдохновение и рождается маленькоемузыкальное произведение. Я в свою очередь накладываю на него какой–нибудьритмический рисунок, что способствует появлению басовой партии, а затемJohn (Petrucci) или Derek подхватывают и развивают мелодию. Но это толькоодин пример, я не говорю, что у нас существует какая–то особая система— это просто цепная реакция. Идеи вспыхивают моментально (при этом егопальцы делают воздушный пассаж), и бывает с одной толком не разберешься,как появляется еще несколько. Я беру какой–то кусок и начинаю его игратьв размере 3/4, затем как–нибудь перехожу в размер 4/4, все это происходитсовершенно непроизвольно, и постепенно идеи накапливаются и превращаютсяв песню, а песня потом вырастает в 10–минутное произведение".

А все началось осенью 1985 года, когда студенты музыкальногоколледжа Berklee в Бостоне, John Petrucci и John Myung, увидели барабанщикаMike Portnoy, разминавшегося в одной из аудиторий. Уже тогда они поняли,что видят не просто ученика, а некое чудо, жестоко рассекающее барабаннымипалочками все стандарты рок–музыки. Двумя днями позже парни столкнулисьс Майком в кафетерии, где после небольшого разговора выяснилось, что уних одинаковые музыкальные пристрастия и что было бы очень неплохо поджемоватьвместе. "То, что я встретил двух прекрасных музыкантов, которые совершенносинхронно могли играть со мной, — вспоминает Майк, — и то, что они жилив сорока минутах от меня, было подобно благословению от Бога". Чутьпозже к ним подключились пианист Kevin Moore и вокалист Chris Collins,и была создана группа MAJESTY. Но постоянная учеба не давала проводитьрепетиции так часто, как хотелось бы, и ребята решили покинуть колледж,дабы сосредоточить все силы на музыке. Вскоре им удалось записать четырехдорожечнуюдемо–ленту с шестью песнями, которая была размножена и с успехом расходиласьсреди местных фанатов. Материал оказался довольно прогрессивным и сложным,в некоторых местах напоминающим ранних RUSH (даже сейчас они иногда используютэти песни на своих концертах), а вот название вдруг перестало нравитьсямузыкантам, и было решено переименоваться в DREAM THEATER. Но другое изменениеоказалось более существенным: Крис просто не имел тех вокальных данных,которые нужны были для записи альбома. "И нам пришлось продолжитьпоиски вокалиста, —смеется Майк, — а найденный вскоре Charlie Dominiciбыл постарше, чем Крис, и исходил из другого стиля, но в то время мы простоне могли больше никого найти. Конечно, у него был опыт, которого не былоу Криса, но после нескольких репетиций нам стало ясно, что это совершенноне тот человек. Это было подобно вырыванию зубов без анестезии: сначаламы кое–как вытягивали из него то, что нам было нужно, а потом он садилсяза пианино, пел песенки Билли Джоэла или THE BEATLES и прекрасно себя чувствовал."

Альбом "When Dream And Day Unite" записывалсялетом 1988 года в Kajem/Victory Studios в Пенсильвании с продюссером TerryDate. Несмотря на бюджет и небольшой тираж, альбом получил хорошую раскрутку,не говоря уже о American Metal Radio. К сожалению, не хватало средств,чтобы сделать следующий шаг и поддержать его туром или видео, поэтому группадала лишь несколько концертов в Нью–Йорке, зато получила помещение длярегулярных репетиций. Чарли покинул группу в 1990 году, но вскоре был приглашенопять для одного заключительного концерта британской группы MARILLION,музыканты которой лично попросили их выступить разогревающей командой.DREAM THEATER открыли концерт своим новым произведением "Metropolis",которое позже вошло в их дебютный альбом "Images & Words"и получило второе название —– "The Miracle & The Sleeper".Композиция "Metropolis" стала образцом того, как прогрессировалагруппа и насколько интересным окажется их второй альбом.

Но задержка нового материала из–за поисков нового вокалистаоказалась гораздо большей, чем они ожидали, — два года. В это время группавыступала в местных клубах как чисто инструментальная. Фактически многиеиз композиций "Images & Words" первоначально были написаныи исполнены в инструментальном варианте, а уж намного позже на них былинаписаны вокальные партии. А их пьеска "The Encore" была поистинеработой гениев: удивительная смесь инструментальных отрывков из классическихпесен групп LED ZEPPELIN, YES, QUEEN, THE BEATLES и VAN HALEN. Расстройствопо поводу неудач с вокалистами привело к тому, что парни еще раз пересмотреливсех бывших вокалистов. Безрезультатно, но они продолжали упорствовать.

Майк: "Мы получили более двухсот демо–лент, но успелипрослушать только около 20 человек. С некоторыми из них мы пытались работать,неделями просиживая в студии и пытаясь найти в их голосе нечто интересное.мы искали человека не только с подходящими вокальными данными, но еще ис желанием работать — чтобы он полностью вписался в группу".

Среди претендентов оказался John Arch из FATES WARNING,который пришелся по вкусу "театралам", но вскоре он сам отказалсяот работы с ними. Затем был Steve Stone, который даже спел несколько песенс группой во время одного из инструментальных концертов, но было видно,что он не вписывался в DREAM THEATER. Наконец, был найден Chris Cintron,который, казалось, полностью подходил, но все решила запись из Канады...

Речь идет о Kevin James Labrie из WINTER ROSE (чуть позже,когда Кевин уже играл с DREAM THEATER, ему в голову пришло оставить своепервое имя — в группе и так возникала путаница из–за двух Джонов, а еслибы было еще и два Кевина...). Голос на ленте был настолько хорош, что Джеймсутут же было отослано приглашение.

Подписав контракт с Atco/East West Records в конце 1991года, команда наконец–то записала свой второй альбом "Images &Words" в скромной нью–йоркской Bear Track Studios, принадлежавшейсаксофонисту Jay Beckenstein, который даже принял участие в записи композиции"Another Day". Первый концерт с дебютным альбомом прошел 8 июня1992 года при содействии IRON MAIDEN. Фанаты были в восторге от новоговокалиста, и некоторым уже были известны тексты к новым песням, хотя альбомеще не поступил в продажу. После выпуска альбома DREAM THEATER подписываетконтракт с Roundtable Entertainment и изъявляет готовность отправиться,наконец, в мировое турне. Группа отыграла 194 концерта в 127 городах и17 странах. По пути радио, пресса и даже MTV были особенно благосклонны,и музыканты чувствовали, что они достигли мирового уровня, а в Японии диск"Images & Words" стал золотым. Но, несмотря на всемирноепризнание, группа воздала должное их первым фанатам и в конце тура устроилабольшой концерт в Нью–Йорке в марте 1993 года. Команда играла почти тричаса, не считая небольшого перерыва и 23–минутной эпопеи "Change OfSeasons", которую они редко исполняют живьем.

Следующим шагом стал тур по Европе "Music At Progress",во время которого в знаменитом лондонском клубе был записан EP "LiveAt Marquee". А их концерт в Японии был снят и выпущен на Home Videoв 1993 году. В ноябре группа завершила гастрольный тур посещением Кореи.А в марте 1994 года DREAM THEATER засели за работу над своим третьим альбомомпосле короткого перерыва. Сначала они планировали включить в новый альбомнекоторые невыпущенные песни, но нового материала оказалось так много —–больше, чем 75 минут! К тому же старые песни звучали слишком сухо по сравнениюс новыми. Из старого материала в альбом вошел только 6–минутный джем "PuppiesIn Acid", получивший название "Mirror", и "To LiveForever", переименованный в "Lie". Все остальные песни,включая их версию "Oh Holy Night" YULETIDE, возможно, выйдутв будущем на EP.

В мае группа на несколько месяцев переехала в Лос–Анжелес,чтобы работать с продюсерами John Purdell и Duane Baron. К несчастью, невсе было так хорошо в команде, как казалось. Когда уже было решено приступитьк записи "Awake", Кевин Мур вдруг захотел покинуть DREAM THEATER,что являлось сильным ударом, особенно для Петруччи и Мьюнга.

"Я заметил, что мой стиль написания музыки сильноизменился за эти годы, — объяснил Кевин в интервью. — И мои идеи слишкомчасто не совпадают с идеями других членов команды, к тому же у меня появиласьуйма задумок, которые не могли осуществиться с DREAM THEATER, что в конечномсчете стало для меня наиболее важным фактом. И сейчас я пытаюсь сконцентрироватьсяна моей собственной музыкальной идентичности, а уход из группы я считаюнаилучшим выходом, как для меня, так и для DREAM THEATER. Я их очень уважаюкак музыкантов и как хороших друзей и желаю им всего наилучшего."В настоящее время Кевин живет в New Mexico и пишет песни для своего новогопроекта.

Что же делать, ведь уже был подписан контракт — ребятасрочно взялись за поиски нового клавишника. После серии проб для концертав Concrete Foundation Forum было решено взять Jordan Rudess из DIXIE DREGS,а для тура был взят Derek Serinian (также бывший ученик Berklee Schoolof Music, уже успевший поиграть с KISS, Alice Cooper и многими другими),оказавшийся хорошей заменой.

"Awake" был выпущен 4 октября и пользовалсяогромным успехом. Он занимал 32-ю позицию в American Billboard Chart, ав течение только одной недели в Германии было продано свыше 43 000 копийальбома. Тем временем сингл "Lie", предшествовавший выпуску альбома,стал хитом на American Rock Radio, а на MTV постоянно крутили их видеозаписи— знак того, что этот альбом стал наиболее важным в карьере группы.

Новый альбом получился довольно тяжелым, поэтому смотрелсяочень свежо на фоне их ранних записей. Музыканты стали использовать современныеэкстремальные фишки, что отличило их звучание от многих других арт–роковых(или джаз–металлических) команд. особенно хорошо это видно на треке "Lie".

"Мы всегда старались утяжелять звучание, но так,чтобы после этого вещи слушались еще интереснее, поэтому мы старались тяжелымикусками разбавлять легкие вещи, дабы они слушались не слишком слащаво изанудно. На этом альбоме Мьюнг впервые использовал шестиструнный бас, аПетруччи электрогитару с добавленной седьмой струной "си", котораяпомогает добиться тяжелого звука. Да, "Awake" тяжел и агрессивен,но, тем не менее, очень хорошо стилистически сбалансирован. Слушатель недолжен судить альбом только по песне "Lie".

В 1995 году DREAM THEATER отправились в тур по Америкеи Европе, в который также входило посещение Японии, где альбом "Awake"стал платиновым, после чего, воссоединившись с продюссером David Praterи засев в студии IAW в апреле 1995 года, записали эпическую 23–минутнуюкомпозицию, состоящую из семи частей "A Change Of Seasons", котораяофициально вышла 19 сентября на диске. Вторую часть альбома заняла записьс одного из концертов группы, на котором музыканты исполнили попурри изпесен DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, QUEEN и многих других групп.

После выхода "Change Of Seasons" в лагере DREAMTHEATER наступило затишье, хотя музыканты вовсе не бездействовали. Известно,что Джон Петруччи и Джеймс принимали участие в записи альбома, посвященноготворчеству группы QUEEN, — "Dragon Attack". Кроме того, "театралы"успели написать 15 новых песен общей продолжительностью около двух с половинойчасов. Таким образом, материал для нового альбома был готов.

И только в 1997 году, под рождество, DT подарил своимфэнам "Christmas CD", куда вошли композиции, написанные уже давно,но не вошедшие в их предыдущие альбомы, и, конечно же рождественская песенка.А чуть позже компания DCI Music Videos (Warner Bros.) издала учебные видеопособия"Progressive Drum Concept" Майка Портного и "ProgressiveBass Concept" Джона Мьюнга. И, наконец, в мае ребята все–таки нашлипродюссера, им оказался Kevin Shirley (Aerosmith, Journey, Rush), и приступилик записи нового альбома (название пока не известно).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета