Стиль-Ликбез Funk
На слэнге американцев африканского происхождения слово"funk" буквально синонимизирует сексуальное возбуждение, а вотчто касается его как музыкального направления, то с точки зрения черноймузыки он представляет собой гладкую концессию джаза, характерного в основномдля 50–х годов, блюза и госпела. В 60–х годах он приобрел ярко выраженнуютанцевальную окраску, ведомый Джеймсом Брауном, а начиная со следующегодесятилетия фанк "поднялся" на глубоких оркестровках ДжорджаКлинтона и его обширной фанковой империи PARLIAMENT–FUNKADELIC. С тех порфанк получил прописку в творчестве многих современных рэп–, поп– и кантри–музыкантов,а английское прилагательное "funky" превратилось среди музыкантови не только в один из самых котируемых комплиментов.
Отправным моментом в американской истории 60–х годов принятосчитать движение борьбы за гражданские права. Черный или белый, за илипротив: общество постоянно делилось на противоборствующие группировки инаходилось в подвижном состоянии. И музыка как эффективное оружие в рукахумелых, похоже, тоже перестала быть одна для всех.
Именно в данное время активизируются внутренние процессыв стане музыки для черных и сформировались три ярко выраженных ее разветвления(Motown, Stax и Сhicago soul). Но, к сожалению, они оказались слишком заезженными,чтобы уловить дух этих перемен. Однако большинство черных бунгало бережнохранили свой оптимизм насчет грядущих перемен в американском обществе.
Между тем прошло два года, и поддержанный президентомДжонсоном законопроект о гражданских правах лишь местами приравнивал черныхлюдей к белым, а в остальном это было обыкновенной бумажкой, предписаниямкоторой никто и не собирался подчиняться. Жизнь подавляющего большинствацветных жителей США осталась такой же бесправной на самом деле, их по–прежнемубрали на работу только после того, как последний белый человек откажетсяот нее, а вот в случае увольнения или сокращения они, естественно, быличемпионами, впрочем, как и в получении рекордно низких зарплат, да и всуде к их мнению редко прислушивались, по–прежнему относя афро–американцевко второму сорту граждан США. Оптимизм цветного населения Америки, каквы догадываетесь, стал намного сдержаннее.
Но бездействие властей ни в коем случае не смутило тучасть выходцев из африканского континента, которая не привыкла покорноповиноваться унижающим их законам. Среди африканских переселенцев широкораспространились идеи почитания родного языка, традиционной одежды и сохранениядуха непокорности психологическому порабощению. И первыми в этих рядахбыли музыканты.
Первым музыкантом нового стиля, возникшего в это время,принято считать Джеймса Брауна, который начиная с 1956 года сменил нескольконаправлений, в частности, ритм–энд–блюз и соул, и в конечном счете сталродным отцом фанка. Его первый альбом "Please, Please, Please"положил начало его блистательной одиннадцатилетней по истине революционнойкарьере, венцом которой считается эпохальный двойная сорокапятка под названием"Cold Sweat". Мелодия и гармония стали извечными спутниками каждойпесни в модном стиле "фанк". Сформировался и стандартный наборприемов построения данных песен, основой которых были несколько ритмов,исполняемых множеством инструментов и ударники, часто используемые барабаннымиансамблями народов, проживающих вдоль пустыни Сахара. В идеале лирика этихзаписей стала таким же мощным посланием, как и музыка.
Но славные дела фанка и мистера Брауна признавались толькосреди цветного населения, а белые охотно затыкали уши и закрывали глазана притягательную его силу. И еще бы, ведь белые и черные в то время немыслили жизни в мире друг с другом. Джеймс оказался хитрым малым и в периодс 1968 по 1974 год записал аж сорок один в стиле "ритм–энд–блюз".
Однако нельзя и недооценить того вклада, который внесБраун и его музыка в просветительскую, социальную и политическую подкованностьчерного населния Америки. Такие его вещи, как "I Don’t Want NobodyTo Give Me Nothing (Open Up The Door, I’ll Get It Myself)" или "FunkyPresident (People It’s Bad)", стали легендой своего времени и кладомдля будущей поп–культуры.
Но, естественно, первопроходец Джеймс Браун был не единственнымпредставителем этого направления.
Армада старожилов и новичков в музыке двинулась к манящимберегам фанка. Это и SLY AND THE FAMILY STONE, Curtis Mayfield, The METERS,The BAR–KAYS, Rufus Thomas, The ISLEY BROTHERS и FUNKADELIC.
К середине 70–х фанк слегка потерял в скорости, однакобольшим плюсом в его эволюции можно считать его освобождение от излишнейполитизации. The BAR–KAYS и FUNKADELIC стали суперзвездами, а им на сменууже подрастало второе поколение фанковых представителей The OHIO PLAYERS,CON FUNK SHUN, BROTHERS JOHNSON, GRAHAM CENTRAL STATION, The GAP BAND иCameo (помните его знаменитую песню "Word Up"?).
Есть в развитии фанка и более интересные моменты, чемчисто историческая подоплека. Так, например, знаменитый маэстро ДжорджКлинтон из лагеря FUNKADELIC очень любил не без доли юмора изображать насцене различные образы, неполный список которых представляют Dr. Funkenstein,Sir Nose D’Avoidoffunk, Star Child и Mr. Wiggles.
В первой половине 80–х годов после серии совместных работс другими мастерами жанра под различными прикольными названиями Клинтонстал работать под своим собственным именем, приобщив к делу достаточноеколичество неплохих музыкантов для группы поддержки. Дела у него шли неплохо,однако хаотичное ведение дел и новая мода предоставили дорогу в жизнь рэпу,мелодичному балладному соулу и синтезаторной дэнс–музыке, тем самым практическиуничтожив фанк как самостоятельное направление.
Самое интересное, что в последние годы ранние материалыБрауна и его сподвижников постепенно обретают свою вторую жизнь и все этоблагодаря рэп–артистам, которые используют их сэмплы для создания все новыхи новых песен, но уже отнюдь не только для черного населения нашей планеты.Все смешалось в наше время. Проблем как таковых, которые породили фанк,становится все меньше и меньше — люди все больше тянутся друг к другу,а расизм уже давно не в моде.
Вообще, фанк — это великая вещь. Спросите хотя бы у ДжорджаМайкла. А наиболее приближенными к моему понимаю современной сущности фанка,похоже, является группа EN VOGUE.
Отправным моментом в американской истории 60–х годов принятосчитать движение борьбы за гражданские права. Черный или белый, за илипротив: общество постоянно делилось на противоборствующие группировки инаходилось в подвижном состоянии. И музыка как эффективное оружие в рукахумелых, похоже, тоже перестала быть одна для всех.
Именно в данное время активизируются внутренние процессыв стане музыки для черных и сформировались три ярко выраженных ее разветвления(Motown, Stax и Сhicago soul). Но, к сожалению, они оказались слишком заезженными,чтобы уловить дух этих перемен. Однако большинство черных бунгало бережнохранили свой оптимизм насчет грядущих перемен в американском обществе.
Между тем прошло два года, и поддержанный президентомДжонсоном законопроект о гражданских правах лишь местами приравнивал черныхлюдей к белым, а в остальном это было обыкновенной бумажкой, предписаниямкоторой никто и не собирался подчиняться. Жизнь подавляющего большинствацветных жителей США осталась такой же бесправной на самом деле, их по–прежнемубрали на работу только после того, как последний белый человек откажетсяот нее, а вот в случае увольнения или сокращения они, естественно, быличемпионами, впрочем, как и в получении рекордно низких зарплат, да и всуде к их мнению редко прислушивались, по–прежнему относя афро–американцевко второму сорту граждан США. Оптимизм цветного населения Америки, каквы догадываетесь, стал намного сдержаннее.
Но бездействие властей ни в коем случае не смутило тучасть выходцев из африканского континента, которая не привыкла покорноповиноваться унижающим их законам. Среди африканских переселенцев широкораспространились идеи почитания родного языка, традиционной одежды и сохранениядуха непокорности психологическому порабощению. И первыми в этих рядахбыли музыканты.
Первым музыкантом нового стиля, возникшего в это время,принято считать Джеймса Брауна, который начиная с 1956 года сменил нескольконаправлений, в частности, ритм–энд–блюз и соул, и в конечном счете сталродным отцом фанка. Его первый альбом "Please, Please, Please"положил начало его блистательной одиннадцатилетней по истине революционнойкарьере, венцом которой считается эпохальный двойная сорокапятка под названием"Cold Sweat". Мелодия и гармония стали извечными спутниками каждойпесни в модном стиле "фанк". Сформировался и стандартный наборприемов построения данных песен, основой которых были несколько ритмов,исполняемых множеством инструментов и ударники, часто используемые барабаннымиансамблями народов, проживающих вдоль пустыни Сахара. В идеале лирика этихзаписей стала таким же мощным посланием, как и музыка.
Но славные дела фанка и мистера Брауна признавались толькосреди цветного населения, а белые охотно затыкали уши и закрывали глазана притягательную его силу. И еще бы, ведь белые и черные в то время немыслили жизни в мире друг с другом. Джеймс оказался хитрым малым и в периодс 1968 по 1974 год записал аж сорок один в стиле "ритм–энд–блюз".
Однако нельзя и недооценить того вклада, который внесБраун и его музыка в просветительскую, социальную и политическую подкованностьчерного населния Америки. Такие его вещи, как "I Don’t Want NobodyTo Give Me Nothing (Open Up The Door, I’ll Get It Myself)" или "FunkyPresident (People It’s Bad)", стали легендой своего времени и кладомдля будущей поп–культуры.
Но, естественно, первопроходец Джеймс Браун был не единственнымпредставителем этого направления.
Армада старожилов и новичков в музыке двинулась к манящимберегам фанка. Это и SLY AND THE FAMILY STONE, Curtis Mayfield, The METERS,The BAR–KAYS, Rufus Thomas, The ISLEY BROTHERS и FUNKADELIC.
К середине 70–х фанк слегка потерял в скорости, однакобольшим плюсом в его эволюции можно считать его освобождение от излишнейполитизации. The BAR–KAYS и FUNKADELIC стали суперзвездами, а им на сменууже подрастало второе поколение фанковых представителей The OHIO PLAYERS,CON FUNK SHUN, BROTHERS JOHNSON, GRAHAM CENTRAL STATION, The GAP BAND иCameo (помните его знаменитую песню "Word Up"?).
Есть в развитии фанка и более интересные моменты, чемчисто историческая подоплека. Так, например, знаменитый маэстро ДжорджКлинтон из лагеря FUNKADELIC очень любил не без доли юмора изображать насцене различные образы, неполный список которых представляют Dr. Funkenstein,Sir Nose D’Avoidoffunk, Star Child и Mr. Wiggles.
В первой половине 80–х годов после серии совместных работс другими мастерами жанра под различными прикольными названиями Клинтонстал работать под своим собственным именем, приобщив к делу достаточноеколичество неплохих музыкантов для группы поддержки. Дела у него шли неплохо,однако хаотичное ведение дел и новая мода предоставили дорогу в жизнь рэпу,мелодичному балладному соулу и синтезаторной дэнс–музыке, тем самым практическиуничтожив фанк как самостоятельное направление.
Самое интересное, что в последние годы ранние материалыБрауна и его сподвижников постепенно обретают свою вторую жизнь и все этоблагодаря рэп–артистам, которые используют их сэмплы для создания все новыхи новых песен, но уже отнюдь не только для черного населения нашей планеты.Все смешалось в наше время. Проблем как таковых, которые породили фанк,становится все меньше и меньше — люди все больше тянутся друг к другу,а расизм уже давно не в моде.
Вообще, фанк — это великая вещь. Спросите хотя бы у ДжорджаМайкла. А наиболее приближенными к моему понимаю современной сущности фанка,похоже, является группа EN VOGUE.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1997 год в рубрике музыкальная газета