Стиль-Ликбез
Industrial

ШУМИМ, ОДНАКО

Уже само название данного стиля может многое сказатьо музыке, которая определяется этим иностранным словом — "индастриэл".Не правда ли, этот термин несет в себе нечто механическое, мрачно скрежещущее,наполненное грохотом и лязганьем, и это действительно так. Чтобы ощутить,что же такое истинный "индастриэл", вам достаточно представитьсебе бригаду портовых рабочих, человек этак в 6–8, которые усиленно занятыраспиливанием огромного, бурого от ржавчины и покрытого многочисленнымипробоинами остова старой баржи. Каждый рабочий причем орудует отдельныминструментом, не обращая ни малейшего внимания на своих коллег. И вот "шумок",издаваемый ножовками, молотками, электродрелями и автогенами, сливаясьв один бесконечный устрашающий звук, имеет полное право носить название"индастриэл". Такую музыку играли классики этого стиля — EINSTUЕRZENDENEUBAUTEN где–то в середине 80–х. Но это было уже позднее.

Из истории стиля

А начиналось все в середине 70–х. Сам термин "индастриэл"возник в 1976 году, когда музыканты небезызвестной группы THROBBING GRISTLEсоздали Industrial Records. Первыми из тех, кто записывался на этой студиибыли: VONTE CAZZAZZA, CLOCK DVA, CABARET VOLTAIRE, LEATHER NUN, WilliamS. Burroughs и разумеется, сами THROBBING GRISTLE. И несмотря на имевшееместо различия между музыкой этих исполнителей, всех их объединяло одно— своим творчеством они выражали протест против политического и социальногостроя общества того времени. И какой бы мрачной и устрашающей ни казаласьих музыка, она, по мнению самих музыкантов, была лишь отражением объективныхпроцессов, происходивших в обществе. "Индастриэлисты" считалисебя не просто музыкальным движением, а представителями альтернативнойкультуры, которая противопоставлялась культуре традиционной. Основнымихарактерными чертами индустриальных групп того периода были:

1. Сознательное решение записываться на независимых студиях.Сотрудничая с подобными студиями, музыканты стремились сохранить основнуюидею своего творчества, уберечь его от алчных и нечистых на руку крупныхзвукозаписывающих компаний, которые строят свое финансовое благополучиена чужом труде.

2. Широкое использование синтезаторов, а также всевозможныхподручных средств для извлечения альтернативных "звуков без смысла",которые были неким противовесом традиционной музыке, своего рода анти–музыкой.

3. Использование не только чисто музыкальных средств.Поскольку телевидение стало куда более сильным средством воздействия нааудиторию, чем любое музыкальное произведение, выступления "индустриальных"групп часто сопровождались соответствующим видео–оформлением.

4. Шоковая тактика. Для того, чтобы привлечь вниманиеокружающих к своему творчеству, музыканты часто старались потрясти и шокироватьслушателей, что им, стоит признать, иногда удавалось. Однако в жестокоммире, полном конфликтов, проблем и отрицательных эмоций эта тактика былаобречена на провал. Человек сегодня так часто становится свидетелем трагическихсобытий, что подчас просто невозможно заставить его обратить внимание навыступления музыкантов, против законов этого общества.

Конец 70–х — начало 80–х годов — период таких групп какNON, SPK, EINSTUERZENDE NEUBAUTEN, TEST DEPARTMENT, LAIBACH, RHYTHM ANDNOISE, ONO, TRIAL. В своей работе они используют как последние достиженияв области синтезаторной музыки, так и самодельные инструменты для извлеченияразличных "индустриальных" звуков и шумов. Музыка уже не настолькосоциально остра, как в 70–е.

Если же говорить о современном "индастриэле",то он еще более мягок и даже иногда мелодичен. По мнению многих, сегодняэто скорее электронная музыка, имеющая своеобразный танцевальный ритм,в который вклиниваются всяческие резкие звуки и различные немузыкальныешумы. Такой "индастриэл" играют SKINNY PUPPY, REVOLTING COCKS,MINISTRY, FRONT 242, FRONT LINE ASSEMBLY.

Страсть к использованию грохота и всевозможных "машинных"звуков, которые являются неизменным атрибутом того, что принято считатьклассическим "индастриэл" имеет, как оказалось, глубокие историческиекорни. Еще в конце 19–го века идеофоны (различного рода шумы) использовалисьв оркестровых постановках. Luil Russolo в своих выступлениях использовалсвоеобразные шумовоспроизводящие приспособления (1913). Где–то около 1920года Erik Sotie использовал звуки и шум печатных машинок в музыке к своейсюрреалистической пьесе "Parade". В двадцатые же годы в Италиии Франции возникли школы "Futurist’’ и ‘’Machine Music’’. К прочимисторически значимыми в этом плане фигурам стоит отнести Edgard Varese,чье произведение под названием ‘’Ionisation’’ является первым западнымсочинением исключительно для ударных инструментов. В 1958 году им былозаписано еще одно важное для развития электронной музыки произведение "PoemeElectronique". Работа "Musique Concrete’’, над которой нарядус некоторыми другими музыкантами работал Pierre Schoeffev, представляетсобой подборку электронно обработанных обычных звуков окружающего нас мира,таких как падение капли, звук разбивающегося стекла. Произведения JonnCage "First Construction in Metal’’ и ‘’Imaginary Landscape N№4"считаются главными вехами в истории американской музыки.

Не ото всех да понемногу

THROBBING GRISTLE.Группа образовалась в Лондонев 1975 году и состояла из четырех человек. Ими были: Genesis Р-Orridge,Cosey Fanni Tutti, Peter Christoferson и Chris Carter. Несмотря на созданнуюими студию звукозаписи, их ранние записи выходили в количестве всего несколькихсотен. Коллектив распался в мае 1981 года. Расставаясь, музыканты заявили:"THROBBING GRISTLE был всего лишь проектом, а не жизнью... мы выжалииз него все — нам больше нечего сказать." Позже они переиздали свойдебютный альбом ‘’Second Annual Report’’, но запись на нем была сделанав обратном направлении. Вскоре Orridge и Christoferson возникли как PSYCHICTV, а их партнеры стали работать как CHRIS AND COSEY.

SPK.Образовался этот коллектив в 1978 году, когдаударник Derek Thompson работал в клинике для душевнобольных, ухаживая запациентом по имени Neil, который вскоре стал членом группы. Еще одним членомгруппы была Sisаn. Одним из многочисленных вариантов расшифровки названия,таких как SYSTEMS PLANNING CORPORATION, SURGICAL PENIS KLINIK был и такойSOZIALISTISCHE PAZIENTEN KOLLEKTIVE, имевший истоком одноименное движениеборьбы душевнобольных за свои права. Группа приобрела скандальную популярность,т.к. на их концертах часто демонстрировались слайды и фильмы, показывающиекартины хирургических операций, а во время одного из лондонских концертовв декабре 1983 года один из членов группы едва не искалечил несколькихзрителей (среди которых был один журналист), чересчур размахавшись металлическойцепью. Альбом 1982 года "Lichenschrei" был, по мнению критиков,попыткой сделать нечто подобное на THROBBING GRISTLE. Однако пика своеготворчества группа достигла лишь с приходом в нее Graham Revell.

EINSTUERZENDE NEUBAUTENдали свой первый концертв апреле 1980–го года. Тогда в группу входили: Blixa Bargeld, N.U.Unruh,Beate Bartel и Gudrun Gut. Их первым официальным альбомом считается "Kollaps",записанный с использованием множества звуков, издаваемых различными нетрадиционными"инструментами", начиная от стальных труб и заканчивая металлическимиканистрами. Альбом 1987 года "Funf Auf Der Nach Oben Offenen Richterskala"был задуман, как последний альбом группы, однако в 1989 году группа сновасобралась, чтобы записать "Haus Der Luge". Затем последовал ещеряд альбомов, последний из которых вышел в 1996 году и называется "EndeNeu".

Что же касается названия группы, то на русский язык онопереводится как "Рушащиеся новостройки". Данное название быловыбрано группой после того, как в Берлине в 1980 году рухнуло здание конгресса,расположенное недалеко от Рейхстага. Оно было подарено Германии СоединеннымиШтатами и до 1980 года использовалось для проведения различного рода выставоки конференций, однако из–за ненадежной железобетонной конструкции, сооруженнойв 60–е годы, оно рухнуло. Погиб один журналист, несколько человек былоранено, несколько машин погребено под обломками. После довольно долгогообсуждения, городскими властями было принято решение восстановить зданиеконгресса, как символ дружбы между Германией и Соединенными Штатами. (Длятех, кто особо интересуется историей создания и творчеством данной группысообщаем, что готовится обширная статья, целиком посвященная EINSTUERZENDENEUBAUTEN).

REVOLTING COCKS.Название данной команды частопишется в виде RevCo, по причине крайней его неприличности. (Если желаете,можете взять большой, не менее, чем на 50 тысяч слов, англо–русский словарьи посмотреть, как это переводится). История их образования уводит нас вдалекую середину 80–х, когда Al Jourgenson (также участник группы MINISTRY)в чикагской бильярдной встретился с Belgians Richard и Luc Van Acker. Легендагласит, что пьяный Van Acker наткнулся на солиста MINISTRY, когда тот пыталсясделать последний удар в партии на сумму в 500 долларов. Jourgenson нашелв себе силы и выиграл–таки партию, и веселая тройка на радостях разнеславесь бар. Когда они покидали это гостеприимное заведение, управляющий крикнулим вслед: "Убирайтесь вы, …" (Далее следовало название этой группы).В оригинале это выглянуло приблизительно так: "Get out, you revoltingcocks!" Первым синглом группы был "No Devotion", выпущенныйна известной чикагской студии Wax Trax. В 1987 году к ним присоединилсямультиинструменталист William Rieflin. Когда Richard ушел в FRONT 242,его место занял Chris Connelly. В записи некоторых альбомов группы такжепринимал участие Roland Barker из MINISTRY. Jourgenson после записи альбомов"You Goddamned Son Of A Bitch", "Beers", "SteersAnd Queers" случалось, приостанавливал свою активность в REVOLTINGCOCKS, целиком посвящая себя MINISTRY.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета