Эдипов Комплекс Англоязычный комплекс
Вступление
С 6 по 8 июня в Санкт–Петербурге гремел очередной фестиваль.С 6 по 9 июня осколочек питерского рока был скорым поездом доставлен вМинск, блеснул в свете софитов столичного клуба "Риф" и застрялна какой–то момент в Уручье. Солидный, скажу вам, осколочек! Не осколочек,а целый разноплановый "комплекс" — ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.
Занимательная группа! В стиле, коему музыканты отдаютпредпочтение (что–то среднее между арт–роком и брит–попом), не играет ниодна ведущая команда не только Минска, но, кажется, и Питера. Эксклюзивныйстиль среди отечественных рокеров! Но в питерском фестивале "дэдэтэшников"ребятам не нашлось места. Причина — англоязычные песни, а Шевчук и командаратуют за исполнение песен на языке той страны, где музыканты живут.
Ну и ладно! Зато минские концерты ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА привлеклибольшее, нежели в Питере, внимание. Устроившись за кухонным столом послевыступления, вокалист "эдиповцев" Ян Николенко повел свой рассказ...
Истоки
За некоторое время до поступления в университет родителипристроили меня заниматься английским языком к одной очень хорошей репетиторше.У нее был сын Петя, мой ровесник. Вел себя загадочно, чем–то смахивал намасона. Внутри его таилось что–то, о чем он никому не рассказывал. Однаждыон, жутко стесняясь, затаскивает меня в укромное местечко и шепчет: "Явот к тебе все присматривался. Знаю, что ты окончил музыкальную школу поклассу флейты. А я играю в одной группе, и мы недавно записали альбом!"Он мне его поставил... Звучало ужасно! Очень уж наворочено. Но, до тогомомента я не играл ни в какой команде, мне стало интересно попробоватьчто–нибудь записать с этими ребятами. На бас–гитаре в том "бэнде"играл Хоха — наш Миша Хант, — в то время волосатенький хиппи и очень смешноймолодой человек. Играл он плохо, гитара у него была отвратительная. Я как–тосразу с ним подружился. Мы около года "рубились" в том кошмарномколлективе, который жив до сих пор. Когда Хохе кто–то принес маленькийсинтезатор "Casio", он предложил чуть побаловаться: понапридумываликакие–то идиотские песенки, пародии на "попсу"... Мы даже записаливсе это на магнитофон и, эта раритетная кассета сохранилась! Клавиши вернулиськ хозяину. А я признался Хохе: "Знаешь, у меня есть песни... на английскомязыке." Мишка стал прикалываться: "Ну–ну! Хо! На английском?Спой мне хоть одну!" Я "намычал" что–то — ему понравилось!Но Хоха у нас — человек сомневающийся всегда и во всем. Первый его ответна какое–либо предложение — "нет", потом он десять раз подумаети скажет "да". Восхитившись первой песенкой, он эдак занудливоговорит: "Ну, это, конечно, хорошо, а что мы будет еще исполнять?Ты уверен, что сможешь сочинить что–то еще?" "Уверен, что получится!"— ответил я.
Миша привел гитариста Антона Яцкевича. Для начинающегоколлектива это был идеальный вариант: парень нигде не играл, сидел домаи "пилил" на отличном, привезенном из Америки, инструменте. Единственное,что было "в минус": дома он привык играть один, и в группе продолжалнепрерывно солировать. Понятие "гитара как часть ансамбля" длянего было недоступно. Числился у нас и ужасающий барабанщик Михася, которогопотом забрали в армию. Он знал всего один ритм и один "брейк",но играл... Мы репетировали в Стрельне — 1 час 40 минут от центра Питера.После института три раза в неделю аккуратно там появлялись. Таскали насебе комбики и инструменты. А место было! На горе — старинный дворец, ранеешикарный! До нашего появления его занимало военное училище. Снаружи дворецвесь разрушен, а перед ним — парк, как в Петродворце. Князь Константинов,когда строил его, поставил цель: сделать все, как в Петродворце, даже вырылканал и фонтаны, насадил парк... В конце концов, то ли князь проиграл своетворение в карты, то ли он умер, но дворец так и не был обжит. Место забавное!Внутри — сплошное военное училище — пахнет казармой. В этой оригинальнойатмосфере мы долго репетировали. Потом было первое серьезное выступлениев 92–м, на котором мы познакомились с нашим будущим директором ВалеройПросвировым. Он, будучи в то время семнадцати с половиной лет отроду, организовалобалденный фестиваль молодых групп! Было очень авторитетное жюри. ЭДИПОВКОМПЛЕКС занял II место, получил ударную установку и два комбика! Воодушевленныеуспехом, мы позвонили Валере и предложили стать нашим менеджером, а онзаявил: "Не буду! Я — менеджер металлической группы ВОЛАНД!"Упирался он долго, но когда ВОЛАНД стал разваливаться, он сказал: "Ладно,черт с вами!" Так что уже пять лет мы работаем с Валеркой. В группеза это время побывало множество замечательных музыкантов, но костяк — яи Хоха — не изменился. А сейчас с нами играют Вовка Коляда — гитара, клавишникИгорь Кононов и барабанщик Андрюша Стригодский.
Хлеб насущный...
Конечно, концертами одними сыт не будешь. К примеру, Хохаработает ди–джеем на радиостанции 107,7 FM. Мы с Вовой — в музыкальноммагазине фирмы "Roland" на Инженерной улице. Группа репетируетв том же магазине: там огромный демонстрационный зал с инструментами иакустикой . По тому, сколько мы продаем, можно было бы говорить, что мыи хорошо зарабатываем, но увы — большая часть денег уходит на оплату арендыпомещения. Если вспоминать про заработки на выступлениях клуба, то чащевсего мы работаем за какие–то определенные проценты от суммы проданныхвходных билетов — это нормально, потому что в Питере на наши концерты ходитмного народа.
Путешественники
Самым памятным выступлением я считаю концерт в Польшена Сопотском рок–фестивале. Представьте: изумительный широченный пляж,от которого в море уходит длинный изогнутый мол. На берегу, напротив мола,устанавливают сцену с шикарным аппаратом!.. А вот с концертами в Англиимы "обломились": уже был спланирован тур из 8 концертов, а намне дали виз! Мы были неопытными. Это потом нам уже объяснили, что тот жеАКВАРИУМ, когда едет в Англию записываться или с концертами, то музыкантывсе едут в разное время и по разным приглашениям. Иначе их не пустят —таков закон. Сложно получить лицензию. Если ты играешь классическую музыкуи едешь туда выступать, это считается культурным обменом. А если группаиграет рок — это уже шоу–бизнес! Отдыхай! Не помогли даже факсы из клубов,где должны были пройти сейшены, присланные в консульство с уверением втом, что группе ничего не заплатят — это просто обмен опытом...
Вообще, в дороге с нами частенько происходят суперчудеса.Мы ехали в Сопот через Калининград и занимали два плацкарта. Таможня. Водном купе — Валерка с сотоварищами, в другом — я, Вовка и еще кто–то изребят. Вовкины гитары лежат под каким–то из двух нижних сидений. Сертифицированыони не были. А по желанию таможенника владелец гитар обязан предъявитьсертификат с надписью о том, что для государства они не представляют собойхудожественной либо культурной ценности. Любой таможенник понял бы, чтоте прежние допотопные гитары составляют ценность лишь для группы, но запростосмог бы придраться и конфисковать. Я не знал, что в соседнем купе ребятасказали таможенникам, что все мы едем в Сопот. Таможенник заходит к нам:"Куда едем?" "В Калининград", — отвечаю.
— А зачем?
— Отдыхать!
— А что везете в Калининград? — говорит дядечка, торжествуя.
— Как что? Личные вещи!
— Какие–такие личные вещи?
— Одежду, полотенца...
— Полотенца? Ну–ка откройте вот эту нижнюю полочку!
Под сидением стоят две сумки, а сверху лежат наши полотенца!Открывая эту полку, я замирал от ужаса! Я понятия не имел, под какой полкойлежат гитары. Таможенник посмотрел разочарованно: "А, ну, счастливогопути!" Он даже забыл про вторую полку!
А еще была история: собрались мы в Невель на фестиваль.Пришли с Валеркой на вокзал, купили билеты на Невельский поезд. За полчасадо отхода поезда встречаемся с ребятами, а Хоха еще и опоздал на пятнадцатьминут! Мы не спеша идем через вокзал, мимо расписания... Бросаем на неговзгляд — нет нашего поезда! Мы в справку — а нам говорят: "Покажитебилеты! А, так ваш поезд отправляется с Московского вокзала". Билеты–томожно купить в кассах любого вокзала, а уехать можно только с конкретного!Мы с грохотом ввалились в метро. Проехать две станции заняло целую вечность!В поезд мы заскакивали на ходу. Собираясь в Минск, мы настроились на очередныеприключения с поездами, но, к счастью, ничего не случилось...
Эпилог
Беседа с Яном на теплой кухне затянулась до пяти часовутра. Уже часам к трем, питерцы по очереди повыползали из комнат и началисосредотачиватья на кухне. Потом в один голос потребовали сварить третийужин (или первый завтрак?) — пельмени. Тут–то и произошла очередная хохма:хозяйка кухни попросила: "Ян, я пока поставлю кастрюлю, нажми этот...ну, на паузу!" — и указала на диктофон. Надо было видеть глаза сидящихдруг напротив друга Владимира и Михаила! Далее — взрыв хохота. Ребята нерассмотрели коварный диктофон. Миша решил, что это фотоаппарат, на-правленныйобъективом к Воло-де, а тот тоже принял диктофон за фотоаппарат! И ни одиниз них сначала не въехал: как это фотоаппарат можно поставить на паузу???Чудеса техники!
С 6 по 8 июня в Санкт–Петербурге гремел очередной фестиваль.С 6 по 9 июня осколочек питерского рока был скорым поездом доставлен вМинск, блеснул в свете софитов столичного клуба "Риф" и застрялна какой–то момент в Уручье. Солидный, скажу вам, осколочек! Не осколочек,а целый разноплановый "комплекс" — ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.
Занимательная группа! В стиле, коему музыканты отдаютпредпочтение (что–то среднее между арт–роком и брит–попом), не играет ниодна ведущая команда не только Минска, но, кажется, и Питера. Эксклюзивныйстиль среди отечественных рокеров! Но в питерском фестивале "дэдэтэшников"ребятам не нашлось места. Причина — англоязычные песни, а Шевчук и командаратуют за исполнение песен на языке той страны, где музыканты живут.
Ну и ладно! Зато минские концерты ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА привлеклибольшее, нежели в Питере, внимание. Устроившись за кухонным столом послевыступления, вокалист "эдиповцев" Ян Николенко повел свой рассказ...
Истоки
За некоторое время до поступления в университет родителипристроили меня заниматься английским языком к одной очень хорошей репетиторше.У нее был сын Петя, мой ровесник. Вел себя загадочно, чем–то смахивал намасона. Внутри его таилось что–то, о чем он никому не рассказывал. Однаждыон, жутко стесняясь, затаскивает меня в укромное местечко и шепчет: "Явот к тебе все присматривался. Знаю, что ты окончил музыкальную школу поклассу флейты. А я играю в одной группе, и мы недавно записали альбом!"Он мне его поставил... Звучало ужасно! Очень уж наворочено. Но, до тогомомента я не играл ни в какой команде, мне стало интересно попробоватьчто–нибудь записать с этими ребятами. На бас–гитаре в том "бэнде"играл Хоха — наш Миша Хант, — в то время волосатенький хиппи и очень смешноймолодой человек. Играл он плохо, гитара у него была отвратительная. Я как–тосразу с ним подружился. Мы около года "рубились" в том кошмарномколлективе, который жив до сих пор. Когда Хохе кто–то принес маленькийсинтезатор "Casio", он предложил чуть побаловаться: понапридумываликакие–то идиотские песенки, пародии на "попсу"... Мы даже записаливсе это на магнитофон и, эта раритетная кассета сохранилась! Клавиши вернулиськ хозяину. А я признался Хохе: "Знаешь, у меня есть песни... на английскомязыке." Мишка стал прикалываться: "Ну–ну! Хо! На английском?Спой мне хоть одну!" Я "намычал" что–то — ему понравилось!Но Хоха у нас — человек сомневающийся всегда и во всем. Первый его ответна какое–либо предложение — "нет", потом он десять раз подумаети скажет "да". Восхитившись первой песенкой, он эдак занудливоговорит: "Ну, это, конечно, хорошо, а что мы будет еще исполнять?Ты уверен, что сможешь сочинить что–то еще?" "Уверен, что получится!"— ответил я.
Миша привел гитариста Антона Яцкевича. Для начинающегоколлектива это был идеальный вариант: парень нигде не играл, сидел домаи "пилил" на отличном, привезенном из Америки, инструменте. Единственное,что было "в минус": дома он привык играть один, и в группе продолжалнепрерывно солировать. Понятие "гитара как часть ансамбля" длянего было недоступно. Числился у нас и ужасающий барабанщик Михася, которогопотом забрали в армию. Он знал всего один ритм и один "брейк",но играл... Мы репетировали в Стрельне — 1 час 40 минут от центра Питера.После института три раза в неделю аккуратно там появлялись. Таскали насебе комбики и инструменты. А место было! На горе — старинный дворец, ранеешикарный! До нашего появления его занимало военное училище. Снаружи дворецвесь разрушен, а перед ним — парк, как в Петродворце. Князь Константинов,когда строил его, поставил цель: сделать все, как в Петродворце, даже вырылканал и фонтаны, насадил парк... В конце концов, то ли князь проиграл своетворение в карты, то ли он умер, но дворец так и не был обжит. Место забавное!Внутри — сплошное военное училище — пахнет казармой. В этой оригинальнойатмосфере мы долго репетировали. Потом было первое серьезное выступлениев 92–м, на котором мы познакомились с нашим будущим директором ВалеройПросвировым. Он, будучи в то время семнадцати с половиной лет отроду, организовалобалденный фестиваль молодых групп! Было очень авторитетное жюри. ЭДИПОВКОМПЛЕКС занял II место, получил ударную установку и два комбика! Воодушевленныеуспехом, мы позвонили Валере и предложили стать нашим менеджером, а онзаявил: "Не буду! Я — менеджер металлической группы ВОЛАНД!"Упирался он долго, но когда ВОЛАНД стал разваливаться, он сказал: "Ладно,черт с вами!" Так что уже пять лет мы работаем с Валеркой. В группеза это время побывало множество замечательных музыкантов, но костяк — яи Хоха — не изменился. А сейчас с нами играют Вовка Коляда — гитара, клавишникИгорь Кононов и барабанщик Андрюша Стригодский.
Хлеб насущный...
Конечно, концертами одними сыт не будешь. К примеру, Хохаработает ди–джеем на радиостанции 107,7 FM. Мы с Вовой — в музыкальноммагазине фирмы "Roland" на Инженерной улице. Группа репетируетв том же магазине: там огромный демонстрационный зал с инструментами иакустикой . По тому, сколько мы продаем, можно было бы говорить, что мыи хорошо зарабатываем, но увы — большая часть денег уходит на оплату арендыпомещения. Если вспоминать про заработки на выступлениях клуба, то чащевсего мы работаем за какие–то определенные проценты от суммы проданныхвходных билетов — это нормально, потому что в Питере на наши концерты ходитмного народа.
Путешественники
Самым памятным выступлением я считаю концерт в Польшена Сопотском рок–фестивале. Представьте: изумительный широченный пляж,от которого в море уходит длинный изогнутый мол. На берегу, напротив мола,устанавливают сцену с шикарным аппаратом!.. А вот с концертами в Англиимы "обломились": уже был спланирован тур из 8 концертов, а намне дали виз! Мы были неопытными. Это потом нам уже объяснили, что тот жеАКВАРИУМ, когда едет в Англию записываться или с концертами, то музыкантывсе едут в разное время и по разным приглашениям. Иначе их не пустят —таков закон. Сложно получить лицензию. Если ты играешь классическую музыкуи едешь туда выступать, это считается культурным обменом. А если группаиграет рок — это уже шоу–бизнес! Отдыхай! Не помогли даже факсы из клубов,где должны были пройти сейшены, присланные в консульство с уверением втом, что группе ничего не заплатят — это просто обмен опытом...
Вообще, в дороге с нами частенько происходят суперчудеса.Мы ехали в Сопот через Калининград и занимали два плацкарта. Таможня. Водном купе — Валерка с сотоварищами, в другом — я, Вовка и еще кто–то изребят. Вовкины гитары лежат под каким–то из двух нижних сидений. Сертифицированыони не были. А по желанию таможенника владелец гитар обязан предъявитьсертификат с надписью о том, что для государства они не представляют собойхудожественной либо культурной ценности. Любой таможенник понял бы, чтоте прежние допотопные гитары составляют ценность лишь для группы, но запростосмог бы придраться и конфисковать. Я не знал, что в соседнем купе ребятасказали таможенникам, что все мы едем в Сопот. Таможенник заходит к нам:"Куда едем?" "В Калининград", — отвечаю.
— А зачем?
— Отдыхать!
— А что везете в Калининград? — говорит дядечка, торжествуя.
— Как что? Личные вещи!
— Какие–такие личные вещи?
— Одежду, полотенца...
— Полотенца? Ну–ка откройте вот эту нижнюю полочку!
Под сидением стоят две сумки, а сверху лежат наши полотенца!Открывая эту полку, я замирал от ужаса! Я понятия не имел, под какой полкойлежат гитары. Таможенник посмотрел разочарованно: "А, ну, счастливогопути!" Он даже забыл про вторую полку!
А еще была история: собрались мы в Невель на фестиваль.Пришли с Валеркой на вокзал, купили билеты на Невельский поезд. За полчасадо отхода поезда встречаемся с ребятами, а Хоха еще и опоздал на пятнадцатьминут! Мы не спеша идем через вокзал, мимо расписания... Бросаем на неговзгляд — нет нашего поезда! Мы в справку — а нам говорят: "Покажитебилеты! А, так ваш поезд отправляется с Московского вокзала". Билеты–томожно купить в кассах любого вокзала, а уехать можно только с конкретного!Мы с грохотом ввалились в метро. Проехать две станции заняло целую вечность!В поезд мы заскакивали на ходу. Собираясь в Минск, мы настроились на очередныеприключения с поездами, но, к счастью, ничего не случилось...
Эпилог
Беседа с Яном на теплой кухне затянулась до пяти часовутра. Уже часам к трем, питерцы по очереди повыползали из комнат и началисосредотачиватья на кухне. Потом в один голос потребовали сварить третийужин (или первый завтрак?) — пельмени. Тут–то и произошла очередная хохма:хозяйка кухни попросила: "Ян, я пока поставлю кастрюлю, нажми этот...ну, на паузу!" — и указала на диктофон. Надо было видеть глаза сидящихдруг напротив друга Владимира и Михаила! Далее — взрыв хохота. Ребята нерассмотрели коварный диктофон. Миша решил, что это фотоаппарат, на-правленныйобъективом к Воло-де, а тот тоже принял диктофон за фотоаппарат! И ни одиниз них сначала не въехал: как это фотоаппарат можно поставить на паузу???Чудеса техники!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1997 год в рубрике музыкальная газета