Цой, Виктор
С днем рождения, Витя...

Виктору Цою 21 июня исполнилось бы 35. И исполнится,поскольку память всех тех, кто знал Цоя лично, и кто слушал песни Виктораиз зала или дома, сидя у магнитофона, не дает ему навсегда расстаться сэтой землей, со всеми нами, живущими в разных уголках бывшего Союза. Людскаяпамять выборочна, немногие персонажи из нашего прошлого остаются с намидо конца дней, отпущенных на жизнь. Мы выбираем Цоя...

Перед вами два интервью, взятых у людей, близко знавшихВиктора, по своему любивших его, по своему вспоминающих.

МАРИАННА ЦОЙ

— Как Вам нынешнее поколение музыкантов?

— Если честно, я их плохо знаю, с очень ограниченным числомлюдей из них знакома. Я несколько ушла в тень от этих проблем.

— Какие проблемы теперь занимают Вас?

— На самом деле, кроме того, что я ращу сына, занимаюськакими-то своими женскими делами и серьезно взялась за Витино юридическоенаследие, никаких других «увлечений» у меня нет... А-а-а, нет, еще я закончилапервый курс японского языка в университете и нашла спонсоров и деньги напереиздание книги о Викторе, выпущенной в 1991 году полумиллионным тиражом.Сейчас тираж будет, естественно, другим, но сама книга выйдет уже в твердойобложке, на хорошей полиграфии, она дополнится Витиным рассказом «Романс»— единственным его прозаическим произведением.

— Что следует понимать под словами «юридическое наследие»?

— Это значит не просто деньги получать, а отслеживатькакие-то ... м-м-м ... вещи. Например, собираюсь поссориться с мадам Натали,поющую «Звезду по имени Солнце» (по моим понятиям, неправильно и неудачнозаписавшую Витину песню). Но тут, как говорится, художественные мнениямогут расходиться, но то, что и юридически все сделано ею неверно, я знаюточно.

— А если бы Вам понравилось, как она исполнила песню,простили бы?

— ... Наверное, все равно бы стала наказывать, и не оттого, что мне хочется больше денег получить, хотя понятно – деньги никогданикому не мешали. У нас в стране должно действовать авторское право, савторами нужно обращаться аккуратно. Даже если берешь для песни в качестветекста стихи Есенина, давным-давно почившего, ты должен пойти в определеннуюконтору и узнать как с этим делом правильно обращаться. Нельзя к подобномуотноситься, как к бульварным газетам, вырезкам, макулатуре. Я всю жизньбилась за цивилизованные отношения между автором и исполнителем, еще приВите. Мне всегда было непонятно, когда люди брали и чего-то там походя«выплевывали» из себя. Ладно бы свое, так ведь чужое, ну а если ты такойумный – сочини сам.

— Тогда, как Вы относитесь к певцу из Чечни Бек-Хану,возведенного нашим братом-журналистом в творческие правопреемники Цоя?

— Бек – чистой воды творчество авторское. Он немножкопохож на Витю, может быть, потому что у них одинаковые внутренние стержни,настоящие, мужские. Но, в принципе, он ничего не «дерет», а поет как можети это слышно, он искусственно не загоняет в себя голос, имеющий низкийвокальный диапозон, иногда бывающий похожим на то, как пел Витя... Бек-Ханочень искренний человек, я его знала до событий в Чечне, мы познакомилисьпять лет назад в Москве. Потом он пропал на войне, потом снова «вырулил»на нас... Мы просто с ним дружим и все.

— Вы помните последнее день рождение Виктора, котороевстречали вместе с ним?

— ... Было очень весело и очень много народу, группа КИНОв полном составе, бесконечные какие-то Каспаряновские девушки, девушкидевушек, девушки девушек девушек... Сане, нашему сыну, еще не было двухлет, он жил в деревне с бабушкой, а у нас на квартире тогда творился полныйбеспредел...

— Что можно сказать о Цое одной фразой?

— Одной фразой?.. Практически ничего невозможно... «Покажимне людей уверенных в завтрашнем дне, нарисуй мне портреты героев погибшихна этом пути...»

ЮРИЙ БЕЛИШКИН

— Минская издательская фирма «Ковчег» не так давно выпустиаВашу книгу афоризмов...

— Она была, как бы, разминкой, а 8 июня вышло более полноеее издание под названием «Фразы». Это то, чем я сегодня живу.

— А как же работа с музыкантами, неужели поставили наней крест?

— Она всегда являлась для меня профессией, а написаниекниг – уже любовь... А с музыкантами мне сейчас совершенно неинтересноработать, среди сегодняшних рок-н-ролльщиков, на мой взгляд, нет яркихличностей по сравнению с их предыдущим поколением. Нет по-настоящему талантливыхлюдей, таких как АЛИСА, ДДТ. Даже ЧАЙФ, при всем моем к нему уважении,не способен собрать аншлаг на свой концерт. Это страшно, но это реальность,что ж тогда говорить о совсем молоденьких группах. У них нет песни, хорошей,новой, на которую пойдет публика.

— Хит и рок-н-ролл понятия совместимые?

— В моем понимании, да. Хит – это то, что нравится моейшестидесятипятилетней теще, в целом не любящей рок-музыку, но слушающейотдельные песни SCORPIONS, EAGLES, THE BEATLES. А когда «долбежка» выдаетсяза песню, когда меня пытаются заставить что-то полюбить, я невольно отталкиваюэто от себя... Моей двенадцатилетней дочери не нравится современный отечественныйрок, ее одноклассникам, слушающим CURE, QUEEN, КИНО, и не потому, что яработал с Цоем. Они учатся в слегка «продвинутой» школе, для одаренныхдетей, и как-то раз провели у себя хит-парад «Ваша любимая группа», такиз наших исполнителей в него на четвертое место попала только КИНО.

— А не написание ли хитов в некоторой степени повлиялона некий кризис, в который стал погружаться Цой в последний год жизни?

— Они его «погубили» настолько, что вы зайдите сегодняв любой киоск звукозаписи, в любой музыкальный магазин, и спросите, ктоиз наших музыкантов наиболее стабильно покупаем. И в 9 из 10 точек вамответят — Цой. И покупателя ведь никто не уговаривает силой, он сам выбираетсебе музыку, значит в ней что-то есть. Виктор — даже не музыка, а явление,личность. А это как раз то, что сегодня не хватает нашим музыкантам, играющимна сцене, они не личности, они, в лучшем случае, просто хорошо играют.А вне сцены они никто. Артист мужского пола должен быть Мужчиной, долженбыть умным, обаятельным, умеющим выпить бутылку водки так, чтобы послеэтого никого не посылать и не блевать в раковину. Нормального рок-музыкантаи так найти очень сложно, 9 из 10 из них, прошу прощения, это вые..н напустом месте. Сегодняшний рок-н-ролльщик живет в комнате из зеркал, и есликогда-нибудь он их разобьет, то разобьет и гитару... Вот сейчас появилсяБек-Хан... Я никого конкретно не хочу теперь «лажать», но то, что он делает,мягко говоря, спорно... Цой же вызывал симпатию как у людей его совсемне знавших, так и знавших Витю только по песням, но не в лицо. Своим поведением,имиджем, общением, какой-то, в хорошем смысле, дистанцией. С одной стороны,он был человек загодочный, но в то же время и обыкновенным, таким как все.

— Вы как-то сказали, что, по Вашему мнению, смерть Цояне была случайной, Вы не исключали и версию самоубийства...

— То, что она не была случайна, это бесспорно. Существуетизвестная теория, придуманная не мной, что Поэты сами от нас не уходят.А Витя был Поэт, и чем дольше я живу, тем отчетливее это вижу, тем большеон для меня ценен. Я со своими книгами постепенно удаляюсь от рок-н-ролла,но общаться со старыми приятелями не перестаю, и по-прежнему вращаюсь вэтом кругу, так вот, с каждым годом я все отчетливее вижу, что Цой какбыл среди них самым для меня интересным и главным человеком, так он имостается и по сей день.

— Вы пытались как-то поговорить с Юрием Айзеншписом, ставшимпосле Вас директором группы КИНО, о том, какую «вакханалию» по зарабатываниюденег на памяти Цоя он в свое время организовал?

— А зачем мне было говорить? Он слева – я справа, он справа– я слева... Если бы ему было лет восемь, я может что и посоветовал...Макаренко как-то сказал, что человека нужно воспитывать сразу же по рождению,на третий день будет уже поздно. Айзеншпис по-своему, по-московски, по-айзеншписовскисчитал, что все делает правильно.

— Грубо говоря, "бьют" за такое?

— ... У меня последний год голова полна афоризмами...У нас, к сожалению, некому бить. Бьющий человек должен иметь деньги, чтобыв случае чего «отмазаться», телохранителя или самому быть бойцом. Ты ударишь,а потом у тебя на пути окажется машина, как у Цоя... И смелый бывает трусливым,когда у него есть жена, дети. Зачем делать плохо тем людям, которые тебялюбят? Лишь только когда ты один, ты можешь позволить себе роскошь удара.

— Цой, наверное, как всякая творческая личность мучилсясвоим несовершенством...

— Думаю, что да. В отличии от сегодняшних музыкантов,рассуждающих о малом количестве зрителей на своем концерте, мол, те недоросли до их понимания. Как так, мы уже состоялись, у нас все класс, мытакие крутые. А Виктор был «в смятку», если уж играть словами, он считалсебя далеким от идеального рок-н-ролльщика, потому что уже был по-своемусовершенством.

— Существует ли для Вас единственная песня Цоя, та которая...

— ... «Легенда»... Их несколько, но для меня «Легенда»...Цой во время ее исполнения со сцены получал такой колоссальнй ответ иззала... Зрители сначала замирали, потом находились в каком-то трансе, ав конце словно взрывались!

— Если бы Виктор вошел сейчас в Вашу дверь, о чем бы Выс ним поговорили?

— Я бы сделал все возможное, чтобы он не уехал на какой-нибудьсовременный рок-концерт. Постарался бы его увезти туда, куда он хочет,может быть, на его могилу. Помог бы чисто административно, по-официантски– поймал бы машину, если бы у него не было денег – заплатил бы за него...

... Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета