Стиль-Ликбез Rave
Общие сведения
Слово «rave» очень часто применяют в совокупности с эпитетами«иррациональный» и «бредовый», и получается, что больше всего оно применимок очумелым вечеринкам или просто местам встреч западной молодежи, которыевошли в моду в конце 80-х годов, с появившимся практически свободным доступомк экстази. Современный рэйв пошел намного дальше. Рэйв-пати стали кудаболее динамичными, в их обустройстве не последнюю роль стал играть свети лазеры, а его непосредственное звучание целиком и полностью было отданово власть самых последних экспериментов с компьютерными технологиями извлечениязвука. Эта музыка была призвана рождать галлюцинации и стала ассоциироватьсяв основном с техно и наркотиками. Находящая по сути полностью в руках ди-джеев,будущее этой музыки ныне развивается не только как разновидность эксплуатацииэлектронного звучания со скоростью 120-180 ударов в минуту и стандартнымнабором используемых моделей синтезаторов, электронных ударных установоки сэмплеров с запрограммированными сегментами музыки, любезно вырезаннойиз других записей, но также как и культура. И как у любой культуры, у рэйваесть свои основополагающие принципы, одним из которых является неизменнаястрасть к общению через Интернет. Продолжая славные традиции 60-х, рэйверыпридерживаются имиджа душевных людей, оптимистов пропагандирующих идеимира и культурной гармонии. В отличие от тех же мрачно-мстительных гранджейи металлеров, люди рэйва пытаются радоваться жизни путем создания вокругсебя атмосферы тотального развлечения, в котором музыка делит первое местос духовным и психоделическим началом, призванным сплотить абсолютно разныхлюдей под знаменами этой музыки. По сути рэйв — это современная смесь хип-хопаи индастриэл, но в отличие от своих прародителей, рэйверы скорее держатсяна высокотехнологичном оборудовании для создания своей музыки, нежели игнорируютразвитие науки и технологии, в частности.
Основные элементы рэйв-культуры сформировались в конце80-х— начале 90-х годов, и в этом нет ничего удивительного, что за прошедшиегода она разделилась на множество течений и субкультур и продолжает рождатьвсе новых своих «детишек». Хардкор-техно, детройт-техно, интеллиджент-технои чистое рэйв-техно стали в купе олицетворять электронное рэйв-направлениев современной музыке. И наконец, когда ди-джеи поняли, что насыщенная постояннымдвижением их вечеринка прямо-таки грезит по чему-нибудь плавному и болееспокойному, в моду вошел транс, который внес в атмосферу дэнсинга элементыгипноза, вводя слушателя в трансовое состояние (по определению). Практическито же самое удалось и эмбиент-музыке, но о ее специфических прелестях иочевидных недостатках я уже как-то рассказывал вам.
Исторический экскурс
Техно берет свое начало из глубин существования сразунескольких стилей (рока, индастриэл, дэнс-попа и электронного нью-эйджа).Но наиболее реальным прародителем этого стиля является музыка всего лишьодной-одинешенькой группы под всемирно известным названием KRAFTWERK, которыепо сути, дали рождение электронной танцевальной музыке выходом своего знаменитогоальбома 1981 года «Computer World». Кстати, именно технологическому звучаниюпесен этой группы техно обязано своим названием!
Музыка индастриэл была также одним из сильнейших по влияниюисточников для раннего развития техно (а значит и рэйва). Первоначальнозарекомендовавшие себя как чисто индастриэл-группы CABARET VOLTAIRE и FRONT242, решили перепрофилироваться, и уже к концу 80-х годов обе имели в своейдискографии по одному-два менее шумных, чем ранее, но зато в корне танцевальныхальбома. Таким образом, их собственное звучание оказалось на перепутьемежду индастриэл и евро-попом тех же KRAFTWERK, DEPECHE MODE и THE ARTOF NOISE.
Третьим важнейшим вдохновителем техно стала хаус-музыка.Придуманная американскими ди-джеями из Чикаго и Детройта в самом начале80-х годов, она прекрасно уместила в себе соул и фанк вместе с шумным новомоднымзвучанием драм-машин, чтобы прибавить энергии танцевальной музыке. А когдана вооружении первых технарей появились аналоговые синтезаторы новых поколений,пионеры техно-движения, такие как CYBOTRON и YELLO просто наложили хаус-ритмына компьютеризированное звучание KRAFTWERK, что в конечном итоге привелок убыстрению танцевальных ритмов на протяжении всех 80-х годов благодарястараниям Moby и PROGRAM 2.
Но техно продолжало эволюционировать. Интеллиджент-технои транс выступили против моды на быстрые ритмы, и во главе с такими флагманамикак ORBITAL, APHEX TWIN и FUSE, все-таки выхлопотали достойное место подсолнцем для более умеренного применения драм-машины и сделали больший акцентна сэмплеры, добиваясь более гибкого звучания. Именно использование новыхсэмплов и гармоний откровенно роднили эту музыку с традиционными наработкамиTANGERINE DREAM, Жана-Мишеля Жарра и Клауса Шульца. А если говорить начистоту, дискография TANGERINE DREAM наряду с сокровищницей KRAFTWERK оказаласькладом для большинства современных техно-коллективов. Все, начиная с THEPRODIGY и THE CHEMICAL BROTHERS и другими британскими техно-рэйв-командами,и заканчивая другими европейскими техно-проектами типа DUNE, Blumchen илиCharly Lownoise & Mental Theo регулярно копаются в этом богатом музыкальномнаследии. А что остается, ведь новое это на 99% хорошо забытое старое,и именно этот ничтожный процент действительно свежих идей и составляетпонятие «прогресс».
Слово «rave» очень часто применяют в совокупности с эпитетами«иррациональный» и «бредовый», и получается, что больше всего оно применимок очумелым вечеринкам или просто местам встреч западной молодежи, которыевошли в моду в конце 80-х годов, с появившимся практически свободным доступомк экстази. Современный рэйв пошел намного дальше. Рэйв-пати стали кудаболее динамичными, в их обустройстве не последнюю роль стал играть свети лазеры, а его непосредственное звучание целиком и полностью было отданово власть самых последних экспериментов с компьютерными технологиями извлечениязвука. Эта музыка была призвана рождать галлюцинации и стала ассоциироватьсяв основном с техно и наркотиками. Находящая по сути полностью в руках ди-джеев,будущее этой музыки ныне развивается не только как разновидность эксплуатацииэлектронного звучания со скоростью 120-180 ударов в минуту и стандартнымнабором используемых моделей синтезаторов, электронных ударных установоки сэмплеров с запрограммированными сегментами музыки, любезно вырезаннойиз других записей, но также как и культура. И как у любой культуры, у рэйваесть свои основополагающие принципы, одним из которых является неизменнаястрасть к общению через Интернет. Продолжая славные традиции 60-х, рэйверыпридерживаются имиджа душевных людей, оптимистов пропагандирующих идеимира и культурной гармонии. В отличие от тех же мрачно-мстительных гранджейи металлеров, люди рэйва пытаются радоваться жизни путем создания вокругсебя атмосферы тотального развлечения, в котором музыка делит первое местос духовным и психоделическим началом, призванным сплотить абсолютно разныхлюдей под знаменами этой музыки. По сути рэйв — это современная смесь хип-хопаи индастриэл, но в отличие от своих прародителей, рэйверы скорее держатсяна высокотехнологичном оборудовании для создания своей музыки, нежели игнорируютразвитие науки и технологии, в частности.
Основные элементы рэйв-культуры сформировались в конце80-х— начале 90-х годов, и в этом нет ничего удивительного, что за прошедшиегода она разделилась на множество течений и субкультур и продолжает рождатьвсе новых своих «детишек». Хардкор-техно, детройт-техно, интеллиджент-технои чистое рэйв-техно стали в купе олицетворять электронное рэйв-направлениев современной музыке. И наконец, когда ди-джеи поняли, что насыщенная постояннымдвижением их вечеринка прямо-таки грезит по чему-нибудь плавному и болееспокойному, в моду вошел транс, который внес в атмосферу дэнсинга элементыгипноза, вводя слушателя в трансовое состояние (по определению). Практическито же самое удалось и эмбиент-музыке, но о ее специфических прелестях иочевидных недостатках я уже как-то рассказывал вам.
Исторический экскурс
Техно берет свое начало из глубин существования сразунескольких стилей (рока, индастриэл, дэнс-попа и электронного нью-эйджа).Но наиболее реальным прародителем этого стиля является музыка всего лишьодной-одинешенькой группы под всемирно известным названием KRAFTWERK, которыепо сути, дали рождение электронной танцевальной музыке выходом своего знаменитогоальбома 1981 года «Computer World». Кстати, именно технологическому звучаниюпесен этой группы техно обязано своим названием!
Музыка индастриэл была также одним из сильнейших по влияниюисточников для раннего развития техно (а значит и рэйва). Первоначальнозарекомендовавшие себя как чисто индастриэл-группы CABARET VOLTAIRE и FRONT242, решили перепрофилироваться, и уже к концу 80-х годов обе имели в своейдискографии по одному-два менее шумных, чем ранее, но зато в корне танцевальныхальбома. Таким образом, их собственное звучание оказалось на перепутьемежду индастриэл и евро-попом тех же KRAFTWERK, DEPECHE MODE и THE ARTOF NOISE.
Третьим важнейшим вдохновителем техно стала хаус-музыка.Придуманная американскими ди-джеями из Чикаго и Детройта в самом начале80-х годов, она прекрасно уместила в себе соул и фанк вместе с шумным новомоднымзвучанием драм-машин, чтобы прибавить энергии танцевальной музыке. А когдана вооружении первых технарей появились аналоговые синтезаторы новых поколений,пионеры техно-движения, такие как CYBOTRON и YELLO просто наложили хаус-ритмына компьютеризированное звучание KRAFTWERK, что в конечном итоге привелок убыстрению танцевальных ритмов на протяжении всех 80-х годов благодарястараниям Moby и PROGRAM 2.
Но техно продолжало эволюционировать. Интеллиджент-технои транс выступили против моды на быстрые ритмы, и во главе с такими флагманамикак ORBITAL, APHEX TWIN и FUSE, все-таки выхлопотали достойное место подсолнцем для более умеренного применения драм-машины и сделали больший акцентна сэмплеры, добиваясь более гибкого звучания. Именно использование новыхсэмплов и гармоний откровенно роднили эту музыку с традиционными наработкамиTANGERINE DREAM, Жана-Мишеля Жарра и Клауса Шульца. А если говорить начистоту, дискография TANGERINE DREAM наряду с сокровищницей KRAFTWERK оказаласькладом для большинства современных техно-коллективов. Все, начиная с THEPRODIGY и THE CHEMICAL BROTHERS и другими британскими техно-рэйв-командами,и заканчивая другими европейскими техно-проектами типа DUNE, Blumchen илиCharly Lownoise & Mental Theo регулярно копаются в этом богатом музыкальномнаследии. А что остается, ведь новое это на 99% хорошо забытое старое,и именно этот ничтожный процент действительно свежих идей и составляетпонятие «прогресс».
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 1997 год в рубрике музыкальная газета