Стиль-Ликбез
Reggae

Оригинальная музыка ямайских растаманов — реггей —оставалась некоторое время достоянием лишь ограниченного количества ушейих соотечественников, но к середине 70-х годов для нее наконец пришло времяпокорить и весь мир, а в частности, очень консервативный Запад. Это быловремя, когда традиционный рок был просто обезоружен, он потерял свое доминирующееположение в сознании слушателя как главный рупор бунтовщиков и просто оченьтемпераментных музыкантов. Социальная направленность новой музыки, затрагиваниепроблем взаимоотношения расс, религий, формирования действительной человеческойдуховности дали рэггей необходимую почву для очень скорого признания.

Стиль реггей, естественно, сформировался не из небытия.Его глубокие корни ведут еще к деревенской музыке mento, столь любимойих дедушками и бабушками вплоть до 40-х годов, а также получил хорошуюпочву во времена rock steady, которая тоже имеет соул и ритм-энд-блюз природу.Менто представлял собой разновидность фолк-музыки, исполняемую сезоннымирабочими с использованием гитар, самодельных барабанов и миниатюрных ручныхпианино африканского происхождения, которые называются калимба. Развивавшийсяпод огромным влиянием тринидадских песнопений, менто вскоре превратилсяв перспективный, содержательный, смышленый и бунтарский музон, а его ритмывсе больше стали походить на синкопированные басы и бесконечно повторяющиесягитарные партии популярных в карибских странах танцевальных стилей rumbaи merengue.

После Второй Мировой войны популярность менто еще большевозросла, в основном, благодаря модным американским ритм-энд-блюз записям,доминировавшим на радиостанциях всего Нового Орлеана и Майами. К счастьюдля музыкантов этого направления таких как Louis Jordan, Fats Domino иJohnny Ace их песни стали очень любить ди-джеи, имеющие достаточно мощнуюаппаратуру и проводящие дискотеки в местных клубах, дэнс-холлах или простона улицах.

В 60-х годах эти песни стали менее доступными широкомупотребителю, и поэтому те же самые ди-джеи превратились в продюсеров иобосновали небольшие уютные студии, располагавшиеся в городе Кингстон.Некоторые из этих людей, как, например, Coxsone Dodd, Duke Reid и PrinceBuster, взяли под свою опеку несколько новых групп, которые попыталисьсымитировать старый американский ритм-энд-блюз, который им так нравился.В результате получилось что-то похожее на ska. Здесь уже можно было говоритьо разнообразии используемых инструментов, среди которых особое место отводилосьдуховым инструментам и клавишным. Новые группы THE SKATALITES, THE SKAKINGS и THE SOUL VENDURS оказались на гребне популярности практически вовсех ямайских городских кварталах.

К слову, ska в начале развивался как чисто инструментальнаямузыка, но с течением времени тексты стали неотъемлемой частью этих песен,и лирика вновь (со времен менто) приобрела бунтарский характер, порицаяотсутствие в законодательствах многих американских стран нормальных человеческихправ, отвечающих интересам коренного населения. К середине 60-х годов лирическаянаправленность стиля приобрела скорее воинственный, чем дипломатичный характер,а основной исповедуемой идеологией стало т.н. растаманство, которое нарядус многими безобидными идеями призывало к еще большему единению черных людей,формированию пан-африканского духа и веры, которая бы сплотила всех верующихв бога Jah. Теперь уже музыку подгоняли под религию, она стала медленнееи способствовала расслаблению и более глубокому посвящению молитвам, и,по сути, вновь пришла к rock steady.

И вот, как только этот стиль наконец-то вышел из моды,ему на смену пришел рэггей и, что самое удивительное, в нем вряд ли что-нибудьпеременилось даже в наши дни. Он показал свою ритмичную и инструментальнуюконсервативность, ведь главная роль здесь почти всегда оставляется длябас-гитары и вокала, потом плавно подключаются ударные и все — мы получаеммузыку, которая суммирует все многовековые изыскания ямайской музыкальнойкультуры.

Как и положено довольно самобытному музыкальному стилю,рэггей не мог оставаться достоянием только одной страны. Вскоре его ритмыможно было услышать во многих местечках Британии и США. Появление на ихмузыкальных рынках новых рэггей-записей почти всегда принималось с энтузиазмомместным населением (особенно эммигрантами), и рэггей с его непосредственностью,правдивостью и популизмом стал вытеснять из потребительской корзины болеестандартные и коммерциализированные альбом роковых музыкантов.

Наконец, мы подошли к самой знаменитой страничке в историиэтого стиля, которая связана с именем легендарного Боба Марли. А все началосьс того, что в 1972 году известный продюсер Крис Блэкуэлл, который уже отличилсятем, что основал лейбл Island Records, на волне успеха модного ямайскогостиля подписал контракт с группой, назвавшей себя THE WAILERS. Солистомв ней был молодой Боб Марли, которой до сего момента работал с продюсеромЛи Перри и создал себе задел из большого количества уже написанных песен,которые и составили ставший классическим репертуар ранних записей группы.Его мощная и глубоко трогательная лирика, а также магнетические живые концертышли в большом контрасте с размеренностью западной поп- и рок-музыки, иМарли стал культовой звездой на Западе, почитаемый как черным, так и белымнаселением и, говоря уже с современных позиций, стал просто интернациональнымфеноменом. Он помог популяризировать рэггей и прославил Ямайку на весьмир. Марли умер от рака через девять лет, и его похороны собрали 10000-нуютолпу его поклонников со всего мира, которые на протяжении двух дней отдавалисвою последнюю дань музыке этого гениального человека.

Но его благородное дело не пропало, его продолжили такиемузыканты как Джимми Клиф, Ли Перри и Питер Тош. Хотя, в любом случае,ни одному более или менее современному музыканту, представляющему это направление,не удалось еще достигнуть вершин признания Боба Марли. Клиф до сих поргастролирует по Европе, Африке и Америке со своими старыми и несколькиминовыми программами, но в родной Ямайке он теперь уже никто. Его простопрокляли за то, что не так давно вместо растаманства он ушел в исламскуюрелигию.

Следующее поколение звезд рэггей представляют группы типаBURNING SPEAR, TOOTS & THE MAYTALS, THE MIGHTY DIAMONDS, Desmond Dekkerи Gregory Isaacs. Как видно, рэггей стали теперь заниматься не только жителиЯмайки, а посему смысловая нагрузка их музыки стала давать ход в самыхразличных направлениях, не имеющих ничего общего с первоначальными идеямирастаманства.

В 90-е годы, что самое удивительное, рэггей отнюдь непотерял свою актуальность. Уже больше не угнетают проклятые капиталистысвоих чернорабочих с цветной кожей, а стиль живет и даже ежегодно проводятсяграндиозные рэггей-фестивали. Кроме Зигги Марли, прямого наследника музыкисвоего отца, на первое место выдвигаются такие молодые исполнители какSugar Minot и Judy Mowatt. Более того, появилось достаточное количествопредставителей рэггей-движения из африканского континента. Это ALPHA BLONDY,LUCKY DUBE и Majek Fashek. В общем, рэггей живет и даже многие известныезападные музыканты обращаются к его ритмам, когда ничего путного не могутпридумать в рамках своего направления. Поэтому современные чарты до сихпор полны этой музыкой и, я думаю, еще не одно десятилетие мы будем слышатькавер-версии хитов Боба Марли в исполнение новичков и старой музыкальнойгвардии на рубеже веков.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета