Ozbourne, Ozzy
Так кто же ты, Оззи?

Понять внутренний мир человека трудно, ряд событий,окружающих его, формирует взгляд на действительность, которая не всегдаустраивает. Душа человека начинает протестовать, порой выливаясь в уродливые,абстрактные формы, непонятные для большинства окружающих. А если в добавокко всему это еще и творческая натура, то последствия вообще непредсказуемы.В эти минуты талант, скрывающийся где–то в глубине души, вдруг начинает"бурлить", выливаясь наружу, являясь тем, что есть в человекесамое лучшее. Это и есть творчество. Наш герой Оззи Осборн — одна из такихфигур, творчество которых не всегда понятно окружающим. Понять его значитпонять душу самого человека, хотя многие думают, что в его творчестве нетничего особенного. Так кто же ты, Оззи?

...Джон Майкл Осборн, родившийся 3 декабря 1948 года впредместье Бирмингема, еще в школе не был успевающим и в добавок ко всемуснискал репутацию ученика, которого ничего не интересовало, кроме шутоки "дураковаляния". Для него наибольшим удовольствием было испугатьсвоих школьных друзей, являясь перед ними в образе Дракулы или Франкенштейна.И это не случайно. Уже в этом возрасте его привлекали сказки и историис привкусом тайны и ужаса. Вот так мальчик! А из–за его любви к книге "Волшебникстраны Озз" он и получил свое прозвище Оззи, ставшее впоследствииего визитной карточкой. В те же школьные годы был у него огромный интереско всему, что было связано со смертью. "Ужас и смерть всегда завораживалилюдей. Смерть — одна из не многих вещей, которая останется какой–то тайнойвсегда и ее незнание всегда будет волновать", — говорил Оззи. Делодошло до того, что как–то раз молодой Джон пытался повеситься, чтобы выяснить,что чувствует человек, стоящий лицом к смерти. "К счастью, вошел отеци дело закончилось большой поркой. Никогда больше я этим не занимался",— признался Джон. Взвесив все "за" и "против" и решив,что дальнейшее учение ни к чему, он устраивается на работу. Впоследствииих пришлось сменить немало. Последняя — роль мясника на городской бойне.Но душа такого "славного малого" требовала чего–то большего.Вот тогда–то он и решил стать рок–звездой.

На дворе стоял 1967 год, и мало кто мог предположить,что именно тогда и появилась одна из легенд рока 70–х — BLACK SABBATH.Группа состояла из друзей Озии, чем–то похожих в мыслях на него самого:Томми Йомми (Tonny Iommi), которого не очень интересовала работа по починкепишущих машинок — он с радостью взялся за гитару, Билли Уорда (Bill Ward),пересевшего с грузовика за барабаны, и Терри Батлера (Terry Butler), радибас–гитары оставившего приличное место. Название группе дала, как ни странно,песня из их репертуара, а именно "Black Sabbath", выдержанная,как, впрочем, и все остальные, в стиле "умозаключений" Оззи.Менеджер группы Джим Симптон (Jim Simpton), получив аванс в 600 фунтовстерлингов от фирмы Vertigo, организовал запись первого альбома группы,благо ребята играли неплохо. Альбом записали за два дня, а фирма Vertigoсделала свое "дело", создав этакий невиданный "сатанинский"имидж группы, выпустив диск 13 числа в пятницу, расписав музыкантов этакими"колдунами черной магии". Даже без прогона по радио альбом вошелв чарты "Melody Marker": магически таинственное звучание, гулкопульсирующая ритм–секция в контрасте с режущими слух гитарными риффамии незабываемый вокал Оззи Осборн. Из пластинок и видеозаписей ясно, чтоОззи никогда не был великим певцом, но был завораживающей личностью, котораяумела своим обаянием влиять на ум и сердца слушателей. С тысяч плакатовв домах подростков в то время смотрело с немного отсутствующим выражениемлицо Оззи. Оззи был на сцене и в жизни лицом группы. Правда, не каждыйв группе мог это вынести... В группе между Оззи гитаристом Томми Йомминачались трения, и не только из–за чрезмерной популярности Оззи. У Оззи,как это бывает у таких "сильных личностей", в добавок ко всемуначало проявляться, уже не в первый раз, чрезмерное влечение к наркотиками алкоголю. "Это было так сильно, что иной раз я не мог вспомнить,где мы сегодня играем", — вспоминал об этом Оззи. В группе наступилкризис. Это проявилось уже на диске "Sabotage" (1975) и в полноймере на следующем диске "Technacal Ecstagy" (1976). Оззи, "тонкаятворческая натура", порой не осознавая происходящего, видел причинув Йомми: "Стоя на сцене и слушая его постоянные кошмарные джазовыесоло, я спрашивал себя, где наш "твердый стиль". В добавок ковсему Оззи впал в депрессию после смерти отца, и потоки алкоголя превратилисьв реки. Дальше так продолжаться не могло, и конец 1997 года принес британскойпрессе сенсационную новость: "Оззи оставил группу BLACK SABBATH!"Однако Оззи, "отрезвев", вскоре вернулся, правда ненадолго. Диск"Never Say Die" положил конец легенде, время которой, по правдесказать, прошло. Оззи, однако, не "пошел ко дну". Грандиозныйконтракт, который был у BLACK SABBATH с фирмой Jet Records, удивительнымобразом получил и Оззи Осборн. Не правда ли странно, учитывая его не совсемнормальные отклонения. Дело в том, что дочь президента Jet Records ШаронАрден, будучи без ума от Оззи и его увлечения "черной магией",стала его менеджером и взяла карьеру Оззи в свои руки. После курса лечения,почувствовав себя способным творить, Оззи переехал в США и собрал своюгруппу из бывших звезд: басист Боб Дисли (Bob Daisley) (экс–RAINBOW), ударникЛи Керслейк (Lee Kerslake) (экс–URIAH HEEP), клавишник Дон Зири (Don Airey)(экс–RAINBOW) и гитарист Рэнди Роудс (Randy Rhoads) (экс–QUIET RIOT). Этотсостав под названием BLIZZARD OF OZZ выпустил первую пластинку под одноименнымназванием. Молодой талантливый гитарист Рэнди Роудс стал той "искрой"в жизни Оззи, которая толкала его к "большой" работе, полной"дикого музыкального энтузиазма". Концертное турне уже с новымклавишником Л. Бриджеуотером принесло группе очередной успех. В конце годаальбом стал уже золотым. Оззи и Роудс стали готовить материал для следующегодиска, который вышел в 1981 году под названием "Diary Of a Madman"с новыми музыкантами — басистом Руди Сарэо (Rudy Sarzo) и ударником ТоммиОлдриджем (Tommy Aldridge). Альбом быстро стал "золотым", хотяосталось сомнение, избавится ли Оззи от влияния BLACK SABBATH: некоторыепесни альбома имели ритмику и таинственность явно ранних BLACK SABBATH.С успехом сольной карьеры Оззи вернулся и к своим "давним успехам"...

С выходом второго альбома начались концертные "странности"Оззи. На концерте в зале "Des Mones" кто–то из толпы бросил насцену, видимо помня, что у Оззи есть что–то от "колдуна черной магии",живую летучую мышь, которой Оззи без колебания, а возможно и не разобравв чем дело, откусил голову. Правда, из опасения, что мышь могла быть больной,пришлось посетить затем местную больницу. Но зато какой резонанс в прессе,все сошлись во мнении, что Оззи — колдун и "пробует мышь не в первыйраз". У Оззи от таких заявлений опять начались "дикие запои",что в итоге привело к трагедии. 10 марта 1982 года группа остановиласьна короткий отдых во Флориде, во время гастролей на своем автобусе. Кто–топредложил развлечься полетами на самолете. Так как большинство членов группыи персонал были в явном подпитии, то решился полетать Рэнди Роудс и гардеробщицагруппы. Пилот самолета развлекался тем, что "налетал" на автобус,пугая его пассажиров. Во время одного из таких "налетов" самолетзацепил крылом дерево, упал неподалеку на дом и загорелся. В пламени погибпилот и оба пассажира... "Это был самый "черный день" вмоей жизни", — вспоминал Оззи в одном из интервью. — Рэнди был нетолько музыкантом моей группы, он был моим лучшим другом. Для меня этобыло равносильно потере брата..." 4 июня 1982 года стало следующим"верстовым столбом" в жизни Оззи, который женился на Шарон Арден,дочери президента компании Jet Records, хотя последний был против этогобрака. В отместку за дочь Дон Арден требовал выпустить "живой"двойной альбом, выпуск которого входил в контракт Оззи. Чтобы выполнитьсвои контрактные обязательства, пришлось уступить и записать концерты внью–йоркском "Ritz Clab" 26 и 27 октября 1982 года, в которомгруппа выступила с новым гитаристом Брэйдом Джайлсом (Braid Jalsone). Альбомполучил название "Talk Of the Devil" и содержал только старыевещи BLACK SABBATH. Оззи комментировал это так: "Ненавижу этот альбом.Я был вынужден его сделать, чтобы выполнить условия контракта. Я не хотелиспользовать смерть Рэнди, чтобы записать альбом с новым гитаристом. Рэндибыл у меня все время перед глазами". В осеннем турне группа сновапредстала в новом составе. Похоже, перемещения стали уже традицией. Наместо бас–гитариста пришел Сарза Пит Уэй (Sarza Pete Way) (экс–"UFO"),вернулся Дон Эйри. И снова в конце 1982 года из группы ушли и Джайлз иУэй. Наверно, ни у кого не было таких частых смен состава, как у Оззи,что, кстати, продолжается до сих пор. Сам Оззи в интервью журналу "Kerrangt"сказал по этому поводу: "Я не держу в своей группе никого насильно,каждый вправе сделать выбор: играть в группе, а группа — это я, или игратьсоло". Снова пришлось комплектовать состав, но трудность состоялав том, что найти достойную замену Рэнди Роудзу было сложно. Заменой Роудзустал американец Джеки Лу Вильямс, известный больше под псевдонимом ДжейкИ Ли (Jake ‘E Lee). Талантливый музыкант, несмотря на молодость, прошелхорошую школу группы RATT и состава Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio).

Бас–гитаристом стал Дон Коста (Don Costa), которого "хозяин"Оззи вскоре "выкурил", сломав ему при этому переносицу. Пригласивна его место снова Боба Дисли, наконец–то выдали новый альбом "BarkAt The Moon". В оформлении альбома принимал участие известный киногримерГрэг Кэнон. Подготовка грима для Оззи потребовала восемь часов, а стоимостьконверта пластинки перевалила за 50 тысяч фунтов стерлингов. Диск мгновенностал "платиновым", компенсировав все затраты.

В мировом турне, которое началось в Англии, группы отправиласьс новым ударником, знаменитым Кармин Эппис (Carmine Appice), правда, ондолго не задержался. Опять Оззи был недоволен и пригласил Томми Олдриджа.Постоянной фигурой в группе оставался Джейк И Ли. Его необычайно сложныегитарные соло с удивительным настроением на сцене восторженно воспринималисьпубликой и критиками. Дорожная усталость, дикая карусель пьянок и наркотикови небывалая популярность привели Оззи к растройству психики. Пришлось прерватьтурне и уединиться в известной клинике "Bett Ford", чтобы пройтикурс лечения. "Мне тогда помогли Шэрон и дети. Шэрон поставила условие:или наркотики и алкоголь, или семья", — заявил с горечью Оззи. Нона фестивале "Rock In Rio" появился уже "чистый" Оззи,в хорошей форме, что чувствовалось и позже при записи альбома "UltimateSin" (1986). Этот альбом в дискографии Оззи оказался самым удачным.В его записи звучали все музыканты (Джейк И Ли — гитара, Фил Сочсан — бас,Рэнди Кастило — ударные и гость Мик Моран — клавишные), а сам Оззи в песнях"The Ultimate Sin" и "Shot In The Dark" пел как в лучшиевремена BLACK SABBATH. С текстовой стороны интересна "Killer Of Giants",которая показала победу Оззи над алкоголем. Однако Оззи был другого мнения:"Я еще никогда не тратил столько времени на сольный материал и уженикогда не хочу этого повторить. Вероятнее всего, не буду писать года четыре.Музыка должна выразиться внутри вас!"

В 1987 году Оззи приготовил сразу две неожиданности. Первойбыло столь долгое ожидание записи концерта с Рэнда Роудсом на альбоме "RandyRoads Tribute". "Сегодня меня уже никто не сможет обвинить, чтоя сделал это с коммерческой целью, — говорит Оззи. — Кроме того, мы с матерьюРэнди решили весь доход от продажи пустить на благотворительные цели. Этобыла моя память о Рэнди". В мае весь музыкальный мир облетела весть,что Джейк И Ли оставил группу Оззи. Джейк заявил, что его тянет к другомунаправлению — к блюзовой ориентации хард–рока. "Великий чародей"Оззи по этому поводу хранил молчание и был вынужден искать нового гитариста.И награду за свои труды нашел в молодом американском гитаристе Заке Уайлде.Пришлось поменять и бас–гитариста — неожиданно пришел давний друг ТерриБатлер. Итогом этого сотрудничества стал диск "No Rest For The Wicked",с заметным влиянием все тех же BLACK SABBATH.

По–видимому, это был последний крупный успех Оззи. Что–тов нем надломилось. За прошедшие годы ничего нового, незаурядного не появилось.Ушли в прошлое черная магия и колдовство. Расстроилась семейная жизнь.К алкоголю он "охладел" так же, как и к концертам: "Поразаканчивать с концертами. Ничего, кроме головной боли и количества выпитого,они не приносят. Прошлого уже не вернуть". Да, горечь разочарования— это губительно для музыканта. Казалось, что все ушло в прошлое. И вдругв 1995 году вышел так давно ожидавшийся альбом с названием, выдержаннымв духе Оззи, — "Ozzmosis". Даже не слышав его, уже по составугруппы Оззи можно сказать, что это за работа: Стив Вэй (Steve Yai) (гитара),Дин Кэстрэнова (Deen Castranova) (ударные), Зэк Уайлд (гитара) и Террибатлер (бас–гитара). По сути Оззи собрал супергруппу. Виртуозность СтиваВэя вносит в музыку альбома нежность, даже сентиментальность, не свойственнуюОззи. Участие в работе над альбомом Рика Уэйкмана (Nick Wakeman) придалопластинке в целом торжественность и помпезность, чего, возможно, и не хваталопредыдущим работам Оззи. Слушая эту работу Оззи, не перестаешь удивляться.Будто вернулись времена славы BLACK SABBATH. У старины Оззи сил хватитеще не на одну подобную пластинку. Думается, и не без оснований, что очереднойальбом Оззи убедит нас в этом.

Так кто же ты, Оззи? Ниспосланная силами свыше гениальностьили просто обыкновенный пьяница и скандалист? Не будем категоричными всвоих суждениях. Ведь, как ни странно, только после смерти кого–то мы начинаемговорить честно, не кривя душой. Сам Оззи подводит черту: "Я простомузыкант, я не звезда. А в Бога я верил всегда". Ну, что же, покаесть вера — будут и чудеса.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета