Стиль-Ликбез Rap
Интересная вещь мода. Вчера модно одно, сегодня — другое,а завтра — третье. Но все же она повторяется, подтверждая известную мудрость:новое — это хорошо забытое старое. Так получилось и с рэпом...
В нашей стране пик его первой волны пришелся на 1990—1992гг. За неимением ничего другого слушали MC HAMMER, VANILLA ICE и т.п. (ине только мы этим страдали). Поэтому на вопрос «что ты знаешь о рэпе?»,— следовал неизменный ответ: «О! Что такое рэп ?! Это веселенькие вещичкив духе MC HAMMER и VANILLA ICE». Тогда это было действительно так, хотяфанаты рэпа во всем мире просто заслушивались N.W.A., PUBLIC ENEMY, ICECUBE, ICE-T и многими другими исполнителями. У нас просто не было возможностислушать настоящий рэп, и причины здесь очень просты: во-первых, «чужаякультура», и во-вторых, абсолютная спонтанность развития рынка музыкальнойпродукции, где был представлен весьма ограниченный круг записей в основномтрадиционной в нашем понимании музыки (поп, рок, джаз и т.п.).
Вообще, очень заметно, что у нас слушают слепо, повинуяськем-то придуманной моде. Постепенно тогдашние фэны рэпа разделились надве части: одни продолжали слушать рэп, набираясь опыта (но таких быломеньшинство). Другие постепенно перешли к более «техногенному» его варианту.Судьба последних нас меньше интересует. Эта рубрика для тех, кто видитв рэпе не только бесшабашный образ жизни и увлечение на один день (многимнравится отвязанность рэпперов ), но и музыку, которая соответствует ихсобственному мышлению; музыку, которая помогает выжить в этом мире. Онапредназначена для тех, кто видит в понятии «рэп» не только слово «речитатив».
В настоящее время в нашей стране хип-хоп-культура переживаетсвое второе рождение. Хотя стоит заметить, что многие продолжают слушатьрэп, опять-таки повинуясь моде. Особенно это относится к молодежи 12-16лет. Сегодня мы прочтем первую страницу книги под названием «История возникновениярэпа».
Прежде всего, что означает слово «RAP». Существует множествотрактовок этого понятия, но, на мой взгляд, наиболее всеобъемлющим являетсяследующая: RAP — RHYTHMICAL AMERICAN POETRY (ритмичная американская поэзия).И все-таки, как же она зародилась?
Рэп уходит своими корнями в сокровищницу афро-американскойкультуры. Еще в XV—XVI вв. в Западной Африке существовала “особа”, известнаякак «Griot», которая заставляла политиков слушать народ. Так что можнос уверенностью сказать, что сейчас рэпперы — это потомки «Griot». Ритмичныйразговор всегда был частью культуры этих народов. Так Pigment Markham —певец-комедиант занимался в Нью-Йорке 1929 года, похоже, тем, что сейчасуже определенно называют рэпом. Также следует упомянуть имя великого MuhammadAli, который любил метко выражаться стихами.
Но как зародилось само понятие «рэп-музыка»?
Одни утверждают, что рэп пошел от заключенных, так называемых«jail toasts», которые отражали в нем свою жизнь и проблемы. Так, LightningRod, записавший вместе с Jimi Hendrix работу в этом стиле, окунулся с головойв ислам и взял новое имя Jalal Uridin Hansur Nurdin, присоединившись кпервым рэпперам LAST POETS, чей дебютный альбом вышел в 1970 году. Ониназывали себя «громкоговорителями». Группа сформировалась под влияниемюжноафриканского поэта Willy Kgastile. На собрании поэтов в Гарлеме онвыразил свое мнение по поводу поэзии следующим образом: «...поэзия доживаетсвои последние деньки, ей на смену пришло оружие и насилие». Несколькостудентов, присутствовавших на собрании, решили, что они и есть те «последниепоэты». Их тексты были наполнены юмором и отличались интеллектуальностью.Позже Lightning Rod выпустил «Hustler\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Convention» — произведение, котороенесомненно повлияло на большинство начинающих рэпперов Нью-Йорка.
Другие говорят, что рэп попал в Америку в начале 70-хблагодаря одному приехавшему в Нью-Йорк жителю Ямайки. Несмотря на многочисленныепопытки полиции запретить музыку, она избежала ареста, “поселившись“ вЮжном Бронксе, где и “скрывалась“ почти 10 лет, прежде чем снова всплытьна поверхность и завоевать добрую половину мира.
Термин «рэп», что значит «разговор», впервые появилсяв сленге джазистов, игравших би-боп в 40-х годах, а в конце 60-х прочнозакрепился в разговорной речи жителей черных гетто. Уже в 1970 году JamesBrown выпустил сингл «Brother Rap», а в 1972 году он уже записал первыйрэп «King Heroin». Но помимо воздействия фанка и соула рэп испытал сильнейшеевлияние музыки реггей, и впоследствии возник особый стиль raggamuffin —смесь рэпа и реггей.
Как видите, ничего конкретного сказать здесь нельзя. Можнолишь упомянуть о классической трактовке такого понятия, как «истоки рэпа».Оно заключается в следующем. Слово «рэп» в музыкальный обиход вошло ещев середине 70-х с легкой руки черных нью-йоркских диск-жокеев: прокручиваяпластинки, они комментировали записи, общались с публикой и даже рассуждалина общие темы в характерной, четко ритмизированной манере. Именно за этим«диско-речитативом» и закрепилось прозвище «рэп». Тем не менее рэп оставалсялокальным экзотическим жанром, популярность которого не выходила за пределыдискотек. Лишь в начале 80-х рэп стал достоянием широких масс меломанов.Связано это было, во-первых, с невероятным успехом танца break, непосредственнопорожденного рэп-культурой, а во-вторых, с тем, что рэп наконец-то освоилибелые исполнители (BEASTIE BOYS).
Примерно тогда же, в 1983—1984 годах, были зафиксированыпервые эксперименты с рэпом и в России. Однако рэп, в отличие от рока,реально у нас тогда не прижился... Первые ритмы в этом стиле представлялисобой произносимые скороговоркой рифмованные фразы под аккомпанемент компьютернойритм-секции (от 98 до 108 ударов в минуту), смикшированные отрывки популярныхмелодий, уличных разговоров, сигналов машин и т.д.
Термины M.C. (Master Of Ceremony) и D.J. (Disc Jockey)впервые были использованы также в музыке рэггей. Стиль dub, появившийсяна Ямайке в 70-х, был первым музыкальным стилем, полностью основанным назвучании баса и барабанов. На эту ритмическую решетку ди-джеи накладывалиречитативную скороговорку. Вообще, в Нью-Йорке можно выделить четырех ди-джеев,сыгравших важную роль в становлении рэпа:
1. Clive Campbell — более известный как Kool Herc. Егоимя часто ассоциируется с понятием «рэп». Родился на Ямайке и в 20 летэмигрировал в США. В начале 70-х ввел понятие «sample».
2. Afrika Bambaataa — уличный ди-джей из Юго-ВосточногоБронкса, придал рэпу социально-политическую окраску. Выросший среди уличныхбанд, он прошел школу национализма. Является самым великим экспериментаторомв рэпе, совмещающим в своей музыке танцевальные ритмы черных и белых направлений.Работал с такими грандами, как KRAFTWERK.
3.Grandmaster Flash — уличный ди-джей из Южного Бронкса,комбинировал scratch и старые мелодии. Развивал речитатив.
4. DJ Hollywood — из Гарлема. Был ди-джеем на радио ичитал там рэп. Это случилось в конце 70-х, в эпоху музыки диско, мало подходившейдля привыкших к жестким ритмам посетителей дискотек Бронкса. Ди-джеи бралистарые записи, т.к. новых не было, и микшировали их вживую, чтобы создатьновые фанк-композиции.
Итак, рэп родился.
В нашей стране пик его первой волны пришелся на 1990—1992гг. За неимением ничего другого слушали MC HAMMER, VANILLA ICE и т.п. (ине только мы этим страдали). Поэтому на вопрос «что ты знаешь о рэпе?»,— следовал неизменный ответ: «О! Что такое рэп ?! Это веселенькие вещичкив духе MC HAMMER и VANILLA ICE». Тогда это было действительно так, хотяфанаты рэпа во всем мире просто заслушивались N.W.A., PUBLIC ENEMY, ICECUBE, ICE-T и многими другими исполнителями. У нас просто не было возможностислушать настоящий рэп, и причины здесь очень просты: во-первых, «чужаякультура», и во-вторых, абсолютная спонтанность развития рынка музыкальнойпродукции, где был представлен весьма ограниченный круг записей в основномтрадиционной в нашем понимании музыки (поп, рок, джаз и т.п.).
Вообще, очень заметно, что у нас слушают слепо, повинуяськем-то придуманной моде. Постепенно тогдашние фэны рэпа разделились надве части: одни продолжали слушать рэп, набираясь опыта (но таких быломеньшинство). Другие постепенно перешли к более «техногенному» его варианту.Судьба последних нас меньше интересует. Эта рубрика для тех, кто видитв рэпе не только бесшабашный образ жизни и увлечение на один день (многимнравится отвязанность рэпперов ), но и музыку, которая соответствует ихсобственному мышлению; музыку, которая помогает выжить в этом мире. Онапредназначена для тех, кто видит в понятии «рэп» не только слово «речитатив».
В настоящее время в нашей стране хип-хоп-культура переживаетсвое второе рождение. Хотя стоит заметить, что многие продолжают слушатьрэп, опять-таки повинуясь моде. Особенно это относится к молодежи 12-16лет. Сегодня мы прочтем первую страницу книги под названием «История возникновениярэпа».
Прежде всего, что означает слово «RAP». Существует множествотрактовок этого понятия, но, на мой взгляд, наиболее всеобъемлющим являетсяследующая: RAP — RHYTHMICAL AMERICAN POETRY (ритмичная американская поэзия).И все-таки, как же она зародилась?
Рэп уходит своими корнями в сокровищницу афро-американскойкультуры. Еще в XV—XVI вв. в Западной Африке существовала “особа”, известнаякак «Griot», которая заставляла политиков слушать народ. Так что можнос уверенностью сказать, что сейчас рэпперы — это потомки «Griot». Ритмичныйразговор всегда был частью культуры этих народов. Так Pigment Markham —певец-комедиант занимался в Нью-Йорке 1929 года, похоже, тем, что сейчасуже определенно называют рэпом. Также следует упомянуть имя великого MuhammadAli, который любил метко выражаться стихами.
Но как зародилось само понятие «рэп-музыка»?
Одни утверждают, что рэп пошел от заключенных, так называемых«jail toasts», которые отражали в нем свою жизнь и проблемы. Так, LightningRod, записавший вместе с Jimi Hendrix работу в этом стиле, окунулся с головойв ислам и взял новое имя Jalal Uridin Hansur Nurdin, присоединившись кпервым рэпперам LAST POETS, чей дебютный альбом вышел в 1970 году. Ониназывали себя «громкоговорителями». Группа сформировалась под влияниемюжноафриканского поэта Willy Kgastile. На собрании поэтов в Гарлеме онвыразил свое мнение по поводу поэзии следующим образом: «...поэзия доживаетсвои последние деньки, ей на смену пришло оружие и насилие». Несколькостудентов, присутствовавших на собрании, решили, что они и есть те «последниепоэты». Их тексты были наполнены юмором и отличались интеллектуальностью.Позже Lightning Rod выпустил «Hustler\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Convention» — произведение, котороенесомненно повлияло на большинство начинающих рэпперов Нью-Йорка.
Другие говорят, что рэп попал в Америку в начале 70-хблагодаря одному приехавшему в Нью-Йорк жителю Ямайки. Несмотря на многочисленныепопытки полиции запретить музыку, она избежала ареста, “поселившись“ вЮжном Бронксе, где и “скрывалась“ почти 10 лет, прежде чем снова всплытьна поверхность и завоевать добрую половину мира.
Термин «рэп», что значит «разговор», впервые появилсяв сленге джазистов, игравших би-боп в 40-х годах, а в конце 60-х прочнозакрепился в разговорной речи жителей черных гетто. Уже в 1970 году JamesBrown выпустил сингл «Brother Rap», а в 1972 году он уже записал первыйрэп «King Heroin». Но помимо воздействия фанка и соула рэп испытал сильнейшеевлияние музыки реггей, и впоследствии возник особый стиль raggamuffin —смесь рэпа и реггей.
Как видите, ничего конкретного сказать здесь нельзя. Можнолишь упомянуть о классической трактовке такого понятия, как «истоки рэпа».Оно заключается в следующем. Слово «рэп» в музыкальный обиход вошло ещев середине 70-х с легкой руки черных нью-йоркских диск-жокеев: прокручиваяпластинки, они комментировали записи, общались с публикой и даже рассуждалина общие темы в характерной, четко ритмизированной манере. Именно за этим«диско-речитативом» и закрепилось прозвище «рэп». Тем не менее рэп оставалсялокальным экзотическим жанром, популярность которого не выходила за пределыдискотек. Лишь в начале 80-х рэп стал достоянием широких масс меломанов.Связано это было, во-первых, с невероятным успехом танца break, непосредственнопорожденного рэп-культурой, а во-вторых, с тем, что рэп наконец-то освоилибелые исполнители (BEASTIE BOYS).
Примерно тогда же, в 1983—1984 годах, были зафиксированыпервые эксперименты с рэпом и в России. Однако рэп, в отличие от рока,реально у нас тогда не прижился... Первые ритмы в этом стиле представлялисобой произносимые скороговоркой рифмованные фразы под аккомпанемент компьютернойритм-секции (от 98 до 108 ударов в минуту), смикшированные отрывки популярныхмелодий, уличных разговоров, сигналов машин и т.д.
Термины M.C. (Master Of Ceremony) и D.J. (Disc Jockey)впервые были использованы также в музыке рэггей. Стиль dub, появившийсяна Ямайке в 70-х, был первым музыкальным стилем, полностью основанным назвучании баса и барабанов. На эту ритмическую решетку ди-джеи накладывалиречитативную скороговорку. Вообще, в Нью-Йорке можно выделить четырех ди-джеев,сыгравших важную роль в становлении рэпа:
1. Clive Campbell — более известный как Kool Herc. Егоимя часто ассоциируется с понятием «рэп». Родился на Ямайке и в 20 летэмигрировал в США. В начале 70-х ввел понятие «sample».
2. Afrika Bambaataa — уличный ди-джей из Юго-ВосточногоБронкса, придал рэпу социально-политическую окраску. Выросший среди уличныхбанд, он прошел школу национализма. Является самым великим экспериментаторомв рэпе, совмещающим в своей музыке танцевальные ритмы черных и белых направлений.Работал с такими грандами, как KRAFTWERK.
3.Grandmaster Flash — уличный ди-джей из Южного Бронкса,комбинировал scratch и старые мелодии. Развивал речитатив.
4. DJ Hollywood — из Гарлема. Был ди-джеем на радио ичитал там рэп. Это случилось в конце 70-х, в эпоху музыки диско, мало подходившейдля привыкших к жестким ритмам посетителей дискотек Бронкса. Ди-джеи бралистарые записи, т.к. новых не было, и микшировали их вживую, чтобы создатьновые фанк-композиции.
Итак, рэп родился.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1997 год в рубрике музыкальная газета