Beatles, The Lennon — Maccartney История Соперничества
Кажется, все знают, каким успешным оказался творческийтандем Леннон-МакКартни и какой неоценимый вклад внесли эти люди в развитиевсей современной музыки. Вполне естественно было бы предположить, что музыканты,добившиеся в творческом сотрудничестве таких поразительных результатов,должны были быть в жизни большими друзьями — людьми, понимающими друг другас полуслова. Однако на деле все было совсем не так. Отношения Джона Леннона(John Lennon) и Пола МакКартни (Paul McCartney) с первого дня их знакомствастроились на соперничестве. Можно без преувеличения сказать, что именноэто стало одной из главных причин быстрого творческого прогрессированиямузыкантов от обычной скиффл-команды до группы, записавшей такой шедевр,как «Sgt. Pepper\\\\\\\\\\\\\\\'s Lonely Hearts Club Band».
Как известно, все началось в 1956 году. Именно тогда ДжонЛеннон, игравший в любительской скиффл-группе QUARRYMEN, встретил ПолаМакКартни. Пол намного лучше Джона играл на гитаре, помнил наизусть всемодные хиты того времени и вообще неплохо разбирался в музыке. Ко всемуэтому он еще и умел настраивать гитару! Поэтому Джон долго думал, братьли его в группу: он боялся, что Пол мог отнять у него роль лидера. Но,с другой стороны, МакКартни был на целых два года младше (ему было 14 лет),что и повлияло на решение Джона все же предложить ему место в своей команде.
Появление в группе Пола породило у Джона стремление совершенствоватьсямузыкально. Он учился у Пола всему, чему мог. Благодаря этому группа участиласвои репетиции, которые раньше проводились нерегулярно.
Писать песни в группе первым начал Пол, что, конечно же,не могло не повлечь за собой соответствующей реакции Джона. Буквально черезнесколько дней он уже показывал Полу свои сочинения. Это, в свою очередь,дало стимул Полу развивать свои композиторские способности и изобретатьчто-то новое, лучшее, чем у Леннона. К 1958 году у них было уже около стасобственных песен. Хотя ни одна из них не стала хитом, можно смело утверждать,что именно это послужило причиной дальнейшего развития группы. Ведь онимогли бы так и остаться на уровне сотен английских скиффл-групп, исполнявшихпесни известных в то время исполнителей, так и не достигнув хоть какой-либоизвестности.
Соперничество между Джоном и Полом иногда доходило досмешного. Например, они часто спорили о том, кому и сколько можно стоятьу края сцены во время выступления. Тем не менее все это не мешало им оставатьсяодной группой и думать в первую очередь о ее интересах.
Спор между Джоном и Полом о том, какую музыку стоит играть— жесткий рок-н-ролл или же приятную для слуха поп-музыку, так и не разрешенныйими до самого распада BEATLES, как ни странно, зародился еще в самом началесуществования группы. В конце концов каждый из музыкантов пошел своим путем.Джон стал писать все менее коммерческую и более серьезную музыку, тогдакак с Полом все происходило с точностью, да наоборот.
В 1961 году THE BEATLES отправились с концертом в Гамбург.Там они часто сопровождали выступления Тони Шеридана, являвшегося в товремя уже достаточно известным музыкантом. На вопрос немецкого журналистаРуди Бенциена о тогдашних отношениях Джона и Пола в группе он ответил «Первое,что я тогда заметил, было обоюдное признание, которое они высказывали вопрекисвоему соперничеству. Оба хорошо дополняли друг друга. Почти каждый сказалбы, что Леннон был боссом, но, по-моему, это было не совсем так. В том,что касалось музыки — а музыка была всем, — боссом был Пол. На развитиегруппы он повлиял больше, чем Джон. От него исходили инициативы, он настаивална упорной репетиционной работе, потому что знал — это единственный путьстать лучше других. Леннон был энергией, мотором, человеком, который немог ждать, который правил на сцене шоу с шутками и сарказмом».
Успех и мировое признание пришло к группе как раз в тотпериод, когда Джон и Пол начали совместно сочинять песни. Как оказалось,у Джона лучше выходили гитарные пассажи для строф и рефренов, тогда какПолу хорошо давались средние такты, создающие мелодии и сложные гармонии.Таким образом, музыканты творили вплоть до выхода в 1965 году альбома «RubberSoul», на котором значительная часть песен была написана ими отдельно другот друга. А вышедший в следующем году альбом «Revolver» и вовсе поражалсвоей контрастностью между резкими, слегка психоделичными песнями Леннонаи нежными балладами МакКартни. С этого времени сотрудничество Джона и Полав написании песен почти не возобновлялось, хотя на обложках пластинок вграфе авторства всегда стояла строчка «Леннон-МакКартни». А отдельные песни,сочиненные вместе, часто оказывались самыми лучшими в творчестве группы.Так, например, знаменитая песня «A Day In The Life» представляла собойрезультат совместной работы.
И тем не менее, несмотря на распад творческого союза Леннонаи МакКартни, группа просуществовала до 1970 года, создав за это время однииз лучших своих альбомов. Многим кажется удивительным, что музыка Леннонаи МакКартни после распада группы так сильно отличалась от их творчествав THE BEATLES. В особенности были разочарованы поклонники Пола, услышавшихна его сольных альбомах музыку, не идущую ни в какое сравнение с его песнямипериода THE BEATLES. Однако это вполне объяснимо, если учесть, что в группебыло по существу три композитора, тогда как на сольниках каждому приходилосьработать за троих. Но главной причиной стало, вероятно, отсутствие соперничестваи конкуренции, существовавших в группе. Ведь когда решалось, включать липесню в альбом, смотрели прежде всего на ее качество, а не на авторство— THE BEATLES не имели права записывать слабых песен.
Известно, что группа начала распадаться еще во время записи«Sgt. Pepper\\\\\\\\\\\\\\\'s Lonely Hearts Club Band». В особенности трения между Леннономи МакКартни обострились после смерти Брайана Эпштейна, менеджера группы.Когда основанная группой корпорация «Apple» стала терпеть огромные убыткииз-за неумелого управления, музыканты решили пригласить профессиональногоменеджера. Джон, поддержанный Джорджем и Ринго, предложил кандидатуру АлленаКлейна — довольно известного в шоу-бизнесе менеджера, ранее занимавшегосяделами THE ROLLING STONES и Донована. Пол запротестовал, сказав, что несобирается доверять права на свое творчество этому человеку. Вместо негоон предложил своего тестя Джона Истмэна, авторитетного нью-йоркского адвоката.Джон не захотел уступать и заявил, что Пол таким образом хочет прибратькорпорацию к своим рукам. В конце концов, чтобы избавиться от финансовойзависимости от Клейна, МакКартни пришлось предъявить судебный иск самойгруппе, то есть Джону, Джорджу и Ринго. Естественно, все это окончательноиспортило его и без того неважные отношения с Джоном.
После распада группы соперничество Джона и Пола перерослов настоящую вражду. Джон публично называл Пола примитивным обывателем,тот лишь иронично посмеивался, намекая, что таким образом Леннон болезненнореагирует на большую популярность его пластинок.
В 1971 году Леннон выпустил свой альбом «Imagine», однаиз песен которого — «How Do You Sleep?» — представляла собой неприкрытыйвыпад против Пола МакКартни. Джон пел «...The only thing you\\\\\\\\\\\\\\\'ve made wasyesterday...» (т.е. «Единственное, что ты сделал, ты сделал вчера»), намекаяна песню Пола «Yesterday». В альбом Джон также вложил фотографию, где онбыл изображен держащим за уши большую упитанную свинью. Таким образом онхотел поиздеваться над также недавно вышедшим альбомом Пола «Ram» («Баран»),где тот был изображен на обложке держащим барана за рога. Журнал «RollingStone» в своей рецензии назвал эту песню «настолько злобной и самодовольной,что она, по существу, возвеличивает жертву и унижает самого обличителя».
Тем не менее в издевательствах Джона была определеннаядоля правды — Пол действительно значительно упростился и его альбом «Ram»имел откровенно коммерческое звучание. Стоит учитывать, что Джон в то времярадикально изменил подход к написанию песен. Осознав, какое влияние онможет оказывать на людей своей музыкой, в чистом стремлении изменить клучшему этот мир Джон занялся написанием антивоенных, политических песен.В особенности эта тенденция проявилась на его следующем альбоме «SometimeIn New York City». Поэтому такая его реакция на «безыдейную» работу Полабыла вполне естественной.
Пол, не желая вступать в публичные разборки, тем не менеепостарался дать достойный ответ в своих песнях «Dear Friend» и «Let MeRoll In». На этом, видимо, конфликт Леннона и МакКартни закончился.
В заключение можно лишь добавить, что незадолго до смертиЛеннона с ним умудрился поссориться Джордж. Выпустив в 1979 году автобиографическуюкнигу «I, Me, Mine», он ни разу не упомянул в ней Джона Леннона, что, конечно,не могло не обидеть последнего. В интервью одному из журналов Джон с негодованиемотметил этот факт, на что последовала мгновенная реакция Джорджа: — тотв ответ написал песню, выдержанную в довольно резких тонах. Однако песняэта так и не вышла в свет — трагическая смерть Джона Леннона заставилаего уничтожить первоначальный текст песни. Вместо него на эту мелодию онположил новый, повествующий о том, как им всем было хорошо во времена THEBEATLES.
Как известно, все началось в 1956 году. Именно тогда ДжонЛеннон, игравший в любительской скиффл-группе QUARRYMEN, встретил ПолаМакКартни. Пол намного лучше Джона играл на гитаре, помнил наизусть всемодные хиты того времени и вообще неплохо разбирался в музыке. Ко всемуэтому он еще и умел настраивать гитару! Поэтому Джон долго думал, братьли его в группу: он боялся, что Пол мог отнять у него роль лидера. Но,с другой стороны, МакКартни был на целых два года младше (ему было 14 лет),что и повлияло на решение Джона все же предложить ему место в своей команде.
Появление в группе Пола породило у Джона стремление совершенствоватьсямузыкально. Он учился у Пола всему, чему мог. Благодаря этому группа участиласвои репетиции, которые раньше проводились нерегулярно.
Писать песни в группе первым начал Пол, что, конечно же,не могло не повлечь за собой соответствующей реакции Джона. Буквально черезнесколько дней он уже показывал Полу свои сочинения. Это, в свою очередь,дало стимул Полу развивать свои композиторские способности и изобретатьчто-то новое, лучшее, чем у Леннона. К 1958 году у них было уже около стасобственных песен. Хотя ни одна из них не стала хитом, можно смело утверждать,что именно это послужило причиной дальнейшего развития группы. Ведь онимогли бы так и остаться на уровне сотен английских скиффл-групп, исполнявшихпесни известных в то время исполнителей, так и не достигнув хоть какой-либоизвестности.
Соперничество между Джоном и Полом иногда доходило досмешного. Например, они часто спорили о том, кому и сколько можно стоятьу края сцены во время выступления. Тем не менее все это не мешало им оставатьсяодной группой и думать в первую очередь о ее интересах.
Спор между Джоном и Полом о том, какую музыку стоит играть— жесткий рок-н-ролл или же приятную для слуха поп-музыку, так и не разрешенныйими до самого распада BEATLES, как ни странно, зародился еще в самом началесуществования группы. В конце концов каждый из музыкантов пошел своим путем.Джон стал писать все менее коммерческую и более серьезную музыку, тогдакак с Полом все происходило с точностью, да наоборот.
В 1961 году THE BEATLES отправились с концертом в Гамбург.Там они часто сопровождали выступления Тони Шеридана, являвшегося в товремя уже достаточно известным музыкантом. На вопрос немецкого журналистаРуди Бенциена о тогдашних отношениях Джона и Пола в группе он ответил «Первое,что я тогда заметил, было обоюдное признание, которое они высказывали вопрекисвоему соперничеству. Оба хорошо дополняли друг друга. Почти каждый сказалбы, что Леннон был боссом, но, по-моему, это было не совсем так. В том,что касалось музыки — а музыка была всем, — боссом был Пол. На развитиегруппы он повлиял больше, чем Джон. От него исходили инициативы, он настаивална упорной репетиционной работе, потому что знал — это единственный путьстать лучше других. Леннон был энергией, мотором, человеком, который немог ждать, который правил на сцене шоу с шутками и сарказмом».
Успех и мировое признание пришло к группе как раз в тотпериод, когда Джон и Пол начали совместно сочинять песни. Как оказалось,у Джона лучше выходили гитарные пассажи для строф и рефренов, тогда какПолу хорошо давались средние такты, создающие мелодии и сложные гармонии.Таким образом, музыканты творили вплоть до выхода в 1965 году альбома «RubberSoul», на котором значительная часть песен была написана ими отдельно другот друга. А вышедший в следующем году альбом «Revolver» и вовсе поражалсвоей контрастностью между резкими, слегка психоделичными песнями Леннонаи нежными балладами МакКартни. С этого времени сотрудничество Джона и Полав написании песен почти не возобновлялось, хотя на обложках пластинок вграфе авторства всегда стояла строчка «Леннон-МакКартни». А отдельные песни,сочиненные вместе, часто оказывались самыми лучшими в творчестве группы.Так, например, знаменитая песня «A Day In The Life» представляла собойрезультат совместной работы.
И тем не менее, несмотря на распад творческого союза Леннонаи МакКартни, группа просуществовала до 1970 года, создав за это время однииз лучших своих альбомов. Многим кажется удивительным, что музыка Леннонаи МакКартни после распада группы так сильно отличалась от их творчествав THE BEATLES. В особенности были разочарованы поклонники Пола, услышавшихна его сольных альбомах музыку, не идущую ни в какое сравнение с его песнямипериода THE BEATLES. Однако это вполне объяснимо, если учесть, что в группебыло по существу три композитора, тогда как на сольниках каждому приходилосьработать за троих. Но главной причиной стало, вероятно, отсутствие соперничестваи конкуренции, существовавших в группе. Ведь когда решалось, включать липесню в альбом, смотрели прежде всего на ее качество, а не на авторство— THE BEATLES не имели права записывать слабых песен.
Известно, что группа начала распадаться еще во время записи«Sgt. Pepper\\\\\\\\\\\\\\\'s Lonely Hearts Club Band». В особенности трения между Леннономи МакКартни обострились после смерти Брайана Эпштейна, менеджера группы.Когда основанная группой корпорация «Apple» стала терпеть огромные убыткииз-за неумелого управления, музыканты решили пригласить профессиональногоменеджера. Джон, поддержанный Джорджем и Ринго, предложил кандидатуру АлленаКлейна — довольно известного в шоу-бизнесе менеджера, ранее занимавшегосяделами THE ROLLING STONES и Донована. Пол запротестовал, сказав, что несобирается доверять права на свое творчество этому человеку. Вместо негоон предложил своего тестя Джона Истмэна, авторитетного нью-йоркского адвоката.Джон не захотел уступать и заявил, что Пол таким образом хочет прибратькорпорацию к своим рукам. В конце концов, чтобы избавиться от финансовойзависимости от Клейна, МакКартни пришлось предъявить судебный иск самойгруппе, то есть Джону, Джорджу и Ринго. Естественно, все это окончательноиспортило его и без того неважные отношения с Джоном.
После распада группы соперничество Джона и Пола перерослов настоящую вражду. Джон публично называл Пола примитивным обывателем,тот лишь иронично посмеивался, намекая, что таким образом Леннон болезненнореагирует на большую популярность его пластинок.
В 1971 году Леннон выпустил свой альбом «Imagine», однаиз песен которого — «How Do You Sleep?» — представляла собой неприкрытыйвыпад против Пола МакКартни. Джон пел «...The only thing you\\\\\\\\\\\\\\\'ve made wasyesterday...» (т.е. «Единственное, что ты сделал, ты сделал вчера»), намекаяна песню Пола «Yesterday». В альбом Джон также вложил фотографию, где онбыл изображен держащим за уши большую упитанную свинью. Таким образом онхотел поиздеваться над также недавно вышедшим альбомом Пола «Ram» («Баран»),где тот был изображен на обложке держащим барана за рога. Журнал «RollingStone» в своей рецензии назвал эту песню «настолько злобной и самодовольной,что она, по существу, возвеличивает жертву и унижает самого обличителя».
Тем не менее в издевательствах Джона была определеннаядоля правды — Пол действительно значительно упростился и его альбом «Ram»имел откровенно коммерческое звучание. Стоит учитывать, что Джон в то времярадикально изменил подход к написанию песен. Осознав, какое влияние онможет оказывать на людей своей музыкой, в чистом стремлении изменить клучшему этот мир Джон занялся написанием антивоенных, политических песен.В особенности эта тенденция проявилась на его следующем альбоме «SometimeIn New York City». Поэтому такая его реакция на «безыдейную» работу Полабыла вполне естественной.
Пол, не желая вступать в публичные разборки, тем не менеепостарался дать достойный ответ в своих песнях «Dear Friend» и «Let MeRoll In». На этом, видимо, конфликт Леннона и МакКартни закончился.
В заключение можно лишь добавить, что незадолго до смертиЛеннона с ним умудрился поссориться Джордж. Выпустив в 1979 году автобиографическуюкнигу «I, Me, Mine», он ни разу не упомянул в ней Джона Леннона, что, конечно,не могло не обидеть последнего. В интервью одному из журналов Джон с негодованиемотметил этот факт, на что последовала мгновенная реакция Джорджа: — тотв ответ написал песню, выдержанную в довольно резких тонах. Однако песняэта так и не вышла в свет — трагическая смерть Джона Леннона заставилаего уничтожить первоначальный текст песни. Вместо него на эту мелодию онположил новый, повествующий о том, как им всем было хорошо во времена THEBEATLES.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1997 год в рубрике музыкальная газета