Laibach
Контролируемые манипуляции инженеров человеческих душ

В странах реального социализма рок-музыка воспринималасьпо-разному. Изначально, как ранее джаз, ее считали продуктом тлетворнойидеологии буржуазного общества. Однако вскоре коммунистические лидеры пришлик выводу, что рок-н-ролл можно использовать в пропагандистских целях; наиболеепокорные музыканты получили возможность записывать пластинки и выступатьс концертами. Легко вообразить результаты подобного творчества... Тем неменее, вопреки стараниям чиновников и политиканов, социалистический рокнеизбежно скатывался к более или менее удачному копированию не всегда лучшихзападных образцов.

Лишь две группы из стран социалистического лагеря добилисьпризнания среди искушенных, придирчивых западных критиков. В результате,власти Чехословакии официально объявили деятельность THE PLASTIC PEOPLEOF UNIVERSE вне закона... А вот LAIBACH из Югославии удалось благополучнопережить годы гонений и запретов и стать заметным явлением во всемирнойистории рок-музыки.

В начале 80-х годов политическая ситуация в Европе невызывала особого оптимизма. Частичный бойкот московской олимпиады, польскийкризис, смерть югославского вождя Иосифа Броз Тито... 26 сентября 1980года властями города Трбове, расположенного в шахтерском крае наиболеепромышленно развитой югославской республики Словения, была запрещена деятельностьмалоизвестной группы LAIBACH. Биографии музыкантов не предаются огласкепо сей день, поскольку, согласно идеологии коллектива единомышленников,они не имеют никакого значения и не оказывают положительного влияния натворчество. Однако известен состав участников, остающийся неизменным напротяжении почти двух десятков лет плодотворной работы в шоу-бизнесе —это Милан Фрас, Эрвин Матшек, Деян Кнез и Иван Новак. Сначала основнымсредством самовыражения музыкантов была пластика. В картинах, плакатах,сюрреалистических театрализованных представлениях. Стилистика была близканемецкому экспрессионизму. На выставках и во время хэппенингов звучаликомпозиции британской экспериментальной группы THROBBING GRISTLE. Сталивырисовываться первые черты собственной идеологии LAIBACH, создатели которойрешили превратиться в инженеров человеческих душ. Осуществление грандиозныхпланов должно было проходить под аккомпанемент рок-н-ролла...

В родной Югославии LAIBACH стали широко известны благодаряскандалу, случившемуся в 1983 году на биеналле искусств в Загребе. Во времяпрезентации группы демонстрировались фильмы о послевоенной истории странысо специально вмонтированными кадрами — занятиями по строевой подготовкесолдат нацистской Германии, тренировками спортсменов и хирургическими операциями.Сами музыканты были одеты в военные мундиры с повязками на рукавах, накоторых присутствовал какой-то таинственный знак — черный крест вписанныйв шестеренку. Позднее этот графический элемент стал логотипом словенцев.Визуальный коктейль дополняла какофония звуков. Все это переполнило чашутерпения организаторов, и выступление-презентация была прервана. Участникигруппы считали это событие своим первым существенным успехом и в последовавшихинтервью начали умышленно нагнетать атмосферу вокруг LAIBACH. Пока всепытались выяснить, что и как следует понимать, музыканты достигли однойиз своих целей — контролируемой манипуляции, впитавшей в себя их собственноевидение истории пропаганды, политики, тоталитаризма и провокации. "Передкаждым концертом мы психически готовы к аресту", — заявил в одномиз интервью идеолог группы Иван Новак.

Еще большую известность LAIBACH принесла серия концертовпод названием “Турне по оккупированной Европе 1983”, охватившая многиеевропейские страны. Представители югославских посольств выражали серьезнуюозабоченность, поскольку словенцы рекламировали себя плакатами с запрещеннымсловом LAIBACH — немецкоязычный вариант названия столицы Словении Любляны.Вопреки стараниям дипломатов концерты ни разу не отменялись и прошли сбольшим успехом.

Музыкально-театрализованное путешествие LAIBACH по Европевызвало живой интерес к ним большинства западных рок-изданий. Вскоре появилисьпервые фонографические продукты группы, самым важным из которых оказалсядвойной альбом REKAPITULACJA 1980 — 1984, выпущенный в шикарном исполнениизападногерманской независимой компанией "Walter Ulbricht Schallfolie”.Ранее фирма прославилась выпуском пластинок групп THROBBING GRISTLE (“JourneyThrough a Body”) и S.P.K. (“Auto De Fe”).

Словения никогда не была независимым государством. Еекультура представляла собой сплав средневековых традиций и немецкой философскоймысли. Однако уже в начале 80-х там, даже в государственных структурах,начали появляться тенденции сепаратистско-национального толка. На протяжениистолетий символом единства оставался лишь словенский язык, и в тот периодего популяризация имела особое значение. Не трудно догадаться, что элитарно-концептуальныевыбрыки LAIBACH, исполняющих большинство композиций из своего репертуарана немецком языке, вызвали бурю негодования. Музыканты пробовали оборонятьсяот многочисленных нападок со стороны властей и местной прессы: "Использованиенемецкого языка обусловлено тем, что он звучит более остро, нежели родной,словенский, и имеет для нас специфическое историческое значение".Со временем земляки экспериментаторов поняли, что группа не стоит в оппозициинарастающей волне национального самосознания. В 1985 году министерствокультуры республики — Cankarijev Dom — дало официальное разрешение на проведениепредставления “Krst Pod Triglavom”, созданного по мотивам одноименной поэмынародного поэта Франца Прешема. Организацией шоу занялось творческое объединение“Neue Slowenische Kunst” (NSK) (Новое словенское искусство, НСК), состоявшееиз группы балетной пластики IRVIN, театров Sister Scipior Nasice и RdeciPilot, а также студии графики Nowy Kolertywizm. За идеологию и музыкальноесопровождение, конечно, отвечали LAIBACH. После премьеры спектакля уженикто не сомневался в том, что молодые эксцентрики оказали своевременнуюподдержку народному фронту Словении. Кстати, спустя годы после смерти одногоиз основателей группы Томаша Хосника, повесившегося в 1982 году на сеновале— характерном строении для местной архитектуры, некоторые поклонники LAIBACHи идей словенского национального возрождения считают это самоубийство особымсимволом...

Neue Slowenische Kunst (NSK), первоначально представлявшеесобой чисто творческое объединение единомышленников, вскоре, стараниямимузыкантов LAIBACH, трансформировалось в своеобразное независимое государствобез территории. Это весьма напоминает идею Джона Леннона, некогда выдумавшегоутопическую страну Нутопию, существующую без границ, без войн и ненависти.Создание НСК — осуществление заветной мечты многих артистов о стране всеобщегосчастья, в которой, согласно идеологии LAIBACH, на смену всем существующимязыкам придет новая — символическая форма межнационального общения. Участникигруппы не скрывают, что это очередной провокационный эксперимент, но...их утопическое государство благополучно существует и имеет собственныегерб, флаг, паспорт, посольства в рамках конкретных современных политических,демагогических и дипломатических реалий!

Артистическая концепция LAIBACH, базирующаяся на соцреализме,национальном искусстве и итальянском футуризме была изначально скрупулезнопродумана. Тем не менее все записи, выпущенные до подписания контрактас британской фирмой Cherry Red, не имеют особой ценности и могут быть интереснылишь самым преданным фанам в виду малой убедительности представленногоматериала. Однако альбом “Nova Akropola” полностью изменил ситуацию. Вотчто писала о нем британская музыкальная пресса: "Можно ли пойти ещедальше? Ведь это — первый гениальный альбом 80-х годов" (“Melody Maker”);"Одна из наиболее интеллигентных культурных манипуляций со врементроянского коня" (“Performance Magazine”); "После этой пластинкипопулярная музыка и политика не смогут существовать раздельно, и этот процессневозможно остановить" (“NME”). Леонард Бернстайн охарактеризовалтворчество группы как классическую военную музыку, достойную нашего времени.Влиятельная газета “Sounds” признала синглами недели пластинки “Sila” и“Die Liebe”, отметив их четырьмя с половиной звездочками из пяти возможных.LAIBACH сделали первый серьезный шаг в музыкальной карьере.

Сначала LAIBACH заинтересовал европейских меломанов своимбурным диссидентским прошлым, ассоциировавшимся у западного слушателя спредставлениями об угнетенном демоническими правителями населении стран,находившихся за таинственным “железным занавесом”. Чтобы гармонично вписатьсяв западную музыкальную действительность, группа была вынуждена принятьсуществующие в ней законы и поступиться рядом принципов. Квартет подписалконтракт с влиятельной независимой компанией Mute Records, и вскоре появилсяальбом “Opus Del”, в который вошли известные обработки хитов “Life Is Life”австрийской группы OPUS и “One Vision” — QUEEN. Естественно, они весьмаотдаленно напоминали оригиналы, и таким образом, согласно заявлениям идеологовнового искусства, LAIBACH подчеркивали, что репрессивность кроется дажев наиболее демократических странах мира. Это тоталитарное диско оказалосьнастолько привлекательным, что “Opus Del” мгновенно вошел в британскийсписок наиболее популярных альбомов. Сложилась любопытная ситуация: группа,нарочито подчеркивавшая свои манипуляторские способности, оказалась добровольновтянутой в круговорот типичной продукции западной поп-музыки. В этот моментисчезла граница между помпезным рок-тоталитаризмом и новым костюмом БояДжорджа. Впрочем, по мнению специалистов шоу-бизнеса, для достижения поставленнойцели хороши все средства.

Музыканты группы поняли, что совершили опрометчивый шаг,и решили срочно вернуться к исконному средству самовыражения — провокации.Дабы выполнить очередную задачу, надо было нанести сокрушительный ударпо непререкаемым авторитетам британской поп-музыки. Наиболее подходящимимишенями оказались THE BEATLES и THE ROLLING STONES.

Идеолог LAIBACH Иван Новак сделал заявление для прессы:"Наше творчество развивается в рамках музыкальной индустрии, создавшеймиф о несокрушимости могущества двух групп, внесших неоценимый вклад вразвитие рок-музыки и являющихся неотъемлемой частью ее истории. Нас никогдане интересовало то, что они делали, но нам было любопытно знать, чьи интересыони представляли. После исследования их деятельности через призму политики,социологии и идеологии удалось выяснить, что альбом “Let It Be” оказалсяособенным в творчестве THE BEATLES. Он оказался таковым, ибо стал последнимв их дискографии. Воздействие его все еще ощутимо, и он представляет собойпослание для популярной культуры. Нашей целью никогда не было созданиеновых версий старых хитов. Мы всего лишь хотим повлиять на ход истории.Фундамент поп-музыки — повторения и заимствования, и, исходя из этого,мы считаем наши версии оригиналами".

Выходом мини-альбома с шестью новыми версиями известногохита тандема Мик Джаггер — Кит Ричардс “Sympathy For The Devil”, предварившегопоявление альбома “Let It Be”, в который вошли интерпретации всех, кромезаглавной, песен THE BEATLES, группа LAIBACH нанесла удар в само сердцесамодовольного британского музыкального истеблишмента. Яркий пример тому— совместное исполнение песни “Let It Be” в рамках акции LIVE AID популярнымимузыкантами во главе с самим Полом Маккартни. На самом деле — это симптомнового заболевания системы шоу-бизнеса, единственной целью которого являетсявозбуждение интереса публики с последующим увеличением количества продажсольных альбомов участников проекта.

В последующих альбомах LAIBACH присутствует все, кромесамолюбования и атмосферы идиллии. Творчество группы — крайне своеобразныйподход к общепринятым представлениям о массовой культуре. Все песни, подвергаемыебезжалостной обработке, полностью меняют свой первозданный вид, в то времякак тексты остаются без изменений.

LAIBACH шокирует, пугает, но прежде всего умело подводитк мысли о том, что смертельная опасность кроется в нас самих и в нашемближайшем окружении... Трудно предсказать, кто или что после выхода последнегоальбома "Jesus Christ superstar" будет очередной мишенью группы,поскольку выбор неограничен...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета