Cure, The
Каждый грустит по-своему

Сын кукольника Роберт Смит рано открыл для себя однуистину, что все остальное, кроме музыки, ему непосильно и он чувствовалбы себя в этих других ролях как белая ворона. Представьте себе, он побаивалсяфутбола из–за его быстрого течения и частых перемен. Однажды он буквальнопривел в замешательство свою команду, когда внезапно вызвался защищатьсвои ворота без оснований на то. В школе его пугали различные бойкоты исидячие забастовки. Он часто приходил на занятия, прихватив с собой что–нибудьиз женского гардероба. В общем, странности всегда сопутствовали молодомуСмиту.

Три впечатлительных парня

“В мире и так достаточно веселых людей!” — гласил девизи главное отборочное правило, по которому Роберт Смит (род. 21.04.1959г.) в 1976 году в местечке Кроули графства Эссекс подбирал достойных сподвижниковдля своей первой группы THE EASY CURE. Тест на мрачность помыслов и кислуюфизиономию прошли: школьный друг и человек, разделявший с Робертом ещепесочницу в детстве, ударник Лоуренс “Лол” Толхерст (Laurence Tolhurst)и басист Майкл Демпси (Michael Dempsey). По правде говоря, это было отнюдьне первое их совместное предприятие и ребята уже работали до этого моментапод именами THE OBELISKS и MALICE. Они даже выступали пару раз на сценеродного Кроули, пытаясь прославиться за счет переработок самых известныхвещей Дэвида Боуи и Джимми Хендрикса. Но эта попытка ни к чему хорошемуне привела: зрителей оскорбляла то и дело появляющаяся фальшь в исполнениии они прогнали неугодных музыкантов со сцены. Поэтому необходимость сменымузыкального направления и поиска новых перспективных коллег продиктовалаобоим товарищам необходимость смены вывески и кардинальных изменений взвучании. Следующие годы укрепили позиции группы, которая с июня 1978 годастала называться просто THE CURE, и закрепила за собой место (помимо родногопанка) в новом музыкальном направлении, получившем название Gruftrock.Группа выступила на шоу у известного британского музыкального авторитетаДжона Пила (John Peel), запись с которого позже вышла под названием “ThePeel Sessions” (всего четыре композиции). Инициатива по изменению названиягруппы принадлежала знакомому продюсеру Крису Пэрри (Chris Parry), которыйвскоре основал собственную звукозаписывающую компанию, с которой группаподписала контракт.

Кто ходит в гости по утрам...

В середине 1978 года на малоизвестной независимой звукозаписывающейфирме “Small Wonder” вышел первый сингл THE CURE “Killing an Arab/10.15Saturday Night”, который при условии грамотной раскрутки несомненно могбы доставить удовольствие фэнам панк–музыки, но, к сожалению, не нашелбыстрой дороги к признанию. Более того, взыскательные критики, естественно“пришили” ребятам дело о национальной неприязни к арабам. Положение оставляложелать лучшего. Одним весьма загруженным делами утром малоизвестная демо–запись,включавшая смитовский опус “10.15 Saturday Night”, ложится на стол ужеупомянутому шоумену Крису Пэрри, который в 1978 году представлял еще интересызвукозаписывающего гиганта “Polidor”. Орлиный глаз и “сверхпроводниковые”уши последнего, которые до сего момента никогда не подводили их обладателя,одобрившего для совместной работы таких известных музыкантов, как SIOUXSIEAND THE BANSHEES, JAM и SHAM 69, вдруг сосредоточились на принесенном постороннем“предмете”. Заинтересованный Пэрри незамедлительно стал вслушиваться впервые аккорды будущего сингла и нашел их очень волнующими, в то времякак ближе к концу прослушивания у него в голове уже крутились радужныеперспективы работы с новой интересной группой и торжественно играл оркестр.“Было в этой записи что–то отличное от того, что лабали повсюду панки итрэшеры”, — подумал Крис и написал на следующее утро записку музыкантам,в которой предложил сотрудничество с его будущим собственным лейблом. Вскорепосле прописки команды на студии Криса Пэрри в его компании “Fiction” вфеврале 1979 года дебютный сингл был снова переиздан большим тиражом. Группа,окрыленная прогрессирующим успехом, сразу же отправляется в большое британскоеклубное турне. Публика буквально неистовствовала! Полноценный альбом “кьюров”увидел свет в мае 1979 года и назывался “Three Imaginary Boys”, попав вбританские чарты на место под номером 44. Уже тогда несколько удачных композицийпозволяли делать смелый вывод, что музыка группы имеет будущее. Несколькопозже вышла другая версия этого альбома под названием “Boys Don’t Cry”,которая отличалась от первой всего несколькими песнями. В сентябре тогоже года Смит и Ко отправляются уже в мировое турне вместе с известной группойSIOUXSIE AND THE BANSHEES. Эта внезапная творческая связь переросла в сотрудничество,и Смит даже стал подыгрывать им на гитаре вплоть до 1984 года, то и делоподменяя Джона Маккея и Джона Макгоха. Между тем ребята были не прочь пошутить.В декабре 1979 года группа выпустила сингл “I’m A Cult Hero” под громкимименем The CULT HEROES. Шутку публика восприняла без излишнего восторга.Причина же была весьма проста: запись по стилю была абсолютно нетипичнадля группы и музыканты не захотели выпускать ее под названием THE CURE.

17 секунд, которые потрясли мир

Уже с середины 1980 года стиль группы, все больше отходяот панка и попа, претендовал на свое место в роковом направлении с усиливающимсядавлением гитарных партий. Подчеркивающий эти внутренние перемены в коллективесингл “A Forest” первым из существующих наконец–то попадает в английскийТОП 40, в то время как новый альбом “17 Seconds” обеспечивает группе местов первой двадцатке альбомных чартов. В январе 1981 года на любительскуюкамеру о группе был снят небольшой фильм “Carnage Visors”, который настолькопонравился Роберту, что тот записал к нему музыку. Она была очень проста:в ней звучали лишь драм–машина и гитара. В результате его стали показыватьна концертах группы вместо выступления разогревающей группы. Чуть позжезвуковая дорожка оказалась в дополнении к альбому “Faith” на его кассетнойверсии. После того как последующие синглы “Primary”, “Charlotte Sometimes”и “Faith” окончательно укрепили позиции THE CURE в течение 1981 года, группавстретила новый год с новым направлением. Что–то случилось с меланхоличными ненавидящим перемены Робертом. Он вдруг понял, что панк–революции — этохорошо, а пост–панк (в смысле такой “готический поп”, если быть точнее)— лучше. Отдадим должное “кьюровскому” фронтмену: он угадал направлениебудущего ветра. Альбом 1982 года “Pornography” и все без исключения последующиеминорные альбомы группы, размеренно выпускаемые каждый год, заслуживалипристального внимания людей, любящих неуклюжесть и особенный оттенок вокалаСмита. “Seventeen Seconds”, “Faith” и “Pornography” добились золотого статуса.Группа стала такой же культовой, как наука является культовой религиейдля многих из нас. Люди, пребывающие большую часть суток в мрачном расположениидуха, легко смогли рассмотреть в стиле группы элементы так называемогонасильственного панка, который уже вошел в моду. Хотя, меланхоличная манераисполнения Роберта, в принципе, ни в чем не претерпела изменений. Он продолжалс трудом выжимать из своего умиротворенного состояния духа высокие ноты.Его новые, написанные в состоянии вечной депрессии мелодии никак не моглипохвастаться разнообразием тональностей, а монотонность песен повторяласьс завидным постоянством. Но как ни странно, многим людям того времени подобныйимидж и тексты песен группы, переполненные мрачными фантазиями Смита иего команды о саморукоприкладстве и близящейся погибели всего мира оказалисьпо душе. Роберт окружил себя атмосферой непостижимости и недоступности,что ярко выражается его словами: “Я прилетел сюда из другой Галактики.Я не понимаю, что здесь происходит, и вы никогда не узнаете, что со мнойна самом деле происходит”. Идеологическому имиджу группы было подчиненовсе, даже внешность музыкантов. На концертах они появлялись в темных “мантиях”со смертельно разукрашенными лицами, изводя на подобные мероприятия достаточноеколичество “штукатурки”. Между тем, отдавая дань великолепным возможностямчисто гитарной работы с психоделическим привкусом в SUOIXSIE AND THE BANSHEES(особенно в композиции “Dear Prudence”), Роберт Смит позже не преминулпоработать в том же ключе, собрав под знамена новоиспеченного проекта THEGLOVE Стива Северина, знакомого музыканта из “SUOIXSIE”, и вокалистку ЖанеттЛэндрей. Результатом сотрудничества стал альбом “Blue Sunshine”, выпущенныйв 1983 году.

Возвращение блудного Смита

Наконец блудный Смит окончательно возвращается в THE CURE.Группа продолжает совершенствовать свое мастерство в студии, а выпущенныелетом того же года синглы впервые обосновываются в UK Top 20, предваряявыход напичканного электронными штучками альбома 1983 года “Japanese Whispers”,состоявшего из синглов “Let’s Go To Bed”, “The Walk” и “The Love Cats”.Изобилие в косметическом оформлении “фэйсов”, напоминающих кошачьи мордашки,ярко–малиновые губы и шокирующие прически придают им еще больший колорити компенсируют статичность музыкантов. Следующий успех выпал на долю необычногос точки зрения законсервированного в себе пост–панка сингла “The Caterpillar”,который сильно отличался от других песен альбома “The Top” 1984 года. Осеньютого же года вышел двойной альбом “Concert —The Cure Live/Curiosity”. Напервом диске был записан концерт, а на втором собраны раритеты группы,начиная с первых выступлений 1977 года. Особенно хорош был альбом THE CURE“The Head On The Door” 1985 года, включавший шедевры “Close To Me” и “KyotoSong”, в работе над которым и сложился костяк группы образца 2–й половины80–х годов: Роберт Смит (вокал, гитара), Лол (клавишные), Порл Томпсон(гитара), Саймон Гэллап (басы) и Борис Уильямс (ударные). 1986 год в жизникоманды был омрачен одним ужасным событием. Во время одного из концертовThe CURE в США, а именно 27 июля, некто Джон Морлэнд, только что брошенныйсвоей близкой подругой, сумел вскарабкаться на сцену, где выступали музыканты,и нанести себе несколько ножевых ударов. 18–тысячная толпа была ошеломленаслучившимся, все почему–то восприняли этот инцидент как эффектную частьшоу. В 1986 году под двумя разными названиями выходит сборник синглов группы.“Staring At The Sea” представлял собой просто компиляцию первых сторонсинглов THE CURE. На второй же версии, “Standing On A Beach”, при болеескудном наличии первых сторон были изданы вторые стороны, за исключениемуже вышедших на “Japanese Whispers”. Она и заняла первую в истории группывысшую строчку в американских чартах. В течение 1987 года группа совершаеттурне по Южной Америке и записывает двойной альбом “Kiss Me, Kiss Me, KissMe”. В дни долгожданного отдыха от работы над альбомами довольно известныйклипмейкер Тим Поуп (недавно снявший продолжение к фильму “Ворон”), постоянныйпартнер команды, смонтировал потрясающий видеофильм “The Cure In Orange”,придав происходящим действиям надлежащую форму. Примерно в это же времяв августе 1988 года Смит обвенчался со своей подругой детства Мэри Пулв монастыре “Benedictine”. Выгодным “приобретением” группы становится клавишникРоджер О’Доннел. Новый альбом группы “Disintegration”, записанный с егоучастием, просто поражает своей зрелостью, смысловой глубиной текстов инадолго задерживается в первой тройке британских чартов. Конечно же, средивсех песен диска выделяются синглы “Lullaby” с великолепно задуманным,ставшим классическим клипом на эту песню, “Lovesong”, “Pictures Of You”,которые Смит и его команда в большинстве случаев включают в свои “живые”выступления. По велению судьбы в группе продолжились уже ставшие для нее“традиционными” внутренние перестановки и уходы, кульминацией которых сталразлад между старыми друзьями. После длинной серии концертных альбомовдали о себе знать внезапно всплывшие разногласия между Смитом и Лолом,и последний покинул группу. Новым членом команды стал Пэрри Бэмонт (PerryBamonte). 1990 год закончился выпуском нового альбома THE CURE “Mixed Up”,хотя новым его вряд ли можно назвать. Он представлял собой коллекцию зановозаписанных и взятых с 12’’ синглов ремиксов. Единственной новой песнейбыла “Never Enough”, выполненная в лучших традициях “Killing An Arab”.После этого в двух версиях вышел концерт группы на стадионе Уэмбли. Напервой, под названием “Entreat”, были только песни с “Disintegration”,а на другой, “Wembley Arena”, были еще и песни с других альбомов. Выходследующего полноценного альбома группы “Wish” в 1992 году развеял все хмурыенастроения на счет будущего группы, а удачные вещи типа “Friday I’m InLove”, “High” и “A Letter To Elise”, вышедшие в виде синглов, подкрепилипошатнувшийся было авторитет THE CURE, удачно соединив преимущества лучшихпрошлых альбомов.”Wish” оказался самым удачным альбомом группы. Он имелпотрясающий успех как в Великобритании, где прочно “оседлал” 1–е местонационального хит–парада (впервые), так и в Америке, где занял 2–е место.После выпуска двух рядовых для группы концертных альбомов, записанных вСША и в Париже, THE CURE занялись долгим 3–летним студийным трудом, о венцекоторого будет рассказано чуть позже, а теперь позвольте мне ознакомитьвас с личностями всех музыкантов, которые когда–либо играли вместе с РобертомСмитом.

Здесь был...

Laurence (Lol) Tolhurst: Друг Смита и сооснователь самойпервой их юношеской группы “THE OBELISKS” (декабрь 1972 г.). Сначала слывшийударником, а с 1983 года переквалифицировавшийся, следуя веянию времени,в клавишника. Официально и окончательно уволен из группы в 1990 году. Онвозглавил группу PRESENCE, которая выпустила свой дебютный альбом “Inside”в 1992 году на лейбле “Reality”, принадлежащем самому Лолу. Также являетсяпродюсером группы AND ALSO THE TREES. Michael Dempsey: Третий из “впечатлительныхпарней”, он покинул группу после совместного турне THE CURE и SIOUXSIEAND THE BANSHEES в конце 1979 году и присоединился к проекту THE ASSOCIATESв начале 80–х годов. Сейчас он сочиняет музыку для кино и телевидения.Peter O’Toole: Первый вокалист THE EASY CURE, покинувший группу до того,как были сделаны первые демо–записи, в следствие чего Смиту пришлось взятьна себя роль ведущего исполнителя песен команды. Porl Thompson: Еще одинучастник THE EASY CURE. Хотя он и ушел из группы вслед за предыдущим, в1984 году он снова присоединился к смитовцам в работе над диском “The Top”.Работал недавно с дуэтом Пэйдж/Плант. Simon Gallup: Был приглашен послеухода Демпси на место басиста из группы LOCKJAW. В мае 1982 года он былвынужден покинуть группу после драки со Смитом и сформировал свою — FOOLSDANCE. Но в начале 1985 года его вновь пригласили в команду. Matthew Hartley:Первый клавишник THE CURE. Ушел из группы после австралийского турне вконце 1980 года. Последний раз его видели в малоизвестной группе AFTERALL из Брайтона. Steve Goulding: Басист группы во время июльского турнеTHE CURE по Великобритании. Andy Anderson: Пришел в группу из BRILLIANTв качестве барабанщика в апреле 1983 года специально для выступления вBBC2’s OXFORD ROAD SHOW. Смит выгнал его из группы во время дальневосточноготурне в октябре 1984 года за систематические запои. Derek Thompson &Norman Fisher Jones: Оба участвовали в одном единственном уже упомянутомшоу в составе THE CURE, устраиваемом компанией BBC2. Первый играл на басахв группе SPK. Phil Thornalley: Впервые познакомился с THE CURE, когда записывалс ними знаменитый альбом “Pornography”. Затем был басистом в группе с мая1983 г. по декабрь 1984 г. До этого работал студийным инженером вместес DURAN DURAN, PAUL McCARTNEY и THOPMSON TWINS. Избрал соло–карьеру в феврале1985 году, а в 1988 году выпустил альбом “Swamp” на лейбле MCA. В 1989году он подпевал популярной группе JOHNNY HATES JAZZ, а в 1993 году продюсировалBLUR, EDWYN COLLINS и JASON DONOVAN. Vince Ely: Отбарабанил первые 11 концертовамериканского турне группы в октябре 1984 года. Steve Severin & JanetteLandray : Эти два музыканта из SIOUXSIE AND THE BANSHEES входили в составпроекта THE GLOVE. Boris Williams: Полноценная замена Энди Андерсену. Борисдо THE CURE играл с группой THE THOMPSON TWINS и KIM WILDE. Roger O’Donnell:Клавишник группы с октября 1987 года, игравший раньше в группах PSYCHEDELICFURS и THE THOMPSON TWINS. В июне 1990 году он ушел из коллектива из–заденежных разногласий, но все–таки вернулся в 1995 году. Perry Bamonte:Заменил О’Доннелла . Сейчас они уживаются вместе. Как видим, очень немногиевеликие группы смогли с самого начала сколотить оптимальный состав музыкантов.THE CURE — не из их числа. И вновь “великие меланхолики” Итак, к началу1996 года группа подошла в прекрасном расположении духа. Они отыграли сериюконцертов на различных летних фестивалях, выступая в среднем по два разав неделю. Они участвовали в популярном в Европе Super Bock Super Rock Festival,который проходил в этом году в Португалии. Примечательно, что на одномконцерте группа Роберта Смита держала увлеченную толпу целых два часа идвадцать пять минут, а само выступление проходило в доках лиссабонскогопорта под самым большим в Европе подвесным мостом Ponte 25 De Abril. Группаисполнила почти весь набор своих лучших вещей из альбомов “Disintegration”и “Wish”, а Роберт даже попытался сострить, произнеся несколько фраз напортугальском. Новым человеком в группе стал барабанщик Джейсон Купер (бывшийучастник MY LIFE STORY). Он быстро вписался в психоделическую и теперьгде–то даже джазовую концепцию песен THE CURE, добавив звучанию группыкрасивый роковый оттенок, но, по словам очевидцев, почему–то выглядел на10 лет (не больше). А тут и подоспел выход нового альбома “Wild Mood Swings”(“Дикиеперепады настроения”). Судя по названию и содержанию еще больше, отцы пост–панкаопять принялись за обычное для них дело. Новый альбом, как и предыдущие,по мнению старых фэнов и критиков группы, похож на предыдущие работы команды.Проведем несколько параллелей. Первый сингл из нового диска “13th” — этохорошее напоминание нам “The Caterpillar” из 1984 года, еще один новыйномер “Return” откровенно пожинает плоды славы “Friday I’m In Love” и т.д.Такова уж природа этой группы: без повторений не обойтись. Таким образом,делясь общим впечатлением об этой работе THE CURE, мне хочется отметить,что содержание альбома вряд ли оправдывает его громкое название. Он выглядитменее диким (wild), чем “Wish”, и не таким переменчивым со скачущим настроением(moody), как “Disintegration”. Хотя, как я уже отметил, во многом это издержкивыбранного стиля и боязни крутых перемен со стороны “генералиссимуса” Смита.В общем, как мне кажется, это обычный (на “четверочку”) альбом THE CURE.В целом THE CURE — это достойная уважения группа. Выработанный ею имиджмрачной грусти ставит ее в один ряд с пионерами многих направлений. Интересным,на мой взгляд, может показаться одно сравнение. В принципе, концепции THECURE и еще одной популярной британской группы The PET SHOP BOYS внешнеочень похожи: они от рождения гениально грустят. Но и внутренние различияочевидны: если у первых эта грусть заставляет людей делать то же самое,покрываясь паутиной мрака и неподвижности, то творческий багаж вторых наоборотпровоцирует на движение, радость и получение максимального удовлетворенияот земных благ. В конечном итоге получается, что КАЖДЫЙ ГРУСТИТ ПО–СВОЕМУ,но выигрывают все. Не в этом ли секрет их неспадающей популярности?!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета