Clapton, Eric
Блюз в массы

В 14 лет он впервые берет в руки гитару. В 18 лет онуже знаменитость.
В 20 лет публика называет его Богом...
В 48 лет за один альбом он получает 6 наград «Грэмми».
На сегодняшний день Эрик Клэптон уже дважды занесен в «Зал Славы Рок-н-ролла»и, похоже, попадет туда еще раз...

Миллионы людей преклоняются перед талантом Эрика Клэптона.Его альбомы продаются рекордными тиражами, о нем пишут книги и снимаютфильмы. Его любят и уважают буквально все — и критики, и музыканты, и обычныеслушатели, а это в музыке — явление единичное, если не уникальное. Эрикникогда не стремился к успеху, казалось, он даже его избегал, однако славаиз года в год следовала за ним по пятам. Этот скромный и преданный своемуделу человек является сегодня единственным исполнителем, играющим блюз,чьи пластинки продаются лучше альбомов многих поп-звезд.

Петушки и инженеры
А ведь если бы бабушка с дедушкой не подарили юному Эрику Патрику Клэппуакустическую гитару на его четырнадцатый День рождения, кто знает, каксложилась бы дальнейшая судьба великого английского музыканта. Семья, вкоторой родился Эрик, была, мягко говоря, «неблагополучной». Мать его родилав 16 лет, личность отца вообще не была точно установлена. Поэтому воспитывалсяКлэптон бабушкой и дедушкой вместе с родными дядями и тетями. Естественно,на особое внимание малышу рассчитывать не приходилось. Получив в подарокгитару, Эрик, видимо, недолго вертел ее в руках в недоумении. Как и любойанглийский подросток, получающий в подарок такой инструмент, он решил,что ему следует покорить музыкальный Олимп. Свое восхождение к этой вершинеКлэптон начал весьма прозаично — нота за нотой он пытался воспроизвестипроизведения великих блюзменов, создать звучание, как можно более близкоек оригиналу. Однако, видимо, именно благодаря изучению классиков блюза,а также в результате усиленной работы над собой и над гитарой Клэптон всегоза пару лет сумел достичь значительного мастерства без посторонней помощи.И наступило время призадуматься: к чему ему оно, это мастерство, если всеравно его никто не оценит? Тогда Клэптон понял: для того чтобы прославиться,ему нужна группа. Как раз с ними в то время (время «великого блюзовогобума»!) особых проблем не было — они плодились по всей Англии как грибыпосле дождя. Правда, обычно, так же быстро и распадались. Ведь большинстволюдей, основавших группы, не понимали одной очень важной вещи: помимо амбиций,претензий на гениальность или хотя бы неповторимость нужно было иметь хотьчуточку таланта и мастерства. Местной группе THE ROOSTERS (переводитсякак «Петухи», или «Забияки») в этом отношении дважды повезло: она увековечиласебя в истории рок-музыки тем, что вывела в свет сразу двоих талантливыхмузыкантов — Тома МакГиннесса (Tom McGuinness), более известного по группамMANFRED MANN и THE BLUES BAND, а также Эрика Клэптона. Однако ни THE ROOSTERS,ни последующая группа Клэптона CASEY JONES AND THE ENGINEERS не снискалипопулярности у любителей ритм-энд-блюза и в скором времени распались.

Садовые птички и блюзодробильщики
Пора признания настала для Клэптона в 1963 году. Гитаристу стукнулоуже целых 18 лет, когда его пригласили поиграть в группу THE YARDBIRDS(переводится как «Садовые птицы» или «Новобранцы»). Несмотря на то чтокоманда эта подавала большие надежды еще до прихода Эрика, публика в упорне хотела ее замечать. Поэтому однажды, коварно воспользовавшись временнымуходом своего гитариста Тони Топхэма (Tony Topham), «птицы» решили влитьв группу “струю свежего воздуха”. Новобранцем, как мы уже знаем, оказалсяЭрик Клэптон. И он, надо сказать, не просто заменил гитариста, но вскорепревратил группу в нечто совершенно отличное от того, чем она была до егоприхода. Причем никем он не руководил, никому ничего не указывал, простохорошо играл на своем инструменте — настолько хорошо, что THE YARDBIRDSвскоре даже начали составлять конкуренцию самим THE BEATLES (это несмотряна то, что они играли не бит, а ритм-энд-блюз, в то время еще не модный!).Гитарные соло Эрика уже в то время приводили всех в восторг, и даже самДжон Мэйолл (John Mayall), отец британского блюза, говорят, был буквальнопоражен. Однако с ростом популярности в группе начали назревать коммерческиенастроения. Все это вызвало у Клэптона наивное недоумение: ему же говорили,что он будет играть блюз! Поэтому после выхода в 1965 году откровенно попсовоготретьего сингла «For Your Love» Клэптон по собственной инициативе покинулгруппу. На этот раз он решил попробовать свои силы в самой что ни на естьблюзовой команде — BLUESBREAKERS, руководителем которой был (кстати, идо сих пор является) тот самый Джон Мэйолл. С Клэптоном в качестве гитаристаи вокалиста группа приобрела просто сумасшедшую популярность, на концертахпублика не уставала кричать «Пусть Бог сыграет соло!», имея в виду, конечно,Эрика. Стены лондонских домов были исписаны надписями вроде «Клэптон —Бог». Действительно, его мелодичные, плавные и душевные гитарные соло былипросто несравненны. А выпущенный в 1966 году альбом «Bluesbreakers WithEric Clapton» и по сей день может считаться одним из лучших образцов британскогобелого блюза. Однако эта красивая картинка имела и свою обратную сторону.Джон Мэйолл, на сцене выглядевший вполне добродушным дядей, в работе оказалсянастоящим тираном. Мало того что его музыкантам приходилось упорно репетироватьс раннего утра до поздней ночи, они должны были спать сидя в его тесномфургончике, в то время как сам Мэйолл сладко спал в отдельной койке. Носамым невыносимым было то, что Мэйолл установил в группе сухой закон. Никтоиз музыкантов не имел права выпить ни капли спиртного! Эрик, хотя и небыл алкоголиком, такого бесправия долго терпеть не мог. Со второго раза,в 1966 году он навсегда покинул THE BLUESBREAKERS. Покинул, чтобы впоследствиисоздать величайшую супергруппу в истории рок-музыки.

Сливки
Как ни странно, но изначально предполагалось, что группа CREAM будетиграть традиционный блюз, по словам Клэптона — «что-то вроде Бадди Гая(Buddy Guy) с ритм-секцией». Участники группы даже и не предполагали, чтоих творчество произведет настоящую революцию в музыке и даст жизнь тысячамновых музыкальных течений. Можно сказать, что трио CREAM было обреченона успех — ведь в него вошли три виртуознейших и талантливейших музыкантасвоего времени. Джек Брюс (Jack Bruce), ранее снискавший славу в группеMANFRED MANN, был более всего известен своей непревзойденной игрой на бас-гитаре.Этот, казалось бы, малозначимый в группе инструмент в его руках мог наравных состязаться с гитарой Клэптона или ударными Бэйкера. Брюс имел классическоемузыкальное образование и превосходно играл на виолончели и пианино. Ктому времени он успел поработать в множестве групп, однако долго не задерживалсяни в одной из них: обычно его увольняли за чрезмерное стремление к экспериментированию.Ну а Джинджер Бэйкер (Ginger Baker) был, пожалуй, самым известным барабанщикомв истории рок-музыки. Правда, заслужил он такую популярность не столькоиз-за своей талантливости, чувства инструмента или же чрезвычайной виртуозности,сколько из-за того, что один мог барабанить, как несколько африканскихплемен. Характерный «кримовский» саунд прослушивался уже с первого альбомагруппы — стандартный блюз с элементами джаза и психоделии был сыгран стакой мощью и эмоциональным накалом, что сравниться мог разве что толькос творчеством Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Большую часть музыки длягруппы писал Джек Брюс, однако это не означало факта его лидерства, таккак изначальная структура композиций абсолютно ничего не значила — всетри участника группы создавали песни прямо во время исполнения. Импровизационныйэлемент занимал в их музыке, может быть, самую главную роль. В группе царилаатмосфера продуктивного соперничества, и каждый стремился «переиграть»другого. Например, во время концертов Бейкер и Брюс часто намеренно находу изменяли ритмическую структуру песен, вынуждая Клэптона отчаянно импровизировать.Вообще, концерты для группы имели намного большее значение, чем студийнаяработа. Одна песня, длящаяся на альбоме не больше пяти минут, на концертемогла звучать более получаса, в течение которых каждый из музыкантов могсыграть продолжительное соло: — Клэптон — на гитаре, Бэйкер — на ударныхи Брюс — на губной гармонике. Выпущенный в 1968 году двойной альбом «WheelsOf Fire», явившийся вершиной творчества группы, стал также самым первымальбомом в истории музыки, по уровню продаж получившим платиновый статус.Видимо, почувствовав, что это был пик их творчества и успеха, Клэптон,Бэйкер и Брюс решили дать прощальный концерт, после которого группа CREAMраспалась. CREAM просуществовали чуть более двух лет, однако влияние, котороеони оказали на музыку, переоценить невозможно. Ведь если бы не было CREAM,вряд ли бы вообще возникли на свет такие стили, как хард-рок, электрическийджаз или прогрессивный рок.

Слепая вера
После распада CREAM Клэптон, привыкший работать только с себе подобными,вступил в ряды еще одной новоиспеченной супергруппы — BLIND FAITH («Слепаявера»). Помимо Эрика и Джинджера Бэйкера в ее состав вошли Стив Винвуд(Steve Winwood) из TRAFFIC, а также Rick Grech из FAMILY. Музыка, которуюони играли, разительно отличалась от музыки CREAM, TRAFFIC и FAMILY и напоминаласкорее творчество LED ZEPPELIN. Сам Клэптон позднее признался, что тогдаон находился под влиянием группы THE BAND, которая, как известно, игралачто-то близкое к roots-музыке.
Несмотря на то что BLIND FAITH пользовалась в США и Англии огромной популярностью,этот коллектив просуществовал всего несколько месяцев. Выпустив одну пластинкуи совершив триумфальное турне по Америке, музыканты разошлись кто куда,вновь оставив Клэптона наедине с его гитарой.
Сразу же после последнего концерта BLIND FAITH Эрик, не долго думая, присоединилсяк группе DELANEY & BONNIE & FRIENDS, став их гитаристом. С участникамиэтой команды Клэптон познакомился во время последнего турне — они выступаликак разогревающая группа перед BLIND FAITH и в целом играли очень даженеплохой ритм-энд-блюз, однако до высшего эшелона все же явно не дотягивали.В результате был выпущен один достаточно скучный совместный альбом, послечего Клэптон покинул группу. Наконец-то он решил заняться сольным творчеством.Забрав из своей последней команды троих музыкантов, он в быстром порядкезаписал первую сольную пластинку, назвав ее просто и ясно — «Eric Clapton».Фанатов Эрика, ожидавших от альбома чего-то невероятного, постигло разочарование:песни не шли ни в какое сравнение с какой-либо из его предыдущих работи звучали как-то вяло и неуверенно.
Однако Клэптон не сдавался. Добавив к настоящему составу гитариста ДоэнаАллмана (Duane Allman) из известной группы ALLMAN BROTHERS BAND, он записалвеликолепный альбом «Layla And Other Assorted Love Songs». Видимо, чтобыне обидеть Доэна, Эрик решил выпустить альбом не как сольный, а как совместнуюработу группы. Причем выбирая название, он не придумал ничего лучшего,чем DEREK & THE DOMINOS. Музыканты несколько месяцев успешно выступалив Америке, после чего записали еще одну пластинку — «In Concert». Однакои этому проекту не суждено было долго жить — после неудачных попыток сочинитьчто-нибудь вместе в студии DEREK & THE DOMINOS распались
Клэптон, находившийся в то время на вершине успеха, казалось, должен былбыть полон новых идей и записывать альбомы один за другим. Однако он почему-товдруг исчез из поля зрения общественности, пропав на целых три года. Какобъяснял потом журналистам сам Эрик, все это время он просто сидел у себядома, смотрел телевизор, клеил самолетики — короче, бездельничал. Однакона самом деле причиной такого длительного творческого перерыва оказалисьнаркотики. Еще во время записи альбома «Layla And Other Assorted Songs»Клэптон познакомился с этим «веществом» и вскоре впал в сильную зависимостьот него. Со временем пристрастие к наркотикам дошло до такой степени, чтоЭрику приходилось тратить по полторы тысячи фунтов в неделю только на покупкугероина. Когда же у него кончились деньги, Эрик стал закладывать в ломбардсвои бесценные гитары. Все это могло кончиться смертью, если бы вовремяне подоспел на помощь хороший друг — Пит Тауншенд (Pete Townshend) из группыTHE WHO. Именно он организовал возвращение Клэптона на сцену, устроив длянего два концерта и подготовив сопровождающую группу, состоящую из такихмузыкантов, как Стив Винвуд, Джим Капальди (Jim Capaldi) и Рон Вуд (RonWood). Выступив на этом концерте, Эрик осознал, что он чуть не загубилсвой талант, и сразу же отправился лечиться в знаменитую клинику доктораМег Паттерсон.
Вернувшись из больницы здоровым и отдохнувшим, Клэптон приступил к записинового альбома. Вышедшая в августе 1974 года пластинка 461 OCEAN BOULEVARDпредставила Эрика в совершенно новом амплуа. Как ни странно это выглядело,но Клэптон, некогда ушедший из THE YARDBIRDS только потому, что хотел игратьклассический блюз, теперь сам исполнял что-то близкое скорее к поп-року,нежели к блюзу. И если старые фанаты по этому поводу просто негодовали,то остальная публика, в особенности американская, была в восторге: ведьпростая музыка всегда хорошо получается у людей, которые до этого играличто-то сложное. Особенно большим успехом пользовалась в исполнении Клэптонапесня Боба Марли (Bob Marley) «I Shot The Sheriff». Этот бессмертный хитдо сих пор чуть ли не ежедневно исполняется большинством американских ианглийских радиостанций.

Сердце красавицы
Однако самым важным событием для Эрика в том году было завоевание сердцалюбимой женщины — Патти Харрисон (Pattie Harrison). Теперь все знают, чтознаменитая песня «Layla» была посвящена именно ей. Многие знали об этомеще в 1970 году. Не знал лишь Джордж Харрисон — муж Патти и лучший другЭрика Клэптона. Эта история любви, которую часто называют «самым знаменитымлюбовным треугольником в рок-музыке», началась еще аж в далекие 60-е. Как-тораз Патти, исключительно с целью привлечь к себе внимание мужа, на видуу Джорджа начала флиртовать с Эриком. Наивный Джордж ничего не замечал,а между тем сердце его друга было разбито. Патти, конечно же, отлично зналаоб этом, однако не обращала на Клэптона никакого внимания. Даже когда тотпосвятил ей свою знаменитую «Лэйлу», миссис Харрисон сделала вид, что ничегоне происходит. А ведь мало того, что Клэптон тогда страдал от любви к Патти,его еще мучили угрызения совести: он и Харрисон были настоящими друзьями.В конечном счете эти события стали причиной депрессии Эрика, с которойон пытался бороться при помощи наркотиков. Что было дальше — мы уже знаем.И вот в 1974 году Патти вдруг ни с того ни с сего отзывается на любовьКлэптона и сразу же соглашается выйти за него замуж. При попытке объяснитьее столь странное поведение невольно обращаешься к любопытным фактам. Какраз в тот период, когда Эрик находился на вершине популярности, у его другаДжорджа дела в музыке шли совсем плохо: после нескольких коммерческих проваловни одна фирма не хотела записывать его пластинки, проникнутые духом восточноймистики. Складывается впечатление, что Патти ушла от мужа в трудную минутук популярному Клэптону, руководствуясь чисто практическими соображениями.И в это легко поверить, учитывая тот факт, что брак Эрика и Патти просуществовалсовсем недолго.

Большой успех — большие деньги
Начиная с 1975 года карьера Клэптона развивалась вполне стабильно.Каждый новый альбом принимался публикой на “ура”. Эрик, похоже, нашел икакой-то компромисс с поклонниками блюза — на каждом его альбоме обычноможно было найти две-три классические блюзовые композиции. Остальные жебыли в основном профессиональными и с душой сделанными поп-роковыми песнями.Вскоре слава Клэптона как «короля блюзовой гитары» стала потихоньку блекнуть.Новая публика, ни разу не слышавшая THE YARDBIRDS или CREAM, воспринималатворчество музыканта совершенно по-иному и не видела в его уходе от блюзачего-либо плохого.
Казалось бы, такое положение вещей вполне устраивало Клэптона, однако в1989 году он решил наконец вспомнить старые добрые времена и основательновзялся за гитару. В результате появился замечательный альбом «Journeyman»,не только вознесший его к еще большей популярности, но и вернувший уважениекритиков. В этом отношении показательными стали концерты Клэптона в АльбертХолле. Желающих его послушать оказалось так много, что пришлось отыгратьцелых 24 вечера подряд.

Возвращение к истокам
Видимо, решив окончательно вернуться к своим корням, Клэптон выпустилв 1992 году акустический альбом «Unplugged», который прозвучал настолькосвежо и интересно, что это позволило вспомнить о тех временах, когда емувообще не было равных по уровню игры на гитаре. В альбом помимо старыхвещей вошло несколько новых песен, включая великолепную композицию «TearsIn Heaven», посвященную трагически погибшему сыну Эрика. Пластинка получилав 1993 году 6 наград «Грэмми», установив тем самым своеобразный рекорд,а продажи альбома на сегодняшний день уже превысили 14 миллионов экземпляров.
В 1994 году Клэптон повторил успех предыдущего альбома, выпустив пластинку«From The Cradle». Программа, состоящая из шестнадцати старых классическихблюзовых композиций, продемонстрировала не только невероятное мастерствоЭрика как гитариста, но и дала всем окончательно понять, что не кто другойтак не чувствует и не понимает блюза, как он.
Однако Клэптон не собирался жить своим прошлым. В 1996 году он записалзамечательный сингл «Change The World», сразу же попавший на вершины хит-парадов.Сейчас Эрик с головой погружен в работу над новым альбомом, который предположительновыйдет 3 мая. Также совсем недавно стало известно, что раньше появитсядругой проект с участием Клэптона, работа над которым уже завершена. Музыкаэтой программы будет варьироваться от жесткого техно (!) до акустическогоблюза. Альбом с ориентировочным названием «Retail Therapy» планируетсявыпустить 11 марта на фирме Reprise. Сейчас имя Клэптона планируют занестив Зал Славы Рок-н-Ролла. Дважды вошедший туда как участник THE YARDBIRDSи CREAM, Эрик готовится таким образом установить еще один рекорд.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета