Tricky
Полубог из Бристоля

Для тех, кто услышал его музыку впервые, она можетпоказаться странной и загадочной. Нет, даже не так. Странность и загадочность— это понятия, которыми оперируют поэты. Здесь все гораздо прозаичнее.
Десятки тысяч километров ужасающей монотонности, вопиющаяскука, которая, подобно огромному пауку, опутывает тебя с головы до ноги ты не в силах с ней бороться, преобладающее депрессивное настроение песен,невразумительно произнесенные фразы. Короче, атмосфера, которой пронизанамузыка Трики, напоминает один из кругов дантова ада. Тот самый круг, гдеобитают люди, не совершившие в земной жизни ни хорошего ни дурного, вынужденныетомиться в мучительном ожидании. Что можно сказать о таком исполнителе?Только одно: он вне коммерции, вне славы, вне успеха. И тем не менее. Трикинеобычайно популярен. Его аудитория (как у нас, так и на Западе) — этомодная молодежь и интеллектуалы. Каждый новый альбом становится событием,каждая фраза вызывает противоречивые отклики в прессе, каждый клип — этомаленькое произведение видеоискусства. Трики прост и сложен, гениален ибездарен, как любой самоучка. Он создал свой собственный, неповторимыйстиль и заставил с уважением говорить о своем творчестве даже таких столповэлектронной музыки, как Хольгер Шукей (Holger Czukai).

А все началось с Бристоля. Сегодня это место стало такимже культовым, как Сиэтл или Манчестер. Город, в котором зародилось и кристаллизуетсяодно из самых модных направлений современной электронной музыки — трип-хоп.Как вы успели сразу заметить, вторая часть этого слова уж больно напоминаетназвание направления более известного. Да, это так. Хоп присутствует втрип-хопе в таких же пропорциях, как сахар в варенье. Взяв у папаши егомонотонность и занудность, хитрый и смышленый сынишка добавил туда изряднуюдолю этнических инструментов, немножко джаза и заявил о себе во весь голос.Да так, что папаша стал с большим уважением относиться к отпрыску. И нетолько папаша, но и мамаша. То есть Мадонна. В ее альбоме «Bed Times Stories»,пожалуй, самая интересная композиция записана с группой MASSIVE ATTACK.Вот и настало время представить наших героев, так называемую бристольскуютройку. Это MASSIVE ATTACK, PORTISHEAD, TRICKY. Ну об остальных поговоримнемножко позже, а к третьему вернемся прямо сейчас. Он и в самом деле оправдываетсвою кличку. Дерзкий выскочка и самоучка, приняв участие в дебютном альбомеMASSIVE ATTACK, спустя непродолжительное время выпустил свой дебютный сольныйпроект, который только за первую неделю со дня релиза был распродан тиражомболее 60 000 копий и занял 3-е место в хит-параде Великобритании. Выходальбома под странным названием "Maxinquaye" вызвал эффект разорвавшейсябомбы. Это было настолько интересно, оригинально и ни на что не похоже,что пройти мимо компакт-диска мог только глухой или скупой. Его заметили.И главное, его заметила Бьорк. В альбоме «Post» Трики принимал непосредственноеучастие в написании трех композиций. Согласитесь, неплохой дебют для человека,который не то что не имеет музыкального образования (об этом речи вообщене ведется) — не умеет ни петь, ни играть на музыкальных инструментах.Он обладает только одним даром — потрясающей, феноменальной интуицией,позволяющей ему совершать немыслимые эксперименты и плести с помощью новейшихкомпьютерных технологий завораживающие звуковые кружева. Как любой талантливыймузыкант, он не любит, когда его относят к какому-либо определенному направлению.Трип-хоп — пустой звук. Музыка — все. Как человек с ярко выраженной индивидуальностью,он чувствует себя достаточно комфортно только в обществе себе подобных.Поэтому следующий проект под названием «Nearly God» был записан как коллективный.В нем приняли участие созвездие таких талантов, как Бьорк, Ненэ Черри (NenehCherry), Мартина (Martine), Элизон Мойет (Alison Moyet), Терри Холл (TerryHall). Музыка альбома получилась более эмбиентной по звучанию, нежели дебютныйпроект, и более холодной. Однако это обстоятельство не помешало альбомустать одной из самых интересных программ 1996 года. Но все затаив дыханиеждали нового альбома Трики. И он не замедлил появиться к концу 1996-го.Трики снова поразил музыкальную тусовку своей непредсказуемостью. Изданныйна Island Records «Pre-Millenium Tension» существенно отличался от дебютногопроекта. Но в худшую или лучшую сторону — говорить затруднительно. Атмосферав нем менее энергичная, чем в "Maxinquaye". Этнические перкуссиипотихоньку стали улетучиваться, зато в стилевом отношении он вышел действительноблестящим. Трип-хоп великолепно сочетался с легкими джазовыми заморочками,все было на уровне. Но, как и последний альбом Бьорк, этот проект не воспринимаетсякак нечто целостное. Он разваливается на глазах, испаряется. В конце концов,после его прослушивания в душе остается какой-то смутный и непонятный осадок.Почему музыке Трики в такой степени присуща грусть, причем грусть, граничащаяс отчаянием (хотя некоторые его композиции достаточно спокойны)? В одномиз своих интервью музыкант поведал назойливым журналистам о тех состояниях,в которых он нередко пребывает. О тех приступах паранойи, когда Трики казалось,что компания звукозаписи хочет убить его; о теле, которое будто падалос крыши прямо на его пути; о вечеринках, на которых он так напивался, чтозабывал, где его дом. У Трики в запасе сотни подобных историй. И маниакально-депрессивноесостояние черной нитью проходит через его композиции. Все, о чем бы онни говорил, является субъективным взглядом на окружающий мир, взглядомчеловека, который знает цену одиночеству и холоду Вселенной. Сейчас ему28 лет. Совсем недавно он снялся в новом фильме Люка Бессона. А в планахсовместный проект с Игги Попом и Финли Куэем (Finley Quaey). Что ж, нашгерой остался по-прежнему непредсказуемым.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета