Bowie, David Дневники профессора
Восьмого января 1947-го в английском городе Брикстоне родился DavidRobert Jones. Его рождение не было тривиальным появлением на свет очередногов будущем добропорядочного гражданина Соединенного Королевства. В этотдень мир получил легенду. Легенду, которая еще не состоялась, но от этогоне переставала уже существовать. Кто сказал, что время линейно? Каждомучеловеку хоть раз в жизни казалось, что вот этот конкретный момент егобытия уже был прожит и забыт, и почему-то сейчас судьба возвратила емупрожитые мгновения. Возможно, что явление в музыке двадцатого века подименем David Bowie существовало и будет существовать всегда. Вопрос в том,насколько человеческое сознание будет подготовлено для его целостного восприятия.Дэвид Боуи олицетворяет эпоху и в то же время сам является эпохой. Какойименно и что он олицетворяет? Об этом можно сказать многое и в то же времяне сказать ничего. Величайший музыкант, художник и актер, этот человеквоплотил в себе практически все стили и жанры современного искусства, чтомогло привести только к одному результату — рождению личности-символа,человека, находящегося в постоянном поиске, открывающего новые направленияи течения практически во всех областях искусства. Музыка, живопись, актерскоемастерство и опять музыка. Чем бы не занимался Дэвид Боуи, это всегда существовалона грани жанров, областей понимания, но всегда было связанно с музыкой.И мир его знает больше как великого музыканта, чем в какой-то другой ипостаси.Сам Боуи не разделяет свое творчество на какие-то области. Он просто творит,находя вдохновение для создания как визуальных, так и звуковых образов,которые дополняют друг друга. Восьмого января ему исполняется пятьдесятлет. Это поистине круглая дата, время, когда можно оглянуться на половинупройденного пути. Более тридцати лет на сцене, титул одного из величайшихрок-музыкантов и самого неповторимого среди них — это кое-что значит. Этомомент оценки всего свершенного и самого себя. Ведь впереди еще достаточновремени, чтобы сделать почти столько же, если не больше.
ПЛАСТМАССОВЫЙ САКСОФОН
Как все великие, Боуи с самого детства знал, чем он будет заниматьсяв будущем. У него была цель, и он шел к ней. О том времени сам артист вспоминаеттак: «Когда я был ребенком, я точно знал, что буду играть только рок-н-ролл.Я открыл его для себя, когда мне было 8 лет, услышав Литтл Ричарда, ДжиммиРида, Чака Берри и других великих. Тогда же отец купил мне пластмассовыйальт-саксофон. Когда мне было лет 9—10, я всерьез собирался присоединитьсяк LITTLE RICHARD BAND в качестве саксофониста. Конечно же, это было глупо,но я думал: это то, чем я буду заниматься, когда закончу школу. В такомвозрасте возможно все. И это действительно так. За свою жизнь я понял,что возможно все». Когда Боуи исполнилось пятнадцать лет, он решил взятьсудьбу в свои собственные руки. Позвонил Ronnie Ross, для того чтобы братьчастные уроки музыки. И вскоре мечта начала сбываться. Знакомство с миромшоу-бизнеса началось с участия молодого музыканта в таких группах, какKON—RADS, KING BEES, MANISH BOYS. А в 1966 году на смену имени David RobertJones, не броскому и довольно распространенному, пришло имя Дэвид Боуи,запоминающееся с первого раза. Появились длинные волосы, особая манераодеваться. Все мечты сводились только к одному — покорению Олимпа шоу-бизнесав максимально короткие сроки. В то время менеджером Боуи стал Kenneth Pitt.Последовавшие за этим несколько синглов сегодня забыты и не представляютбольшого интереса. Это было временем становления музыканта, а пока он ещетолком не представлял себе, что и как будет делать.
ОДИССЕЯ НАЧИНАЕТСЯ
Такое положение дел сохранялось вплоть до 1969 года. В этом году ДэвидБоуи выпустил свой первый хит — «Space Oddity». С выходом этого сингланачинающий музыкант заявил о себе, так сказать, в полный голос. На рок-небосклонезажглась новая звезда. Одиссея Bowie началась. Это время, конец шестидесятых,Дэвид провел в состоянии интенсивного поиска новых идей в музыке, искусстве,пантомиме и любви. Именно этому времени он отчасти обязан своим сценическимуспехом. Пройдя обучение у профессионального мима, одного из лучших в Англии,Дэвид создал совершенно новый тип певца-актера. Неповторимый имидж моментальновыделил Боуи из общей массы музыкантов того времени, не говоря о музыке,которую он писал. Тогда же вышел первый альбом под названием «Man of Words,Man of Music». Этот альбом был написан, в основном, под влиянием лондонскойартистической среды, в которой Боуи вращался в то время и которая завораживалаи привлекала молодого музыканта. Общая рок-н-ролльная направленность программыокончательно определила направление, в котором музыкант собирался развиваться,а также подарила слушателям несколько первоклассных синглов. Последовавшийза этим альбом «The Man Who Sold The World» выглядел более зрелым и профессиональным.К тому же это был первый альбом, в котором талант Боуи и его индивидуальность,освободившаяся от посторонних влияний, проявились в полной мере. В альбомепрослеживались элементы хард-рока и только зарождающегося глэм-рока, ихможно было явственно услышать в гитарных партиях Мика Ронсона, которыйпринимал участие в записи. После выхода альбома в 1971 году, Боуи отправилсяв свою первую гастрольную поездку по США. В этому же году у Дэвида и АнжелыБоуи родился сын Zowie Duncan Heywood Bowie. После возвращения из Америкив Лондон Боуи подписывает контракт с новой звукозаписывающей компанией(RCA) и записывает сразу два альбома «Hunky Dory» и «The Rise & Fallof Ziggy Stardust & The Spiders From Mars». Началась эпоха Ziggy Stardust.
ОБРАЗ ZIGGY, МОДА ZIGGY, МАНИЯ ZIGGY
Синглы «Changes» и «Life on Mars?» стали настоящей рок-классикой исимволами образа Ziggy. 1972 год принес Bowie одновременно признание, вниманиепрессы, возросшую популярность и первый крупный скандал. Он разразилсяпосле того, как в интервью газете «Melody Marker», музыкант заявил о своейбисексуальности. Последствия были удручающими. Имя Боуи стало излюбленнойтемой оскорбительных и грязных сплетен. Тем временем в Лондоне состоялосьпредставление сценического варианта «Ziggy Stardust». Необычная концепцияшоу, которая на тот отрезок времени выглядела сверхноваторской, повлеклаза собой небывалый взрыв популярности образа Ziggy. Создавалось впечатление,что полмира сошло с ума. Звезда Боуи достигла своего зенита, и можно былосказать, что после непродолжительных родовых схваток родилась одна из величайшихрок-легенд. Лето 1972 года музыкант провел в студии, занимаясь записьюи продюсированием альбомов для Lou Reed («Transformer») и Mott the Hoople(«All the yong Dudes»). В сентябре началось очередное американское турнес программой «Ziggy Stardust». Оригинальный подход к сценической части,пестрые костюмы, неподражаемые партии Мика Ронсона — все это вместе заставлялопублику проникнуться действительно настоящей рок-н-ролльной страстью. Однако3 июня Боуи объявил, что турне завершено и он более не намерен возвращатьсяк этому образу. Такое заявление стало сюрпризом не только для поклонниковартиста, но и для участников его группы. В апреле 1973-го вышел альбом«Aladine Sane», написанный под впечатлением американского турне. Завершив«путешествие Ziggy», Боуи отправляется во Францию, чтобы приступить к работенад своим новым альбомом под названием «Pin—Ups», в котором опять возвращаетсяк воспоминаниям о лондонском периоде 1964—1967-го гг. Альбом появился впродаже в октябре 1973 года.
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ 70-Е
1974 год был ознаменован выходом в свет альбома «Diamond Dogs». В немсказывалось увлечение психоделической музыкой, которое было свойственнобольшинству рок-музыкантов в то время, кроме того, программа стала своеобразнымличным протестом музыканта против накатывающейся волны disco. В итоге онполучился несколько мрачным и ожесточенным. Летом 1974-го Дэвид Боуи отправляетсяв свой самый грандиозный американский тур, во время которого была записанапрограмма «David Live». Два последних альбома были написаны под влияниемамериканских впечатлений музыканта, и из этого можно было сделать вывод,что интерес Боуи к американской музыке и культуре возрастал день ото дня.Апофеозом же американомании стал альбом «Young Americans», вышедший в 1975году. Его особенностью было сотрудничество Боуи с Джоном Ленноном при созданиитаких песен, как «Fame», “Fascination” и “Across the Universe”. Эти песнибыли добавлены в окончательный вариант LP незадолго до его выхода. «YoungAmerican» по настроению получился самым душевным и теплым альбомом из когда-либонаписанных Дэвидом. С его выходом впервые сингл Bowie занял первую строчкув американских чартах. После этого певец перебирается в Лос-Анджелес, гдепринимает участие в съемках научно-фантастического фильма «The Man WhoFall To Earth». Первый опыт в игровом кино для музыканта был вполне удачным,и почти сразу же после окончания съемок он возвращается в студию для записинового альбома «Station to Station», вслед за чем последовало турне «WhiteLight», по поводу которого можно сказать о влиянии на музыканта, особеннов сценических постановках, духа и идей живописи Брехта. В мае 1976 годавыходит сборник хитов под названием «Changesonebowie». После завершениятурне Боуи, у которого перемена мест жительства уже вошла в привычку, переезжаетв Neukeln, район Берлина. Во время краткого пребывания певца в ВосточнойГермании были записаны альбомы «Low» и «Heroes». Там в сотрудничестве сБрайеном Ино (Brian Eno) и Робертом Фриппом (Robert Fripp) велась разработкановых подходов к звукозаписи. В результате экспериментов была создана уникальнаяинструментальная технология, которая сегодня носит название luminary ambientsoundscapes. «Low» был воспринят весьма неоднозначно. Некоторое время общественноемнение как будто замерло, формируя свое отношение к этому альбому. Самже Боуиe оценил эту работу как вещь серьезную и стоящую (кстати, 15 летспустя академическую трактовку этого произведения под названием «Low Symphony»представил другой великий музыкант Philip Glass). Но несмотря на всю сложностьи концептуальность альбома, один из его синглов «Sound and Vision» занялвторое место в британских чартах. На тот период в Берлине находился ИггиПоп (Iggy Pop), давний друг Дэвида, с которым он и приступил к записи альбома«The Idiot». Проект «Heroes» продолжил Берлинскую тему. Но по сравнениюс «Low» выглядел более мистическим и глубоким. В нем заметно выделяласьгитара Роберта Фриппа. Затем Боуи вновь серьезно поглотил кинематограф,в результате появился фильм «Just a Gigolo». В марте 1978 года — опятьтурне, которое было им прервано для работы над «Peter and Wolf» совместнос Philadelphia Orchestra. В 1978 вышел альбом «Stage», включивший в себязаписи, наработанные во время последнего турне и «берлинской эмиграции».За ним последовал «Lodger», изданный в 1979 году. К концу этого года Боуиопять обосновался в студии. Параллельно начались репетиции его бродвейскогодебюта — в роли «Elephant Man». Сама премьера состоялась в сентябре 1980года и получила восторженные рецензии в прессе.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА — НОВЫЙ ИМИДЖ
В этом же месяце вышел альбом «Scary Monsters», после которого дляБоуи начался период затишья. Это вовсе не означало что он перестал работать,просто он как бы вышел из поля зрения прессы. В это время Дэвид с головойпогрузился в кино- и видеопроекты. В результате в 1982 году вышли два фильмас его участием — «The Hanger», где он сыграл вампира (его спутницей в этомфильме стала неподражаемая Катрин Денев). А также «Mery Christmas Mr. Lawrence».Кроме того, им была написана тема для фильма «Cat People». В 1983 годубыл подписан контракт с фирмой EMI, за ним — выход альбома «Let’s Dance»с последующим всемирным турне «Serious Moonlight». За этим периодом последовалаочередная смена сценического имиджа артиста. На этот раз Боуи занималсяNile Rodgers, и девизом проекта стала элегантность с большой буквы. Символамиэтого периода стали такие хиты, как «Modern Love», «China Gerl» (перваяверсия которой была записана еще в берлинский период вместе с Игги Попом),римейк кинотемы «Cat People». Ореол романтичности сохранился и в следующемальбоме «Tonight», вышедшем в 1984 году. Затем последовала запись совместногосингла с Миком Джагером. Турне «Glass Spider», опять с сильной сценическойпостановкой и новыми идеями. Но к концу 80-х, а точнее в 1988 году, Боуиогорчил своих поклонников, объявив о создании команды TIN MACHINE cовместнос братьями Sales и бостонским гитаристом Reeves Gabrels. Это означало фактическоезавершение его сольной карьеры. Тем более, что музыкант с абсолютной уверенностьюзаявлял: этот долгосрочный проект не рассчитан на какие-то суперзвездныесвершения. TIN MACHINE выпустила два студийных альбома и один отредактированныйс живыми записями. Этим альбомам была свойственна оригинальная интерпретациятяжелого звучания и обнаженный гитарный звук. В 1989 году вышел большойсборник его хитов под названием «Sound + Vigion». Новшеством этого сборникастало то, что при его составлении фанатам была предоставлена возможностьпринять участие в выборе хитов для него (своеобразное голосование проводилосьпо телефонам).
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
В 1993 году Боуи возвращается к сольной карьере. Выходит альбом «BlackTie White Noise», а также компьютерный интерактивный CD—ROM «Jump». Заполучивэтот диск, любой поклонник творчества Боуи мог самостоятельно занятьсяклипмейкерством на тему песен любимого музыканта. Этот альбом явился своеобразнымитогом прожитого, однако, по мнению критики, чуть ли не провалом, хотяфанаты были менее категоричны в своих оценках. На самом деле в этом альбомепрослеживается небольшой уход музыканта в сторону поп-музыки, что огорчилорок-меломанов. В 1995 году за Боуи вновь берется Брайан Ино. Поднимаютсяархивы берлинского периода, и вырабатывается концепция альбома «Outside».«Outside» стал одним из самых заметных событий в музыкальном мире. НовыйБоуи, новый имидж, новая концепция и совершенно потрясающее звучание. Написанныйдля аутсайдеров об аутсайдерах, рассказывающий об их чувствах, мыслях,восприятии окружающего мира, о природе искусства аутсайдеров. Эстетикасмерти, постоянное противоборство правильного и неправильного в ирреальноммире — вот, что составляет концепцию «Outside». В этой программе Дэвидпоет несколькими голосами. Альбом создан на грани жанров, поэтому его можноназвать рок-оперой с мистически-детективной основой. В нем присутствуютнесколько совершенно разных персонажей, которые фатально связаны междусобой. И эти персонажи живут в пространстве, доминантой которого являетсяидея преступного искусства. Кстати, во время работы над этим проектом Боуипредоставил своим музыкантам практически полную творческую свободу, задаваятолько тон и направленность. По словам Дэвида, развитие творческого процессанапоминало скорее театральную постановку. Он раздавал персонажам роли,а они наполняли их звуковым содержанием. Например, он говорил музыкантам:«Ты единственный оставшийся в живых после катастрофы, и ты должен сыгратьтак, чтобы показать полноту чувства одиночества, развившегося в тебе» или«Ты, рассерженный экс-член южноафриканской рок-команды, играй ту музыку,которую тебе раньше играть не позволяли». Все персонажи «Outside» рассказываютсвои истории под пристальным и вечно подозрительным взглядом детективапрофессора Натана Адлера из отдела арт-преступлений. Все части гиперцикламузыкальной драмы под названием «Дневники профессора Адлера» увидят светтолько к 1999 году. 11 февраля 1997 года Боуи собирается выпустить новыйальбом под названием «Earthling». Вот, что о нем говорит сам автор: « Яне знаю, почему мы остановились на названии «Earthling». Я думаю, что вальбоме говорится о человеке и его естественной среде на Земле. В альбомемножество каламбуров и шуток, и я думаю, что это будет весело. Мне кажется,что мой характер представлен в этом альбоме более ярко, чем во многих других,которые я записал. «Earthling» по-настоящему показывает мою сущность внастоящий момент».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Дэвид Боуи — символ, символ не только рок-музыки, но и современногоискусства в целом. Нельзя отрицать факта грандиозного воздействия музыкальнойкультуры на человеческое сознание. И это влияние формируется во многомблагодаря творчеству таких личностей, как Дэвид Боуи. Его утонченное мировосприятиеи интеллектуальный подход к искусству делают его произведения шедеврамимировой культуры. Давайте будем надеяться, что, пройдя середину своей жизни,великий музыкант не только не остановится на достигнутом, но и пойдет дальше,принося в мир новые и прекрасные произведения.
ПЛАСТМАССОВЫЙ САКСОФОН
Как все великие, Боуи с самого детства знал, чем он будет заниматьсяв будущем. У него была цель, и он шел к ней. О том времени сам артист вспоминаеттак: «Когда я был ребенком, я точно знал, что буду играть только рок-н-ролл.Я открыл его для себя, когда мне было 8 лет, услышав Литтл Ричарда, ДжиммиРида, Чака Берри и других великих. Тогда же отец купил мне пластмассовыйальт-саксофон. Когда мне было лет 9—10, я всерьез собирался присоединитьсяк LITTLE RICHARD BAND в качестве саксофониста. Конечно же, это было глупо,но я думал: это то, чем я буду заниматься, когда закончу школу. В такомвозрасте возможно все. И это действительно так. За свою жизнь я понял,что возможно все». Когда Боуи исполнилось пятнадцать лет, он решил взятьсудьбу в свои собственные руки. Позвонил Ronnie Ross, для того чтобы братьчастные уроки музыки. И вскоре мечта начала сбываться. Знакомство с миромшоу-бизнеса началось с участия молодого музыканта в таких группах, какKON—RADS, KING BEES, MANISH BOYS. А в 1966 году на смену имени David RobertJones, не броскому и довольно распространенному, пришло имя Дэвид Боуи,запоминающееся с первого раза. Появились длинные волосы, особая манераодеваться. Все мечты сводились только к одному — покорению Олимпа шоу-бизнесав максимально короткие сроки. В то время менеджером Боуи стал Kenneth Pitt.Последовавшие за этим несколько синглов сегодня забыты и не представляютбольшого интереса. Это было временем становления музыканта, а пока он ещетолком не представлял себе, что и как будет делать.
ОДИССЕЯ НАЧИНАЕТСЯ
Такое положение дел сохранялось вплоть до 1969 года. В этом году ДэвидБоуи выпустил свой первый хит — «Space Oddity». С выходом этого сингланачинающий музыкант заявил о себе, так сказать, в полный голос. На рок-небосклонезажглась новая звезда. Одиссея Bowie началась. Это время, конец шестидесятых,Дэвид провел в состоянии интенсивного поиска новых идей в музыке, искусстве,пантомиме и любви. Именно этому времени он отчасти обязан своим сценическимуспехом. Пройдя обучение у профессионального мима, одного из лучших в Англии,Дэвид создал совершенно новый тип певца-актера. Неповторимый имидж моментальновыделил Боуи из общей массы музыкантов того времени, не говоря о музыке,которую он писал. Тогда же вышел первый альбом под названием «Man of Words,Man of Music». Этот альбом был написан, в основном, под влиянием лондонскойартистической среды, в которой Боуи вращался в то время и которая завораживалаи привлекала молодого музыканта. Общая рок-н-ролльная направленность программыокончательно определила направление, в котором музыкант собирался развиваться,а также подарила слушателям несколько первоклассных синглов. Последовавшийза этим альбом «The Man Who Sold The World» выглядел более зрелым и профессиональным.К тому же это был первый альбом, в котором талант Боуи и его индивидуальность,освободившаяся от посторонних влияний, проявились в полной мере. В альбомепрослеживались элементы хард-рока и только зарождающегося глэм-рока, ихможно было явственно услышать в гитарных партиях Мика Ронсона, которыйпринимал участие в записи. После выхода альбома в 1971 году, Боуи отправилсяв свою первую гастрольную поездку по США. В этому же году у Дэвида и АнжелыБоуи родился сын Zowie Duncan Heywood Bowie. После возвращения из Америкив Лондон Боуи подписывает контракт с новой звукозаписывающей компанией(RCA) и записывает сразу два альбома «Hunky Dory» и «The Rise & Fallof Ziggy Stardust & The Spiders From Mars». Началась эпоха Ziggy Stardust.
ОБРАЗ ZIGGY, МОДА ZIGGY, МАНИЯ ZIGGY
Синглы «Changes» и «Life on Mars?» стали настоящей рок-классикой исимволами образа Ziggy. 1972 год принес Bowie одновременно признание, вниманиепрессы, возросшую популярность и первый крупный скандал. Он разразилсяпосле того, как в интервью газете «Melody Marker», музыкант заявил о своейбисексуальности. Последствия были удручающими. Имя Боуи стало излюбленнойтемой оскорбительных и грязных сплетен. Тем временем в Лондоне состоялосьпредставление сценического варианта «Ziggy Stardust». Необычная концепцияшоу, которая на тот отрезок времени выглядела сверхноваторской, повлеклаза собой небывалый взрыв популярности образа Ziggy. Создавалось впечатление,что полмира сошло с ума. Звезда Боуи достигла своего зенита, и можно былосказать, что после непродолжительных родовых схваток родилась одна из величайшихрок-легенд. Лето 1972 года музыкант провел в студии, занимаясь записьюи продюсированием альбомов для Lou Reed («Transformer») и Mott the Hoople(«All the yong Dudes»). В сентябре началось очередное американское турнес программой «Ziggy Stardust». Оригинальный подход к сценической части,пестрые костюмы, неподражаемые партии Мика Ронсона — все это вместе заставлялопублику проникнуться действительно настоящей рок-н-ролльной страстью. Однако3 июня Боуи объявил, что турне завершено и он более не намерен возвращатьсяк этому образу. Такое заявление стало сюрпризом не только для поклонниковартиста, но и для участников его группы. В апреле 1973-го вышел альбом«Aladine Sane», написанный под впечатлением американского турне. Завершив«путешествие Ziggy», Боуи отправляется во Францию, чтобы приступить к работенад своим новым альбомом под названием «Pin—Ups», в котором опять возвращаетсяк воспоминаниям о лондонском периоде 1964—1967-го гг. Альбом появился впродаже в октябре 1973 года.
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ 70-Е
1974 год был ознаменован выходом в свет альбома «Diamond Dogs». В немсказывалось увлечение психоделической музыкой, которое было свойственнобольшинству рок-музыкантов в то время, кроме того, программа стала своеобразнымличным протестом музыканта против накатывающейся волны disco. В итоге онполучился несколько мрачным и ожесточенным. Летом 1974-го Дэвид Боуи отправляетсяв свой самый грандиозный американский тур, во время которого была записанапрограмма «David Live». Два последних альбома были написаны под влияниемамериканских впечатлений музыканта, и из этого можно было сделать вывод,что интерес Боуи к американской музыке и культуре возрастал день ото дня.Апофеозом же американомании стал альбом «Young Americans», вышедший в 1975году. Его особенностью было сотрудничество Боуи с Джоном Ленноном при созданиитаких песен, как «Fame», “Fascination” и “Across the Universe”. Эти песнибыли добавлены в окончательный вариант LP незадолго до его выхода. «YoungAmerican» по настроению получился самым душевным и теплым альбомом из когда-либонаписанных Дэвидом. С его выходом впервые сингл Bowie занял первую строчкув американских чартах. После этого певец перебирается в Лос-Анджелес, гдепринимает участие в съемках научно-фантастического фильма «The Man WhoFall To Earth». Первый опыт в игровом кино для музыканта был вполне удачным,и почти сразу же после окончания съемок он возвращается в студию для записинового альбома «Station to Station», вслед за чем последовало турне «WhiteLight», по поводу которого можно сказать о влиянии на музыканта, особеннов сценических постановках, духа и идей живописи Брехта. В мае 1976 годавыходит сборник хитов под названием «Changesonebowie». После завершениятурне Боуи, у которого перемена мест жительства уже вошла в привычку, переезжаетв Neukeln, район Берлина. Во время краткого пребывания певца в ВосточнойГермании были записаны альбомы «Low» и «Heroes». Там в сотрудничестве сБрайеном Ино (Brian Eno) и Робертом Фриппом (Robert Fripp) велась разработкановых подходов к звукозаписи. В результате экспериментов была создана уникальнаяинструментальная технология, которая сегодня носит название luminary ambientsoundscapes. «Low» был воспринят весьма неоднозначно. Некоторое время общественноемнение как будто замерло, формируя свое отношение к этому альбому. Самже Боуиe оценил эту работу как вещь серьезную и стоящую (кстати, 15 летспустя академическую трактовку этого произведения под названием «Low Symphony»представил другой великий музыкант Philip Glass). Но несмотря на всю сложностьи концептуальность альбома, один из его синглов «Sound and Vision» занялвторое место в британских чартах. На тот период в Берлине находился ИггиПоп (Iggy Pop), давний друг Дэвида, с которым он и приступил к записи альбома«The Idiot». Проект «Heroes» продолжил Берлинскую тему. Но по сравнениюс «Low» выглядел более мистическим и глубоким. В нем заметно выделяласьгитара Роберта Фриппа. Затем Боуи вновь серьезно поглотил кинематограф,в результате появился фильм «Just a Gigolo». В марте 1978 года — опятьтурне, которое было им прервано для работы над «Peter and Wolf» совместнос Philadelphia Orchestra. В 1978 вышел альбом «Stage», включивший в себязаписи, наработанные во время последнего турне и «берлинской эмиграции».За ним последовал «Lodger», изданный в 1979 году. К концу этого года Боуиопять обосновался в студии. Параллельно начались репетиции его бродвейскогодебюта — в роли «Elephant Man». Сама премьера состоялась в сентябре 1980года и получила восторженные рецензии в прессе.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА — НОВЫЙ ИМИДЖ
В этом же месяце вышел альбом «Scary Monsters», после которого дляБоуи начался период затишья. Это вовсе не означало что он перестал работать,просто он как бы вышел из поля зрения прессы. В это время Дэвид с головойпогрузился в кино- и видеопроекты. В результате в 1982 году вышли два фильмас его участием — «The Hanger», где он сыграл вампира (его спутницей в этомфильме стала неподражаемая Катрин Денев). А также «Mery Christmas Mr. Lawrence».Кроме того, им была написана тема для фильма «Cat People». В 1983 годубыл подписан контракт с фирмой EMI, за ним — выход альбома «Let’s Dance»с последующим всемирным турне «Serious Moonlight». За этим периодом последовалаочередная смена сценического имиджа артиста. На этот раз Боуи занималсяNile Rodgers, и девизом проекта стала элегантность с большой буквы. Символамиэтого периода стали такие хиты, как «Modern Love», «China Gerl» (перваяверсия которой была записана еще в берлинский период вместе с Игги Попом),римейк кинотемы «Cat People». Ореол романтичности сохранился и в следующемальбоме «Tonight», вышедшем в 1984 году. Затем последовала запись совместногосингла с Миком Джагером. Турне «Glass Spider», опять с сильной сценическойпостановкой и новыми идеями. Но к концу 80-х, а точнее в 1988 году, Боуиогорчил своих поклонников, объявив о создании команды TIN MACHINE cовместнос братьями Sales и бостонским гитаристом Reeves Gabrels. Это означало фактическоезавершение его сольной карьеры. Тем более, что музыкант с абсолютной уверенностьюзаявлял: этот долгосрочный проект не рассчитан на какие-то суперзвездныесвершения. TIN MACHINE выпустила два студийных альбома и один отредактированныйс живыми записями. Этим альбомам была свойственна оригинальная интерпретациятяжелого звучания и обнаженный гитарный звук. В 1989 году вышел большойсборник его хитов под названием «Sound + Vigion». Новшеством этого сборникастало то, что при его составлении фанатам была предоставлена возможностьпринять участие в выборе хитов для него (своеобразное голосование проводилосьпо телефонам).
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
В 1993 году Боуи возвращается к сольной карьере. Выходит альбом «BlackTie White Noise», а также компьютерный интерактивный CD—ROM «Jump». Заполучивэтот диск, любой поклонник творчества Боуи мог самостоятельно занятьсяклипмейкерством на тему песен любимого музыканта. Этот альбом явился своеобразнымитогом прожитого, однако, по мнению критики, чуть ли не провалом, хотяфанаты были менее категоричны в своих оценках. На самом деле в этом альбомепрослеживается небольшой уход музыканта в сторону поп-музыки, что огорчилорок-меломанов. В 1995 году за Боуи вновь берется Брайан Ино. Поднимаютсяархивы берлинского периода, и вырабатывается концепция альбома «Outside».«Outside» стал одним из самых заметных событий в музыкальном мире. НовыйБоуи, новый имидж, новая концепция и совершенно потрясающее звучание. Написанныйдля аутсайдеров об аутсайдерах, рассказывающий об их чувствах, мыслях,восприятии окружающего мира, о природе искусства аутсайдеров. Эстетикасмерти, постоянное противоборство правильного и неправильного в ирреальноммире — вот, что составляет концепцию «Outside». В этой программе Дэвидпоет несколькими голосами. Альбом создан на грани жанров, поэтому его можноназвать рок-оперой с мистически-детективной основой. В нем присутствуютнесколько совершенно разных персонажей, которые фатально связаны междусобой. И эти персонажи живут в пространстве, доминантой которого являетсяидея преступного искусства. Кстати, во время работы над этим проектом Боуипредоставил своим музыкантам практически полную творческую свободу, задаваятолько тон и направленность. По словам Дэвида, развитие творческого процессанапоминало скорее театральную постановку. Он раздавал персонажам роли,а они наполняли их звуковым содержанием. Например, он говорил музыкантам:«Ты единственный оставшийся в живых после катастрофы, и ты должен сыгратьтак, чтобы показать полноту чувства одиночества, развившегося в тебе» или«Ты, рассерженный экс-член южноафриканской рок-команды, играй ту музыку,которую тебе раньше играть не позволяли». Все персонажи «Outside» рассказываютсвои истории под пристальным и вечно подозрительным взглядом детективапрофессора Натана Адлера из отдела арт-преступлений. Все части гиперцикламузыкальной драмы под названием «Дневники профессора Адлера» увидят светтолько к 1999 году. 11 февраля 1997 года Боуи собирается выпустить новыйальбом под названием «Earthling». Вот, что о нем говорит сам автор: « Яне знаю, почему мы остановились на названии «Earthling». Я думаю, что вальбоме говорится о человеке и его естественной среде на Земле. В альбомемножество каламбуров и шуток, и я думаю, что это будет весело. Мне кажется,что мой характер представлен в этом альбоме более ярко, чем во многих других,которые я записал. «Earthling» по-настоящему показывает мою сущность внастоящий момент».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Дэвид Боуи — символ, символ не только рок-музыки, но и современногоискусства в целом. Нельзя отрицать факта грандиозного воздействия музыкальнойкультуры на человеческое сознание. И это влияние формируется во многомблагодаря творчеству таких личностей, как Дэвид Боуи. Его утонченное мировосприятиеи интеллектуальный подход к искусству делают его произведения шедеврамимировой культуры. Давайте будем надеяться, что, пройдя середину своей жизни,великий музыкант не только не остановится на достигнутом, но и пойдет дальше,принося в мир новые и прекрасные произведения.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1997 год в рубрике музыкальная газета