Лига Блюза
Высшая Лига Блюза

Поколение 30-летних с достаточной степенью уверенностиможно разделить на две половины: тех, кто смог устроиться в новой жизни,и тех, кто остался в своем прошлом, согреваемый ностальгией по музыке битловпод рюмку дешевого портвейна.Кому из них больше повезло — не знаю. Сам,скорее всего, отношусь ко вторым так же, как и мой далекий товарищ ИгорьЕвдокимов, о котором периодически получаю не самые радостные известия.Но зато мой друг лучше всех в институте играл блюз...

Дела командные
Финальный аккорд ушедшего трудного для белорусских рок-н-ролльщиков1996-го года — 1-й международный фестиваль блюз-рока "Блюз живет вМинске". Геннадий Стариков и его "Стар-клуб", компании "PhilipMorris" и НИПЕКС, умудрились самым достойнейшим образом доказать всемскептикам, что именно на Беларуси, а не где-нибудь еще место блюзу. Двадня столичный кинотеатр "Москва" вибрировал в унисон живой музыке,исполняемой белорусскими и зарубежными артистами. Наиприятнейшим сюрпризомфестиваля было выступление на нем российской группы ЛИГА БЛЮЗА. С ее лидеромНиколаем Арутюновым удалось в течение пятнадцати минут поговорить вашемупокорному слуге. Отчет о нашей беседе я и хочу предложить вашему вниманию.

— Вы — москвич?
— Причем коренной. Родился 11 апреля 1958 года в столице, и тогда еще вашейродины, городе-герое Москве. Правда, едва родившись, был увезен на десятьлет своими родителями на Украину в город Кременчуг.
Отец по окончании института отдавал долги родному государству и отрабатывалсвое распределение. Но хорошо все то, что хорошо кончается, и после десятилетнейссылки мы всей семьей вернулись в Москву.

— Как у истинного советского рок-н-ролльщика музыкальногообразования у вас, конечно же, нет?
— Совершенно верно. Я и нормальную школу-то заканчивал с напругой — неважнозанимался последние годы. И поступал в институт, соответственно, не попризванию: нужно было в армию не ходить (я хотел в армию, но еще большехотел играть ритм-энд-блюз, а одно с другим как-то вместе не сочеталось).Учился на филфаке Московского педагогического университета.

— В рок-н-ролл окунулись еще в школьные годы?
— В классе 5-м уже что-то играл. Вначале, как все, слушал БИТЛЗ, но оченьбыстро с них соскочил.

— Почему?
— Ну, почему-почему... Мне нравился блюз, а БИТЛЗ — клевая команда, я кним хорошо отношусь, но моя музыка — это РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Вот с них я досих пор не слезаю. В институте тоже была группа, играли танцы, сейшены.Можно сказать, что я с одиннадцати лет в рок-н-ролле.

— С какого года ведет свой отсчет ЛИГА БЛЮЗА?
— С 1979-го. Группа всегда являлась непрерывным проектом несмотря на то,что люди, составлявшие ее, менялись. В 1982 был собран первый основнойсостав (один из самых ярких в истории ансамбля, который просуществовалдо 1987 года), и группа получила название ЛИГА БЛЮЗА. И свое пятнадцатилетиемы отметили в 1994-м.

— А получение группой названия не собираетесь отмечать?
— Что мы, сумасшедшие, чтобы юбилеи праздновать по любому поводу?

— Через группу прошли многие российские супермузыканты:Юрий Рогожин, Александр Солич, Сергей Воронов, Андрей Шатуновский. Вы сними как-то поддерживаете отношения, товарищеские ли, дружеские?
— С ЛБ-79 в группе никто, кроме меня, не остался. Двое ребят играют в КРОССРОУДЗ,остальные еще где-то. И общаться с ними мне ни что в этой жизни не мешает.Может, я кому мешаю?.. А друзья... Есть пара-тройка старинных-пристаринных,но дружба — она тоже требует времени. Меня больше устраивают такие отношения,как в ЛИГЕ БЛЮЗА. Мы изредка собираемся, по-человечески, по-доброму разговариваем,отдыхаем. Я всем бы пожелал похожего.

— О творчестве некоторых музыкантов говорят, как об образежизни. В том числе и о рок-н-ролльщиках. ЛИГА БЛЮЗА — это образ жизни?
— Для того чтобы так говорить, нужно быть очень самоуверенным человеком.Я знаю, что такое ЛИГА БЛЮЗА и какие у нее существуют традиции и жизненныеустановки, но я не взял бы на себя ответственности говорить за всех обобразе жизни каждого.

— Как мне представляется, человек, ставший легендой прижизни, уже несет в себе черты абсолютно уверенной в себе личности. Вы —легенда русского рока...
— Я отнюдь не самоуверенный, а совсем наоборот — иногда очень даже неуверенный.Именно поэтому я, может, и стал тем, кем ты меня сейчас назвал. Я считаю,чтобы достичь какого-то успеха, человек должен быть в чем-то твердым, нони в коем случае не самоуверенным.

— Группа как-то пользуется такой "мягкостью"вашего характера?
— Нет, нет, нет... Я веду себя с людьми так, как считаю нужным. И их, именя это устраивает. А если говорить о музыкальных идеях, то их генераторомможно назвать меня, но в зависимости от ситуации все каким-то образом влияютна репертуар.

— Вы играете помимо чисто своих вещей и огромное количествопроизведений, ставших классикой блюз-рока.
— Классические песни выбираю для исполнения в основном я. Об огромном количестветы, пожалуй, загнул. Сыграна где-то 1/50 часть всего мирового наследияритм-энд-блюза. Сейчас мы решили сделать рок-н-ролльную программу с записьюее на пластинке (рок-н-ролл, как известно, более быстрый вариант блюза).В свое время у нас были "тематические" концерты по Хендриксу,КРИМУ, теперь — рок-н-ролл. Даст Бог, ничего фатального не случится, придумаемчто-то еще.

— Что слушаете из блюз-рока сегодня?
— Что всегда — стариков. Из совсем новых — молодого американского гитаристаКенни Ван Шеффилда. А специально ничего не слушаю.

— Не боитесь отстать, замкнуться в себе?
— А что ты мне посоветуешь? Кого ты мне порекомендуешь из русских музыкантов?Я знаю, что мне нужно слушать, чтобы развиваться. Зачем мне, к примеру,КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА? Или Сюткин, или Пугачева?

— Андрея Большакова слушали же когда-то.
— Да не слушал я его! У меня от него голова болела, хотя я понимал: этосделано круто. Я с ним в хороших отношениях, он нормальный человек. Сюткинтоже приличный парень, хороший музыкант. Но зачем мне его слушать? Какойон играет блюз и какой я? Ты согласен?

— Мы начали говорить про Большакова. У вас с ним естькакие-то общие прожекты, насколько я знаю...
— Я с ним дружу года с 1987-го (несмотря на то, что мы с ним работали вразных жанрах: я играл блюз, он терзал гитару в металлических АРИИ и МАСТЕРЕ,но мы с ним похожи ментально, он мне близок как человек) и считаю своимдолгом помочь в раскрутке его журнала MUSIC BOX. Раскрутка — громко, конечно,сказано. В 6-м номере в нем будет напечатано интервью со мной о вокале.Я, как интуитивный певец и дилетант от вокала, но опытный, поющий всю жизнь,позволяю там высказать несколько советов. Со мной никто никогда не говорилна серьезном профессиональном языке, мне было интересно пообщаться на такомуровне. Обычно о чем говорят журналисты с рок-музыкантами? О бабах. Необижайся, это не про тебя.

— Напрасно обольщаетесь, до них еще дойдем. Чуть подробнееможно про журнал?
— MUSIC BOX — первый российский журнал для профессиональных музыкантов.На его страницах практически нет "популярных" материалов, так,пара штук на номер. Основу составляют сугубо практические статьи: как сделатьв домашних условиях запись клавишных инструментов и т.д. Главный редактор— Андрей Большаков, отошедший от музыки и целенаправленно занимающийсясвоим детищем. Недавно презентавался 4-й номер, собралась масса журналистов,меня попросили вести это мероприятие...

— Вернемся к музыке. Сейчас такое время, когда на большихплощадках играет ограниченное число групп. Что ближе вам: концерты на тысячнуюаудиторию или работа в ночном клубе?
— Чем больше зал, тем лучше. Мы — группа громкая.

— А как же разговоры о том, что блюз — музыка не для всех?
— Пусть так говорит тот, кто хочет остаться в этом заблуждении. Я считаю,что блюз — музыка для всех. Его можно играть как на стадионах, так и намаленькой публике. Да, в Москве мы выступаем в ночниках. И не всегда радиденег. Есть хорошие клубы, есть неважные, в которых мы именно работаем,зная, что не получим от игры никакого удовольствия. Но заставить "ненаш" зал себя слушать — отчасти для этого мы и выходим на сцену.

Дела семейные
— Николай Арутюнов в личной жизни...
— ...примерный семьянин. Мы с супругой Леной живем вместе всего ничего18 лет. Сыну — 15. Занимается ли он музыкой? Не знаю, может быть.

— ЛИГУ БЛЮЗА слушает?
— Мы в его классификации занимаем четвертое место. На 1-м — СТАТУС КВО,на 2-м — РОЛЛИНГ СТОУНЗ, на 3-м — АЭРОСМИТ... На 5-м — ЭЛВИС ПРЕСЛИ.

— У парня нормальный вкус.
— С первым местом я согласен. Такой рейтинг меня не обижает.

— Понятно: семью, значит, этим делом не третируете.
— Чего ты меня обижаешь-то?

— Что-то существует для вас кроме музыки?
— Мое хобби — ритм-энд-блюз. Немножко слежу за футболом, за тем, как нашеДИНАМО всех ваших лучших футболистов перетаскивает к себе. Скоро станетбелорусской командой. В детстве сам играл в футбол, ходил в спортшколу,но недолго — обленился.

— Рок-н-ролльщики не горят желанием создать команду, альтернативнуюпопсовой СТАРКО?
— Чтобы все превратилось в очередную идиотию? Нет, спасибо.

— Добрались до затянутого вопроса о женщинах. В кино непредлагали сняться с какой-нибудь знойной красавицей?
— Предлагали сделать порнографический фильм с участием наших певиц и меняв главной роли. Я отказался, поняв, что это не пойдет на пользу группе,а девчонки согласились. Я шучу, ты понимаешь... Думаю, что мне есть ещесмысл подзаняться вокалом, посовершенствоваться. В кино пусть снимаютсяте, кто считает, что достиг совершенства в рок-н-ролле...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1997 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета