Orbital
Звездные Хроники

Шесть-семь лет назад эту музыку называли несерьезной.Считалось, что она никогда не будет иметь большого успеха ни у критиков,ни у публики. В настоящее время техно у всех на слуху. И в этом колоссальнаязаслуга ORBITAL.

ЗАПУСК

В состав «орбитального» экипажа с момента основания группыи по сей день входят два брата: Фил и Пол Хартноллы. Именно их заслугойявляется полет ORBITAL с земли на звездную орбиту. Фил родился 3 января1964 года, Пол -- 19 мая 1968-го. Буквально с детского возраста, а именнос 1974 года, началось увлечение серьезной музыкой (два одаренных братцарешили попробовать свои силы в игре на фортепиано. Еще одно огромное потрясениебыло связано с сериалом «Звездные войны» (Пол просто сходил с ума по нему).В то время Фил исправно посещал концерты THE CLASH и практиковал не совсемобычные вещи (обучал своих друзей играть панковские песни на пианино!).Наверное, в это молодое и беззаботное время и возникла идея создания группы.Но реализовалась она только в 1984-го. Именно в этом году Фил приобрелKorg Latin Percussion D10 и именно к этому году относятся его первые попыткиэкспериментов со звуком. Немного позже он решает попытать счастья в Америкеи отправляется в эту страну с целью создания группы, играющей в стиле хип-хоп.Попытка закончилась полным провалом. Пол в это время учился в художественнойшколе. Но тут грянула музыкальная революция и стиль acid house стал постепеннонабирать обороты в музыкальной лондонской туссовке. Кстати, название группыпроизошло от названия лондонской кольцевой дороги M25 (M25 Orbital Motorway),которая стала излюбленным местом сбора стильных модников и любителей зарождающегосярэйва.

Прежде чем группа начала активные выступления в 1987 году,Пол пробовал свои силы в проекте под названием NODDY & THE SATTELITES,перебиваясь случайными заработками . Фил в то время работал каменщикоми барменом одновременно. Свой первый концерт они дали летом 1989 года вклубе «Grasshopper» («Кузнечик») города Уэстэрхэм, графство Кент, Англия.Позже Фил вспоминал: «Когда мы дебютировали в клубах, мы обычно выступалипосле групп с едва одетыми танцорами и парнями со свистками, которые заводилипублику своими истошными криками. Затем выходили мы и, манипулируя своимикнопками, играли что-то в стиле хип-хоп с частотой 110 ударов в минуту.Мы думали, что люди ненавидели нас. На самом же деле, они просто слушалимузыку».

В 1989 году на небольшой фирме грамзаписи , принадлежащейдрузьям, ORBITAL был издан сингл «Chime», который открыл большие возможностиперед группой, заняв 17 место в хит-параде Великобритании к началу 1990года. Успех релиза был несомненен, как и факт появления на небосклоне британскоймузыки нового перспективного коллектива. Это подтверждалось как различнымимузыкальными критиками, так и самим приглашением группы на ежегодное, пользующеесябольшой популярностью шоу Top Of The Pops. Немного позже на фирме FFRRпоявился их дебютный альбом "Orbital". По уровню музыки программабыла несколько неровной: удачные произведения чередовались с маловыразительными.Альбом начинался со спокойной и размеренной композиции "Belfast",за которой следовали мощная "Moebius", динамичная "SpeedFreak", ремикшированная Моби (Moby), монументальная "Desert Storm".Ближе к финалу можно было услышать легкие и приятные танцевальные "Chime"и "Choice". Завершала дебют романтическая композиция "Midnight",насыщенная восточными мотивами. Несмотря на недостатки, программа получиласьдовольно живой и интересной, в результате чего она оказалась на 36 местехит-парада журнала "New Musical Express". Группа продолжала выступатьв различных клубах. Но эта группа заметно отличалась от других коллективов,прежде всего тем, что они использовали живой звук и при каждом удобномслучае старались подтвердить свою высокую репутацию (так ORBITAL при каждомудобном случае старались поставить аппаратуру в середине сцены, чтобы ниу кого не возникало сомнений в том, что они играют вживую).

К ЗВЕЗДАМ! (ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ)

Их следующий альбом «Orbital 2», датированный 1993 годомпоказал, что группа заметно прогрессирует, но, тем не менее, по ритмами мелодике он был лишь улучшенным повторением "Orbital". Егопиковой точкой стали две несколько монотонные версии «Lush 3» и идентичнаяс ними по звучанию "Impact (The Earth Is Burning)". Перелом взвучании программы намечался сразу после их завершения. Сначала шла жесткаяи напряженная по звуку композиция "Remind", затем экспериментальная"Walk Now", после -- мелодичная "Monday". Но самойинтересной в альбоме была композиция «Halcyon+On+On» с изящным вокаломKristy (солистки OPUS III), создающим неповторимое ощущение лёгкости ивоздушности. Хотя "Orbital 2" и не показал ничего нового, онокончательно утвердил репутацию группы и позволил ей приобрести еще большуюизвестность. Следующим шагом на пути к славе стало приглашение их возглавитьфестиваль в Glastonbury 1994 года.

Однако группа не останавливались на достигнутом, и посленапряженной студийной работы в августе 1994 года на свет появился альбом«Snivilisation». Это была концептуальная программа, в которой с чувствомвкуса и меры были смешаны чистое техно, полифонические и часто даже неоклассическиемелодии, немного свежих ритмов в стиле jungle, воздушные голоса неземногопроисхождения и небольшая порция старого злого хардкорового панка. Эту"адскую смесь" открывали мелодичные, немного футуристическиекомпозиции "Forever" и "I Wish I Had Duck Feet". Затемшел блок из довольно мрачных, насыщенных различными звуковыми эффектами"Sad But True" (не имеет ничего общего с одноименной песней METALLICA)с вокалом а-ля Бьйорк (Bjork), "Crash And Carry", "ScienceFriction". После неоклассической "Kein Trink Wasser" с восхитительнымфортепианными аранжировками следовала лаконичная (немногим менее полутораминут) "Quality Seconds", прослушав которую можно было подумать,что у «звездных братьев» явно оживились воспоминания о бурной панковскоймолодости. Длинная мультиинструментальная предпоследняя композиция "AreWe Here" фактически стала пиком этой программы, вобрав в себя не толькоее многоплановость, но и целостность звучания. К финалу следовала буквальнонасыщенная космическим трансом "Attached". С выходом "Snivilisation"в творчестве ORBITAL произошел огромный скачок, и прежде всего в профессиональномплане. Из разряда групп, использующих чисто танцевальную электронику группаперешла в разряд коллективов, играющих в стиле транс. И это не прошло незамеченнымкак со стороны музыкальных критиков, так и со стороны рядовых любителеймузыки. В хит-параде "New Musical Express" альбом занял почетное6 место. Но на этом успех не закончился. "Snivilisation" конкурировалв споре на звание лучшего в танцевальной музыке за 1994 год наравне с работамитаких гигантов, как THE PRODIGY, UNDERWORLD, GLOBAL COMMUNICATION, THEGRID, THE DUST BROTHERS. С выходом этого альбома было связано еще однозаметное событие. ORBITAL стали звёздами не только британского, но и международногоуровня. Они успешно гастролировали по США, что всегда считалось настоящейпроверкой для всех британских музыкантов. Высокий авторитет группы подтвердилои выступление на фестивале в Glastonbury в 1995 году.

ЗВЕЗДА ФОРТУНЫ В АПОГЕЕ

Выход такой серьёзной программы, как «Snivilisation»,и многократно возросшая благодаря ей популярность требовали достойногопродолжения в будущем. Весной 1996 года вышел альбом «In Sides». Он небыл таким цельным, как «Snivilisation», но, тем не менее, отличается насыщенностьюи разнообразностью композиций, их высокой мелодичностью. Так, «The GirlWith The Sun In Her Head» поражает своим «космическим» саундом, а следующаядалее «P.E.T.R.O.L.» ---- довольно жёсткими и резкими аккордами. Мотивкомпозиции «The Box» вообще кажется несовместимым с музыкой техно и большепохож на что-то из репертуара Вангелиса. «In Sides» несколько перекликаетсяс «Orbital 2» (например, композиция с загадочным названием«Dwr Budr» понастроению и использованию вокала напоминает «Halcyon +On +On»). Послеочень интересной по саунду "Adnan’s" следует финальная (двадцатичетырехминутная!) композиция "Out There Somewhere?" (единственнаячисто танцевальная композиция на всем альбоме). Успех не обошел сторонойи эту программу. Сразу же после выхода альбом взлетел на пятое место национальногобританского хит-парада, а через неделю по уровню продаж стал серебряным.Группа не остановилась на достигнутом и продолжала активную гастрольнуюдеятельность. Концерты проходили не только в клубах, но и в таких престижныхконцертных залах, как королевский Albert Hall. Поговаривают даже, что подНовый год группа собирается выступить в лондонском Alexandra Palace.

СЕМЕЙНЫЕ ЗАМОРОЧКИ

Нередко можно услышать такую точку зрения. Мол, в электронноймузыке мало человеческого, а компьютеры делают всё за музыкантов. Фил как-тозаявил по этому поводу : «Всё это ерунда. Электронные инструменты не делаютничего вместо нас. Это мы, используя их, создаём звуки, которых никто никогдане слышал».

Можно сказать, что ORBITAL — это семья. Это заметно, особеннотогда, когда Хартноллы ругаются. Но братья слишком хорошо знают друг друга,чтобы волноваться о последствиях споров, которые иногда разгораются из-запустяков. Фил удивительно дружелюбен и открыт, всегда готов помочь. Онбеспредельно наивен в своем отношении к поклонникам и просто ненавидитмузыкальный бизнес за его коррумпированность. Пол тоже дружелюбен, в тоже время циничен и гораздо более прямой в отношении к людям. Братья любятслушать Джона Бэрри (John Barry), DEAD KENNEDIES, Эннио Морриконе (EnnioMorricone), а также являются большими поклонниками STEREOLAB. Их мечта— записать сингл со STEREOLAB и Скоттом Уолкером (Scott Walker).

Музыканты занимают активную гражданскую позицию, постоянноучаствуя в различных благотворительных программах. Так, для специальновышедшей осенью 1995 года пластинки "Help", целью которой былособрать деньги для боснийских детей, группа записала ремикс композиции"Adnan’s". ORBITAL также выступают против Criminal Justice Bill.Об их заинтересованности проблемами экологии позиции говорят композицииальбома «In Sides». Так, «The Girl With The Sun In Her Head» была записанас помощью передвижного генератора солнечной энергии, принадлежащего Greenpeace.«Dwr Budr» по-валлийски (язык Уэльса, части Великобритании, где в начале1996 года случился разлив нефти в море) означает "грязная вода".

Пол очень любит жаловаться на то, что большая часть электронноймузыки сейчас звучит несколько угрюмо: «Если вспомнить KRAFTWERK, то нельзясказать, что они играли очень рассудительную музыку". «Я операторсо своим карманным калькулятором, дин-дин-бррррр!». «Это же просто забавно!».


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 1996 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета