А-Студио
Свежие лица, смокинг и черный лимузин

РЕАКТОР

Довыбирались, блин! Доразоружались! А на окружающую средуначхали всем скопом. Доценты с кандидатами, понимаешь... Ахнуло так, чтовдоль и поперек, пополам и во веки веков. Получили вместо зоны эрогенной— загрязненную, а какая может быть любовь среди микрорентген. Чернобыльконфеткой покажется нам, если не одумаемся и не станем все, как один...Чего это я разошелся? Короче говоря, в бокс-клубе "Реактор" выступилагруппа А-СТУДИО.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

В 1979 году на основе ансамбля БУМЕРАНГ в Алма-Ате некогдапопулярная эстрадная певица Роза Рымбаева подбирала себе аккомпанирующийсостав. Туда и затесался молодой музыкант Байгали (а по русски — Боря)Серкебаев. Переругавшись по творческим мотивам на протяжении следующихтрех лет со старожилами австралийской палки-бросалки Роза, Борис и примкнувшийк ним гитарист Булат Сыздыков в 82-м создают группу АРАЙ, с которой и концертируютпо городам и селам тогда еще дружной советской страны. Именно в год смертивсеми горячо любимого музыкальный руководитель АРАЯ Серкебаев приглашаетв свою команду бас-гитариста Владимира Миклошича, а чуть позднее к нимприсоединяется бывший ленинградский студент института культуры БатырханШукенов, отличавшийся умением классно терзать клапана сакса и неординарнымивокальными данными. В 1983-м коллектив становится лауреатом Всесоюзногоконкурса артистов эстрады (делит 2-е место с рок-группой АВТОГРАФ, нынеканувшей в лету). Так они путешествовали-путешествовали, пока не надоелидруг другу. Я о Рымбаевой и остальных. Певица исполняла так называемуюсоветскую песню, а ребята тяготели к джазу и джаз-року. На третий год перестройкимузыканты кидают бедную Розу на произвол судьбы и забвение, недавно горячовстречавшей, публикой. Группа переименовывается в АЛМА-АТУ (с нее музыкантыи ведут свое летоисчисление), затем в АЛМА-АТУ СТУДИО. Получив в 89-м приглашениеот Пугачевой, на которую композиция «Джулия» произвела неизгладимое впечатление,группа сокращает название до А-СТУДИО и меняет гитариста Булата на поющегомастера гитарной струны Баглана (Багу) Садвакасова. С тех пор четверкамушкетеров всегда вместе, "чейнджу" подвергаются лишь барабанщики(пол-года назад в группу пришел супер-музыкант Игорь Джавад-заде, засветившийсяв свое время в АРСЕНАЛЕ Козлова). Начинается раскрутка по ТВ, радио и впрессе. Приходят слава и популярность. В них все привлекает внимание: сценическийимидж, восточная внешность, оригинальная музыка, вобравшая в себя в себеэлементы «новой волны», депешмодовские навороты, джазовые заморочки и живойсаксофон. А-СТУДИО стали жить от шлягера к шлягеру. За "Джулией"последовала "Белая река", потом "Мальчик пинг-понг","Солдат любви", "Не любимая"... Поезд покатил в горуи до вершины, похоже, еще не добрался.

ДЖУЛИЯ И АЛЛА

Трое в комнате — я, Борис Серкебаев и Владимир Миклошич.С Багой поговорим после. Батыр, совершенно охрипший в результате длительногогастрольного тура, отмалчивается в стороне, укутав горло теплым шарфом.Игорь незаметно улизнул от пристального журналистского ока.

— Чем объяснить ваши музыкальные поиски: от чистого джазадо поп-музыки со звучанием, характерным для 90-х годов?

— Мы начинали с обработок народных песен, записывая ихв манере, близкой к джаз-року. Но джаз всегда был музыкой для ограниченнойв количественном отношении аудитории. А поскольку мы являемся профессионаламии зарабатываем на жизнь музыкой, то пришлось однажды задуматься над тем,что надо развиваться самим не только в профессиональном плане, но и как-тозадуматься на своим материальным положением. Ведь настоящему музыкантунеобходима аппаратура, которая стоит немалых денег, они же требуются идля записи своих произведений. Но наши переходы из стиля в стиль нельзяназвать компромиссом, мы играли с Рымбаевой и джаз и поп-музыку (ведь каждыйимеет право на свои музыкальные привязанности). Володя обожает RED HOTCHILI PEPPERS, Батыр -- индийскую музыку, а Борис отдает предпочтение РичиСакамото. Нам не сложно было перейти в категорию поп-музыкантов, мы сделалиэто осознанно.

— А-СТУДИО в Казахстане была, чем-то вроде ABBA для Америки:пели не на родном казахском, а на экспортном русском...

— Группа и задумывалась как "интернациональный"проект, мы действительно пели преимущественно на русском языке, языке общенациональномв СССР, хотя Батыр продолжает и по сей день исполнять на концертах песнина казахском. А сравнение с ABBA звучит не слишком скромно, но, в принципе,верно.

— Текст вашего первого союзного хита "Джулия"написал Владимир Миклошич?

— Да. Основным же поэтом группы считается Еркеш Шакеев,наш алма-атинский приятель.

— Припоминаю, что за нее вас обвиняли в плагиате.

— С "Джулией" связано много всяческих историй,довольно странных. Загадочная она какая-то. Но ситуация там возникла другая.Ее услышал на кассетнике у кого-то из наших друзей Киркоров. Она ему понравилась,Филипп пришел к Алле (он тогда работал у нее в театре), дал послушать записьи говорит: "Мне знакомые в Алма-Ате подарили песню и я намерен еепеть". Она ему отвечает: "Я хочу сама увидится с людьми, исполняющими"Джулию". Что это за дураки, отдающие ТАКУЮ песню?" То естьон ее хотел того... Замылить. Потом звонил Борису в Алма-Ату, просил ужеофициально разрешение на исполнение. Позднее кто-то спел ее на каком-тофестивале, в Юрмале, кажется...

— С Пугачевой работалось легко?

— Просто здорово, потому что мы получили то, чего намне хватало для раскрутки -- человека опытного, имеющего связи в шоу-бизнесе,знающего все выходы и входы на ТВ, радио, газеты. Без этого тогда невозможнобыло куда-либо прорваться. Сейчас не понятно, к лучшему или нет, когдарешают только деньги. К тому же общение с таким человеком, как Пугачева,дало очень много, какая бы она не была на вкус самых разных людей.

— Уходили от нее тоже легко?

— Вышло так, что в один прекрасный день театр Аллы Пугачевойперестал существовать и превратился в фирму "Алла", занимающуюсякакими-то коммерческими делами по продаже товаров, как раньше говорили,народного потребления, аудиопродукции. Из театра практически никто в этумашину не попал, за исключением, может быть, Кристины. Поэтому ухода посуществу не было.

— Но до ликвидации театра некотрые артисты выбывали изобоймы со скандальчиками, например, будущий муж Аллы Борисовны.

— Киркоров нет. Ольга Кормухина чего-то там делила, группа"Диалог".

— Кроме музыки у "студийцев" есть какая-то другаяжизнь?

— Батыр у нас любил фотографировать, потом, поняв кудауходят вся деньги, бросил. Сейчас, когда мы стали зарабатывать чуть побольше,хобби к нему почему-то не вернулось. Владимир -- киношник. Любитель актерскогокино и конкретно итальянского. У Бориса все увлечения перемешаны междусобой и в результате остаются только музыка и женщины. Он читает женскиежурналы и изучает женскую психологию. Владимир, кстати, тоже этим грешит:регулярно покупает "Космополитен". А недавно в одной иностраннойстатье вычитал о том, что оказывается сперматозоиды находят яйцеклеткупо запаху, и японцы сейчас бьются над созданием нового противозачаточногосредства, отбивающего запах у яйцеклетки и нюх у сперматозоида... ЧегоВы смеетесь? Это абсолютно без шуток.

— Предлагаю дать название новому препарату —"Антисперматозоидгруппы "А".

— Группы "А-Студио". Великолепная идея, беремв долю от получения гонорара за патент на название!

— По рукам. Чем занимаются дети и жены, ожидающие своихкормильцев с гастролей?

— Наш "старшой" сын -- Баглан, он все времяперед глазами, под неусыпным родительским присмотром. У Володи сынишкасовсем большой. Он ему как-то привез кроссовки из Америки и те ему оказалисьмалы. Так отрок подарил их папе. Замечательно играет на болгарской акустическойгитаре, дает ее нам в аренду на запись, Володе Преснякову. Бага очень любитсвоего сынишку, даже песню посвятил: "Спи, мой маленький сын, с тобойя рядом". На вопрос о нем он отвечает так: "Говорят, уже в школупошел". Хороший у него парень, талантливый, брейк-данс танцует, весьв папу. У Бориса старшая дочка учится играть на скрипке, бедный ребенок.Но, как божится отец, скоро он ее заберет из музыкальной школы, аргументируяэто тем, что музыка -- адский труд, а скрипка из всех инструментов самая"могильная". Остальные участники "А-Студио" с ним соглашаются:правильно, пусть она будет просто добрым и красивым человеком. А то, посмотритена нас, во что мы превратились, отдав все свои силы музыке и женщинам.

Наши жены же, говоря словами известной песни, -- ружьязаряжены... Рассуждая абстрактно, замечательно, когда супруга занимаетсявоспитанием детей и ей можно доверить это; если у нее есть мозги и онанормальный человек. С женами любых музыкантов всегда возникают проблемы,потому что у нас образ жизни такой, морской: постоянно нужно куда-то уезжать.Мало кто способен его выдержать. Вот и выходит, что дети-то имеются у всех,а жены -- нет. У кого какая конкретно ситуация мы Вам не скажем: пустьдевчонки любят нас и к нам стремятся и душой, и... Последнее слово, котороене произнесено -- шутка.

СТАРШИЙ СЫН

Как вы уже успели заметить, народ в А-СТУДИО непростой,его в лоб не поймешь. И беседа, начавшаяся вполне серьезно, постепеннопревратилась в черт знает что. И где в ее второй половине правда, а гдевымысел -- разбираться Вам. Лично я понял одно, что объектом для постоянныхшуток и подколок в группе служит Баглан Садвакасов.

— Не обижаетесь на "издевательства", привыкли?

— Время от времени под "гнет" товарищей попадаеткаждый из участников группы. Все зависит от конкретной обстановки. А серьезныхразногласий у нас не бывает, мы схожи по характеру, мы -- как одна семья.На гастролях часто случается так, что заказывая в гостинице отдельные номерасобираемся все равно в одном. Обсуждаем какие-то вопросы, просто сидим,болтаем до поздна...

— Тогда какой характер у группы в целом?

— Меланхоличный, спокойный, мягкий, похожий на нашу музыку.

— Но общий облик коллектива формируют индивидуальные чертыего составляющих. Например, Бага -- повод для шуток, Батыр -- лицо и голосгруппы, Борис -- генератор музыкальных идей и сын народного артиста СССР,великого оперного певца Ермека Серкебаева, Владимир... А что, кстати, Владимири Игорь?

-- Мы никогда не составляли подобной иерархии. А еслиговорить о такой штуке, как имидж, то каждый создает на сцене свой образ.Боря строгий, KRRAFTVERK за клавишами, Володя задумчивый, Батыр -- "играет"песню, я -- человек в футляре...

— Вы, пожалуй, первым "нарисовали" на эстрадефигуру музыканта, отделенного от зала черными очками.

— С ними поначалу происходило много забавных историй.Валил колонки, ребенка, прибежавшего на сцену с цветами, как-то чуть сног не сшиб.

— Ничего не сказали о Джавад-заде...

— Он недавно работает с нами. Барабанщик экстра-класса,легенда рок-н-ролла. С его приходом изменилось звучание А-СТУДИО, оно сталоболее жестким, акцентируемым. Но главное его достоинство -- кулинария.Такой плов, как готовит Игорь, не готовит никто. Кроме меня.

— Ваш последний альбом "Не любимая" сводил ГрэгВолш, личность приметная в мировой музыке. Он когда-то работал с ТинойТернер, СHICAGO. Сейчас -- с Паваротти, Глорией Эстефан. Чем вы ему такприглянулись?

— Познакомились мы с ним давно. И несколько лет назадпопробовали записать несколько наших демо-песен на английском языке. (Загибаетпальцы на руке -- О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'К). "Белая река", "Джулия" (моментальноследует реплика наблюдающего за нами в стороне директора группы АлександраКачана: "Бага рассказывает о том, какие песни он написал. "Белуюреку", "Джулию"... Пальцев уже на одной руке не хватило,сейчас за вторую возьмется")... Он говорил, что хаус скоро сойдетна Западе на нет, а музыка А-СТУДИО достаточна перспективна, чтобы пользоватьсяспросом за рубежом. Ребята изменили тексты песен, "художественныйсовет" "PolyGram"а доброжелательно воспринял экспериментВолша с российской группой. "Европа будет у ваших ног", -- говорилГрэг. Но ничего не получилось. Как я думаю, все уперлось в произношение-- бич российских артистов... Теперь он приехал к нам сюда и помог на студииу Бориса добиться нового звука на последнем альбоме А-СТУДИО.

— В группе не курят и не злоупотребляют спиртными напитками.Это верно?

— Последним, в смысле курева, сломался я, когда здоровьецестало пошаливать. Много работы -- много нервов, затраченной энергии. Воти не замечаешь, как "садишь" одну сигарету за другой. Я и заключилнечто вроде сепаратного соглашения с ребятами, что брошу курить. Они замной периодически послеживают. А здоровый человек -- это здорово! Нам ещеАлла Борисовна говаривала, что А-СТУДИО в ее представлении -- это свежиелица, смокинг и черный линкольн.

ПОСОШОК

Оказывается, вовсе они не поезд, а дорогая американскаямашина. Куда ты мчишься, птица-пятерка? Что там за поворотом? Поживем --увидим.

Редакция выражает признательность фирме "Золотаяпчела", Ольге и Карине за предоставленную возможность поговорить зажизнь с музыкантами группы.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1996 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета