Не экскурсоводом единым: как музеи подружились с чат-ботами
В московском музее Булгакова появился "Бот-Бегемот" – виртуальный гид по знаменитой "нехорошей квартире". Разработали его старшеклассники из пяти московских школ в рамках проекта МГПУ "Культура. Думать!". Ребята создали несколько маршрутов по музею, где посетители общаются с виртуальными "жителями" квартиры. Каждый персонаж – будь то торговка пирожками, студент-комсомолец или кот Афанасьич – ведет свою сюжетную линию.
Через диалоги с ботом молодые посетители узнают не только о жизни Булгакова и его произведениях, но и погружаются в быт советских коммуналок 1920-х годов. В программу включены архивные аудиозаписи, исторические фотографии и даже музыкальное сопровождение – романсы и арии из опер того времени. Создатели продумали и философскую составляющую: бот затрагивает темы поиска призвания, взаимоотношений с соседями, личных границ и творческого процесса.
В Санкт-Петербурге магистранты НИУ ВШЭ придумали для Эрмитажа технологически продвинутый поисковый бот. Он помогает находить произведения искусства по простому описанию сюжета. Команда использовала методы обработки естественного языка и векторизации текста – технологии, которые позволяют компьютеру "понимать" человеческую речь. Перед запуском бота студенты создали подробные описания картин из цифровой коллекции музея, а затем научили систему сопоставлять запросы посетителей с этой базой данных. В результате бот находит нужные картины с точностью 75%, даже если посетитель не знает ни названия работы, ни имени художника.
Музей-заповедник "Царское Село" запустил своего виртуального помощника в Telegram, который помогает разобраться в тонкостях посещения музейного комплекса. Бот отвечает на самые частые вопросы: как увидеть знаменитую Янтарную комнату, нужно ли распечатывать электронные билеты, где собираются экскурсионные группы. Помогает сориентироваться в парках, подсказывает, где перекусить и купить сувениры. А главное – делает визит в музей более комфортным, избавляя посетителей от необходимости искать эту информацию на разных ресурсах.
А вот в Херсонесе Таврическом бот не только информирует, но и собирает отзывы посетителей, помогая музею улучшать качество обслуживания. Проект запустили к 130-летию музея-заповедника, и теперь это полноценный виртуальный помощник, доступный круглосуточно.
В Музее русского импрессионизма решили превратить бота в художника. Их "ИИмпрессионист", созданный совместно с Tинькофф, не просто отвечает на вопросы – он может превратить фотографию посетителя в картину в стиле импрессионизма и прокомментировать результат.
Привлекать ботов к работе с посетителями – такая традиция складывается не только в России, но и за рубежом. Metropolitan Museum в Нью-Йорке создал бота-собеседника из прошлого. На выставке моды 2024 года посетители общаются с Натали Поттер – светской дамой 1930-х годов. Для достоверности разработчики из OpenAI использовали архив писем и газетных статей того времени.
Французская компания Livdeo пошла по пути создания многоязычных ботов с естественными голосами. Их разработки помогают музеям общаться с туристами из разных стран без языкового барьера.
Музейные боты – это как мессенджеры: у каждого своя фишка и своя аудитория. Одни помогают детям учиться, другие развлекают туристов, третьи работают виртуальными экскурсоводами. И как в случае с мессенджерами, успех музейного бота зависит не столько от навороченности функций, сколько от того, насколько он понятен и полезен конкретной аудитории.
Кстати, еще один тренд – использование ботов для пополнения коллекций. Движение "Волонтеры культуры" запустило бота "Музейный код", через которого можно предложить свои раритеты музеям малых городов России. Старинная вещь с бабушкиного чердака может стать музейным экспонатом буквально в пару кликов.