Покорение маркетплейсов: какие возможности есть у белорусов?

Сотни тысяч продавцов, сотни миллионов товарных позиций, а главное, десятки миллионов посетителей из самых разных уголков мира — вот в чем заключается секрет успеха такой формы онлайн-торговли, как маркетплейсы. Бум своей популярности переживают они и в Беларуси. Причем интересуются этими площадками не только покупатели, но и компании и ИП, которые хотели бы выйти на них в качестве продавцов.

Повышенное внимание к работе маркетплейсов в нашей стране проявляет и государство. Сегодня на законодательном уровне обсуждаются изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» — в том числе с целью закрепления официального статуса маркетплейсов и правил игры на них. Параллельно Министерство антимонопольного регулирования и торговли ведет диалог с руководством крупнейших площадок (таких, как Ozon и Wildberries) в поисках баланса между интересами бизнеса, общества и государства.

Что касается непосредственных участников этого рынка, то и покупатели, и продавцы предпочитают не ждать, а действовать. И если активно покупать на маркетплейсах белорусы привыкли еще с «ковидных» времен, то за последний год наши соотечественники стали активно продавать. Так, на Ozon доля белорусских поставщиков за первое полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросла вдвое, а ассортимент их товаров — в четыре раза. На Wildberries количество продавцов из Беларуси с начала 2023 года увеличилось на 30%.

Почему так происходит? Главное, что позволяют сделать маркетплейсы, — это за один шаг расширить рынок сбыта своих товаров в несколько раз. В том числе выйти за пределы Беларуси и найти своего покупателя в странах-соседках. Уже сегодня на крупных российских маркетплейсах хорошо продается белорусская одежда, трикотаж, белье, косметика, бытовая химия, товары для дома.

Кроме того, маркетплейс по сравнению с созданием собственного онлайн-магазина «с нуля» в принципе гораздо более простой и быстрый способ начать продавать онлайн. Многие вопросы, от организации складского хранения и доставки товара до покупателя до приема платежей и затрат на рекламу, берет на себя сама площадка. За это она получает определенную комиссию от продаж (в зависимости категории товара, его стоимости, габаритов и других параметров). Как правило, комиссия не превышает 3-15%, хотя есть площадки, где она может доходить и до 50%. Но с учетом возможностей, которые открываются перед продавцом, разумные комиссионные выглядят вполне оправданными.

Там, где есть плюсы, обычно не обходится без минусов. В случае с маркетплейсами ими оказываются высокая конкуренция с одинаковыми для всех продавцов условиями и ограниченные возможности взаимодействия с покупателями. Прямого контакта с ними, как правило, нет, поэтому привлекать и удерживать постоянных клиентов становится сложнее. Продвигать свой товар в море похожих предложений тоже.

Впрочем, здесь те, кто начинает или хотел бы начать активное продвижение своих товаров на популярных маркетплейсах, могут рассчитывать на помощь — в том числе и бесплатную. Например, клиенты Сбер Банка (Беларусь) получают определенные преимущества уже при открытии пакета расчетного обслуживания. Во-первых, выгодные условия ведения онлайн-торговли (такие, как пониженные тарифы по эквайринговым операциям или бесплатные переводы в определенных валютах, включая российские рубли) сами по себе обеспечивают большую эффективность бизнеса. А во-вторых, некоторые пакеты услуг (например, «Предприниматель Плюс», «Новые рынки» и «Торгуй онлайн») предполагают бесплатную техническую и консультативную поддержку при выходе на крупнейшие российские площадки со стороны компаний-партнеров Сбера, которые специализируются на управлении онлайн-торговлей и продвижении на маркетплейсах. Специалисты помогут определиться с товарной нишей и ассортиментом, создать первые карточки товаров, составить план развития магазина, проанализировать продажи — и все это просто благодаря правильно выбранному пакету банковских услуг.

Таким образом, выбор банка при выходе на маркетплейсы — пункт не менее важный, чем выбор самой площадки или ассортимента товаров, которые вы хотите на ней продавать. Одним взвешенным решением можно закрыть целый пул вопросов, которые потребовали бы слишком значительных усилий при попытке решить их самостоятельно.


©1997-2024 Компьютерная газета