Набирает популярность новый вид мошенничества

В Беларуси набирает популярность новый вид мошенничества: киберпреступники подделывают голоса близких родственников потенциальных жертв. Для этого они используют специальную компьютерную технологию, которая создает дипфейки (реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью нейросетей).

На этот раз мошенники пошли еще дальше: теперь они не просто сотрудники банка или милиционеры, сегодня они ищут индивидуальный подход к каждому «клиенту» и могут звонить с белорусских номеров.

С помощью поисковых систем, социальных сетей, различных баз данных злоумышленники узнают состав семьи, круг общения, место работы, внимательно изучают комментарии на страницах аккаунтов тех, кого планируют обмануть.

Затем связываются с тем, кто якобы будет обращаться за помощью. Здесь уже может быть разыгран любой диалог, главное — получить образец голоса. Затем мошенники звонят потенциальной жертве, говорят голосом родственника и рассказывают вымышленную историю — как правило, связанную с какой-то бедой или катастрофой, выход из которой, конечно, есть, но нужно перечислить определенную сумму денег на определенный счет. Мошенники играют на чувствах, у людей возникает отчаяние, тревожность, желание помочь — и они выполняют просьбу о перечислении денежных средств.

Сбер Банк и другие банки, милиция постоянно призывают экономически активную часть населения быть бдительными, никому не сообщать данные своих карт, не переводить деньги на подозрительные счета, однако количество пострадавших растет в геометрической прогрессии.

Сбер Банк подготовил несколько рекомендаций, который помогут белорусам сохранить деньги на своих счетах:

1. Поделитесь информацией о новом виде мошенничества с близкими. Лично. Не по телефону и не в интернете.

2. Придумайте кодовые слова на такой случай.

3. Если у вас случился такой звонок, сохраняйте спокойствие и рассудок.

4. Подумайте, как вы можете подтвердить или опровергнуть полученную информацию.

5. Действуйте рационально.

«Каждый день к нам обращаются клиенты с просьбой вернуть деньги, которые они перевели мошенникам, однако сделать это невозможно. Те, кто разбирается в технологиях мошенничества, без труда подделают не только голос, но и другие личные данные. Сложившейся судебной практики по «дипфейкам» пока не существует. Только от правильности действий объектов потенциальной атаки зависит сохранность их же денежных средств. Мы призываем клиентов Сбер Банка трезво оценивать ситуацию, проверять информацию, которую им сообщают, перезванивать в банки по официальным номерам», — отметил директор Департамента по кибербезопасности Сбер Банка Олег Галкин.


©1997-2024 Компьютерная газета