«Мобильный» кризис вслед за финансовым
Мировой финансовый кризис в одних странах уже привел, а в других вот-вот приведет к резкому падению потребительского спроса на разного рода электронные устройства. Попросту говоря, люди стали заметно меньше покупать различных гаджетов – от mp3-плееров до цифровых фотоаппаратов. Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела на рынке мобильных телефонов.
Аналитическая компания IDC подвела итоги анализа общемирового рынка мобильных телефонов в третьем квартале нынешнего года. Согласно представленным результатам, объем поставок мобильников в период с июля по сентябрь включительно составил 299 млн единиц, что на 3, 2% выше аналогичного показателя за третий квартал прошлого года и на 0, 4% ниже результатов второго квартала этого года. Некоторое снижение продаж сотовых телефонов аналитики объясняют финансовым кризисом в Соединенных Штатах и Европе.
Первое место в списке крупнейших поставщиков сотовых трубок продолжает удерживать финская компания Nokia. За год объем поставок мобильников Nokia вырос на 5, 5% – до 117, 8 млн единиц. Рыночная доля Nokia по итогам III квартала составляла 39, 4%. Второе место с долей в 17, 3% занимает южнокорейская компания Samsung, поставившая в период с июля по сентябрь 51, 8 млн телефонов. Квартальный рост продаж аппаратов Samsung за год достиг 21, 6%. Замыкает тройку лидеров Sony Ericsson, позиции которой за год практически не изменились. В прошлом квартале эта компания поставила 25, 7 млн мобильников, что соответствует 8, 6% объема рынка.
Motorola с рыночной долей в 8, 5% теперь занимает только четвертую строку списка крупнейших поставщиков мобильников, тогда как еще около полутора лет назад она находилась на втором месте. В прошлом квартале Motorola поставила 25, 4 млн телефонов. Замыкает пятерку LG Electronics, рыночная доля которой в прошлом квартале составила 7, 7% (23 млн проданных мобильников).
Кстати о Motorola. Чистые убытки компании за девять месяцев этого года выросли почти в четыре раза – до $587 млн против $149 млн за аналогичный период годом ранее. При этом объем продаж компании сократился за указанный период на 15% до $23 млрд, тогда как в январе-сентябре 2007-го этот показатель составлял $26, 98 млрд.
По итогам III квартала этого года чистые убытки компании составили $397 млн, тогда как годом ранее была зафиксирована прибыль в размере $60 млн. Выручка за отчетный период сократилась на 15% до $7, 48 млрд (годом ранее этот показатель составлял $8, 81 млрд). В III квартале Motorola продала 25, 4 млн телефонов против 28, 1 млн кварталом ранее.
Начиная с марта регулярно появлялись сообщения о том, что Motorola намерена разделиться на две отдельные публичные компании: по производству мобильных телефонов и по предоставлению широкополосных и мобильных бизнес-решений. Разделение планировалось завершить в III квартале 2009 года. Как теперь заявляет Саньджай Джа, соисполнительный директор Motorola, ответственный за дальнейшую судьбу мобильного подразделения, к этому сроку реструктуризацию, вероятно, не получится завершить. В компании также сообщили, что первые телефоны Motorola на платформе Google Android не появятся раньше 2009 года.
Напротив, отлично идут дела у Samsung. В III квартале этого года южнокорейская компания стала лидером по количеству проданных мобильников в США – такие данные приводит аналитическая компания Strategy Analytics. По итогам третьего квартала текущего года, доля Samsung на рынке мобильных телефонов США составила 22, 4%. На второе место опустилась Motorola, занявшая 21, 1% местного рынка. Продавцом мобильников номер три в США по итогам III квартала стала компания LG, занявшая 20, 5% рынка. Доля Nokia на американском мобильном рынке равна 8, 4%.
В соответствии с данными аналитической компании Canalys, за год рыночная доля Nokia на мировом рынке рынке смартфонов сократилась с 51, 4% до 38, 9%. На доли таких производителей, как Apple и RIM, в III квартале текущего года пришлось 17, 3% и 15, 2% мирового рынка смартфонов соответственно.
В России – свои проблемы. У крупнейших торговцев сотовыми телефонами возникли проблемы с продажей мобильников в кредит. Причина – ужесточение банками процедуры выдачи потребительских кредитов населению в связи с кризисом.
Снижение продаж техники в кредит стало наблюдаться с сентября. Как рассказывает Евгений Чичваркин, председатель совета директоров "Евросети", "продажи падают у всех, поскольку достаточно жестко ужесточился скоринг (система оценки кредитного качества заемщика)". Продажи в кредит в "Евросети", по его словам, упали примерно на 50%. Совокупный оборот крупнейшего в России розничного торговца мобильниками в 2007 году составил $5, 64 млрд или 13 млн телефонов.
В других компаниях говорят, что также наблюдают практически двукратное снижение продаж. Тем не менее, большая часть клиентов, у которой возникает проблемы с кредитованием, все-таки покупает гаджеты за наличные деньги.
Проблема в том, что кредиты на покупку бытовой электроники (тех же сотовых телефонов) являются беззалоговыми, считают аналитики. В сотовой рознице, а тем более в бытовой, которая в последнее время все активнее конкурировала с сотовой на ее же поле, доля кредитных покупок в последние годы непрерывно росла. В условиях же общей экономической нестабильности, когда многие боятся потерять работу, брать кредиты стало психологически менее комфортно. К тому же покупатель определенно будет относиться к выбору более осмысленно, отдавая предпочтение бюджетным моделям.
Антон Платов
Аналитическая компания IDC подвела итоги анализа общемирового рынка мобильных телефонов в третьем квартале нынешнего года. Согласно представленным результатам, объем поставок мобильников в период с июля по сентябрь включительно составил 299 млн единиц, что на 3, 2% выше аналогичного показателя за третий квартал прошлого года и на 0, 4% ниже результатов второго квартала этого года. Некоторое снижение продаж сотовых телефонов аналитики объясняют финансовым кризисом в Соединенных Штатах и Европе.
Первое место в списке крупнейших поставщиков сотовых трубок продолжает удерживать финская компания Nokia. За год объем поставок мобильников Nokia вырос на 5, 5% – до 117, 8 млн единиц. Рыночная доля Nokia по итогам III квартала составляла 39, 4%. Второе место с долей в 17, 3% занимает южнокорейская компания Samsung, поставившая в период с июля по сентябрь 51, 8 млн телефонов. Квартальный рост продаж аппаратов Samsung за год достиг 21, 6%. Замыкает тройку лидеров Sony Ericsson, позиции которой за год практически не изменились. В прошлом квартале эта компания поставила 25, 7 млн мобильников, что соответствует 8, 6% объема рынка.
Motorola с рыночной долей в 8, 5% теперь занимает только четвертую строку списка крупнейших поставщиков мобильников, тогда как еще около полутора лет назад она находилась на втором месте. В прошлом квартале Motorola поставила 25, 4 млн телефонов. Замыкает пятерку LG Electronics, рыночная доля которой в прошлом квартале составила 7, 7% (23 млн проданных мобильников).
Кстати о Motorola. Чистые убытки компании за девять месяцев этого года выросли почти в четыре раза – до $587 млн против $149 млн за аналогичный период годом ранее. При этом объем продаж компании сократился за указанный период на 15% до $23 млрд, тогда как в январе-сентябре 2007-го этот показатель составлял $26, 98 млрд.
По итогам III квартала этого года чистые убытки компании составили $397 млн, тогда как годом ранее была зафиксирована прибыль в размере $60 млн. Выручка за отчетный период сократилась на 15% до $7, 48 млрд (годом ранее этот показатель составлял $8, 81 млрд). В III квартале Motorola продала 25, 4 млн телефонов против 28, 1 млн кварталом ранее.
Начиная с марта регулярно появлялись сообщения о том, что Motorola намерена разделиться на две отдельные публичные компании: по производству мобильных телефонов и по предоставлению широкополосных и мобильных бизнес-решений. Разделение планировалось завершить в III квартале 2009 года. Как теперь заявляет Саньджай Джа, соисполнительный директор Motorola, ответственный за дальнейшую судьбу мобильного подразделения, к этому сроку реструктуризацию, вероятно, не получится завершить. В компании также сообщили, что первые телефоны Motorola на платформе Google Android не появятся раньше 2009 года.
Напротив, отлично идут дела у Samsung. В III квартале этого года южнокорейская компания стала лидером по количеству проданных мобильников в США – такие данные приводит аналитическая компания Strategy Analytics. По итогам третьего квартала текущего года, доля Samsung на рынке мобильных телефонов США составила 22, 4%. На второе место опустилась Motorola, занявшая 21, 1% местного рынка. Продавцом мобильников номер три в США по итогам III квартала стала компания LG, занявшая 20, 5% рынка. Доля Nokia на американском мобильном рынке равна 8, 4%.
В соответствии с данными аналитической компании Canalys, за год рыночная доля Nokia на мировом рынке рынке смартфонов сократилась с 51, 4% до 38, 9%. На доли таких производителей, как Apple и RIM, в III квартале текущего года пришлось 17, 3% и 15, 2% мирового рынка смартфонов соответственно.
В России – свои проблемы. У крупнейших торговцев сотовыми телефонами возникли проблемы с продажей мобильников в кредит. Причина – ужесточение банками процедуры выдачи потребительских кредитов населению в связи с кризисом.
Снижение продаж техники в кредит стало наблюдаться с сентября. Как рассказывает Евгений Чичваркин, председатель совета директоров "Евросети", "продажи падают у всех, поскольку достаточно жестко ужесточился скоринг (система оценки кредитного качества заемщика)". Продажи в кредит в "Евросети", по его словам, упали примерно на 50%. Совокупный оборот крупнейшего в России розничного торговца мобильниками в 2007 году составил $5, 64 млрд или 13 млн телефонов.
В других компаниях говорят, что также наблюдают практически двукратное снижение продаж. Тем не менее, большая часть клиентов, у которой возникает проблемы с кредитованием, все-таки покупает гаджеты за наличные деньги.
Проблема в том, что кредиты на покупку бытовой электроники (тех же сотовых телефонов) являются беззалоговыми, считают аналитики. В сотовой рознице, а тем более в бытовой, которая в последнее время все активнее конкурировала с сотовой на ее же поле, доля кредитных покупок в последние годы непрерывно росла. В условиях же общей экономической нестабильности, когда многие боятся потерять работу, брать кредиты стало психологически менее комфортно. К тому же покупатель определенно будет относиться к выбору более осмысленно, отдавая предпочтение бюджетным моделям.
Антон Платов