Ошибки медицинского Рунета
Интернет-медицина не видит пользователя, а пользователь не видит интернет-медицины - к такому выводу пришли специалисты профильного медицинского интернет-агентства Med Craft, проводившие свои исследования в медицинском Рунете. В результате ими подготовлен материал, который дает представление о типовых ошибках медицинских ресурсов и дает ответ на три самых актуальных вопроса: что хочет от медицинских сайтов пользователь Сети, почему медицинские сайты не "работают", и какими они должны быть, чтобы посетитель захотел ими воспользоваться.
Эксперты Med Craft выяснили, что более 80% аудитории медицинского Рунета ищет в нем, прежде всего, справочную информацию. И только 20% готово обратиться за помощью (обычно это происходит на основе ранее полученных рекомендаций или информации из прессы). 80% - предпочитают при этом обращение к платной медицине (но люди старшего возраста ищут для этого ресурсы государственных медучреждений). Более 70% - по разным причинам не доверяют информации в Сети, а также не имеют представления о том, какие бренды существуют в медицинской отрасли и среди ресурсов медицинского Рунета.
Сегодня типовой контакт пользователя с медицинским Рунетом можно представить следующим образом: он запрашивает через ту или иную поисковую систему наименование (болезни, препарата) и попадает либо на общетематические ресурсы немедицинского Рунета либо на популярные или узкопрофильные медицинские сайты. То есть, поисковая система, и медицинские ресурсы пока не взаимодействуют, как следует. При этом пользователь - " как в темном лесу": у него нет "под рукой" ориентиров для выбора того или иного ресурса в качестве надежного источника информации, места для консультации, покупки товара услуг, записи к врачу и так далее.
Медицинский Рунет представлен в основном тремя типами сайтов. Первый - это информационные сайты (издательств, компаний, санаториев, а также объединенные справочные ресурсы – архивы материалов, доски объявлений, каталоги и т.п.). Второй тип - интернет-магазины (лекарств, товаров, услуг, книг, изданий, медоборудования, программного обеспечения). Третий - интернет–клиники (больницы, диагностические центры, частные лечебницы). И все они становятся все более похожими друг на друга по набору своих функций, сервисов и содержанию – медицинские издания держат на сайте свой интернет-магазин, интернет-магазины имеют новостную рубрику, корпоративные сайты клиник открывают онлайн-консультации, вводят разделы публикации пресс-релизов компаний. Это разнообразие форм работы с пользователем позволяет получить более хороший маркетинговый эффект от сайтов, но не всегда осмысленно.
В современных условиях медицинский сайт должен быть сверхтехнологичным, считают специалисты Med Craft. И в первую очередь, по таким основным позициям, как: коммуникации, графический дизайн, программное обеспечение, информационное содержание, удобства для пользователя. И роль этих позиций почти равнозначна, так как именно они обеспечивают эффективную работу сайта как маркетингового инструмента. В процессе анализа более 100 медицинских ресурсов, взятых из каталога "Яндекса", а также на основе практики работы с различными сайтами по их оптимизации, экспертами Med Craft. выделены ключевые ошибки по вышеназванным пяти позициям.
В интернет-медицине коммуникации выстроены также как и в жизни, то есть почти отсутствуют, а если и присутствуют, то ориентированы только на узкие коммерческие задачи и достаточно откровенно. Поэтому, попадая на большинство медсайтов, пользователь бывает также одинок, как и, открыв дверь, к примеру, местной поликлиники: информации недостаточно и людей нет, чтобы ответить на вопросы, или ждать нужно в очереди этих ответов. Вот на платные услуги можно "попасть" сразу: и оперативная консультация предусмотрена, и запись на прием ведется - это все как раз представлено на сайтах частных медицинских учреждений.
Обратная связь в виде контактных данных часто намеренно "спрятана" на сайтах, ее надо искать. И, если бывает обнаружена в виде электронного адреса или значка письма, по ней редко кто отвечает. Попытавшись найти "хозяев" через форум или консультацию, пользователь может опять столкнуться с "неработающей вывеской". От просмотра большинства медицинских ресурсов возникает впечатление, что за ними никого нет. И лозунг - все для человека, все для клиента (пациента) - пока не работает ни в жизни, ни в рамках медицинского Рунета.
Рекомендации – на общем фоне легко могут выиграть те, кто позаботится о том, чтобы сайт был "жилым", контакты находились всюду и были на видном месте, информация об авторах (хозяевах) также, сайт быстро реагировал на обращения, и пользователь (пациент) знал к кому и по какому вопросу обратиться. Иногда в дополнение ко всему полезно открыть руководителям или ведущим специалистам компании (клиники, магазина) личные форумы, дневники (блоги) для неформального общения, которые привлекают больше внимания, чем официальные каналы. Все как в жизни - мы должны знать тех, к кому обращаемся.
Вид большинства отечественных медицинских сайтов – это почти архаические решения, выполненные в сходных сине-голубых тонах, почти не отличающиеся друг от друга и поэтому не запоминающиеся. Преобладают - устаревшие, нечитабельные шрифты, неумело заимствованные из иностранных фотобанков иллюстрации, на которых вместо отечественных можно увидеть американских врачей в униформе. Плюс плохая организация текстовых блоков - нагромождение, в котором глаз не может найти то, что нужно. После просмотра некоторых медсайтов возникает ощущение, словно побывал в типовой поликлинике или больнице – все похожи друг на друга.
Есть такое полезное научное направление как видеоэкология, которое доказывает, что неграмотно выстроенная визуальная среда, в частности, на экране монитора (определенная цветовая "рябящая" гамма, монотонное оформление без выраженных элементов, "плохие" прямые и мелкие шрифты и т.п.) - ведет к серьезным патологиям зрения, способствует возникновению утомления глаз, близорукости, вызывает проявление "компьютерного зрительного синдрома", который по данным ВОЗ, испытывают свыше 75 % пользователей.
В медицинском Рунете изобилуют сайты простые по своим функциям и сервисам, которые уместны скорее для частных специалистов и маленьких компаний, а это вчерашний день Сети. На смену должны прийти более сложные сайты, в которых есть целый комплекс сервисов. Решение этих задач возможно, благодаря применению технологий web 2.0. при создании медресурсов. Новые технологии помогут создать ресурсы, которые позволят сократить затраты времени существующих лечебных учреждений на многие процессы, включая запись пациентов, ведение документооборота или процесс амбулаторного лечения больных: врач сможет контролировать и корректировать лечение пациента между его визитами, общаясь с ним в "личном кабинете" на сайте, куда не сможет заглянуть никто другой.
Возможно также создание онлайн-системы для проведения сложных операций с участием крупнейших мировых специалистов в онлайн-режиме (подобные факты уже имели место медицинской практике). На медсайтах Рунета новости и тексты редко обновляются, не редактируются, специально не готовятся, не фильтруются под аудиторию, не работают на конкретные задачи. Ошибка эта достаточно распространена. И подкрепляется подключаемыми потоками новостей с различных тематических лент, что позволяет, не заниматься специальным администрированием и ведением сайтов. К информационным ошибкам сайтов можно также отнести – случайный подбор новостей, перегруженность страниц непрофильными и слишком большими текстами, цитирование информации без указаний источников и авторов.
Эксперты Med Craft выяснили, что более 80% аудитории медицинского Рунета ищет в нем, прежде всего, справочную информацию. И только 20% готово обратиться за помощью (обычно это происходит на основе ранее полученных рекомендаций или информации из прессы). 80% - предпочитают при этом обращение к платной медицине (но люди старшего возраста ищут для этого ресурсы государственных медучреждений). Более 70% - по разным причинам не доверяют информации в Сети, а также не имеют представления о том, какие бренды существуют в медицинской отрасли и среди ресурсов медицинского Рунета.
Сегодня типовой контакт пользователя с медицинским Рунетом можно представить следующим образом: он запрашивает через ту или иную поисковую систему наименование (болезни, препарата) и попадает либо на общетематические ресурсы немедицинского Рунета либо на популярные или узкопрофильные медицинские сайты. То есть, поисковая система, и медицинские ресурсы пока не взаимодействуют, как следует. При этом пользователь - " как в темном лесу": у него нет "под рукой" ориентиров для выбора того или иного ресурса в качестве надежного источника информации, места для консультации, покупки товара услуг, записи к врачу и так далее.
Медицинский Рунет представлен в основном тремя типами сайтов. Первый - это информационные сайты (издательств, компаний, санаториев, а также объединенные справочные ресурсы – архивы материалов, доски объявлений, каталоги и т.п.). Второй тип - интернет-магазины (лекарств, товаров, услуг, книг, изданий, медоборудования, программного обеспечения). Третий - интернет–клиники (больницы, диагностические центры, частные лечебницы). И все они становятся все более похожими друг на друга по набору своих функций, сервисов и содержанию – медицинские издания держат на сайте свой интернет-магазин, интернет-магазины имеют новостную рубрику, корпоративные сайты клиник открывают онлайн-консультации, вводят разделы публикации пресс-релизов компаний. Это разнообразие форм работы с пользователем позволяет получить более хороший маркетинговый эффект от сайтов, но не всегда осмысленно.
В современных условиях медицинский сайт должен быть сверхтехнологичным, считают специалисты Med Craft. И в первую очередь, по таким основным позициям, как: коммуникации, графический дизайн, программное обеспечение, информационное содержание, удобства для пользователя. И роль этих позиций почти равнозначна, так как именно они обеспечивают эффективную работу сайта как маркетингового инструмента. В процессе анализа более 100 медицинских ресурсов, взятых из каталога "Яндекса", а также на основе практики работы с различными сайтами по их оптимизации, экспертами Med Craft. выделены ключевые ошибки по вышеназванным пяти позициям.
В интернет-медицине коммуникации выстроены также как и в жизни, то есть почти отсутствуют, а если и присутствуют, то ориентированы только на узкие коммерческие задачи и достаточно откровенно. Поэтому, попадая на большинство медсайтов, пользователь бывает также одинок, как и, открыв дверь, к примеру, местной поликлиники: информации недостаточно и людей нет, чтобы ответить на вопросы, или ждать нужно в очереди этих ответов. Вот на платные услуги можно "попасть" сразу: и оперативная консультация предусмотрена, и запись на прием ведется - это все как раз представлено на сайтах частных медицинских учреждений.
Обратная связь в виде контактных данных часто намеренно "спрятана" на сайтах, ее надо искать. И, если бывает обнаружена в виде электронного адреса или значка письма, по ней редко кто отвечает. Попытавшись найти "хозяев" через форум или консультацию, пользователь может опять столкнуться с "неработающей вывеской". От просмотра большинства медицинских ресурсов возникает впечатление, что за ними никого нет. И лозунг - все для человека, все для клиента (пациента) - пока не работает ни в жизни, ни в рамках медицинского Рунета.
Рекомендации – на общем фоне легко могут выиграть те, кто позаботится о том, чтобы сайт был "жилым", контакты находились всюду и были на видном месте, информация об авторах (хозяевах) также, сайт быстро реагировал на обращения, и пользователь (пациент) знал к кому и по какому вопросу обратиться. Иногда в дополнение ко всему полезно открыть руководителям или ведущим специалистам компании (клиники, магазина) личные форумы, дневники (блоги) для неформального общения, которые привлекают больше внимания, чем официальные каналы. Все как в жизни - мы должны знать тех, к кому обращаемся.
Вид большинства отечественных медицинских сайтов – это почти архаические решения, выполненные в сходных сине-голубых тонах, почти не отличающиеся друг от друга и поэтому не запоминающиеся. Преобладают - устаревшие, нечитабельные шрифты, неумело заимствованные из иностранных фотобанков иллюстрации, на которых вместо отечественных можно увидеть американских врачей в униформе. Плюс плохая организация текстовых блоков - нагромождение, в котором глаз не может найти то, что нужно. После просмотра некоторых медсайтов возникает ощущение, словно побывал в типовой поликлинике или больнице – все похожи друг на друга.
Есть такое полезное научное направление как видеоэкология, которое доказывает, что неграмотно выстроенная визуальная среда, в частности, на экране монитора (определенная цветовая "рябящая" гамма, монотонное оформление без выраженных элементов, "плохие" прямые и мелкие шрифты и т.п.) - ведет к серьезным патологиям зрения, способствует возникновению утомления глаз, близорукости, вызывает проявление "компьютерного зрительного синдрома", который по данным ВОЗ, испытывают свыше 75 % пользователей.
В медицинском Рунете изобилуют сайты простые по своим функциям и сервисам, которые уместны скорее для частных специалистов и маленьких компаний, а это вчерашний день Сети. На смену должны прийти более сложные сайты, в которых есть целый комплекс сервисов. Решение этих задач возможно, благодаря применению технологий web 2.0. при создании медресурсов. Новые технологии помогут создать ресурсы, которые позволят сократить затраты времени существующих лечебных учреждений на многие процессы, включая запись пациентов, ведение документооборота или процесс амбулаторного лечения больных: врач сможет контролировать и корректировать лечение пациента между его визитами, общаясь с ним в "личном кабинете" на сайте, куда не сможет заглянуть никто другой.
Возможно также создание онлайн-системы для проведения сложных операций с участием крупнейших мировых специалистов в онлайн-режиме (подобные факты уже имели место медицинской практике). На медсайтах Рунета новости и тексты редко обновляются, не редактируются, специально не готовятся, не фильтруются под аудиторию, не работают на конкретные задачи. Ошибка эта достаточно распространена. И подкрепляется подключаемыми потоками новостей с различных тематических лент, что позволяет, не заниматься специальным администрированием и ведением сайтов. К информационным ошибкам сайтов можно также отнести – случайный подбор новостей, перегруженность страниц непрофильными и слишком большими текстами, цитирование информации без указаний источников и авторов.