Завершилась IV конференция "Проблема спама и ее решения"
8 ноября в отеле "Мариотт Гранд" состоялась IV ежегодная конференция "Проблема спама и ее решения". Конференцию посетили 125 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Красноармейска и других российских городов, а также из Минска (Белоруссия) и Алматы (Казахстан). В этом году мероприятие впервые приобрело международный статус, объединив докладчиков из России, США и Германии.
Конференцию открыло выступление Анны Власовой, руководителя группы спам-аналитиков "Лаборатории Касперского", посвященное основным тенденциям развития спам-индустрии в 2006 году. "Антиспам-вендоры добились того, что проблема спама переместилась с уровня конечных пользователей на уровень почтовых администраторов. Тем не менее, спам не собирается сдавать позиции, в течение 2006 года его доля не опускается ниже 70 % от общего почтового трафика", - отметила Анна ключевые тенденции.
По ее словам, основную массу спама в 2006 году в Рунете составили предложения виагры и других таблеток, тренингов, дешевого софта, а также мошенничество и реклама акций. Несмотря на принятые поправки к закону "О рекламе", которые в явном виде запретили спам в России с 1 июля 2006 года, по итогам прошедших трех месяцев можно сказать, что меньше спама все-таки не стало.
Видимо, боясь снижения спроса на свои услуги, спамеры приняли ряд ответных мер, например, проводили массированные рассылки с саморекламой. В течение 2006 года претерпевал изменения мошеннический спам. Спамеры-мошенники активно использовали все новые уловки для обмана пользователей. В ход шли даже подделки под личную переписку и ссылки на SMS-сервисы различных операторов.
Проблеме освоения спамерами новых информационных пространств (блогов, форумов, мессенджеров) и возможным методам борьбы с этим явлением посвятил свое выступление Владимир Габриелян, технический директор интернет-портала Mail.ru. По его мнению, тенденции захвата спамом новых информационных каналов повторяет историю его появления в электронной почте.
Так, спам стремительно оккупирует популярные публичные сервисы. Согласно мировой статистике, уже сегодня он составляет 8% от общего количества сообщений, передаваемых в Instant Messaging-системах и 17% от общего количества комментариев в блогах. При этом до 30% создаваемых блогов представляют собой т.н. "сплоги" (автоматически сгенерированные блоги, создаваемые с целью рекламировать связанные с ними ресурсы).
Спам в данных информационных каналах имеет ряд особенностей, которые не позволяют использовать стандартные критерии анализа и фильтрации спама. В частности, это небольшая длина сообщений, передаваемых при помощи IM-сервиса и SMS, а также некорректность фильтрации спама в мессенджерах по критерию частоты отправки сообщения с одного адреса (некоторые пользователи действительно так общительны).
Говоря о методах фильтрации спама в блогах, Владимир Габриелян отметил наибольшую популярность и эффективность комплексных систем. "Однако и они остаются абсолютно беспомощны в случае, если спам распространяется вручную. Учитывая растущую долю фишинга, а именно такой вид спама чаще всего распространяется не автоматом, эта проблема носит очень серьезный характер", - добавил Владимир.
Отдельный блок выступлений был посвящен правовым аспектам борьбы со спамом. Ситуацию с точки зрения российского и американского законодательств прокомментировали в своих докладах партнер юридической компании "Байтен Буркхардт" Виктор Наумов и Мэтью Принс, генеральный директор Unspam Technologies (США).
В рамках конференции были освещены и другие темы. В частности, менеджер проекта "Спамооборона" (Яндекс) Сева Глущенко, рассказал о репутационных методах в построении антиспам-систем. Руководитель центра компетенции Trend Micro в России и странах СНГ Михаил Кондрашин выступил с презентацией, посвященной методам предотвращения рассылки спама силами интернет-провайдеров.
Проактивные технологии защиты от спама нашли отражение в докладах председателя совета директоров "Диалог-Наука" Сергея Антимонова и Андрея Калинина, руководителя группы развития антиспам-технологий ("Лаборатория Касперского"). Опытом построения спам-фильтра собственными силами поделился Евгений Митрофанов, системный инженер ИД Independent Media.
Завершил мероприятие круглый стол "Спам: проблема электронной почты или всех средств коммуникаций?", объединивший ключевых спикеров конференции. Участники сошлись во мнении: спам уже давно вышел за пределы электронной почты, и хотя технические средства постоянно совершенствуются, давая ему достойный отпор, очевидно, что для эффективного решения проблемы этого не достаточно.
Продуманные законы, просвещение общественности, а главное - консолидация ИТ-сообщества с целью выработки общих бизнес-стандартов и взаимных обязательств, служащих для обеспечения саморегулирования и соблюдения прав участников отношений, видятся следующими шагами, способными остановить стремительное замусоривание информационных каналов. Острую полемику вызвала тема противодействия самим спамерам и степень вовлеченности в этот процесс компаний, предоставляющих услуги по передаче информации: сервис и интернет-провайдеров. Что имеет больший приоритет - право на информацию о возможном спамере или privacy?
Участник круглого стола Виктор Наумов так сформулировал данную проблему: "В какой степени при совершении правонарушения или действия, которое нарушает чьи-либо права и интересы, владелец ресурса или системы может или должен предоставлять информацию о том, как использовалась его аппаратно-программное обеспечение при данном действии? Ведь, иначе, без этой информации, с практической точки зрения, защита прав и интересов невозможна. С другой стороны, эта информация в части или полностью может рассматриваться как коммерческая тайна или быть связана с принципом неприкосновенности частной жизни физического лица (в частности, с его персональными данными)". Мнения как участников круглого стола, так и аудитории разделились. Возможно, на эти вопросы позволит ответить следующая, пятая конференция "Проблемы спама и ее решения".
Конференцию открыло выступление Анны Власовой, руководителя группы спам-аналитиков "Лаборатории Касперского", посвященное основным тенденциям развития спам-индустрии в 2006 году. "Антиспам-вендоры добились того, что проблема спама переместилась с уровня конечных пользователей на уровень почтовых администраторов. Тем не менее, спам не собирается сдавать позиции, в течение 2006 года его доля не опускается ниже 70 % от общего почтового трафика", - отметила Анна ключевые тенденции.
По ее словам, основную массу спама в 2006 году в Рунете составили предложения виагры и других таблеток, тренингов, дешевого софта, а также мошенничество и реклама акций. Несмотря на принятые поправки к закону "О рекламе", которые в явном виде запретили спам в России с 1 июля 2006 года, по итогам прошедших трех месяцев можно сказать, что меньше спама все-таки не стало.
Видимо, боясь снижения спроса на свои услуги, спамеры приняли ряд ответных мер, например, проводили массированные рассылки с саморекламой. В течение 2006 года претерпевал изменения мошеннический спам. Спамеры-мошенники активно использовали все новые уловки для обмана пользователей. В ход шли даже подделки под личную переписку и ссылки на SMS-сервисы различных операторов.
Проблеме освоения спамерами новых информационных пространств (блогов, форумов, мессенджеров) и возможным методам борьбы с этим явлением посвятил свое выступление Владимир Габриелян, технический директор интернет-портала Mail.ru. По его мнению, тенденции захвата спамом новых информационных каналов повторяет историю его появления в электронной почте.
Так, спам стремительно оккупирует популярные публичные сервисы. Согласно мировой статистике, уже сегодня он составляет 8% от общего количества сообщений, передаваемых в Instant Messaging-системах и 17% от общего количества комментариев в блогах. При этом до 30% создаваемых блогов представляют собой т.н. "сплоги" (автоматически сгенерированные блоги, создаваемые с целью рекламировать связанные с ними ресурсы).
Спам в данных информационных каналах имеет ряд особенностей, которые не позволяют использовать стандартные критерии анализа и фильтрации спама. В частности, это небольшая длина сообщений, передаваемых при помощи IM-сервиса и SMS, а также некорректность фильтрации спама в мессенджерах по критерию частоты отправки сообщения с одного адреса (некоторые пользователи действительно так общительны).
Говоря о методах фильтрации спама в блогах, Владимир Габриелян отметил наибольшую популярность и эффективность комплексных систем. "Однако и они остаются абсолютно беспомощны в случае, если спам распространяется вручную. Учитывая растущую долю фишинга, а именно такой вид спама чаще всего распространяется не автоматом, эта проблема носит очень серьезный характер", - добавил Владимир.
Отдельный блок выступлений был посвящен правовым аспектам борьбы со спамом. Ситуацию с точки зрения российского и американского законодательств прокомментировали в своих докладах партнер юридической компании "Байтен Буркхардт" Виктор Наумов и Мэтью Принс, генеральный директор Unspam Technologies (США).
В рамках конференции были освещены и другие темы. В частности, менеджер проекта "Спамооборона" (Яндекс) Сева Глущенко, рассказал о репутационных методах в построении антиспам-систем. Руководитель центра компетенции Trend Micro в России и странах СНГ Михаил Кондрашин выступил с презентацией, посвященной методам предотвращения рассылки спама силами интернет-провайдеров.
Проактивные технологии защиты от спама нашли отражение в докладах председателя совета директоров "Диалог-Наука" Сергея Антимонова и Андрея Калинина, руководителя группы развития антиспам-технологий ("Лаборатория Касперского"). Опытом построения спам-фильтра собственными силами поделился Евгений Митрофанов, системный инженер ИД Independent Media.
Завершил мероприятие круглый стол "Спам: проблема электронной почты или всех средств коммуникаций?", объединивший ключевых спикеров конференции. Участники сошлись во мнении: спам уже давно вышел за пределы электронной почты, и хотя технические средства постоянно совершенствуются, давая ему достойный отпор, очевидно, что для эффективного решения проблемы этого не достаточно.
Продуманные законы, просвещение общественности, а главное - консолидация ИТ-сообщества с целью выработки общих бизнес-стандартов и взаимных обязательств, служащих для обеспечения саморегулирования и соблюдения прав участников отношений, видятся следующими шагами, способными остановить стремительное замусоривание информационных каналов. Острую полемику вызвала тема противодействия самим спамерам и степень вовлеченности в этот процесс компаний, предоставляющих услуги по передаче информации: сервис и интернет-провайдеров. Что имеет больший приоритет - право на информацию о возможном спамере или privacy?
Участник круглого стола Виктор Наумов так сформулировал данную проблему: "В какой степени при совершении правонарушения или действия, которое нарушает чьи-либо права и интересы, владелец ресурса или системы может или должен предоставлять информацию о том, как использовалась его аппаратно-программное обеспечение при данном действии? Ведь, иначе, без этой информации, с практической точки зрения, защита прав и интересов невозможна. С другой стороны, эта информация в части или полностью может рассматриваться как коммерческая тайна или быть связана с принципом неприкосновенности частной жизни физического лица (в частности, с его персональными данными)". Мнения как участников круглого стола, так и аудитории разделились. Возможно, на эти вопросы позволит ответить следующая, пятая конференция "Проблемы спама и ее решения".