Портрет заказчика спамерских услуг в России
В преддверии вступления в силу 1 июля 2006 года новой редакции закона "О рекламе", в котором делаются первые для России попытки вывести спам за рамки правового поля, компании "Лаборатория Касперского" и "Subscribe.Ru" провели исследование заказчиков спам-рекламы. Задача исследования - выяснить, кто является типичным российским заказчиком услуг спамеров и изменит ли его портрет последняя инициатива российских законодателей. Также компании попытались получить некоторые оценки самих заказчиков спама относительно мотивации использования этого сомнительного рекламного канала и его эффективности.
Пропорции отбора будущих респондентов по сферам деятельности были выдержаны в соответствии с пропорциями различных тематических категорий спама в масштабах Рунета. На основе данных "Лаборатории Касперского" был составлен список из 500 компаний, рекламируемых в спаме на момент подготовки исследования. Исходя из этих данных, большая доля заказчиков спама приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9, 3%) и занимающиеся полиграфией (7%). Были учтены и другие, менее распространенные категории.
В ходе исследования был проведен анонимный телефонный опрос, где в роли интервьюера выступал якобы "сотрудник небольшой компании", который тоже хотел заказать спамерскую рассылку и решил "посоветоваться с коллегами по рынку", прежде чем начать. Все полученные данные были проанализированы социологическим департаментом информационного канала Subscribe.Ru.
Исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. В ходе опроса около 60% заказчиков спама активно отрицали использование ими спам-рекламы. Этот факт показателен и свидетельствует о том, что компании, решившиеся на рекламу в спаме, совершенно четко осведомлены о негативной общественной оценке этого явления.
2. Компании, прибегающие к спаму, как правило, малы, что позволяет им считать, что такие понятия как репутация и положительный имидж - не для них.
3. 32, 5% заказчиков спама заказывают рассылки "максимального охвата" - спам рассылается более чем на миллион адресов. При этом совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг. В целом же количество адресов в одной спам-рассылке колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама, и где географически находится компания-заказчик. Наименьшее названное в ходе опроса число - 100 адресов, наибольшее - 3700000.
4. Стоимость спамерских рассылок колеблется в пределах от 1000 до 45000 руб. 50% опрошенных заказчиков спама заявили, что они платят от 3001 до 6000 рублей за одну рассылку. Именно в этом ценовом диапазоне находится стоимость большинства рассылок в Москве, в Санкт-Петербурге стоимость большинства рассылок не превышает 3000 рублей. В других же городах абсолютно все опрошенные заявили, что цена одной спамерской рассылки превышает 15000 рублей.
5. Практически никто из опрошенных клиентов спамеров не может адекватно оценить экономический эффект от проведения рассылок. Спам заказывается по принципу - "если это так дешево, то почему бы и нет".
6. Для некоторых фирм-респондентов формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с ущербом для репутации этих компаний.
Многие респонденты упомянули новый закон "О рекламе", в частности,
то, что официальное признание незаконности спама как средства рекламы повлияет на их отказ от использования спамерских услуг. Насколько искренними были эти высказывания, покажет время. Адекватно оценить, действительно ли новый закон "О рекламе" повлияет на ситуацию со спамом в Рунете, можно будет не ранее, чем через полгода с момента его
вступления в силу.
Пропорции отбора будущих респондентов по сферам деятельности были выдержаны в соответствии с пропорциями различных тематических категорий спама в масштабах Рунета. На основе данных "Лаборатории Касперского" был составлен список из 500 компаний, рекламируемых в спаме на момент подготовки исследования. Исходя из этих данных, большая доля заказчиков спама приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9, 3%) и занимающиеся полиграфией (7%). Были учтены и другие, менее распространенные категории.
В ходе исследования был проведен анонимный телефонный опрос, где в роли интервьюера выступал якобы "сотрудник небольшой компании", который тоже хотел заказать спамерскую рассылку и решил "посоветоваться с коллегами по рынку", прежде чем начать. Все полученные данные были проанализированы социологическим департаментом информационного канала Subscribe.Ru.
Исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. В ходе опроса около 60% заказчиков спама активно отрицали использование ими спам-рекламы. Этот факт показателен и свидетельствует о том, что компании, решившиеся на рекламу в спаме, совершенно четко осведомлены о негативной общественной оценке этого явления.
2. Компании, прибегающие к спаму, как правило, малы, что позволяет им считать, что такие понятия как репутация и положительный имидж - не для них.
3. 32, 5% заказчиков спама заказывают рассылки "максимального охвата" - спам рассылается более чем на миллион адресов. При этом совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг. В целом же количество адресов в одной спам-рассылке колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама, и где географически находится компания-заказчик. Наименьшее названное в ходе опроса число - 100 адресов, наибольшее - 3700000.
4. Стоимость спамерских рассылок колеблется в пределах от 1000 до 45000 руб. 50% опрошенных заказчиков спама заявили, что они платят от 3001 до 6000 рублей за одну рассылку. Именно в этом ценовом диапазоне находится стоимость большинства рассылок в Москве, в Санкт-Петербурге стоимость большинства рассылок не превышает 3000 рублей. В других же городах абсолютно все опрошенные заявили, что цена одной спамерской рассылки превышает 15000 рублей.
5. Практически никто из опрошенных клиентов спамеров не может адекватно оценить экономический эффект от проведения рассылок. Спам заказывается по принципу - "если это так дешево, то почему бы и нет".
6. Для некоторых фирм-респондентов формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с ущербом для репутации этих компаний.
Многие респонденты упомянули новый закон "О рекламе", в частности,
то, что официальное признание незаконности спама как средства рекламы повлияет на их отказ от использования спамерских услуг. Насколько искренними были эти высказывания, покажет время. Адекватно оценить, действительно ли новый закон "О рекламе" повлияет на ситуацию со спамом в Рунете, можно будет не ранее, чем через полгода с момента его
вступления в силу.