Декларация для киберпространства
Не секрет, что в объединенной Европе просто обожают принимать всевозможные заявления и декларации, особенно касающиеся соблюдения законодательства и прав человека. Поэтому вполне логичным выглядит то, что комитет экспертов Совета Европы по информационному обществу (CAHSI) разработал проект Декларации прав человека и правовых норм в информационном обществе (Declaration on Human Rights and the Rule of Law in the Information Society). Странно, скорее, что это не было сделано раньше.
Политическая декларация и руководящие нормы, касающиеся защиты прав человека в киберпространстве, будут представлены на утверждение Комитета министров Евросоюза в ходе Саммита глав государств и правительств Совета Европы, который пройдет 16-17 мая 2005 года. Декларация также будет представлена Национальной комиссией Нидерландов по делам ЮНЕСКО на Международной конференции "ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу". Собственно, ничего необычного здесь нет: подобный путь проделывают все подобные документы Совета Европы. Вот только до сих пор на столь высоком уровне ключевые вопросы функционирования информационного общества не поднимались. На правительственном уровне не раз рассматривались экономические и правоохранительные аспекты интернета, но не права человека в киберпространстве.
Уже известно, что ключевой раздел "Права человека в информационном обществе" Декларации содержит восемь пунктов:
- Право на свободу выражения, информации и коммуникаций.
- Право на уважение к частной жизни и тайне переписки.
- Право на образование и всеобщий доступ к информационным технологиям.
- Запрет на рабство и принудительный труд.
- Право на беспристрастный суд и запрет на внесудебное преследование.
- Защита собственности.
- Право на свободные выборы.
- Свобода собраний.
Легко заметить, что перечисленные в Декларации права и свободы полностью или частично повторяют список, приведенный во многих других аналогичных документах, например во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. В то же время, Декларация содержит два важных отличия от других подобных документов. Во-первых, дается указание на механизм обеспечения перечисленных прав и свобод. Например, указывается, что реализация права на образование зависит от возможности доступа к современным информационным технологиям. Во-вторых, в Декларации подчеркивается, что гражданские права и свободы должны обеспечиваться не только государственными органами, но и общественными институтами, и частным сектором.
Многие положения нынешней Декларации соответствуют принципам, заложенным в Программе ЮНЕСКО "Информация для всех", принятой десятилетие назад. Эксперты свидетельствуют: "Программа делает акцент на сотрудничестве государственного, общественного и частного секторов в деле построения общества знаний и информационного общества. Правильно, что такой подход находит отражение все в новых международных политических декларациях". Правда, пока не совсем понятно, как именно перечисленные права человека будут реализовываться в условиях современного, скажем, интернета. "Запрет на рабство" в интернете - это как?
Из числа стран, образовавшихся после распада СССР, членами Совета Европы являются Россия, Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова, Эстония, Латвия и Литва. Для них всех принимаемые этой организацией декларации имеют юридическую силу. Республика Беларусь имеет в Совете Европы гостевой статус, так что как эта декларация будет реализовываться в наших краях, пока сказать сложно.
Политическая декларация и руководящие нормы, касающиеся защиты прав человека в киберпространстве, будут представлены на утверждение Комитета министров Евросоюза в ходе Саммита глав государств и правительств Совета Европы, который пройдет 16-17 мая 2005 года. Декларация также будет представлена Национальной комиссией Нидерландов по делам ЮНЕСКО на Международной конференции "ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу". Собственно, ничего необычного здесь нет: подобный путь проделывают все подобные документы Совета Европы. Вот только до сих пор на столь высоком уровне ключевые вопросы функционирования информационного общества не поднимались. На правительственном уровне не раз рассматривались экономические и правоохранительные аспекты интернета, но не права человека в киберпространстве.
Уже известно, что ключевой раздел "Права человека в информационном обществе" Декларации содержит восемь пунктов:
- Право на свободу выражения, информации и коммуникаций.
- Право на уважение к частной жизни и тайне переписки.
- Право на образование и всеобщий доступ к информационным технологиям.
- Запрет на рабство и принудительный труд.
- Право на беспристрастный суд и запрет на внесудебное преследование.
- Защита собственности.
- Право на свободные выборы.
- Свобода собраний.
Легко заметить, что перечисленные в Декларации права и свободы полностью или частично повторяют список, приведенный во многих других аналогичных документах, например во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. В то же время, Декларация содержит два важных отличия от других подобных документов. Во-первых, дается указание на механизм обеспечения перечисленных прав и свобод. Например, указывается, что реализация права на образование зависит от возможности доступа к современным информационным технологиям. Во-вторых, в Декларации подчеркивается, что гражданские права и свободы должны обеспечиваться не только государственными органами, но и общественными институтами, и частным сектором.
Многие положения нынешней Декларации соответствуют принципам, заложенным в Программе ЮНЕСКО "Информация для всех", принятой десятилетие назад. Эксперты свидетельствуют: "Программа делает акцент на сотрудничестве государственного, общественного и частного секторов в деле построения общества знаний и информационного общества. Правильно, что такой подход находит отражение все в новых международных политических декларациях". Правда, пока не совсем понятно, как именно перечисленные права человека будут реализовываться в условиях современного, скажем, интернета. "Запрет на рабство" в интернете - это как?
Из числа стран, образовавшихся после распада СССР, членами Совета Европы являются Россия, Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова, Эстония, Латвия и Литва. Для них всех принимаемые этой организацией декларации имеют юридическую силу. Республика Беларусь имеет в Совете Европы гостевой статус, так что как эта декларация будет реализовываться в наших краях, пока сказать сложно.