И снова про Рунет
В России опубликованы результаты очередного (лично я уже сбился со счету) исследования российского Интернета. Среди других оно, правда, все же выделяется благодаря некоторым особенностям. Во-первых, исследование проведено известной фирмой J’son & Partners. Это люксембургская компания, специализирующаяся на консалтинговых услугах в сфере телекоммуникаций, медиа и IT. Во-вторых, исследование посвящено исключительно рынку интернет-доступа. В этом отчете собраны общие сведения по аудитории пользователей Интернета, типам подключения и долям провайдеров коммутируемого доступа на российском рынке по результатам на февраль 2004 года. По словам представителей J’son & Partners, интерес к проведению исследования именно рынка интернет-доступа был вызван тем фактом, что в настоящее время по денежному объему он в разы превосходит многие другие образовавшиеся сегменты «новой экономики» (например, рынок онлайновых услуг).
При расчетах были использованы данные счетчика SpyLog и опросного сервиса «Глас Рунета». Цифры, отображающие количественные характеристики аудитории, были умышленно округлены до тысяч человек: в противном случае, по мнению сотрудников компании, было бы невозможно обеспечить достаточную точность результатов.
Итак, по оценкам компании J’son & Partners, за 2003 год недельная аудитория российского сегмента Сети выросла на 40% (прирост составил 1,5 млн человек), достигнув 5,9 млн пользователей. Однако на самом деле это крайне низкий показатель - всего 5% от общего населения старше 16 лет. Месячная аудитория Рунета превысила 11,6 млн человек (10% от взрослого населения России). По прогнозам аналитиков J’son & Partners, в 2004 году рост объемов посетителей Сети в России замедлится (во всяком случае, динамика первых двух месяцев это предположение подтверждает). В результате к декабрю этого года количество российских пользователей увеличится еще на 30-40% и перейдет рубеж в 15 млн человек.
Сейчас более половины (55%) пользователей, составляющих недельную аудиторию (эта цифра колеблется от 37% по Москве до 75% по отдельным регионам), заходят в Сеть, используя диалап-соединение. Примерно такой же процент «диалапщики» занимают и в общем списке новоприбывших посетителей русскоязычного Интернета в 2004 году. Тем не менее, на эту группу пользователей приходится только 40% от общего объема трафика, поскольку потребители услуг широкополосного доступа (на сегодняшний день их порядка 2,7 млн) работают с Сетью в 1,8 раза интенсивнее.
Рост числа пользователей Интернета влечет за собой количественный и качественный рост фирм-провайдеров. По мнению специалистов, число пользователей, подключенных посредством коммутируемого доступа, увеличится в 2004 году еще на один миллион за счет роста количества подключений в регионах. При этом соотношение клиентов dialup- и broadband-провайдеров сместится в сторону последних и составит 52/48.
В настоящее время 50% российского рынка коммутируемого доступа, по оценке J’son & Partners, контролируется десятью компаниями, семь из которых принадлежат холдингу «Связьинвест». В целом организации, акционером которых является эта компания, занимают 28% рынка коммутируемого доступа в России. Если же не учитывать данные по двум столицам, эта цифра возрастет до 39%.
В Москве альтернативу «Связьинвесту» составляет «МТУ-Интел», а в Санкт-Петербурге – «ВебПлас». Единственным же конкурентом холдинга на федеральном уровне является «Голден Телеком». Исследователи особо отмечают, что у этих компаний совершенно разные модели ведения бизнеса: в отличие от «Голден Телекома», «Связьинвест» не занимается интеграцией своих дочерних предприятий под общей торговой маркой. Более того, по утверждению J’son & Partners, иногда дочерние предприятия последнего вынуждены даже вести между собой конкурентную борьбу на региональных рынках (например, в Новосибирской области).
Наибольшее число клиентов «Связьинвеста» проживают в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Приморском крае. По мнению сотрудников J’son & Partners, в дальнейшем холдинг имеет все шансы увеличить свою долю в регионах за счет реализации программы «Интернет в кредит», по которой доступ в Сеть оплачивается по той же схеме, что и междугородние переговоры.
Что касается географического распределения, то 37% российских пользователей проживают в Москве, а 10% - в Санкт-Петербурге. По 3% и 2,5% пользователей приходится на Свердловскую и Новосибирскую области соответственно.
При расчетах были использованы данные счетчика SpyLog и опросного сервиса «Глас Рунета». Цифры, отображающие количественные характеристики аудитории, были умышленно округлены до тысяч человек: в противном случае, по мнению сотрудников компании, было бы невозможно обеспечить достаточную точность результатов.
Итак, по оценкам компании J’son & Partners, за 2003 год недельная аудитория российского сегмента Сети выросла на 40% (прирост составил 1,5 млн человек), достигнув 5,9 млн пользователей. Однако на самом деле это крайне низкий показатель - всего 5% от общего населения старше 16 лет. Месячная аудитория Рунета превысила 11,6 млн человек (10% от взрослого населения России). По прогнозам аналитиков J’son & Partners, в 2004 году рост объемов посетителей Сети в России замедлится (во всяком случае, динамика первых двух месяцев это предположение подтверждает). В результате к декабрю этого года количество российских пользователей увеличится еще на 30-40% и перейдет рубеж в 15 млн человек.
Сейчас более половины (55%) пользователей, составляющих недельную аудиторию (эта цифра колеблется от 37% по Москве до 75% по отдельным регионам), заходят в Сеть, используя диалап-соединение. Примерно такой же процент «диалапщики» занимают и в общем списке новоприбывших посетителей русскоязычного Интернета в 2004 году. Тем не менее, на эту группу пользователей приходится только 40% от общего объема трафика, поскольку потребители услуг широкополосного доступа (на сегодняшний день их порядка 2,7 млн) работают с Сетью в 1,8 раза интенсивнее.
Рост числа пользователей Интернета влечет за собой количественный и качественный рост фирм-провайдеров. По мнению специалистов, число пользователей, подключенных посредством коммутируемого доступа, увеличится в 2004 году еще на один миллион за счет роста количества подключений в регионах. При этом соотношение клиентов dialup- и broadband-провайдеров сместится в сторону последних и составит 52/48.
В настоящее время 50% российского рынка коммутируемого доступа, по оценке J’son & Partners, контролируется десятью компаниями, семь из которых принадлежат холдингу «Связьинвест». В целом организации, акционером которых является эта компания, занимают 28% рынка коммутируемого доступа в России. Если же не учитывать данные по двум столицам, эта цифра возрастет до 39%.
В Москве альтернативу «Связьинвесту» составляет «МТУ-Интел», а в Санкт-Петербурге – «ВебПлас». Единственным же конкурентом холдинга на федеральном уровне является «Голден Телеком». Исследователи особо отмечают, что у этих компаний совершенно разные модели ведения бизнеса: в отличие от «Голден Телекома», «Связьинвест» не занимается интеграцией своих дочерних предприятий под общей торговой маркой. Более того, по утверждению J’son & Partners, иногда дочерние предприятия последнего вынуждены даже вести между собой конкурентную борьбу на региональных рынках (например, в Новосибирской области).
Наибольшее число клиентов «Связьинвеста» проживают в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Приморском крае. По мнению сотрудников J’son & Partners, в дальнейшем холдинг имеет все шансы увеличить свою долю в регионах за счет реализации программы «Интернет в кредит», по которой доступ в Сеть оплачивается по той же схеме, что и междугородние переговоры.
Что касается географического распределения, то 37% российских пользователей проживают в Москве, а 10% - в Санкт-Петербурге. По 3% и 2,5% пользователей приходится на Свердловскую и Новосибирскую области соответственно.