IT-индустрия: все деньги – из интернета

Интернет становится определяющим фактором развития всего IT-бизнеса как такового. В отчете Cisco Visual Networking Index Forecast 2012-2017 («Индекс развития визуальных сетевых технологий за период с 2012 по 2017 годы») компания Cisco спрогнозировала трехкратное увеличение мирового интернет-трафика. Ожидается, что до 2017 года объем глобального фиксированного и мобильного IP-трафика будет ежегодно расти со скоростью 1,4 зеттабайта, то есть более триллиона гигабайтов. В результате к 2017 году ежемесячный объем глобального IP-трафика составит почти 121 эксабайт. В 2012 году аналогичный показатель составил 44 эксабайта.
К 2017 году в мире будет насчитываться около 3,6 млрд интернет-пользователей – это более 48% прогнозируемого населения земного шара. В 2012-м в мире было 2,3 млрд интернет-пользователей (32% человечества).
При этом нам все в большей степени придется иметь дело не с «интернетом людей», а с «интернетом машин». К 2017 году в мире будет более 19 млрд сетевых соединений (для фиксированных и мобильных персональных устройств, для связи типа «машина-машина»). В 2012 году таких соединений было около 12 млрд.
Уже в 2012 году 26% интернет-трафика генерировалось не ПК, а иными устройствами. К 2017 году доля таких устройств в интернет-трафике возрастет до 49%. Объем трафика, сгенерированного на ПК, будет ежегодно увеличиваться на 14%, но объемы, сгенерированные на других устройствах, будут расти еще быстрее: ежемесячный рост трафика, сгенерированного на «умных» телевизорах, составит 24%, на планшетах – 104%, на смартфонах – 79%, на модулях «машина-машина» – 82%. При этом среднемировое домохозяйство будет ежемесячно генерировать 74,5 Гб сетевого трафика.
С 2012 по 2017 годы скорость передачи данных в фиксированных широкополосных сетях вырастет более чем в 3,5 раза – с 11,3 Мбит/с до 39 Мбит/с. С 2011 по 2012 годы средняя скорость фиксированных широкополосных сетей выросла на 30% – с 8,7 Мбит/с до 11,3 Мбит/с.
За период с 2012 по 2017 гг. общий объем делового IP-трафика, включая доступ в интернет, резервное копирование, голос поверх IP, увеличится почти втрое. В 2012 году ежемесячный объем делового IP-трафика составил 20% общемирового IP-трафика (остальные 80% – пользовательский трафик). Уже в 2014 году объем городского трафика превысит объем трафика в сетях дальней связи. К 2017 году доля городского трафика в общем объеме IP- трафика составит 58%.

IT-реструктуризация: как переделать Microsoft

Стив Балмер готовится провести значительную реструктуризацию Microsoft. Цель реструктуризации – превратить Microsoft в «компанию, производящую устройства и услуги». Именно так Стив Балмер описывал еще в октябре 2012-го цель перемен в своем письме акционерам, клиентам, партнерам и сотрудникам корпорации.
Источники, знакомые с ситуацией, рассказывают, что в новой управленческой конфигурации могут выдвинуться на новые заметные роли некоторые из топ- менеджеров компании, в том числе Сатья Наделла, президент серверного подразделения, Тони Бейтс, президент подразделения Skype Communications, и Дон Мэттрик, глава подразделения развлечений (Interactive Entertainment division).
Каким образом их роли будут расширены и как это скажется на прочем топ-менеджменте компании, пока неясно. Зато известно, что новая оргструктура Microsoft будет выстроена вокруг создаваемых компанией устройств и услуг как на корпоративном, так и на потребительском рынке. Пока, правда, не очень ясно, как в нее должна вписаться Windows, флагманский продукт компании.
Экспертам, наблюдающим за софтверным гигантом, известно, что сейчас Microsoft имеет довольно запутанные отношения с собственными крупными подразделениями, такими как Business Solutions, Online Services и Microsoft Office.
В октябре 2012 года, описывая новую корпоративную стратегию, итогом которой станет «полностью новая эра для Microsoft», Балмер говорил, что работа над ней длится уже около года. В частности, по замыслу главы компании, Microsoft должна стать компанией, производящей, наряду с ПО, аппаратную часть устройств.
В качестве примера реализации новой стратегии Балмер привел сервис Xbox, который позволяет выбрать фильм на компьютере, начать его просмотр на телевизоре и закончить на мобильном устройстве, а также облачный сервис хранения данных SkyDrive, который позволяет синхронизировать данные на различных устройствах.

Производители: в стремлении снизить расходы

Корпорация Microsoft снижает цену на свою ОС Windows RT для планшетов. Непосредственная причина в том, что производители гаджетов теряют интерес к платформе от Microsoft. Так, тайваньская компания HTC пересмотрела свои планы по разработке планшета с большим экраном на базе Windows RT из- за опасений, что спрос на устройства окажется слишком низким. Отказалась от работы с платформой и Hewlett-Packard: источники в производителе ПК сообщили, что у HP нет планов по выпуску гаджетов на Windows RT. В корпорации Samsung говорят, что не определились с дальнейшими планами относительно WinRT.
Пока только Dell и Acer устанавливают на свои планшеты ОС Windows RT. Снизив стоимость Windows RT, корпорация рассчитывает повысить интерес к своему ПО со стороны разработчиков. Это должно помочь повысить долю ПО от Microsoft на рынке: в I квартале доля планшетов на базе RT составляла менее 1% – по сравнению с 40% iOS от Apple.
Впрочем, эксперты ставят под сомнение эффективность долгосрочной политики относительно Windows RT. «Нужен больший охват производителей устройств, более низкие цены и лучший выбор гаджетов», – говорит аналитик Kirkland Уес Миллер. По его мнению, только такие меры смогут сделать устройство более популярным. Microsoft планирует закрепиться на рынке планшетов, но нарастить объемы продаж компания сможет, только существенно снизив стоимость ПО, резюмирует руководитель программы IDC Mobile Device Trackers Райан Рейт. «Microsoft, несомненно, намерена надолго закрепиться на рынке планшетов, – говорит он. – Но мы считаем, что Microsoft и ее партнерам нужно оперативно адаптироваться к рыночным трендам – уменьшенным экранам и низким ценам. Устройства на базе Windows 8 и Windows RT должны стоить дешевле, чтобы нарастить объемы продаж». Между тем, корпорация Apple постепенно отказывается от производства своих устройств на заводах только одного производителя – тайваньской Hon Hai Precision Industry (бренд Foxconn). Это было давнее партнерство не только между двумя компаниями, но и между их основателями – Стивом Джобсом и Терри Гоу. Но с тех пор как Apple возглавил Тим Кук, компания решила диверсифицировать поставки и отдать часть заказов тайваньской Pegatron. Pegatron стала активно сотрудничать с Apple в 2011-м, когда начала сборку небольших партий iPhone, а затем стала основным производителем уменьшенной версии iPad – iPad Mini. Теперь именно Pegatron будет основным производителем недорогих iPhone, которые, как ожидается, Apple представит в этом году.
Старший вице-президент Pegatron Энди Цаи говорит, что сотрудничал с Apple еще в 1999 г., когда основанная им компания Alpha-Top Technology получила контракт на сборку первого поколения ноутбуков iBooks. Но землетрясение на Тайване не позволило развиться этому бизнесу.
Расширение партнерства между Apple и Pegatron означает конец монополии Foxconn на производство всех основных мобильных устройств Apple. Диверсификация производства Apple началась после того, как в прошлом году на заводах Foxconn произошел технический сбой и новые модели iPhone 5 поступили в продажу с царапинами на корпусе. Решение Apple расширить производственные мощности может диктоваться и растущей конкуренцией со стороны Samsung, которая стремительно наращивает долю на рынке смартфонов.
Также известно, что Pegatron согласилась получать меньшие отчисления от сборки устройств, чем Foxconn. Foxconn же не может продолжать удешевлять свои услуги после того, как среди ее рабочих произошла серия самоубийств из-за тяжелых условий труда. Кроме того, Apple все труднее контролировать Foxconn, которая превратилась в одну из крупнейших в мире компаний по сборке потребительской электроники.
Производитель микропроцессоров британская корпорация ARM Holdings объединилась с ведущими голливудскими студиями в попытке противостоять пиратскому распространению видеоконтента, которое усилилось благодаря выпуску смартфонов и планшетов нового поколения. В такие устройства предлагается встраивать специально разработанный видеочип Mali-V500, который позволит пресекать копирование защищенного авторским правом контента в ходе трансляции или декодирования видео на смартфон. Чип был представлен в рамках выставки Computex, которая прошла в Тайбэе (Тайвань).
Разработка ARM Holdings работает на технологии TrustZone, которая уже применяется в других проектах ARM Holdings для обеспечения безопасности программ и транзакций. Для защиты видеоконтента она будет использоваться впервые.
По словам представителя ARM Holdings Криса Портхауса, голливудские киностудии и такие распространители видеоконтента, как Netflix, хотят, чтобы их материалы были защищены не только цифровыми правами, но и самим оборудованием. «Предыдущие решения касались безопасности ключей к контенту. Наш проект – это безопасность самого контента», – говорит он.
«Производители смартфонов вряд ли будут добровольно переходить на использование антипиратских чипов: это может привести к удорожанию гаджетов, в чем технологические компании не заинтересованы. А победить с помощью чипов пиратство в Китае, на который приходится большая часть поддельных гаджетов, невозможно, – цитирует «Газета.Ru» ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина. – В случае если технологические корпорации согласятся устанавливать эти чипы, в Китае, где выпускают огромное множество поддельных телефонов, победить пиратство не удастся: копии брендовых телефонов будут выпускать, используя другие чипы».
Производители смартфонов уже предпринимали безуспешные попытки защитить видеоконтент от копирования: несколько лет назад в смартфоны внедряли систему DRM, которая защищала файлы от копирования. Но производители отказались от использования этой системы из-за ее низкой эффективности и дороговизны.

Интернет-бизнес: «яблочное» радио

Сегмент потоковой музыки становится все более конкурентным. В середине мая интернет-концерн Google представил собственный сервис потоковой музыки All Access с функциями поиска по композициям, альбомам и исполнителям, воспроизведения музыки в разных жанрах и обмена треками с друзьями. All Access также рекомендует музыку на основе информации о предпочтениях пользователя, а также того, что слушают его друзья. Теперь конкуренцию ему готовится составить корпорация Apple, которая подписала лицензионное соглашение с Warner Music Group, по которому получает права на дистрибуцию музыки через собственный сервис онлайн-радио iRadio. По условиям сделки, Apple будет направлять звукозаписывающей компании примерно 10% от рекламных доходов. Это в два раза больше, чем платит ведущий американский сервис онлайн-радио Pandora звукозаписывающим компаниям-партнерам. Pandora, количество активных пользователей которого превышает 70 млн человек, направляет правообладателям около 4% рекламной выручки.
Также известно, что Apple близка к соглашению с музыкальным издателем Sony/ATV Music Publishing. Первый контракт с Apple правообладатель может заключить на тех же условиях, каких добилась Warner Music, но в будущем Sony ATV хочет увеличить размер отчислений в свою пользу.
Функционал iRadio будет намного шире, чем у существующих сервисов онлайн-радио, таких как Pandora, Salcker и iHeartRadio. Например, сервис от Apple сможет подключаться к медиаплееру iTunes, где хранится база прослушиваемых пользователем композиций, и поставлять контент, который будет отвечать его музыкальным предпочтениям. Прослушанные через iRadio треки можно будет покупать – для этого предусмотрена специальная кнопка. Также iRadio будет интегрирован с сервисом Apple iAd, который позволит разработчикам отображать рекламу в приложениях.

Мобильное: успехи и неудачи LTE

Европа, некогда несомненный лидер по развитию и распространению технологий мобильной связи, сдала позиции США и части Азии. В частности, по распространению технологии LTE. В США уже 31 млн пользователей LTE (данные IDATE на конец 2012 года), в Южной Корее – 16 млн. В то же время в Германии – лишь чуть более полумиллиона человек используют связь 4G, в Великобритании – 41 тыс.
19% всех подключений в США будут переведены на LTE до конца 2013 года, говорится в докладе Всемирной ассоциации GSM (GSMA), тогда как в Евросоюзе – менее 2%. Скорость подключений в США на 75% выше, чем в среднем по ЕС. И этот разрыв, по прогнозам экспертов GSMA, будет увеличиваться. «Европейский рынок мобильных скоростных технологий неэффективен, если сравнивать с другими развитыми странами», – пишут авторы доклада.
С 2005 по 2009 год ежегодные капиталовложения в телекоммуникационную инфраструктуру Европы сократились на 14%, до 40 млрд евро (данные консалтинговой компании McKinsey), что составляет только две трети от инвестиций в США. Сотовые операторы объясняют снижение инвестиций в высокоскоростные технологии экономическим спадом, конкуренцией и жестким регулированием со стороны Брюсселя. Все это снижает прибыль и, соответственно, сокращает вложения. Телекоммуникационные сети считаются стратегическим национальным активом в Брюсселе и некоторых столицах, напоминает аналитик Sanford C. Bernstein Робин Биененсток, поэтому инвестиции в эту область вызывают настороженность властей. Еще одна причина – осторожность операторов, обжегшихся на вложениях в технологии 3G, которые не дали им ничего, кроме задолженностей и проблем с финансовыми показателями. Прежде чем вложиться в новые технологии, они теперь стараются выжать максимум из старых.
Теперь GSMA советует ЕС пересмотреть регулирование рынка телекоммуникаций и разрешить большую консолидацию участников отрасли, чтобы догнать США. Еврокомиссар по развитию цифровых технологий Нелли Крус уже пообещала включить в предложения, которые будут рассматриваться летом 2013 года, пункты, которые модернизируют рынок телекоммуникаций и привлекут инвестиции. «Нас обошли с востока и с запада... нам просто необходимо наверстывать упущенное, закрепить сильную экономику и дать людям технологии для создания и использования всех возможностей», – заявила она в феврале на Всемирном конгрессе мобильной связи в Барселоне.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2013 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета