«Яблочные» новости и тенденции

Примерно квартал назад я уже проводил обстоятельный анализ работы и перспектив Apple. Но в IT-индустрии все меняется достаточно быстро, так что пришло время снова изучить бизнес одной из крупнейших технологических компаний в мире.

Деловое издание Fortune представило новую редакцию своего списка 500 крупнейших корпораций США за 2013 год. Одним из наиболее значительных передвижений в нем стало перемещение Apple с 17 строчки на 6-ю, что стало ее дебютом в списке 10 крупнейших компаний. Как прокомментировали в Fortune, в то время как компания «поддерживает более чем разрозненную» линейку продукции и даже была вынуждена извиняться за свои iOS 6 Maps, а также гарантийную службу в Китае, она «остается иконой инноваций».

Из других высокотехнологичных компаний в списке Fortune отметились: AT&T (11 место), HP (15 место), Verizon (16 место), Microsoft (35 место) и Amazon (49 место). Что примечательно, Facebook впервые попала в список Fortune 500, заняв 482 место.

Между тем, профессиональное сообщество продолжает обсуждать возможный выпуск бюджетной версии iPhone. Два аналитика компании JP Morgan представили собственный анализ возможного развития событий относительно обсуждаемой (но не объявленной) дешевой модели iPhone, дебют которой может состояться во втором полугодии. Опираясь как на анализ имеющихся на рынке моделей, так и на традиции Apple, Гокул Харихаран и Марк Московитц полагают, что, когда Apple действительно выпустит устройство, оно не будет дешевым «бюджетным» iPhone, а окажется моделью «среднего диапазона» стоимостью примерно $350-400.

Хотя такая цена все еще будет высокой по стандартам многих развивающихся рынков, она будет представлять собой значительную скидку по сравнению с текущей моделью iPhone 5, стоимость которого в США превышает $650 без контракта и гораздо выше в других странах. Аналитики полагают, что Apple пойдет по пути, проложенному при выходе iPad mini, цена которого была далека от минимальной в его категории устройств 7-8 дюймов, но значительно меньше полноразмерной модели – и в результате устройство быстро обошло всех по продажам.
Основным моментом, как оказалось в случае с iPod nano и iPad mini, будет необходимость сделать iPhone, разительно отличающийся от iPhone высшего класса, но, тем не менее, оснастить его ключевыми функциями, которые потребители захотят получить в этом устройстве. Удешевленный iPhone, который будет более доступным, займет удобное положение в середине ценового диапазона смартфонов и станет лучшим устройством по сравнению с «бросовым» низом ценового диапазона, но не столь дорогим или привязанным к контракту, как флагманские модели.

Между тем, есть информация, что Apple может представить больше одной бюджетной модели iPhone. У таких смартфонов будут пластмассовые корпуса и цена в районе $330-400, однако в основном функциональность будет такой же, как и у стандартной модели. Зато расцветка корпусов и диагонали дисплеев могут быть различными. По словам источника, Apple особенно беспокоят успехи Android в нижнем ценовом сегменте в странах, где операторы не субсидируют смартфоны, а также значительное «видовое разнообразие» Android-аппаратов. При том, что Apple выпускает аппараты строго одного дизайна и расцветки, это становится уже негативным фактором, когда приходится конкурировать с дешевыми Android-смартфонами.

Еще одной недавней новостью стало сообщение о том, что схему присвоения названий «яблочным» смартфонам в этом году могут изменить. По сложившейся традиции, когда после iPhone 3G была анонсирована модель iPhone 3GS, а вслед за iPhone 4 вышел iPhone 4S, в этом году публика ожидала появления iPhone 5S. Но британский ресурс Stuff.tv утверждает, что следующая версия смартфона компании Apple будет называться iPhone 6. В подтверждение сказанному Stuff.tv опубликовал скриншот внутреннего документа британского оператора, в котором упоминается смартфон 4G iPhone 6. Так что вполне вероятно, что в этом году выйдет не слегка модифицированный iPhone 5, который получит название 5S, а новая модель, заметно отличающаяся от предшественника.

Отраслевые эксперты считают, что в новой версии диагональ экрана вряд ли увеличится, изменения произойдут в функциональности устройства. По слухам, новый iPhone будет оснащен 4-ядерным процессором, более мощной камерой и большим объемом оперативной памяти. Новинка выйдет с ОС iOS 7 на борту, которая, возможно, принесет с собой серьезное обновление платформы.

Как бы ни назывался новый яблочный смартфон, его появления на рынке, скорее всего, следует ждать в сентябре. Вполне возможно, что именно вместе с iPhone 6/5S американская корпорация представит и бюджетную версию iPhone.

Правда, остается открытым вопрос о том, какова может быть доходность новинок – как iPhone 6, так и бюджетной версии. Сейчас Samsung планомерно улучшает прибыльность в сегменте смартфонов, но Apple по-прежнему доминирует по этому показателю, сообщается в последнем докладе Canaccord Genuity. В первом календарном квартале у Apple маржа прибыли со смартфонов несколько снизилась, однако она все равно оказалась достаточной, чтобы Apple смогла получить 57% от всей прибыли в индустрии смартфонов. Samsung получила оставшиеся 43%.

Apple и Samsung вместе уже больше года контролируют больше 100% прибыли на рынке смартфонов (такое возможно по причине убытков других производителей). Иными словами, никакая другая компания, выпускающая смартфоны, не получает с этого прибыли, а некоторые даже несут серьезные потери. Например, Motorola получила 1% убытка, а BlackBerry, Sony и HTC отработали минувший год с нулевой рентабельностью.

Падение доходов Apple объясняется снижением спроса на iPhone 5 (возможно, из-за скорого выхода новой модели) и неожиданно высоким спросом на iPhone 4S и iPhone 4, на которых Apple зарабатывает меньше. Samsung же смогла увеличить маржу прибыли с телефонов с 20% до 22%.

Эта статистика ставит вопрос о том, сколько еще другие компании смогут продержаться в бизнесе смартфонов. Уже несколько лет все доходы в этой индустрии уходят только двум игрокам, и кроме единичных исключений вроде HTC One конкурентам Apple и Samsung не удавалось создать серьезный спрос на свою продукцию и кардинально увеличить свое присутствие на рынке.

Отдельная тема – рынок планшетов. В I квартале 2013 года по всему миру было реализовано 49,2 млн планшетов, что почти в два с половиной раза больше, чем за тот же период годом ранее. Как сообщается в отчете компании IDC, лидером рынка по-прежнему остается Apple, но ее доля постепенно падает. Так, если годом ранее на производителя iPad приходилось 58,1% всех планшетов, то в январе-марте 2013 года – 39,6%.

В то же время доли основных конкурентов Apple значительно выросли. Так, Samsung теперь занимает 17,9%, а не 11,3% рынка, как годом ранее. Поставки планшетов Asus поднялись до 5,5%, Amazon – до 3,7%. Замыкает пятерку Microsoft с долей в 1,8%. Также данные IDC свидетельствуют о том, что планшеты на операционной системе Android занимают теперь 56,5% рынка (годом ранее – 39,4%). В то же время доля iOS сократилась с 58,1% до 39,6%. Windows сумела улучшить свои показатели в три раза – с одного процента до 3,3%.

В конце апреля свой отчет по рынку планшетов представила и другая аналитическая контора – Strategy Analytics. По ее подсчетам, поставки планшетов находились на уровне 40,6 млн штук, что на 117% больше, чем годом ранее. Из общего числа 19,5 миллиона планшетов пришлось на iOS, 17,6 млн – на Android.

Ну и последнее. Суд в Берлине отменил девять пунктов в условиях использования Apple, потому что они нарушают законодательство Германии. Как сообщает Bloomberg, суд постановил, что Apple не может требовать «глобального согласия» на использование персональных данных пользователей, включая географические.

Перед этим решением Apple подписала юридически обязывающее соглашение о том, что не будет использовать семь из 15 пунктов, которые еще до суда опротестовала немецкая группа защиты прав потребителей VZBV. И вот решение суда от 7 мая отменяет и оставшиеся 8 пунктов, хотя Apple еще может подать апелляцию.

В VZBV говорят, что согласно законам Германии, потребитель должен знать, какие его данные используются и для каких целей. Правозащитники добавляют, что Apple не имеет права требовать раскрытия имен, адресов и номеров телефонов людей в адресной книге пользователя. Суд также запретил Apple передавать эти данные другим компаниям, которые хотят использовать их для рекламы.

Apple периодически критикуют за ее чрезмерно вольное отношение к данным пользователей, главным образом географическим. В США продолжается рассмотрение дела о сборе геолокационных данных пользователей в iOS 4, которые Apple передавала другим компаниям. Впрочем, тогда Apple заявила, что это техническая ошибка, и позже изменила код iOS, чтобы уменьшить объем данных, хранящихся на устройстве.

Денис Лавникевич

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2013 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета