Налоги ударят по прибыльности онлайн-торговли

6 мая американский сенат принял закон, позволяющий штатам по своему усмотрению облагать налогами покупки в Интернете – Marketplace Fairness Act. В поддержку этого документа высказались 69 членов верхней палаты конгресса США, против – 27. По словам юридической службы сената, утвержденный законопроект о налогообложении интернет-магазинов уравнивает налоговое бремя между компаниями, которые торгуют через Интернет, и обычными магазинами.

Налог для Америки

Законопроект поддержали как крупные американские интернет-торговцы, так и офлайновые розничные сети, у которых работающие в онлайне продавцы отбивают все больше покупателей, а также власти ряда штатов. В числе главных лоббистов законопроекта – WalMart, Best Buy, Target и Amazon. Ранее о нем одобрительно высказывался и президент Барак Обама. Поддержка законопроекта в сенате была настолько весомой, что его даже не стали рассматривать на слушаниях в профильном комитете.
Теперь, чтобы законопроект был принят, он должен получить поддержку Палаты представителей. А вот там могут возникнуть проблемы. Нижнюю палату конгресса, в отличие от сената, контролируют республиканцы, традиционно противящиеся введению новых налогов. К тому же против принятия закона выступают власти Монтаны, Орегона и ряда других штатов, которые ранее отказались от обложения интернет-торговцев налогом с продаж и не хотели бы отпугивать зарегистрировавшихся у них онлайн-ритейлеров.
По данным Министерства торговли США, по итогам 2012 года совокупный оборот американских интернет-магазинов составил $225,5 млрд. При этом государственный бюджет ежегодно недополучает порядка $11,4 млрд налоговых выплат, которые могли бы перечислять интернет-магазины и продавцы, осуществляющие отправку товаров почтой. Считая это вопиющей несправедливостью, некоторые штаты (с наиболее развитой инфраструктурой онлайн- продаж) взяли инициативу в свои руки. Например, в Калифорнии еще в 2011 году был принят закон, обязывающий интернет-магазины платить дополнительный налог.
Теперь принятый сенатом законопроект предусматривает, что интернет-магазины будут обязаны собирать с покупателей налог с продаж в каждом штате, где их годовой оборот интернет-продаж превышает $1 млн. Размер сбора будет зависеть от местной налоговой ставки, которая сейчас составляет от 0% до 8%, в зависимости от штата.
Собственно, подобный налог существовал и прежде, вот только местные власти могли заставлять интернет-магазины собирать налог только в том случае, когда продавец и покупатель находились в одном штате. Например, крупнейший интернет-магазин Amazon собирал налоги только в девяти штатах – и в них проживает около трети населения США. На практике это означает, что и сегодня порядка 200 млн американцев (остальные две трети), приобретая товар на Amazon, не платят налог с продаж, – в отличие от тех, кто ходит в оффлайновый магазин.
До недавних пор компания Amazon юридически боролась со штатами, принуждающими к сбору налогов. Но теперь компания сменила свою позицию и поддержала законопроект. Причина в том, что Amazon планирует увеличить свое «физическое» присутствие на рынке с целью ускорения процедуры доставки товара. Так что быть в «оппозиции» ей теперь невыгодно. С января 2014-го она будет собирать налоги с продаж уже в 16 штатах, что будет соответствовать 51% населения США. Говоря о своей поддержке нового закона, топ-менеджеры Amazon.com также заявили, что введение единых для всей страны правил упростит налоговую систему и позволит компании работать более эффективно.
Неожиданно противником принятия нового закона о налогах с интернет-продаж оказался крупнейший в мире интернет-аукцион eBay. По мнению генерального директора eBay Джона Донахью, законопроект угрожает малому бизнесу – а именно такие компании наиболее активно используют интернет- аукцион для организации своих продаж. Поэтому Донахью считает, что необходимо предусмотреть более гибкие условия – в частности, освободить от налога компании, у которых не более 50 сотрудников, и увеличить минимально допустимый оборот.
«Необходимо более тщательно рассчитать правильные налоговые ставки для интернет-торговцев, – заявили представители eBay. – Мы планируем сделать все от нас зависящее для того, чтобы защитить малый бизнес с оборотом менее $10 млн и штатом менее 50 сотрудников».

Налог для Европы

Европейцы тоже не хотят упускать возможности обложить налогами американских IT-гигантов. Так, корпорация Google недавно снова стала объектом жесткой критики со стороны европейских чиновников. Причиной недовольства последних в очередной раз оказалось нежелание интернет-гиганта платить налоги на территории Европы. После разоблачительной статьи в Reuters призвать Google к ответу хотят сразу в трех крупнейших экономиках ЕС – Великобритании, Германии и Франции.
Речь идет о расследовании журналистов Reuters, которое показало, что корпорация Google лгала относительно рода деятельности своего британского юридического лица. На сегодняшний день основные финансовые потоки Google в Европе проходят через ирландское подразделение компании, а затем отправляются на офшорные счета. По версии Google, продажей рекламы в ЕС (основной источник дохода) занимается исключительно ирландский офис, а подразделения в остальных странах выполняют лишь вспомогательные и маркетинговые функции, то есть не генерируют прибыль. Однако, как выяснили в Reuters, британский офис Google, вопреки заверениям представителей поисковика, все же занимается продажей рекламы. Следовательно, он должен являться объектом налогообложения на территории страны.
Власти Великобритании уже начали соответствующее разбирательство. Их примеру последовали правительственные органы Франции и Германии, также имеющих налоговые претензии к Google. Возможны и другие аналогичные расследования на территории Европы.
По официальной отчетности Google, в период с 2006 по 2011 годы выручка американской интернет-корпорации на территории Великобритании составила $18 млрд. При этом за тот же период налоговая нагрузка Google не превысила $16 млн – смешная сумма, если учитывать, что корпоративные налоги в Европе довольно высоки. В случаях с Германией и Францией налоговая нагрузка местных подразделений Google за тот же период составила, соответственно, 19 млн и 13 млн евро. При этом косвенные доказательства (свидетельства сотрудников немецкого и французского офисов в социальных сетях) говорят о том, что местный персонал также занимался продажей рекламы на различных ресурсах Google.
Теперь французские и немецкие политики призывают власти своих стран не только расследовать деятельность американской компании на местных рынках, но и создать более благоприятные условия для национальных интернет-компаний. Так, член правящей Социалистической партии Франции Пьер-Алан Муэ призывает с пристрастием допросить представителей Google, которые должны до конца мая предстать перед специальной парламентской комиссией. «Если опубликованная в рамках расследования информация является правдой, налоговые органы обязаны вмешаться. Речь идет уже не о налоговой оптимизации, а о предоставлении ложной информации о деятельности юридического лица», – уверен политик. Такие же призывы звучат в Германии – там на проведении расследования настаивает член Европейского парламента и представитель партии «зеленых» Свен Гиголд. В самой Google с претензиями европейских налоговых органов не согласны и продолжают настаивать на том, что корпорация действует в рамках правового поля.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2013 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета