IT-индустрия: перетягивание одеяла

Европейцы развернули новое наступление на американские IT-компании. Собственно, Apple, Google, Microsoft и прочие компьютерные гиганты и прежде подвергались различным санкциям со стороны Евросоюза. Но теперь все серьезнее: речь идет уже не просто о штрафах, но и о переделе достаточно «жирного» европейского рынка. В пользу европейских компаний, разумеется.
В Европейскую комиссию подан еще один антимонопольный иск против Google и ее операционной системы Android, что может усложнить переговоры между Google и комиссией. На этот раз иск подан группой Fairsearch Europe, в которую входят Nokia, Microsoft, Oracle и ряд других компаний. Они обвиняют Android «в жульничестве с целью создания преимуществ для ключевых приложений Google на 70% продаваемых сегодня смартфонов». Глава антимонопольного ведомства Евросоюза Хоакин Альмуния пока не прокомментировал этот новый иск в подробностях, сказав лишь, что это «новый шаг в расследовании». Он добавил, что сейчас чиновники изучают Android одновременно с жалобами о манипулировании Google интернет-поиском. Незадолго до этого Альмуния дал интервью New York Times, в котором сказал, что по-прежнему активно обсуждает с Google вопросы, касающиеся первого иска. По его мнению, Google должна ясно обозначать спонсированное содержимое или содержимое из собственной продукции. «Я не знаю, будет ли это называться маркированием или как-то иначе, но нужно как-то выделять», – сказал чиновник.
В первом иске истцы жаловались на то, что их нельзя найти в Google, если они угрожают бизнесу компании или не соблюдают ее условия. «Нам хорошо понятно рыночное господство Google. Это очевидно», – сказал Альмуния.

IT и закон
Полиция провела обыск в штаб-квартире Samsung Display в Южной Корее. Правоохранители искали документы, связанные с технологией производства дисплеев на основе органических светоизлучающих диодов (Organic Light-Emitting Diode – OLED). Пресс-секретарь Samsung пояснил, что обыск прошел в рамках расследования, связанного с хищением производственных технологий конкурирующей компании LG Display. Полиция желала выяснить, причастна ли к этому Samsung. Результаты обыска не уточняются.
«У нас нет причин пользоваться технологиями других фирм, потому что наша технология производства OLED-панелей лучшая в мире», – заявил журналистам представитель Samsung Чжун Юн Сун.
LG обвинила Samsung в промышленном шпионаже совсем недавно – в марте этого года. Помимо Samsung Display, обвинения были выдвинуты в отношении Samsung Electronics. Компания потребовала от них оплатить используемые технологии, которые были запатентованы LG. Обвинения LG стали ответной реакцией на аналогичный шаг Samsung в 2012 году. В июле того же года шестерым сотрудникам LG полицией были предъявлены обвинения в краже технологии производства OLED-панелей у Samsung.
Новое расследование касается технологии производства OLED-панелей крупных диагоналей – для телевизоров. Обе компании – LG и Samsung – представили OLED-телевизоры с панелями 55 дюймов. Данная технология позволяет создавать более тонкие телевизоры с рядом других преимуществ, однако такие аппараты стоят пока достаточно дорого, чтобы говорить об их массовости. Компания LG приступила к продажам OLED-телевизора в Южной Корее в январе 2013-го. В свою очередь, Samsung лишь планирует приступить к продажам – в первой половине текущего года.
LG и Samsung являются крупнейшими производителями OLED-панелей и ведут непрекращающуюся вражду, регулярно обвиняя друг друга в промышленном шпионаже. Между тем, одним из самых известных противостояний в правовой сфере является война между Samsung и Apple.

Интернет-бизнес: неожиданные альянсы
Интернет-корпорация Yahoo! нашла способ радикально увеличить посещаемость своих ресурсов – за счет пользователей iPhone и iPad. Интернет-гигант ведет переговоры с корпорацией Apple об увеличении новостного и спортивного контента в операционной системе iOS. Apple уже использует данные Yahoo! finance (финансы) и Yahoo! weather (погода), устанавливая одноименные приложения на iOS, но теперь «яблочная компания» планирует увеличить количество контента, получаемого от Yahoo. В прошлом году поиск от Yahoo! был внедрен в голосовой помощник Siri, работающий в iOS. Сейчас компании обсуждают возможность дальнейшего сотрудничества по Siri.
Также Apple может установить поисковую систему Yahoo! по умолчанию на свои устройства. Такая практика уже есть: Microsoft, который располагает собственной поисковой системой Bing, с недавнего времени использует в ней результаты поиска от Yahoo!.
Сделки между Apple и Yahoo! неизбежны, говорят эксперты. На каких условиях две технологические платформы будут сотрудничать – пока неизвестно, но компании могут заключить договоры для каждого из сервисов в отдельности.
Сотрудничество с Yahoo! поможет Apple ослабить зависимость калифорнийской корпорации от мобильных сервисов конкурента – Google. Apple делает попытки уйти от Google-приложений еще с прошлого года: летом компании не стали продлевать контракт на поставку картографических приложений Google.Maps для устройств Apple. Корпорация Тима Кука разработала собственные карты, которые стали доступны пользователям в обновленном программном обеспечении iOS 6.
Но пользователи не оценили карты Apple: практически сразу же после их запуска выяснилось, что карты путают улицы, иногда даже небольшие города, а изображения расплываются.
Нынешнее сотрудничество Apple с Yahoo! в области информационного контента не случайно. Глава Yahoo! Мариса Майер, которая была назначена на эту должность в июле 2012 года, до этого занимала пост вице-президента Google. Она принимала непосредственное участие в разработке дизайна первой страницы сайта, а также работала над созданием разделов Google News, Gmail, Images и так далее. В последние годы она руководила развитием потребительских продуктов в Google, но в 2011 году покинула пост. Тогда компанию возглавил Ларри Пейдж.
До 2000 года именно Yahoo! был ведущим поисковиком в мире, но затем уступил эту позицию Google. Сейчас Yahoo! работает над усовершенствованием существующих сервисов. В конце года компания выпустила новое почтовое приложение для смартфонов iPhone, а также обновила приложение для устройств на Android от Google и запустила программу для новой Windows 8 от Microsoft.
И эксперты, и руководство компании сходятся в том, что Yahoo! необходимо сосредоточиться на мобильных сервисах, что должно увеличить доход от мобильной рекламы, почтового сервиса компании и увеличить популярность новостной страницы сайта. «Конечно, рост будет не быстрым, но уверенным. Понадобится несколько лет, чтобы вывести компанию из кризиса», – говорила ранее Майер.
Но партнерство с Apple вряд ли поможет компании Yahoo! увеличить доходы от мобильной рекламы, скептичен аналитик BGC Partners Колин Гиллис. «Сотрудничество окажет минимальное влияние на доходы и не решит всех проблем, с которыми сталкивается Yahoo!», – говорит он. Apple либо покажет хороший продукт по результатам сотрудничества с Yahoo!, либо снова создаст плохие услуги, разочаровывающие пользователей, считает Гиллис. Yahoo! вряд ли станет поисковой системой в iOS по умолчанию, так как именно этого соглашения компаниям будет достигнуть сложнее всего, указывает эксперт Еapscape Сез Фиджеральд. «Apple придется заплатить от $500 млн до $1 млрд для того, чтобы сделать Yahoo! поисковой системой по умолчанию. Кроме того, поисковая система Yahoo! не так хороша, как Google, что может вызвать определенные проблемы», – считает он.
Тем временем что-то не очень понятное происходит вокруг Google. Сперва появилась информация о том, что интернет-корпорация может приобрести сервис моментального обмена сообщениями WhatsApp за $1 млрд. Об этом со ссылкой на источники в Google написало технологическое издание Digital trends. Переговоры о продаже начались около месяца назад, но WhatsApp занимает жесткую позицию и хочет продать свой сервис как можно дороже, сообщили источники.
Мессенджер WhatsApp в 2009 году основали Ян Коум и Брайн Эктон, которые до этого вместе работали в корпорации Yahoо!. Онлайн-мессенджер для смартфонов позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео, аудио, а также координаты местоположения пользователя. Приложение автоматически синхронизирует список контактов мессенджера с телефонной книгой: все пользователи регистрируются по телефонным номерам. Приложение входит в топ популярнейших приложений в Apple AppStore, Google Play и магазине Blackberry.
По оценкам Enders Analysis, в октябре 2012 года количество пользователей WhatsApp превышало 100 млн, а на начало ноября магазин Google Play зарегистрировал 100 млн скачиваний приложения на Android. Сейчас это один из самых популярных сервисов по отправке сообщений, которым пользуются более чем в 100 странах мира. В канун нового года сервис обрабатывал порядка 18 млрд сообщений в день – это рекордные показатели. WhatsApp не раскрывает свои финансовые показатели, но источники Digital trends утверждают, что годовой доход сервиса может составлять $100 млн. В начале 2013 года WhatsApp объявил об изменении условий пользования сервисом – теперь владельцы смартфонов на базе Android, Blackberry, Windows, а также пользователи устройств Nokia должны платить 99 центов в год за использование мобильного приложения. Условия пользования для владельцев гаджетов Apple, которые платят однократно 99 центов за скачивание программы, не изменятся. Создатели WhatsApp объяснили введение платы необходимостью монетизации сервиса: они вынуждены взимать деньги с пользователей, так как не хотят размещать рекламу.
У компании Google уже есть мобильное приложение для общения в чате Google Talk, интегрированное в почту Gmail и социальную сеть Google+, кроме того, у компании есть голосовой интернет-сервис Voice, мессенджер для общения с друзьями из Google+, чат для совместной работы в облачном хранилище Google Drive. Но большинство этих платформ не взаимодействуют друг с другом, и в дальнейшем компания планирует объединить возможности платформ для обмена сообщениями в одном сервисе под названием Babble.
Google необходимо совершенствовать свои сервисы обмена сообщениями, признают в компании. «Мы провели невероятно плохую работу по обслуживанию наших клиентов в этом сегменте», – сказал в июне 2012-го менеджер по продуктам Google Нихал Сингал. Если Google приобретет WhatsApp, это поможет корпорации улучшить свои позиции в сегменте обмена моментальными сообщениями, а также использовать сервис как базу для объединения своих платформ.
Но будет ли Google прибегать к размещению рекламы для монетизации сервиса, пока неизвестно. Для создателей приложения отсутствие рекламы в нем — принципиальный вопрос.
Впрочем, 9 апреля создатели WhatsApp опровергли информацию о том, что они ведут переговоры с Google по продаже сервиса. Об этом в интервью AllThingsD заявил директор по развитию бизнеса Нирадж Арора. На момент написания этого обзора ситуация еще не прояснилась.

Мобильное: в ожидании нового iPhone
Предполагается, что iPhone 5S появится на рынке с тремя различными размерами экрана и в корпусе нескольких цветов. Различные модели Apple будет продавать в разных ценовых категориях.
Компания Apple в 2013 году может выпустить две или даже три модели iPhone 5S с дисплеями различных диагоналей, считает аналитик Topeka Capital Markets Брайан Уайт, мнение которого приводит AppleInsider. По его мнению, аппараты с разными размерами дисплея будут продаваться в разных ценовых нишах.
«Мы считаем, что Apple понимает – один размер iPhone не может удовлетворить каждого. Поэтому компания предложит выбор, который позволит увеличить ее рыночную долю», – говорит эксперт.
Одна модель, по мнению эксперта, скорее всего получит диагональ больше, чем 4 дюйма. Это может оказаться заманчивым для потребителей, которым нравятся более крупные экраны Android-смартфонов. Вторая модель останется с нынешним 4-дюймовым дисплеем для потребителей, которые не хотят перемен. Наконец, третья модель, полагает аналитик, получит диагональ менее 4 дюймов и будет продаваться по более низкой цене.
Уайт полагает, что новые iPhone поступят в продажу в июле 2013-го. Аналитик также считает, что в этот же месяц Apple выпустит на рынок бюджетную модель iPhone, которая будет стоить $300-350. С помощью бюджетного мобильника компания сможет укрепить позиции в развивающихся странах. По информации блога Macotakara, iPhone 5S выйдет в нескольких цветовых решениях, как Apple iPod touch. Вероятно, мобильник появится в белом, черном, розовом, желтом и синем исполнении. Также блог Macotakara утверждает, что анонс iPhone 5S состоится в июле, но поступит новый смартфон в продажу на следующий месяц после анонса.
Ранее сообщалось, что в 2013-м будут представлены только два смартфона Apple – iPhone 5S, с более мощным процессором по сравнению с iPhone 5, и бюджетная модель. Предполагалось, что экран будет увеличен только в 2014 году с выходом iPhone 6. Также поступала информация, что новая мобильная операционная система Apple iOS 7 будет обладать полностью новым интерфейсом. Предполагается, что iPhone 5S поступит в продажу с предустановленной iOS 7.
Напомню, что Apple обновляет модельный ряд смартфонов каждый год. При этом экран компания увеличила только один раз – в iPhone 5 диагональ возросла до 4 дюймов. Все предыдущие смартфоны, выпускаемые с 2007 года, имели 3,5-дюймовый дисплей. Цветовая гамма не расширялась ни разу – компания стабильно выпускает гаджет в белом и черном корпусах.
Отложив начало продаж нового смартфона HTC One, тайваньская компания HTC Corp. получила рекордно низкую квартальную прибыль. Чистая прибыль компании за январь-март 2013-го составила лишь $2,85 млн. Это самый низкий результат с 2004 года, когда HTC начала публиковать свою отчетность. Напомню, что из-за нехватки фотокамер для смартфонов HTC начала продажи своего последнего смартфона HTC One только в трех странах, а не в восьмидесяти, как ожидалось ранее. Компания сообщила, что в Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи не начнутся до конца апреля.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2013 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета