IT-индустрия: ПК уже не главные

Аналитическая компания IDC пересмотрела прогноз на I квартал 2013 года по мировым поставкам компьютеров: теперь она считает, что они упадут на 10% к аналогичному периоду прошлого года, а не на 7,7%, как предполагалось. В I квартале 2012-го рынок еще рос: по данным IDC, на него было поставлено 87,1 млн ПК – на 2,3% больше, чем годом ранее. Но по итогам года поставки сократились на 3,7% (до 350,4 млн ПК).
В завершающемся I квартале поставки сокращаются, поскольку сборщики ПК адаптируют цепочку поставок под новую операционную систему Windows 8, объясняет вице-президент IDC Лорен Ловерд. А снижение прогноза связывает с ситуацией со спросом в Китае – сейчас это крупнейший мировой рынок компьютеров, на который приходится 21% всех поставок. Даже в феврале, накануне китайского Нового года, китайцы купили компьютеров меньше, чем ожидалось, а в марте поставки будут и того хуже. Во II квартале 2013 г. поставки снизятся примерно на 5% к аналогичному периоду 2012-го, ожидает Ловерд, а во втором полугодии они могут начать расти, только если разработчики компьютеров усовершенствуют их дизайн и предложат конкурентные цены по сравнению с планшетами и другими гаджетами.
В России и других постсоветских странах компьютеры тоже продаются хуже, чем ожидалось в начале года, говорит вице-президент Lenovo в России Глеб Мишин: «Сильно буксует потребительский сегмент». Но в целом за год Мишин ожидает роста на 10-15%. В падении продаж ПК виноваты Android-планшеты, оттянувшие на себя значительную часть спроса, объясняет президент российского сборщика компьютеров K-Systems Эдуард Воронецкий: на их фоне настольные ПК и ноутбуки «кажутся неоправданно дорогими».

IT-тенденции: новое время роста

Международная IT-ассоциация CompTIA проанализировала экономическое состояние IT-индустрии и сделала несколько прогнозов на ближайшие годы. Согласно оценкам CompTIA, IT в будущем ожидает сдержанный, но стабильный рост. Так, в 2013 году по всему миру рост IT-индустрии составит 3%. Локомотивом развития станут США: IT-отрасль в Америке в 2013-м прибавит почти столько же процентов, сколько и в мире – 2,9%.
В опросе CompITA приняли участие 518 IT-компаний по всему миру. Около половины опрошенных заявили, что не планируют увеличивать расходы в ближайшие полгода в таких областях, как маркетинг, закупка или разработка новых технологий, кадры, разработка новых продуктов и сервисов. Впрочем, практически столько же компаний, наоборот, планируют в ближайшие годы увеличить вложения в эти области, и лишь 7-14% компаний будут вынуждены «затянуть пояса» в первой половине 2013 г.
Рынок IT в России и странах СНГ может ожидать значительный взлет, уверены эксперты. «Рост российского рынка IT во многом зависит от государства. Это не только прямые государственные заказы, хотя они во многом определяют спрос на корпоративные технологии. Это и внятная позиция государства по регулированию рынка – в стране должны быть определены "правила игры" по использованию современной архитектуры IT: облачных и мобильных технологий. Если государство будет продолжать поддерживать рынок напрямую госзаказами, а также с помощью точечных инвестиций через проекты типа "Сколково" и РВК в быстрорастущие сегменты рынка, и при этом будет определять и соблюдать прозрачные правила игры в поле IT и госзакупок, – наш рынок будет расти быстрее зарубежных», – говорит Рустэм Хайретдинов, CEO Appercut Security.
Факторы, сдерживающие развитие IT-индустрии, остались такими же, как и в 2012 году. Более половины опрошенных заявили, что восстановление после кризиса идет слишком медленными темпами. На втором месте среди затормаживающих причин указывается нестабильная экономическая ситуация: в ожидании будущих проблемных условий компании неохотно увеличивают расходы на сегодняшнее развитие. Впрочем, даже при пессимистическом развитии сценария можно ожидать небольшого роста IT-индустрии, уверены в CompTIA. Оптимистический прогноз для IT в США предсказывает 5% роста в 2013 году.
«Я согласен с опасениями руководства других компаний. Если отчетливо начнут проявляться кризисные явления, нас ждет падение рынка, аналогичное тому, которое мы наблюдали в 2008-2009 годах. По своему сектору (рынок геоинформационных технологий) я привык к ежегодному росту в 20-25%. И хотя в прошлом году мы тоже превысили 20%, но может произойти так, что рынок в 2013-м снизит темпы. Прежде всего, эти опасения связаны с тем, что сейчас мы видим сокращение бюджетов на IT-проекты в ряде государственных ведомств. Также, по данным CompTIA, на данный момент в США существует 4,16 млн рабочих мест для администраторов, разработчиков, инженеров и других профессий, связанных с основными направлениями в IT. Согласно прогнозам, к 2020 году эта цифра вырастет на 22%», – заключил Алексей Ушаков, генеральный директор компании DATA+.
Телекоммуникационный сектор также может потерять часть доходов. «Учитывая, что управление телеком-услугами, как правило, находится в ведении директора по IT, и бюджеты на телекоммуникации являются, как правило, составной частью IT-бюджета компании, то при уменьшении общего бюджета IT неизбежно произойдет снижение и доли телекома в этом бюджете», – заметил Тимофей Толпежников, начальник отдела развития продуктов и услуг департамента маркетинга фиксированной связи компании «ВымпелКом».

Производители: удешевляя все

Некоторые брендовые производители ноутбуков первого звена, включая Lenovo, стали увеличивать свою долю поставок моделей без предустановленной операционной системы для привлечения потребителей. Ввиду того, что Windows 8 пока не сумела увеличить спрос среди пользователей, а также из-за затруднения дальнейшего снижения цен на ноутбуки, некоторые вендоры ноутбуков первого звена приняли решение об увеличении своих поставок моделей без ОС для улучшения показателя розничных продаж. Поставки ноутбуков без ОС Windows всегда имели место, но их объем был ограничен ввиду сильного влияния Microsoft в прошлом.
Ноутбуки без Windows 8 в розничных каналах стоят примерно на 34-67 долларов дешевле моделей с ОС, и, как предполагается, данная разница привлечет те группы потребителей, которые стараются максимально экономить.
Lenovo в основном станет поставлять такие ноутбуки в Китай, где все еще процветает софтверное пиратство, однако стратегия китайского вендора может привести к тому, что за ним последуют и конкуренты, которые увеличат свои поставки ноутбуков без ОС.
Отмечая неудовлетворительные показатели продаж Windows 8, Microsoft активно разрабатывает Windows Blue, которая, как сообщается, будет готова к августу.
Между тем, Apple готовит к выпуску iPad mini следующего поколения, который должен появиться в III квартале этого года. Также «яблочная компания» работает над 9,7-дюймовым iPad пятого поколения. Об этом пишет Electronista со ссылкой на CNYes. Источник приводит не слишком много подробностей. Он упоминает лишь, что новый mini получит дисплей Retina, а новый «большой» iPad – алюминиевый корпус в новом дизайне, примерно как mini. Он также будет тоньше и легче.
Также есть информация, что в 2013 году Apple прогнозирует продажи iPad mini в 55 млн, при этом резко снизив прогноз по продажам полноразмерного iPad – с 60 до 33 млн. Одно время Apple прогнозировала общие продажи iPad в 100 млн, но теперь снизила цифру до 88 млн. Данные CNYes могут быть частично основаны на статистике NPD Group, согласно которой в январе произошел резкий спад продаж полноразмерного iPad. CNYes считает, что продажи mini с его дебюта в ноябре относительно стабильны.
Утверждения CNYes о новом дизайне 9,7-дюймового планшета подтверждаются и другими источниками, однако что касается дат, iMore недавно написал, что новые планшеты могут быть представлены уже в апреле. В этом случае это будет самый быстрый цикл обновления iPad. Впрочем, по другим данным, новые планшеты могут выйти и позже.
По данным японского экономического издания Nikkei, корпорация Panasonic планирует сократить производство, а затем, вероятно, и полностью отказаться от выпуска плазменных телевизоров. Согласно новому бизнес-плану, в 2014 году будет свернуто производство на главном заводе Panasonic в городе Амагасаки. Представитель корпорации отметил, что окончательное решение о ТВ-бизнесе пока не принято.
Некоторые эксперты высказывают предположение, что таким образом японский гигант признает свое поражение в конкурентной борьбе с другими компаниями – производителями телевизоров. Отмечается, что в последние годы убытки Panasonic достигали рекордных отметок, а по итогам 2012 финансового года они могут составить до $7 млрд.
Ожидается, что Panasonic направит свои усилия в другие сферы деятельности, в частности в производство комплектующих для авиационных систем, автомобильных запчастей и различных продуктов для корпоративного сектора.

Интернет-бизнес: обвиняя Firefox

Американская ассоциация рекламщиков Interactive Advertising Bureau, объединяющая более чем 500 медийных и технологических компаний, отвечающих за 86% рынка онлайн-рекламы в США, выступила категорически против намерения компании Mozilla блокировать в новых версиях браузера Firefox сторонние куки.
В своем открытом письме Mozilla президент и генеральный директор Interactive Advertising Bureau – IAB – Рэндел Ротенберг призвал Mozilla отказаться от этого решения, так как оно будет принято «не в пользу интернет-пользователей».
«Если Mozilla решит блокировать куки, каждый пользователь останется без права на доступ к персональному Интернету. Блокирование cookies – это не та прозрачность и отнюдь не инновационное развитие Интернета, о котором говорит Mozilla», – считает Ротенберг.
Куки (cookies) – это текстовые файлы, которые браузер записывает на диск ПК. С их помощью обеспечивается запоминание паролей, работа различных функций и показ таргетированной рекламы – cookies позволяют узнавать, что пользователь искал в Интернете, и показывать релевантные объявления. С описанной IAB проблемой рекламисты столкнутся после релиза 22-й версии Firefox, в которой будут блокироваться куки сайтов, которые пользователь не посещал. В этом случае блокировка cookies не скажется на рекламной деятельности крупных площадок, таких как Google или Facebook, но ударит по небольшим рекламным сетям, на сайты которых пользователи не заглядывают.
Напомню, что автоматическая блокировка cookies была введена в так называемые ночные сборки Firefox начиная с конца февраля. Глава Mozilla Алекс Фаулер пояснил, что данный шаг был выполнен с желанием сделать веб-серфинг более безопасным для пользователей на фоне роста числа компаний, которые с помощью cookies следят за их действиями в Интернете. Фаулер добавил, что примером для них послужил веб-браузер Safari от компании Apple, который блокирует куки от рекламодателей по умолчанию.
Помимо пользователей, по словам Ротенберга, решение Mozilla блокировать сторонние куки нанесет урон американской экономике, так как «тысячи небольших компаний, существующих за счет интернет-рекламы, будут закрыты». «Эти компании не могут нанять большой штат рекламщиков, а у рекламных агентств нет времени заниматься каждым из тысяч сайтов индивидуально – связующим звеном здесь как раз и являются cookies», – пояснил он. По данным Ротенберга, в 2011 году рынок интернет-рекламы помог создать 5,1 млн рабочих мест и принес в экономику США около $530 млрд. Интернет- реклама помогает развивать бизнес даже тогда, когда мировая экономика переживает не самые легкие времена, подчеркнул он.
Помимо Interactive Advertising Bureau, намерение Mozilla заблокировать cookies было раскритиковано другой американской организацией – Association of National Advertisers, – которая включает свыше 450 компаний с годовым маркетинговым бюджетом свыше $250 млрд. Директор этой организации Боб Ледис назвал тактику Mozilla «опасной и крайне разрушительной».
Согласно Net Applications, в феврале 2013 г. браузеру Firefox принадлежало 20,1% рынка - второе место после Internet Explorer (55,8%). Браузер Safari занимал 5,4%.
Компания Yahoo! ведет переговоры о покупке контрольного пакета акций в одном из крупнейших в мире видеохостингов – Dailymotion. Yahoo! может купить около 75% акций компании, которой в настоящий момент владеет французская France Telecom-Orange. Dailymotion оценивается в $300 млн. По данным ComScore, ежемесячная аудитория Dailymotion составляет около 116 млн уникальных посетителей. По этому показателю Dailymotion занимает 12-е место в мире среди видеохостингов.
Сделка по покупке Dailymotion может стать крупнейшей в компании Yahoo! с тех пор, как ее гендиректором стала бывшая топ-менеджер Google Марисса Майер. Покупка может помочь Yahoo! увеличить свое присутствие на европейском и азиатском рынках.

Мобильное: только смартфоны!

Корпорации Samsung, LG Electronics и Sony Mobile Communications продемонстрировали различные стратегии выпуска продукции своими подразделениями по производству смартфонов на Mobile World Congress 2013, но все они нацелены увеличить продажи на развивающихся рынках.
Вместо выпуска новых флагманских моделей на MWC Samsung представила ряд моделей начального уровня с прицелом на развивающиеся рынки. LG выступила более агрессивно, представив обширную линейку продукции – от флагманских устройств и смартфонов LTE среднего ценового диапазона до моделей начального уровня. Sony не представила новых моделей на выставке, вместо этого продолжив рекламировать свой Xperia Z, представленный на CES месяцем ранее.
В то время как три бренда, как ожидается, продолжат укреплять свои позиции в сегменте смартфонов высшего класса, производители используют схожую стратегию по продвижению продаж на развивающихся рынках: они используют исходные проекты, предлагаемые производителями чипсетов, чтобы сократить инвестиции в научно-исследовательскую деятельность и расходы на аппаратное обеспечение, что позволяет им выпускать дешевые модели, равно как и устройства с двумя SIM-картами, соответствующие требованиям развивающихся рынков.
Несмотря на усиление конкуренции на развивающихся рынках, которая замедляет рост поставок Samsung в 2013 году, ожидается, что вендор сумеет поставить более 100 млн смартфонов в I полугодии, и 230 млн за весь год.
Ввиду роста популярности телефонов LTE в Корее, а также конкурентоспособной ценовой стратегии и ее оперативного внедрения на развивающиеся рынки, LG сумеет поставить более 15 млн смартфонов за I полугодие. Годичный объем поставок превысит 35 млн устройств, что улучшит имидж бренда в Азии и Европе.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2013 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета