IT-индустрия: наперегонки с прогрессом
Мировой IT-рынок растет, но все более фрагментируется – даже гиганты мирового масштаба сокращают свое присутствие в тех или иных регионах, уступая местным компаниям. Например, американская корпорация Hewlett-Packard закроет свое представительство в немецком Рюссельсхайме и уволит 850 сотрудников. Еще 250 сотрудников могут перейти на работу к партнерам или клиентам HP. После этого сокращения число уволенных из HP сотрудников достигнет 29 тыс., или 8% от общего штата компании. Увольнения затронули почти все отделения компании во всех странах. HP также увеличила расходы на реструктуризацию до $3,7 млрд до 2014 года. Все расходы, кроме 400 млн, потрачены на сокращение штата, выплату выходных пособий и пенсий.
Тенденции: естественные преобразования
Брендовые производители ПК, включая HP, Lenovo, ASUS и Sony, готовятся выпустить летом 2013 года трансформируемые моноблоки. Новые моноблоки- трансформеры могут быть разделены на два основных типа – у одних конструкция позволит полностью уложить машину на плоскую поверхность, у других пользователи смогут отсоединять дисплей и использовать его в качестве большого планшета.
IdeaCentre Horizon Tablet PC от Lenovo, представленный на CES 2013, – это пример укладываемой модели, тогда как новый трансформируемый моноблок ASUS использует конструкцию, которая обладает характеристиками как настольных ПК, так и планшетов. Как свидетельствуют поставщики комплектующих, заказы на моноблоки покажут стабильный рост в 2013 году, и все брендовые производители моноблоков (за исключением Apple) будут продвигать сенсорные экраны в качестве основной функции.
Для справки: в 2012 году поставки моноблоков достигли 13,2 млн штук, а в 2013 году могут вырасти на 19,7% за год – до 15,8 млн, благодаря Windows 8.
В 2013 году объем мирового рынка жестких дисков в денежном выражении сократится на 11,8% (в сравнении с 2012-м) до $32,7 млрд, сообщает исследовательская компания IHS. В последующем 2014-м объем рынка в денежном выражении останется без заметных изменений ($32 млрд), прогнозируют эксперты.
«В текущем году производители жестких дисков столкнутся с множеством препятствий, – пояснил аналитик IHS в сфере систем хранения данных Фан Чжан. – Это и сокращение поставок десктопов, и снижение спроса на ноутбуки в пользу смартфонов и планшетов. Более доступными становятся тведотельные накопители (SSD), которые отбирают долю у жестких дисков».
По прогнозу NPD DisplaySearch, в 2013 г. впервые на мировой рынок будет поставлено планшетов больше, чем ноутбуков – 240 млн против 207 млн штук. В планшетах используется флэш-память, в ноутбуках – преимущественно HDD, хотя доля SSD возрастает.
Прибыль с продажи жестких дисков, в свою очередь, будет снижаться в результате продолжающегося сокращения средней стоимости накопителя, добавили в IHS. Ожидается, что в 2013 году средняя стоимость жесткого диска снизится на 7%. «Однако в этом году жесткие диски продолжат быть основным средством хранения данных, главным образом благодаря росту спроса на ультрабуки и по той причине, что магнитные накопители являются неотъемлемой частью корпоративных вычислительных систем», – подчеркнул Фанг. К тому же жесткие диски – основное средство для хранения данных в облачных системах и в системах обработки «больших данных».
По словам экспертов, винчестеры сохраняют доминирующее положение благодаря более низкой стоимости за гигабайт по сравнению с SSD, особенно что касается моделей накопителей большой емкости.
Интернет-бизнес: больше рекламы, больше денег
Интернет-реклама продолжает увеличивать свою значимость, пусть уже и не такими темпами, как прежде. Теперь в Сети обосновались многие товары повседневного спроса – традиционные клиенты телеканалов. В то же время из Интернета «ушел» алкоголь и сократились рекламные бюджеты автомобильных компаний. В результате реклама в Сети повторяет судьбу телевидения по темпам роста: они впервые замедлились по итогам 2012 года. Расходы рекламодателей на Интернет выросли всего на 35% против 56% в предыдущем году.
Объем рекламного рынка в России в 2012 году подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Он вырос на 13% и достиг 300 млрд руб. Медийная и контекстная реклама в 2012 году в совокупности выросла только на 35%, тогда как годом ранее рост составлял 56%. На продвижение в Сети компании потратили 56,3 млрд руб. Сильнее всего просела медийная реклама – рост сегмента в 2012 году составил только 17% против 45% в 2011 году. Расходы на «контекст» по итогам минувшего года выросли на 45%, а годом ранее увеличились на 63%. Рынок интернет-рекламы удержал вторую строчку после телевидения.
«Расти каждый год на 50% с высокой базы становится малореалистично, – отметил коммерческий директор холдинга РБК Станислав Поволоцкий. – В первом полугодии 2012-го в РБК рост интернет-рекламы составлял 40%. Во второй половине года произошло сокращение рекламных бюджетов, особенно в автомобильном сегменте. В основном они повлияли на общее снижение рынка цифровой рекламы». По словам Поволоцкого, негативно на рынок повлиял и запрет рекламы алкоголя в Сети.
В то же время в Интернет стали приходить товары, характерные для ТВ-рекламы. «Наблюдается рост поступлений от категорий товаров повседневного спроса, а также сегмента премиальных брендов – часы, украшения и парфюмерия», – добавил Поволоцкий.
Производители: возрождение «японцев»
За последнее полугодие мне множество раз доводилось писать о том, что производство компьютерной электроники в Японии стремительно гибнет. Крупнейшие «электронные» корпорации Страны восходящего солнца дружно показывали весьма печальные результаты – многомиллиардные убытки. В условиях сильной иены (губительной для экспорта) они были просто не в состоянии конкурировать с корейскими и китайскими производителями. Но вот теперь можно говорить, что маятник качнулся в обратную сторону. Хорошие финансовые результаты Panasonic, Sharp и Hitachi, а также слабая иена стали причиной роста акций на рынке японских технологических компаний. Так, акции Panasonic прибавили в цене 16,7%, превысив допустимый биржей лимит роста. Показатель стал рекордным за последние 38 лет.
Лидером по показателям хорошей отчетности стала Panasonic. Компания заработала за минувший квартал более $660 млн, в то время как эксперты ожидали от нее убытков. Уверенность инвесторам принесла и растущая операционная прибыль компании, свидетельствующая о промежуточных успехах ее реструктуризации. «Несмотря на то что Panasonic по-прежнему рассчитывает закончить год с чистым убытком, среди инвесторов крепнет уверенность в том, что следующий год окажется для компании прибыльным», – считает аналитик SMBC Friend Research Center Хироши Сакаи.
Поддержку «электронным» компаниям на фондовом рынке оказала благоприятная динамика валютного курса. Стоимость иены достигла рекордно низкого значения по отношению к доллару с середины 2010 года (92,78 иены за $1).
Надежды инвесторов на возрождение японских IT-производств легли в основу роста бумаг остальных японских производителей электроники. К примеру, акции Sharp, которая недавно сообщила о первой операционной прибыли за последние пять кварталов, выросли в цене на 5,5%. Схожую динамику продемонстрировали и котировки Hitachi – капитализация компании увеличилась на 4%. Причем инвесторов не напугало даже сокращение прогнозов по годовой прибыли Hitachi на 13%. «Компания продолжает функционировать в условиях неопределенности, вызванных не только продолжительными последствиями европейского долгового кризиса, но и замедлением роста на развивающихся рынках, включая Китай и Индию», – говорится в заявлении руководства. Вслед за коллегами по цеху значительный рост продемонстрировали и бумаги Sony (+4,1%), которая пока даже не представила собственную отчетность.
Несмотря на оптимизм рынка в отношении японских технологических компаний, аналитики предупреждают, что их акции остаются весьма рискованным вложением денег. Даже с учетом сокращения издержек местный бизнес не в силах конкурировать с южнокорейскими и американскими соперниками. К примеру, операционная маржа Hitachi, Panasonic и Sony сейчас не превышает 5%. Для сравнения, немецкая Siemens может похвастаться показателем в 8,9%, а американская GE – в 12,2%, не говоря уже о Samsung с показателем в 18,8%. Иными словами, в случае удорожания национальной валюты и демпинговой войны со стороны конкурентов японские производители вряд ли сумеют продемонстрировать такой вдохновляющий рост капитализации еще раз.
Между тем, корпорация Samsung покупает долю японского производителя дигитайзеров и графических планшетов Wacom, что позволяет ей гарантировать использование технологий Wacom в своих будущих мобильных устройствах. Известно, что Samsung получит 5% Wacom, сделка оценивается в $52,2 млн. Это логичный шаг для Samsung, поскольку две компании уже давно работают вместе. Технологии Wacom используются во всех моделях Galaxy Note, экран которого поддерживает специальный стилус с переменным давлением. Смартфон Galaxy S IV, который должен выйти в ближайшее время, тоже получит такой стилус.
По данным самой Wacom, Samsung купит 20.996 обыкновенных акций Wacom по цене $2810 19 февраля. Топ-менеджеры Wacom используют вырученные средства для инвестирования в разработку и производство продукции, в частности компонентов для устройств Samsung.
Intel представила три новые модели процессоров – Celeron 927UE, 1020E и 1047UE, предназначенных для использования во встраиваемых системах. Новинки, выполненные по 22-нм техпроцессу, оснащены встроенными контроллерами для DDR3/DDR3L оперативной памяти (1333 или 1600 МГц). Процессоры можно заказать в BGA- упаковке (модель Celeron 1020E будет доступна и в PGA-исполнении).
Первая из представленных моделей, Celeron 927UE – 1,5-ГГц одноядерный чип, имеющий 1 Мб кэш-памяти L3 и GPU, работающий на частоте 350-900 МГц. TDP равняется 17 Вт. В партиях от 1000 штук он будет стоить $107.
Процессор Celeron 1020E – 2,2-ГГц 2-ядерное решение, чей показатель TDP составляет 35 Вт. Модель оснащена 2 Мб кэш-памяти L3 и GPU, работающим на частоте 650-1000 МГц. Стоимость изделия в партиях от 1000 штук равна $86.
1,4-ГГц 2-ядерная модель Celeron 1047UE оснащена 2 Мб кэш-памяти и встроенным GPU, работающим на частоте 350-900 МГц. Показатель TDP новинки составляет 17 Вт, стоимость изделия в партиях от 1000 штук равна $134.
Мобильное: игры дорогих
Производители мобильных телефонов премиум-класса (Vertu, Gresso, TAG Heuer) меняют свою рыночную стратегию: они поняли, что дизайн и драгоценные материалы – не главное. Отраслевые эксперты замечают: «Оказалось, что вот все эти сверхдорогие вещи с их эксклюзивными материалами и отделкой не так интересны и не так технически совершенны, как iPhone. На этом рынке ходить с трубкой, которая не так хороша, но отделана золотом – ну, это немножко странно».
При этом Vertu остается лидером в сегменте, занимая порядка 60% рынка люксовых телефонов. Хотя и были признаки того, что компания сдает позиции: большинство покупателей аппаратов Vertu сегодня – это «новые русские» и «новые китайские».
Слабым местом Vertu оказалось ее прошлое – электронная начинка, оставшаяся со времен, когда Vertu принадлежала Nokia. Мало кто из продвинутых потребителей захочет платить десятки тысяч долларов за аппарат, операционная система которого не поддерживается и не обновляется.
«Пользователи зачастую могут не купить Vertu с Symbian. Symbian и сенсорный дисплей – это всегда была головная боль, а пользователь люксового аппарата вряд ли захочет это делать, поэтому многие выбирали TAG Heuer – модели, такие как Link или Racer , они и стоят подешевле, $5-6 тысяч», – пишут эксперты.
Разговоры о том, что Vertu выпустит смартфон на Android, появились сразу после смены инвестора. Тем не менее, журналисты утверждают, что в разработке нового Vertu Ti участвовала и финская компания. Анонсируют его в конце февраля, цены на четыре разновидности, предполагается, будут варьироваться от $4 тыс. до $10 тыс. Кроме того, на рынке обсуждают, что осенью компания выпустит бюджетное предложение на Android. Аппарат будет стоить около $3 тысяч.
Между тем, корпорация Apple впервые обогнала Nokia по объему интернет-трафика с мобильных устройств. По данным StatCounter, в январе доля Apple в общем мобильном трафике составила 25,86%, увеличившись на 2,81% в сравнении с январем 2012-го. Зато доля Nokia в этот период снизилась на 15,52% – до 22,15%. В результате финская компания уступила даже Samsung, которая прибавила 7,85% до 22,69%.
Важно и то, что данные по Apple приведены только для iPhone и iPod touch, но без iPad. Данные StatCounter по операционным системам аналогичны: между декабрем и январем доля iOS выросла с 23,36% до 25,85%. Между тем в этом рейтинге уверенно лидирует Android, доля которого возросла с 33,19% до 37%.
Тем временем бразильская компания IGB Eletronica, которая называет себя владелицей прав на торговую марку iPhone в Бразилии, рассматривает возможность продать эти права Apple. Об этом сообщил председатель IGB Eletronica Эухенио Эмилио Стауб. Стауб подчеркнул, что его компания «открыта для диалога», однако отметил, что никто из представителей Apple пока не связывался с IGB Eletronica для обсуждения вопроса передачи прав.
Юридически IGB Eletronica является преемницей компании Gradiente, которая в 2000 году подала заявку на регистрацию торговой марки iPhone в Бразилии, а в 2008 году получила на нее права.
В декабре 2012 года IGB Eletronica выпустила на бразильский рынок смартфон под названием iPhone. Аппарат, оснащенный сенсорным экраном, работает под управлением Android. К моменту выхода устройства «настоящий» (то есть произведенный Apple) iPhone продавался в Бразилии уже несколько лет. IGB Eletronica сняла видеоролик, в котором рассказала о своем конфликте с Apple и о том, как родилось название iPhone. По версии компании, в 2000 году Gradiente решила выпустить аппарат, который бы сочетал в себе свойства мобильного телефона и компьютера – в частности, мог бы выходить в Интернет. Марка iPhone появилась как результат сочетания слов «internet» и «phone».
Вопрос о том, кому принадлежит торговая марка iPhone, сейчас рассматривает бразильский регулятор – Национальный институт интеллектуальной собственности (INPI). По сообщению газеты Folha de S.Paulo, INPI уже вынес решение в пользу IGB Eletronica. Официальный вердикт, однако, будет оглашен лишь 13 февраля.
Денис Лавникевич
Тенденции: естественные преобразования
Брендовые производители ПК, включая HP, Lenovo, ASUS и Sony, готовятся выпустить летом 2013 года трансформируемые моноблоки. Новые моноблоки- трансформеры могут быть разделены на два основных типа – у одних конструкция позволит полностью уложить машину на плоскую поверхность, у других пользователи смогут отсоединять дисплей и использовать его в качестве большого планшета.
IdeaCentre Horizon Tablet PC от Lenovo, представленный на CES 2013, – это пример укладываемой модели, тогда как новый трансформируемый моноблок ASUS использует конструкцию, которая обладает характеристиками как настольных ПК, так и планшетов. Как свидетельствуют поставщики комплектующих, заказы на моноблоки покажут стабильный рост в 2013 году, и все брендовые производители моноблоков (за исключением Apple) будут продвигать сенсорные экраны в качестве основной функции.
Для справки: в 2012 году поставки моноблоков достигли 13,2 млн штук, а в 2013 году могут вырасти на 19,7% за год – до 15,8 млн, благодаря Windows 8.
В 2013 году объем мирового рынка жестких дисков в денежном выражении сократится на 11,8% (в сравнении с 2012-м) до $32,7 млрд, сообщает исследовательская компания IHS. В последующем 2014-м объем рынка в денежном выражении останется без заметных изменений ($32 млрд), прогнозируют эксперты.
«В текущем году производители жестких дисков столкнутся с множеством препятствий, – пояснил аналитик IHS в сфере систем хранения данных Фан Чжан. – Это и сокращение поставок десктопов, и снижение спроса на ноутбуки в пользу смартфонов и планшетов. Более доступными становятся тведотельные накопители (SSD), которые отбирают долю у жестких дисков».
По прогнозу NPD DisplaySearch, в 2013 г. впервые на мировой рынок будет поставлено планшетов больше, чем ноутбуков – 240 млн против 207 млн штук. В планшетах используется флэш-память, в ноутбуках – преимущественно HDD, хотя доля SSD возрастает.
Прибыль с продажи жестких дисков, в свою очередь, будет снижаться в результате продолжающегося сокращения средней стоимости накопителя, добавили в IHS. Ожидается, что в 2013 году средняя стоимость жесткого диска снизится на 7%. «Однако в этом году жесткие диски продолжат быть основным средством хранения данных, главным образом благодаря росту спроса на ультрабуки и по той причине, что магнитные накопители являются неотъемлемой частью корпоративных вычислительных систем», – подчеркнул Фанг. К тому же жесткие диски – основное средство для хранения данных в облачных системах и в системах обработки «больших данных».
По словам экспертов, винчестеры сохраняют доминирующее положение благодаря более низкой стоимости за гигабайт по сравнению с SSD, особенно что касается моделей накопителей большой емкости.
Интернет-бизнес: больше рекламы, больше денег
Интернет-реклама продолжает увеличивать свою значимость, пусть уже и не такими темпами, как прежде. Теперь в Сети обосновались многие товары повседневного спроса – традиционные клиенты телеканалов. В то же время из Интернета «ушел» алкоголь и сократились рекламные бюджеты автомобильных компаний. В результате реклама в Сети повторяет судьбу телевидения по темпам роста: они впервые замедлились по итогам 2012 года. Расходы рекламодателей на Интернет выросли всего на 35% против 56% в предыдущем году.
Объем рекламного рынка в России в 2012 году подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Он вырос на 13% и достиг 300 млрд руб. Медийная и контекстная реклама в 2012 году в совокупности выросла только на 35%, тогда как годом ранее рост составлял 56%. На продвижение в Сети компании потратили 56,3 млрд руб. Сильнее всего просела медийная реклама – рост сегмента в 2012 году составил только 17% против 45% в 2011 году. Расходы на «контекст» по итогам минувшего года выросли на 45%, а годом ранее увеличились на 63%. Рынок интернет-рекламы удержал вторую строчку после телевидения.
«Расти каждый год на 50% с высокой базы становится малореалистично, – отметил коммерческий директор холдинга РБК Станислав Поволоцкий. – В первом полугодии 2012-го в РБК рост интернет-рекламы составлял 40%. Во второй половине года произошло сокращение рекламных бюджетов, особенно в автомобильном сегменте. В основном они повлияли на общее снижение рынка цифровой рекламы». По словам Поволоцкого, негативно на рынок повлиял и запрет рекламы алкоголя в Сети.
В то же время в Интернет стали приходить товары, характерные для ТВ-рекламы. «Наблюдается рост поступлений от категорий товаров повседневного спроса, а также сегмента премиальных брендов – часы, украшения и парфюмерия», – добавил Поволоцкий.
Производители: возрождение «японцев»
За последнее полугодие мне множество раз доводилось писать о том, что производство компьютерной электроники в Японии стремительно гибнет. Крупнейшие «электронные» корпорации Страны восходящего солнца дружно показывали весьма печальные результаты – многомиллиардные убытки. В условиях сильной иены (губительной для экспорта) они были просто не в состоянии конкурировать с корейскими и китайскими производителями. Но вот теперь можно говорить, что маятник качнулся в обратную сторону. Хорошие финансовые результаты Panasonic, Sharp и Hitachi, а также слабая иена стали причиной роста акций на рынке японских технологических компаний. Так, акции Panasonic прибавили в цене 16,7%, превысив допустимый биржей лимит роста. Показатель стал рекордным за последние 38 лет.
Лидером по показателям хорошей отчетности стала Panasonic. Компания заработала за минувший квартал более $660 млн, в то время как эксперты ожидали от нее убытков. Уверенность инвесторам принесла и растущая операционная прибыль компании, свидетельствующая о промежуточных успехах ее реструктуризации. «Несмотря на то что Panasonic по-прежнему рассчитывает закончить год с чистым убытком, среди инвесторов крепнет уверенность в том, что следующий год окажется для компании прибыльным», – считает аналитик SMBC Friend Research Center Хироши Сакаи.
Поддержку «электронным» компаниям на фондовом рынке оказала благоприятная динамика валютного курса. Стоимость иены достигла рекордно низкого значения по отношению к доллару с середины 2010 года (92,78 иены за $1).
Надежды инвесторов на возрождение японских IT-производств легли в основу роста бумаг остальных японских производителей электроники. К примеру, акции Sharp, которая недавно сообщила о первой операционной прибыли за последние пять кварталов, выросли в цене на 5,5%. Схожую динамику продемонстрировали и котировки Hitachi – капитализация компании увеличилась на 4%. Причем инвесторов не напугало даже сокращение прогнозов по годовой прибыли Hitachi на 13%. «Компания продолжает функционировать в условиях неопределенности, вызванных не только продолжительными последствиями европейского долгового кризиса, но и замедлением роста на развивающихся рынках, включая Китай и Индию», – говорится в заявлении руководства. Вслед за коллегами по цеху значительный рост продемонстрировали и бумаги Sony (+4,1%), которая пока даже не представила собственную отчетность.
Несмотря на оптимизм рынка в отношении японских технологических компаний, аналитики предупреждают, что их акции остаются весьма рискованным вложением денег. Даже с учетом сокращения издержек местный бизнес не в силах конкурировать с южнокорейскими и американскими соперниками. К примеру, операционная маржа Hitachi, Panasonic и Sony сейчас не превышает 5%. Для сравнения, немецкая Siemens может похвастаться показателем в 8,9%, а американская GE – в 12,2%, не говоря уже о Samsung с показателем в 18,8%. Иными словами, в случае удорожания национальной валюты и демпинговой войны со стороны конкурентов японские производители вряд ли сумеют продемонстрировать такой вдохновляющий рост капитализации еще раз.
Между тем, корпорация Samsung покупает долю японского производителя дигитайзеров и графических планшетов Wacom, что позволяет ей гарантировать использование технологий Wacom в своих будущих мобильных устройствах. Известно, что Samsung получит 5% Wacom, сделка оценивается в $52,2 млн. Это логичный шаг для Samsung, поскольку две компании уже давно работают вместе. Технологии Wacom используются во всех моделях Galaxy Note, экран которого поддерживает специальный стилус с переменным давлением. Смартфон Galaxy S IV, который должен выйти в ближайшее время, тоже получит такой стилус.
По данным самой Wacom, Samsung купит 20.996 обыкновенных акций Wacom по цене $2810 19 февраля. Топ-менеджеры Wacom используют вырученные средства для инвестирования в разработку и производство продукции, в частности компонентов для устройств Samsung.
Intel представила три новые модели процессоров – Celeron 927UE, 1020E и 1047UE, предназначенных для использования во встраиваемых системах. Новинки, выполненные по 22-нм техпроцессу, оснащены встроенными контроллерами для DDR3/DDR3L оперативной памяти (1333 или 1600 МГц). Процессоры можно заказать в BGA- упаковке (модель Celeron 1020E будет доступна и в PGA-исполнении).
Первая из представленных моделей, Celeron 927UE – 1,5-ГГц одноядерный чип, имеющий 1 Мб кэш-памяти L3 и GPU, работающий на частоте 350-900 МГц. TDP равняется 17 Вт. В партиях от 1000 штук он будет стоить $107.
Процессор Celeron 1020E – 2,2-ГГц 2-ядерное решение, чей показатель TDP составляет 35 Вт. Модель оснащена 2 Мб кэш-памяти L3 и GPU, работающим на частоте 650-1000 МГц. Стоимость изделия в партиях от 1000 штук равна $86.
1,4-ГГц 2-ядерная модель Celeron 1047UE оснащена 2 Мб кэш-памяти и встроенным GPU, работающим на частоте 350-900 МГц. Показатель TDP новинки составляет 17 Вт, стоимость изделия в партиях от 1000 штук равна $134.
Мобильное: игры дорогих
Производители мобильных телефонов премиум-класса (Vertu, Gresso, TAG Heuer) меняют свою рыночную стратегию: они поняли, что дизайн и драгоценные материалы – не главное. Отраслевые эксперты замечают: «Оказалось, что вот все эти сверхдорогие вещи с их эксклюзивными материалами и отделкой не так интересны и не так технически совершенны, как iPhone. На этом рынке ходить с трубкой, которая не так хороша, но отделана золотом – ну, это немножко странно».
При этом Vertu остается лидером в сегменте, занимая порядка 60% рынка люксовых телефонов. Хотя и были признаки того, что компания сдает позиции: большинство покупателей аппаратов Vertu сегодня – это «новые русские» и «новые китайские».
Слабым местом Vertu оказалось ее прошлое – электронная начинка, оставшаяся со времен, когда Vertu принадлежала Nokia. Мало кто из продвинутых потребителей захочет платить десятки тысяч долларов за аппарат, операционная система которого не поддерживается и не обновляется.
«Пользователи зачастую могут не купить Vertu с Symbian. Symbian и сенсорный дисплей – это всегда была головная боль, а пользователь люксового аппарата вряд ли захочет это делать, поэтому многие выбирали TAG Heuer – модели, такие как Link или Racer , они и стоят подешевле, $5-6 тысяч», – пишут эксперты.
Разговоры о том, что Vertu выпустит смартфон на Android, появились сразу после смены инвестора. Тем не менее, журналисты утверждают, что в разработке нового Vertu Ti участвовала и финская компания. Анонсируют его в конце февраля, цены на четыре разновидности, предполагается, будут варьироваться от $4 тыс. до $10 тыс. Кроме того, на рынке обсуждают, что осенью компания выпустит бюджетное предложение на Android. Аппарат будет стоить около $3 тысяч.
Между тем, корпорация Apple впервые обогнала Nokia по объему интернет-трафика с мобильных устройств. По данным StatCounter, в январе доля Apple в общем мобильном трафике составила 25,86%, увеличившись на 2,81% в сравнении с январем 2012-го. Зато доля Nokia в этот период снизилась на 15,52% – до 22,15%. В результате финская компания уступила даже Samsung, которая прибавила 7,85% до 22,69%.
Важно и то, что данные по Apple приведены только для iPhone и iPod touch, но без iPad. Данные StatCounter по операционным системам аналогичны: между декабрем и январем доля iOS выросла с 23,36% до 25,85%. Между тем в этом рейтинге уверенно лидирует Android, доля которого возросла с 33,19% до 37%.
Тем временем бразильская компания IGB Eletronica, которая называет себя владелицей прав на торговую марку iPhone в Бразилии, рассматривает возможность продать эти права Apple. Об этом сообщил председатель IGB Eletronica Эухенио Эмилио Стауб. Стауб подчеркнул, что его компания «открыта для диалога», однако отметил, что никто из представителей Apple пока не связывался с IGB Eletronica для обсуждения вопроса передачи прав.
Юридически IGB Eletronica является преемницей компании Gradiente, которая в 2000 году подала заявку на регистрацию торговой марки iPhone в Бразилии, а в 2008 году получила на нее права.
В декабре 2012 года IGB Eletronica выпустила на бразильский рынок смартфон под названием iPhone. Аппарат, оснащенный сенсорным экраном, работает под управлением Android. К моменту выхода устройства «настоящий» (то есть произведенный Apple) iPhone продавался в Бразилии уже несколько лет. IGB Eletronica сняла видеоролик, в котором рассказала о своем конфликте с Apple и о том, как родилось название iPhone. По версии компании, в 2000 году Gradiente решила выпустить аппарат, который бы сочетал в себе свойства мобильного телефона и компьютера – в частности, мог бы выходить в Интернет. Марка iPhone появилась как результат сочетания слов «internet» и «phone».
Вопрос о том, кому принадлежит торговая марка iPhone, сейчас рассматривает бразильский регулятор – Национальный институт интеллектуальной собственности (INPI). По сообщению газеты Folha de S.Paulo, INPI уже вынес решение в пользу IGB Eletronica. Официальный вердикт, однако, будет оглашен лишь 13 февраля.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2013 год в рубрике бизнес