IT-индустрия: оптимистичное начало года
Мировая IT-индустрия становится все более богатой. Всего IT-рынок в 2013 году увеличится на 4,2%, до $3,74 трлн, а в 2014 году, по прогнозу экспертов, достигнет $3,88 трлн. Основным драйвером роста IT-индустрии в 2013 году, по прогнозу компании Gartner, станет корпоративное ПО – эта часть рынка вырастет на 6,4% и составит $296 млрд.
Наименьший рост в 2013 году покажет, по мнению аналитиков Gartner, сегмент телекоммуникационных сервисов – 2,4%, до $1,7 млрд в натуральном выражении. Но и это хороший показатель по сравнению с 2012 годом, когда IT-сегмент просел на 0,1%.
Самым большим по объему останется рынок IT-сервисов: в 2013 году – $927 млрд, а в 2014 году приблизится к $1 трлн.
«Сейчас основное препятствие для быстрого роста IT-рынка – это неопределенность перспектив мировой экономики, – считает Ричард Гордон, управляющий вице-президент Gartner. – Колебания рынка привели к формированию пессимистичного взгляда на развитие рынка как корпоративных, так и частных заказчиков IT-услуг и продуктов, но мы ожидаем ускорения роста расходов на IT в 2013 году».
«Если аналитики компании Gartner правы, то меня это радует. У нас же прогноз более пессимистичный», – говорит региональный директор копании IDC в России и странах СНГ Роберт Фариш. По его данным, объем IT-рынка в России составит в 2013 году $40 млрд (или 1,08% мирового), при этом вырастет он по сравнению с 2012-м примерно на 10%.
Тенденции
В ближайшие годы мировой рынок решений и услуг, связанных с большими данными, будет расти в среднем на 31,7% ежегодно – в 7 раз превышая темп роста глобального рынка информационных технологий и телекоммуникаций. Такой прогноз дала исследовательская компания IDC. По оценке ее аналитиков, к 2016-му объем мирового рынка решений и услуг, связанных с большими данными, достигнет $23,8 млрд.
Рост отдельных сегментов рынка будет различным: от 21,1% в сегменте услуг до 53,4% в сегменте систем хранения данных. Более высокий темп роста СХД будет обусловлен
двойным использованием аппаратного обеспечения.
Понятие «большие данные» (Big Data) включает инструменты, процессы и методы, позволяющие организациям создавать, манипулировать и управлять крайне большими объемами цифровой информации, исчисляющимися тера- и петабайтами.
«Решения и услуги, связанные с большими данными, – это многомиллиардный бизнес с высокими темпами роста, – подчеркнул вице-президент IDC Ван Дессет. – Эта тема присутствует в докладах множества топ-менеджеров. Данный сегмент является одним из наиболее привлекательных для трудоустройства технических специалистов и аналитиков».
Ранее в компании Gartner предсказали, что к 2015 г. большие данные позволят создать 4,4 млн рабочих мест. Эксперты считают, что с 2014 года Big Data станут играть роль локомотива ИКТ-отрасли. Большие данные названы одной из ключевых технологий 2013-го.
Помимо объема рынка, аналитики рассказали о ключевых тенденциях. Так, по их мнению, отсутствие необходимых навыков для работы с большими данными вынудит организации фокусироваться на автоматизированных решениях и прибегать к аутсорсингу аналитических услуг.
В 2013-м поставки планшетов на мировой рынок впервые превысят поставки ноутбуков. Такой прогноз дала исследовательская компания NPD DisplaySearch. Эксперты напомнили, что в прошлом году это уже случилось в Северной Америке и Китае.
По оценке аналитиков, объем рынка планшетов в текущем году достигнет 240 млн устройств, в то время как ноутбуков – 207 млн систем. «Рынок планшетов без труда превысит рынок лэптопов в количественном выражении», – резюмируют эксперты.
Аналитики рассчитывают, что в последующие годы разрыв будет возрастать: ожидается, что к 2017 году на каждый поставленный на мировой рынок ноутбук будет приходиться по три планшета.
В DisplaySearch считают, что в 2013 г. рост спроса на небольшие планшеты продолжится: аналитики прогнозируют, что модели с диагональю экрана 7-8 дюймов займут 45% всех поставок, что эквивалентно 108 млн устройствам. В то же время доля планшетов с экраном 9,7 дюйма снизится до 17%. По словам экспертов, спрос на ноутбуки снижается во всем мире, включая развивающиеся страны. Новые модели планшетов и интерес к этой категории еще больше тормозит спрос на традиционные системы.
Однако ближе к концу 2013 года рынок ноутбуков может получить второе дыхание благодаря новому аппаратному обеспечению, которое позволит наделить лэптопы свойствами планшетов – включая мгновенный запуск и длительное время автономной работы.
В период с 2013 по 2017 гг. количество людей, пользующихся банковскими услугами на своих мобильных устройствах, возрастет с 590 млн до 1 млрд, считает исследовательская компания Juniper Research. То есть к 2017 году 15% всех абонентов мобильной связи в мире будут пользоваться мобильным банкингом. Наибольший уровень проникновения мобильного банкинга к 2017-му будет наблюдаться в Китае, Северной Америке и Западной Европе.
Софтверный бизнес
Продажи Windows 8 достигли 60 млн лицензий со дня запуска новой ОС, то есть за первые 10 недель ее присутствия на рынке. Об этом сообщила Тэми Реллер, директор по маркетингу и финансам подразделения Microsoft по выпуску Windows. Цифра включает продажи лицензий производителям ПК и обновления. Реллер раскрыла эти данные на презентации для аналитиков и инвесторов, которую провела в рамках выставки потребительской электроники в Лас-Вегасе.
Тэми Реллер, которая в ноябре 2012 г. взяла на себя часть обязанностей Стивена Синофски, бывшего главы подразделения Windows and Windows Live, в ходе презентации подчеркнула, что продажи Windows 8 растут темпами, сопоставимыми с темпами роста продаж Windows 7 в первое время после ее выхода в 2009-м. Тогда Windows 7 за первые два месяца также разошлась тиражом в 60 млн лицензионных копий.
Microsoft во второй раз раскрыла данные о продажах Windows 8. В конце ноября, спустя месяц после выхода на рынок, в компании сообщили, что продажи достигли 40 млн копий, включая обновления. Таким образом, с конца ноября было реализовано еще 20 млн лицензий.
В Microsoft также сообщили о том, что число приложений в магазине Windows Store выросло вчетверо с момента его запуска, а пользователи выполнили свыше 100 млн загрузок. Магазин был открыт около двух месяцев назад.
Интернет-бизнес
Прибыль от рекламы в мобильных устройствах в последние два месяца 2012 года составила 20,3% от всех доходов, полученных соцсетью Facebook благодаря рекламе. Такие данные приводятся в исследовании маркетинговой платформы Kenshoo Social.
Компания отмечает, что стоимость мобильной рекламы у Facebook на 70% выше, чем у рекламы в основной версии соцсети. В среднем один клик по объявлению, показанному в «браузерном» Facebook, обходится рекламодателю в 81 цент, а клик по рекламе в мобильной версии – 1,38 доллара. Издание TechCrunch объясняет разницу тем, что в мобильных устройствах одновременно можно показать только одно объявление, которое при этом будет занимать значительную часть экрана. «Настольный» Facebook содержит сразу семь и больше блоков с рекламой.
Согласно опубликованным данным, реклама в смартфонах на базе Android приносит больше дохода, чем реклама в iPhone. С планшетами ситуация обратная: доля iPad в «планшетных» доходах достигает 97%, тогда как за Android остается 3%. TechCrunch предполагает, что такое соотношение может быть связано с неправильным измерением активности пользователей планшетов на базе Android.
Kenshoo Social проводил исследование в течение ноября и декабря 2012 года. В октябре Facebook сам опубликовал отчет, в котором говорится, что доходы от объявлений в мобильных устройствах в III квартале 2012 года заняли 14% от всей прибыли, полученной с помощью рекламы.
Объявления в мобильных клиентах соцсети появились в марте 2012 года.
Великобритания может утратить статус самой торговой страны в Европе из-за стремительного сокращения числа магазинов. В этом году закроются 4 тыс. точек на 500 самых оживленных торговых улицах страны, прогнозирует исследовательская компания Local Data. Ритейлеры уходят в Интернет, чтобы урезать расходы, а также удержать покупателей, которые теперь не спешат в обычные магазины, опасаясь автомобильных пробок, лишних расходов на бензин и длинных очередей.
По данным консалтинговой компании CBRE, на каждого жителя Великобритании сейчас приходится 0,36 кв. м торговой площади – рекордный показатель для Европы. Для сравнения, в Италии эта цифра составляет 0,21 кв. м, в Германии – 0,14 кв. м. Вместе с тем, в Великобритании в этом году закроются 4 тыс. торговых точек против 2 тыс. в 2012 году, приводит Bloomberg прогноз Local Data.
До кризиса крупные торговые сети и магазины массово брали дешевые кредиты, чтобы расширить присутствие на местном рынке. Стратегия для многих оказалась проигрышной: вдобавок к сокращению доходов населения, росту безработицы и подорожанию аренды начали активно развиваться интернет- площадки, которые оттянули у обычных магазинов значительную часть покупателей. В итоге 2012 год стал самым неудачным для традиционной торговли с 2008 года: 194 ритейлера объявили о банкротстве. По данным Deloitte, 55% оставшихся от них магазинов были закрыты, остальные были перепроданы другим ритейлерам.
«Этот год будет еще хуже: исчезнет больше крупных сетей», – прогнозирует партнер Begbies Traynor Джули Палмер. По ее словам, 140 ритейлеров находятся сейчас в критической ситуации, а 13,7 тыс. магазинов испытывают значительные затруднения, особенно это касается книжных и магазинов канцелярских товаров, CD и DVD.
Сокращают физическое присутствие на улицах Британии не только проблемные, но и вполне прибыльные магазины. «Физические торговые площади всегда будут нужны, но сейчас у ритейлеров действительно слишком много точек продаж», – отметил партнер Deloitte Ли Маннинг. Так, по подсчетам Kantar Retail, популярному магазину одежды достаточно иметь 200 аутлетов по стране, с учетом того что покупатели все больше отдают предпочтение онлайн- покупкам, заходя в обычные магазины, только чтобы примерить понравившиеся вещи или забрать интернет-заказ. Сейчас у самой большой британской сети одежды Marks&Spencer около 300 аутлетов.
«Все стараются перевести часть торговли в Интернет, и тот, кто не поторопится это сделать, серьезно пострадает», – уверен директор консалтинговой фирмы Boxwood Мэтт Кларк. Единственные, кто продолжит значительно наращивать физическое присутствие на торговых улицах, – продуктовые ритейлеры вроде гиганта Tesco, прогнозируют эксперты отрасли.
Телекоммуникации
Непростая экономическая ситуация в Европе и постоянно снижающаяся выручка заставили крупнейшие телекоммуникационные компании региона задуматься о создании единой инфраструктурной сети. По данным The Financial Times, переговоры по этому вопросу при содействии чиновников ЕС ведут руководители как минимум четырех крупных европейских операторов связи. Это Deutsche Telekom, France Telecom, Telecom Italia и Telefonica, вместе контролирующие около 80% мобильного рынка ЕС.
Предполагается, что идейным вдохновителем происходящего стал еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния – именно после частной встречи с ним руководители компаний начали рассматривать возможность объединения собственных сетей. Недовольные отрицательными темпами роста рынка мобильной связи (в 2011 году ЕС заняла лишь 25% глобального рынка связи в сравнении с 31% еще шесть лет назад), европейские чиновники готовы поспособствовать консолидации в секторе, даже несмотря на ожидаемое недовольство национальных регулирующих органов. Дело в том, что создание единой сети обернется для них настоящей головной болью ввиду большого количества технических различий в построении сетей и разных особенностей регулирования деятельности.
Сами представители сектора к таким изменениям готовы. «То, что многие европейские компании телекоммуникационного сектора проигрывают своим глобальными конкурентам, не является ни для кого секретом. Консолидация в отрасли помогла бы компаниям стать более конкурентоспособными, серьезно вырасти и даже создать единый рынок связи», – уверен Луиджи Гамбарделла, председатель ETNO, одной из крупнейших в Европе лоббистских групп для телеком-сектора. По данным ETNO, совокупная выручка европейских компаний сектора сокращается уже три года подряд и составляет сейчас около 270 млрд евро.
Инвесторы позитивно отреагировали на появление подобных слухов – бумаги Deutsche Telekom, France Telecom, Telecom Italia и Telefonica выросли в цене на 2-6%. «Ралли на рынке отражает надежды инвесторов на то, что построение единой европейской инфраструктуры позволит компаниям значительно сократить собственные издержки», – уверен аналитик Oriel Securities Джон Каридис.
Правда, не все эксперты считают, что наполеоновским планам «связистов» суждено сбыться. «Скорее всего, объединить инфраструктуру компании смогут лишь в области фиксированной телефонной связи с последующим ее апгрейдом до оптоволоконных линий. Дело в том, что владение собственной мобильной сетью рассматривается многими игроками как конкурентное преимущество. К тому же компании и так активно сотрудничают в этой области. Положа руку на сердце, я не очень верю, что представители сектора сумеют о чем-то договориться – каждый будет тянуть одеяло на себя. Даже если у них получится, уговорить национальных регуляторов каждой из стран будет титанически сложной задачей», – пояснил изданию РБК daily один из аналитиков телекоммуникационного сектора.
Игровая индустрия
Компания Sony официально объявила о полном прекращении производства консолей PlayStation 2. О том, когда последняя партия PS2 покинула конвейер, не уточняется. Но еще в конце декабря производитель объявил, что консоль больше не будет поставляться в японские магазины, однако о сроках сворачивания продаж во всем мире Sony тогда не упоминала.
Как отмечают некоторые эксперты, сворачивание производства старой консоли – еще один признак того, что Sony в ближайшее время начнет выпуск приставки нового поколения, известной как PlayStation 4. Сам японский производитель от комментариев по поводу проекта пока отказывается, однако считается, что PS4 будет представлена до конца текущего года.
В Сети также появились слухи, что Sony планирует продемонстрировать свою новую приставку уже в конце февраля. Официального подтверждения этой информации пока нет.
Напомню, что консоль PlayStation 2 дебютировала в марте 2000 года. Она считается самой продаваемой приставкой в мире – к настоящему моменту геймеры купили более 150 млн консолей, а количество проданных игр для PS2 превысило полтора миллиарда.
Денис Лавникевич
Наименьший рост в 2013 году покажет, по мнению аналитиков Gartner, сегмент телекоммуникационных сервисов – 2,4%, до $1,7 млрд в натуральном выражении. Но и это хороший показатель по сравнению с 2012 годом, когда IT-сегмент просел на 0,1%.
Самым большим по объему останется рынок IT-сервисов: в 2013 году – $927 млрд, а в 2014 году приблизится к $1 трлн.
«Сейчас основное препятствие для быстрого роста IT-рынка – это неопределенность перспектив мировой экономики, – считает Ричард Гордон, управляющий вице-президент Gartner. – Колебания рынка привели к формированию пессимистичного взгляда на развитие рынка как корпоративных, так и частных заказчиков IT-услуг и продуктов, но мы ожидаем ускорения роста расходов на IT в 2013 году».
«Если аналитики компании Gartner правы, то меня это радует. У нас же прогноз более пессимистичный», – говорит региональный директор копании IDC в России и странах СНГ Роберт Фариш. По его данным, объем IT-рынка в России составит в 2013 году $40 млрд (или 1,08% мирового), при этом вырастет он по сравнению с 2012-м примерно на 10%.
Тенденции
В ближайшие годы мировой рынок решений и услуг, связанных с большими данными, будет расти в среднем на 31,7% ежегодно – в 7 раз превышая темп роста глобального рынка информационных технологий и телекоммуникаций. Такой прогноз дала исследовательская компания IDC. По оценке ее аналитиков, к 2016-му объем мирового рынка решений и услуг, связанных с большими данными, достигнет $23,8 млрд.
Рост отдельных сегментов рынка будет различным: от 21,1% в сегменте услуг до 53,4% в сегменте систем хранения данных. Более высокий темп роста СХД будет обусловлен
двойным использованием аппаратного обеспечения.
Понятие «большие данные» (Big Data) включает инструменты, процессы и методы, позволяющие организациям создавать, манипулировать и управлять крайне большими объемами цифровой информации, исчисляющимися тера- и петабайтами.
«Решения и услуги, связанные с большими данными, – это многомиллиардный бизнес с высокими темпами роста, – подчеркнул вице-президент IDC Ван Дессет. – Эта тема присутствует в докладах множества топ-менеджеров. Данный сегмент является одним из наиболее привлекательных для трудоустройства технических специалистов и аналитиков».
Ранее в компании Gartner предсказали, что к 2015 г. большие данные позволят создать 4,4 млн рабочих мест. Эксперты считают, что с 2014 года Big Data станут играть роль локомотива ИКТ-отрасли. Большие данные названы одной из ключевых технологий 2013-го.
Помимо объема рынка, аналитики рассказали о ключевых тенденциях. Так, по их мнению, отсутствие необходимых навыков для работы с большими данными вынудит организации фокусироваться на автоматизированных решениях и прибегать к аутсорсингу аналитических услуг.
В 2013-м поставки планшетов на мировой рынок впервые превысят поставки ноутбуков. Такой прогноз дала исследовательская компания NPD DisplaySearch. Эксперты напомнили, что в прошлом году это уже случилось в Северной Америке и Китае.
По оценке аналитиков, объем рынка планшетов в текущем году достигнет 240 млн устройств, в то время как ноутбуков – 207 млн систем. «Рынок планшетов без труда превысит рынок лэптопов в количественном выражении», – резюмируют эксперты.
Аналитики рассчитывают, что в последующие годы разрыв будет возрастать: ожидается, что к 2017 году на каждый поставленный на мировой рынок ноутбук будет приходиться по три планшета.
В DisplaySearch считают, что в 2013 г. рост спроса на небольшие планшеты продолжится: аналитики прогнозируют, что модели с диагональю экрана 7-8 дюймов займут 45% всех поставок, что эквивалентно 108 млн устройствам. В то же время доля планшетов с экраном 9,7 дюйма снизится до 17%. По словам экспертов, спрос на ноутбуки снижается во всем мире, включая развивающиеся страны. Новые модели планшетов и интерес к этой категории еще больше тормозит спрос на традиционные системы.
Однако ближе к концу 2013 года рынок ноутбуков может получить второе дыхание благодаря новому аппаратному обеспечению, которое позволит наделить лэптопы свойствами планшетов – включая мгновенный запуск и длительное время автономной работы.
В период с 2013 по 2017 гг. количество людей, пользующихся банковскими услугами на своих мобильных устройствах, возрастет с 590 млн до 1 млрд, считает исследовательская компания Juniper Research. То есть к 2017 году 15% всех абонентов мобильной связи в мире будут пользоваться мобильным банкингом. Наибольший уровень проникновения мобильного банкинга к 2017-му будет наблюдаться в Китае, Северной Америке и Западной Европе.
Софтверный бизнес
Продажи Windows 8 достигли 60 млн лицензий со дня запуска новой ОС, то есть за первые 10 недель ее присутствия на рынке. Об этом сообщила Тэми Реллер, директор по маркетингу и финансам подразделения Microsoft по выпуску Windows. Цифра включает продажи лицензий производителям ПК и обновления. Реллер раскрыла эти данные на презентации для аналитиков и инвесторов, которую провела в рамках выставки потребительской электроники в Лас-Вегасе.
Тэми Реллер, которая в ноябре 2012 г. взяла на себя часть обязанностей Стивена Синофски, бывшего главы подразделения Windows and Windows Live, в ходе презентации подчеркнула, что продажи Windows 8 растут темпами, сопоставимыми с темпами роста продаж Windows 7 в первое время после ее выхода в 2009-м. Тогда Windows 7 за первые два месяца также разошлась тиражом в 60 млн лицензионных копий.
Microsoft во второй раз раскрыла данные о продажах Windows 8. В конце ноября, спустя месяц после выхода на рынок, в компании сообщили, что продажи достигли 40 млн копий, включая обновления. Таким образом, с конца ноября было реализовано еще 20 млн лицензий.
В Microsoft также сообщили о том, что число приложений в магазине Windows Store выросло вчетверо с момента его запуска, а пользователи выполнили свыше 100 млн загрузок. Магазин был открыт около двух месяцев назад.
Интернет-бизнес
Прибыль от рекламы в мобильных устройствах в последние два месяца 2012 года составила 20,3% от всех доходов, полученных соцсетью Facebook благодаря рекламе. Такие данные приводятся в исследовании маркетинговой платформы Kenshoo Social.
Компания отмечает, что стоимость мобильной рекламы у Facebook на 70% выше, чем у рекламы в основной версии соцсети. В среднем один клик по объявлению, показанному в «браузерном» Facebook, обходится рекламодателю в 81 цент, а клик по рекламе в мобильной версии – 1,38 доллара. Издание TechCrunch объясняет разницу тем, что в мобильных устройствах одновременно можно показать только одно объявление, которое при этом будет занимать значительную часть экрана. «Настольный» Facebook содержит сразу семь и больше блоков с рекламой.
Согласно опубликованным данным, реклама в смартфонах на базе Android приносит больше дохода, чем реклама в iPhone. С планшетами ситуация обратная: доля iPad в «планшетных» доходах достигает 97%, тогда как за Android остается 3%. TechCrunch предполагает, что такое соотношение может быть связано с неправильным измерением активности пользователей планшетов на базе Android.
Kenshoo Social проводил исследование в течение ноября и декабря 2012 года. В октябре Facebook сам опубликовал отчет, в котором говорится, что доходы от объявлений в мобильных устройствах в III квартале 2012 года заняли 14% от всей прибыли, полученной с помощью рекламы.
Объявления в мобильных клиентах соцсети появились в марте 2012 года.
Великобритания может утратить статус самой торговой страны в Европе из-за стремительного сокращения числа магазинов. В этом году закроются 4 тыс. точек на 500 самых оживленных торговых улицах страны, прогнозирует исследовательская компания Local Data. Ритейлеры уходят в Интернет, чтобы урезать расходы, а также удержать покупателей, которые теперь не спешат в обычные магазины, опасаясь автомобильных пробок, лишних расходов на бензин и длинных очередей.
По данным консалтинговой компании CBRE, на каждого жителя Великобритании сейчас приходится 0,36 кв. м торговой площади – рекордный показатель для Европы. Для сравнения, в Италии эта цифра составляет 0,21 кв. м, в Германии – 0,14 кв. м. Вместе с тем, в Великобритании в этом году закроются 4 тыс. торговых точек против 2 тыс. в 2012 году, приводит Bloomberg прогноз Local Data.
До кризиса крупные торговые сети и магазины массово брали дешевые кредиты, чтобы расширить присутствие на местном рынке. Стратегия для многих оказалась проигрышной: вдобавок к сокращению доходов населения, росту безработицы и подорожанию аренды начали активно развиваться интернет- площадки, которые оттянули у обычных магазинов значительную часть покупателей. В итоге 2012 год стал самым неудачным для традиционной торговли с 2008 года: 194 ритейлера объявили о банкротстве. По данным Deloitte, 55% оставшихся от них магазинов были закрыты, остальные были перепроданы другим ритейлерам.
«Этот год будет еще хуже: исчезнет больше крупных сетей», – прогнозирует партнер Begbies Traynor Джули Палмер. По ее словам, 140 ритейлеров находятся сейчас в критической ситуации, а 13,7 тыс. магазинов испытывают значительные затруднения, особенно это касается книжных и магазинов канцелярских товаров, CD и DVD.
Сокращают физическое присутствие на улицах Британии не только проблемные, но и вполне прибыльные магазины. «Физические торговые площади всегда будут нужны, но сейчас у ритейлеров действительно слишком много точек продаж», – отметил партнер Deloitte Ли Маннинг. Так, по подсчетам Kantar Retail, популярному магазину одежды достаточно иметь 200 аутлетов по стране, с учетом того что покупатели все больше отдают предпочтение онлайн- покупкам, заходя в обычные магазины, только чтобы примерить понравившиеся вещи или забрать интернет-заказ. Сейчас у самой большой британской сети одежды Marks&Spencer около 300 аутлетов.
«Все стараются перевести часть торговли в Интернет, и тот, кто не поторопится это сделать, серьезно пострадает», – уверен директор консалтинговой фирмы Boxwood Мэтт Кларк. Единственные, кто продолжит значительно наращивать физическое присутствие на торговых улицах, – продуктовые ритейлеры вроде гиганта Tesco, прогнозируют эксперты отрасли.
Телекоммуникации
Непростая экономическая ситуация в Европе и постоянно снижающаяся выручка заставили крупнейшие телекоммуникационные компании региона задуматься о создании единой инфраструктурной сети. По данным The Financial Times, переговоры по этому вопросу при содействии чиновников ЕС ведут руководители как минимум четырех крупных европейских операторов связи. Это Deutsche Telekom, France Telecom, Telecom Italia и Telefonica, вместе контролирующие около 80% мобильного рынка ЕС.
Предполагается, что идейным вдохновителем происходящего стал еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния – именно после частной встречи с ним руководители компаний начали рассматривать возможность объединения собственных сетей. Недовольные отрицательными темпами роста рынка мобильной связи (в 2011 году ЕС заняла лишь 25% глобального рынка связи в сравнении с 31% еще шесть лет назад), европейские чиновники готовы поспособствовать консолидации в секторе, даже несмотря на ожидаемое недовольство национальных регулирующих органов. Дело в том, что создание единой сети обернется для них настоящей головной болью ввиду большого количества технических различий в построении сетей и разных особенностей регулирования деятельности.
Сами представители сектора к таким изменениям готовы. «То, что многие европейские компании телекоммуникационного сектора проигрывают своим глобальными конкурентам, не является ни для кого секретом. Консолидация в отрасли помогла бы компаниям стать более конкурентоспособными, серьезно вырасти и даже создать единый рынок связи», – уверен Луиджи Гамбарделла, председатель ETNO, одной из крупнейших в Европе лоббистских групп для телеком-сектора. По данным ETNO, совокупная выручка европейских компаний сектора сокращается уже три года подряд и составляет сейчас около 270 млрд евро.
Инвесторы позитивно отреагировали на появление подобных слухов – бумаги Deutsche Telekom, France Telecom, Telecom Italia и Telefonica выросли в цене на 2-6%. «Ралли на рынке отражает надежды инвесторов на то, что построение единой европейской инфраструктуры позволит компаниям значительно сократить собственные издержки», – уверен аналитик Oriel Securities Джон Каридис.
Правда, не все эксперты считают, что наполеоновским планам «связистов» суждено сбыться. «Скорее всего, объединить инфраструктуру компании смогут лишь в области фиксированной телефонной связи с последующим ее апгрейдом до оптоволоконных линий. Дело в том, что владение собственной мобильной сетью рассматривается многими игроками как конкурентное преимущество. К тому же компании и так активно сотрудничают в этой области. Положа руку на сердце, я не очень верю, что представители сектора сумеют о чем-то договориться – каждый будет тянуть одеяло на себя. Даже если у них получится, уговорить национальных регуляторов каждой из стран будет титанически сложной задачей», – пояснил изданию РБК daily один из аналитиков телекоммуникационного сектора.
Игровая индустрия
Компания Sony официально объявила о полном прекращении производства консолей PlayStation 2. О том, когда последняя партия PS2 покинула конвейер, не уточняется. Но еще в конце декабря производитель объявил, что консоль больше не будет поставляться в японские магазины, однако о сроках сворачивания продаж во всем мире Sony тогда не упоминала.
Как отмечают некоторые эксперты, сворачивание производства старой консоли – еще один признак того, что Sony в ближайшее время начнет выпуск приставки нового поколения, известной как PlayStation 4. Сам японский производитель от комментариев по поводу проекта пока отказывается, однако считается, что PS4 будет представлена до конца текущего года.
В Сети также появились слухи, что Sony планирует продемонстрировать свою новую приставку уже в конце февраля. Официального подтверждения этой информации пока нет.
Напомню, что консоль PlayStation 2 дебютировала в марте 2000 года. Она считается самой продаваемой приставкой в мире – к настоящему моменту геймеры купили более 150 млн консолей, а количество проданных игр для PS2 превысило полтора миллиарда.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2013 год в рубрике бизнес