Десять интернет-феноменов, которые легли в основу книг

Когда что-то становится популярным в Интернете, оно получает настоящую, действительно самую широкую популярность. Интернет стал местом рождения и средой распространения уникального феномена, который получил название интернет-мем (Internet meme). Это фраза, слово или даже просто набор букв, который приобретает особый смысл и превращается в самостоятельную информационную единицу, мгновенно подхватывается и распространяется по Сети, постепенно переходит из виртуальности в реальную жизнь и даже используется в бытовой лексике и средствах массовой информации. В качестве примера можно вспомнить знаменитое "Превед, медвед!". Это приветствие начало свой путь в широкие массы с безобидной подписи к картинке, размещенной на веб-сайте.

Многочисленные чаты, форумы, личные странички и блоги становятся средой распространения очередного мема, появляются видеоролики и
специализированные, посвященные ему, веб-сайты по всему миру, миллионы людей, обладающих чувством юмора, всегда готовы разнести по Сети информацию о чем-то смешном, занимательном и прикольном. Это все хорошо до тех пор, пока какая-нибудь компания не надумает извлечь из такого феномена коммерческую выгоду, то есть попытается получать деньги за то, что бесплатно появилось, бесплатно распространилось по всему миру, и начнет продавать новый, уникальный, популярный продукт, на рекламу и продвижение которого уже не нужно тратить ни копейки.

10. Взрывной бекон (Bacon Explosion)

В 2009 году двое парней решили приколоться на кулинарном сайте любителей барбекю bbqaddicts.com и разместили "рецепт" жареной колбаски, завернутой в бекон. Энергетическая ценность блюда насчитывала более 5000 калорий, и многие посетители сайта проявили к нему интерес, новая колбаска стала настоящим хитом. В социальной сети Facebook появились специальные пользовательские группы, посвященные этому деликатесу, который, по сути, был не чем иным, как мясом, завернутым в мясо, и авторы рецепта получили предложение написать кулинарную книгу, гонорар был представлен шестизначной суммой, то есть составлял не менее ста тысяч долларов. К всеобщему разочарованию читателей, книга не содержит рецепта взрывного бекона. Может быть, авторы поняли, что если рецепт типа "Взять мясо, завернуть его в мясо, вымочить в соусе для барбекю, съесть", подойдет для кулинарного интернет-форума, то не каждый согласится купить целую книгу подобных рецептов.

9. Группа Anonymous

Хакерская группа Anonymous в самом начале активности была добровольным и свободным сообществом безымянных, безликих пользователей Интернета, которым нравится взламывать и атаковать веб-сайты, троллить людей и отдельные организации ради собственного удовольствия, потому что это просто весело. В 2008 году это мультинациональное сообщество смогло определить и сформулировать цели своей деятельности как борьбу за свободу слова и свободу Интернета, оставив практически без изменения средства их реализации и дав миру новый термин - "хактивизм", хакерскую активность не ради непосредственно нанесения ущерба, но во имя благих целей. Группу Анонимов сравнивают со стаей птиц, которую связывает только общее направление полета, причем в любой момент кто-то может покинуть стаю либо присоединиться к ней. Поскольку группа не имеет единого, харизматичного лидера, четкой программы и планов своих действий, даже толкование названия этой группы имеет несколько различных вариантов, задача написать о них книгу совсем не выглядит легкой. Но, тем не менее, многолетняя активность Анонимов не могла не привлечь внимание не только пользователей Интернета, но и средств массовой информации, а также полиции многих стран. С декабря 2010-го по июнь 2011 года производились аресты и задержания лиц, причастных к деятельности Анонимов на территории США, Великобритании, Австралии, Турции, Дании и Испании. Не исключается, что книгу о хакерской группе Anonymous написал один из ее членов. Хотя какой он после этого аноним? Рецензии на книгу, с которыми можно ознакомиться на сайте книжного магазина Amazon, честно и открыто характеризуют ее как сборник статей из Википедии, а также других источников, посвященных деятельности этой группы.

8. Твиты Дениса Лири (Denis Leary's Tweets)

Завести аккаунт в Твиттере очень просто. Совсем немного усилий и нажатий на клавиши вам понадобится для того, чтобы вести свой онлайновый дневничок, ежедневно наполняя его все новыми и новыми записями - твитами. Не вредно, не больно, бесплатно. Многие люди, в том числе и знаменитости, занимаются этим. Юморист Денис Лири, однако, решил, что публикация некоторых из его смешных твитов в виде книги могла бы принести ему немного денег, поэтому он обратился в издательство, которое охотно пошло ему навстречу. Неважно, что вы сможете легко прочитать всю книгу целиком менее чем за десять минут, прямо в книжном магазине, отвернувшись от всевидящих глаз персонала. Вам придется заплатить за нее восемь долларов, чтобы проявить свою доброту и заботу о пожарных, ведь часть денег от реализации тиража идет на благотворительность. Но тот, кто действительно хотел пожертвовать эти восемь долларов непосредственно на благотворительные цели, мог бы сделать это обычным и стандартным для всех способом. Не стоит загромождать книжные полки.

7. Гарфилд Минус Гарфилд (Garfield Minus Garfield)

Кто не знает этого милого котика? Гениальный комикс, гениальный мультик, нечего добавить, нечего убрать. Так скажет любой зритель, но не автор! Если убрать Гарфилда из собственного комикса, мы останемся наедине с Джоном. Этот персонаж одинок, очень подавлен, находится в постоянной депрессии и разговаривает сам с собой до конца дней. Так как комикс по-прежнему доступен в Интернете (вся сотня с лишним страниц), покупка книги становится бесполезным и бессмысленным мероприятием. Джим Дэвис, создатель Гарфилда, опробовал свои силы и перо в нескольких произведениях "Без Гарфилда", и обещал, что это будет целая серия книг с эксклюзивным контентом. К сожалению, плоды его попыток не столь хороши и занимательны, как оригинальный комикс, хотя издательство посчитало, что эта затея имеет смысл, так как, в конце концов, они написаны парнем, который создал Гарфилда.

6. Блог PostSecret

Оригинальный блог PostSecret дал людям возможность анонимно признаваться в различных вещах типа "Я думал о ней, когда женился на тебе", открывать и изливать душу в Интернете в безликой и удобной форме почтовой открытки, отправленной неизвестному получателю с тем, чтобы настоящий адресат никогда ее не прочитал. Пользователи Сети посещали виртуальную исповедальню, поверяя ей свои личные (а может, и государственные - кто знает?) секреты. Для многих посещение блога заменяло по эффективности визит к психотерапевту, причем абсолютно никак не отражаясь на кошельке. Через некоторое время все это секретоизлияние превратилось в книгу, своеобразную компиляцию или даже энциклопедию человеческих тайн и секретов, дав издателю возможность получить прибыль на проблемах других людей, чья душевная боль настолько сильна, что они могут говорить о ней только в форме анонимной виртуальной открытки. С другой стороны, тот, кто купит эту книгу и найдет собственное тайное признание: "моя жена думает, что у меня роман с ее сестрой... но мне очень нравится ее брат", переживет настоящую психологическую травму.

5. Что любят белые (Stuff White People Like)

Белые люди так предсказуемы, но так несовершенны! Вот реальная возможность сэкономить десять баксов. Серьезно, в этом и есть вся суть очередного сайта, ставшего книгой по какой-то непонятной причине. Это же очевидно, что люди с белым цветом кожи любят соевый соус, носят шарфы, смотрят Кубок мира, заботятся о переработке отходов, заводят собак и делают много других вещей, которые, само собой, у людей с другим цветом кожи получаются совсем не так. Нужно отдать должное старательности автора, он написал объемное и очень подробное сочинение-главу о каждой вещи, даже о том, о чем другие белые люди не имели ни малейшего представления. Ведь легко можно сделать и такой блог: одна фотография песика Гуфи и одно предложение: "Он любит суши, сырую рыбу, он такой белый!!!", и опрометью бежать в ближайшее книжное издательство.

4. Кролик Улун (Oolong the Rabbit)

Пятерку лидеров нашего рейтинга открывает знаменитый кролик, не только давно поселившийся в Интернете, но и заслуживший собственную главу в Википедии. Владелец этого кролика очень любил фотографировать своего питомца, но не просто так, а украшая пушистую ушастую голову различными предметами. Спокойный зверек на каждом фото балансировал различными вещами на голове. Это мог быть пончик, компакт-диск, рулон туалетной бумаги... Каждый раз получалась восхитительная фотка, которая немедленно отправлялась в Интернет. Фотографии оказались настолько очаровательны, что были изданы в виде иллюстрированной книги - такими обычно украшают кофейные столики. Да, 120-страничная книга с полным набором фотографий, бесплатно доступных в Интернете, действительно существует. Может очень пригодиться, если под рукой нет ни Интернета, ни кролика, умеющего балансировать различными предметами на голове.

3. Барак Обама - твой новый велосипед (Barack Obama is Your New Bicycle)

Исторически так сложилось, что американцы испытывают особое почтение к двум личностям - это Санта Клаус и Президент. Как многие уже догадались, этот мем обязан своим появлением Бараку Обаме, президенту США. В двух словах: попробуйте представить такой плакат - белый фон с гигантским текстом, описывающим случайный акт доброты Барака Обамы, который он только что совершил исключительно для вас. Вот и все. И теперь все это доступно в виде книги, которую можно приобрести на деньги, которые могли быть использованы для покупки продуктов питания или настоящей литературы. Можно купить сборник из 366 случайных лозунгов-предложений, таких как "Барак Обама вспомнил твой день рождения", или "Барак Обама настроил твою гитару". По одному в день из расчета на долгий високосный год. Отлично подойдет для тех далеких дней, когда кто-нибудь захочет прочитать одну из бессмысленных фраз, связанных с бывшим президентом, потому что просто лень нажать интернет-ссылку. Почему-то вспомнился Великий Кормчий Мао...

2. Я могу имеет чизбургер (I Can Has Cheezburger)

Не спешите хвататься за словари и учебники грамматики русского и английского языка. Этот мем насаждает и распространяет сущую безграмотность в англоязычной части сети Интернет. Помните кролика, о котором упоминалось ранее? Умножьте на миллиард и получите чизбургерных кошек, их еще называют LOLcats. Об этом явлении вы, возможно, еще не слышали. Подбирать смешные фотографии кошек и добавлять к ним смешные подписи с грамматическими ошибками, вот и все дела. Уже вышло несколько книг, сборников фотографий этих кошек, и все они стали бестселлерами. Наверное, это помогает людям (тем, которые наиболее sapiens из всех homo) чувствовать свое превосходство над братьями нашими меньшими. Есть книги с изображениями чизбургерных собак, которые тупо говорят неправильные вещи, катаясь на сноуборде или что-то в этом роде. Справедливости ради следует отметить, что доступны миллионы смешных картинок с различными животными на специальном веб-сайте, каждый может создать новые безграмотные чизбургерные шедевры и обогатить ими виртуальный мир.

1. Мой папа говорит (Bleep)

Это мем заслужил почетное первое место по одной-единственной причине: он получил вторую жизнь не только в виде бессмысленной книги, но и лег в основу такого же бессмысленного телешоу. Местом рождения оригинального мема стала личная страничка в Твиттере, на которой один парень записывал смешные цитаты своего не в меру ворчливого папаши. И не важно, сорвались ли они когда-либо с уст прототипа или стали плодом фантазии автора. Записки стали невероятно популярны и, естественно, породили книжную версию для тех, кто не любит читать шутки в Интернете бесплатно. Но этого показалось недостаточно, и компания CBS одарила голубые (сегодня их лучше называть полноцветными) экраны новым телешоу, построенном на одном персонаже, милом сварливом старике, все реплики которого были исключительно остротами из знаменитого блога. Несмотря на то, что "милый сварливый старичок, который просто фонтанирует юмором" уже стал центральной темой 80% снятых в США комедий, однако, это был особый случай, поскольку персонаж пришел из Интернета.

Несмотря на то, что местом рождения каждого интернет-мема является Всемирная компьютерная сеть, существует две основных разновидности, два варианта этого феномена - английский и русский. Другие языковые реализации если и существуют, то очень мало изучены. В нашем рейтинге были рассмотрены исключительно представители первого варианта, так как родные шедевры хорошо знакомы каждому, и они также активно и успешно мигрировали из виртуального в реальный мир. Кто не помнит прикольную девочку Масяню, однажды сделавшую головокружительный прыжок из просторов Интернета прямо в выпуски телевизионных новостей? Местом первичного проката известного мульта "Маша и медведь" также стала Сеть, а сегодня мы видим знакомых персонажей на книжных полках, упаковках шоколадок, конфет и даже на больших экранах кинотеатров.

Игорь Грень Hard&Soft


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2012 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета