Yahoo готовится вернуться в 90-е

Вокруг интернет-корпорации Yahoo! продолжают происходить удивительные события. В 1990-х, во времена «бума доткомов», Yahoo! была безоговорочным лидером мировой интернет-индустрии. После обвала интернет-рынка в 2000-м, после появления и стремительного развития Google, зарождения концепции Web 2.0, развитие Yahoo! остановилось.

Однако еще несколько лет Yahoo! контролировала значительную долю рынка. Показательно, что еще в 2008 году Microsoft была готова купить Yahoo! почти за $45 млрд. Но тогда основатель Yahoo! Джерри Янг его не продал, так как оценивал свое детище не менее чем в $50 миллиардов. После того, как сделка с Microsoft сорвалась, акционеры Yahoo! отправили Янга в отставку – они рассчитывали, что новый директор сумеет договориться со Стивом Балмером о сделке. Но время было упущено: Балмер уже утратил интерес к Yahoo!. Как результат, капитализация крупнейшего когда-то поисковика и мегапортала начала быстро падать – сегодня она составляет примерно $18,5 млрд, и с каждым месяцем эта цифра неуклонно снижается.

Кадры во спасение

Однако корпорация Yahoo! сегодня весьма решительно настроена на возвращение былого влияния в Сети в целом и в интернет-бизнесе в частности. Свидетельство тому – масштабные кадровые перестановки нынешнего года. Так, в конце сентября новым финансовым директором корпорации стал Кен Голдман. На своем посту в Yahoo! он заменил Тима Морса. За что уволили последнего, пока неясно, но ходят слухи, что Yahoo! собирается провести ревизию своих расходов и существенно их сократить.

Голдман приступил к исполнению своих обязанностей 22 октября, он занимается аналитикой, финансовым планированием, отношениями с инвесторами. «Кен является одним из самых опытных и уважаемых профессионалов, он работает финансовым директором более 25 лет, и мы очень рады видеть его в Yahoo!», – сказала гендиректор Марисса Майер.

Голдман в свою очередь отметил, что Yahoo! является сильным брендом. «Я думаю, что впереди много работы и с нетерпением жду того момента, когда приступлю к ней», – сказал он. Голдман будет подчиняться непосредственно Майер.

Ранее Голдман почти шесть лет работал старшим вице-президентом по финансам в Siebel Systems. Он занимал должности финансового директора в Excite@Home, Sybase, Cypress Semiconductor и VLSI Technology, то есть IT-индустрия ему хорошо знакома.

Но главная перестановка в Yahoo! произошла все же в июле. Тогда один из ключевых руководителей Google, Марисса Майер, покинула компанию и вступила в должность гендиректора Yahoo! (пятого за последние четыре года). Все произошло молниеносно: 16 июля Майер по телефону уведомила руководство Google о желании уволиться и уже 17 июля приступила к своим обязанностям в Yahoo!.

В первом же интервью после перехода она сказала, что «очень довольна временем, проведенном в Google», но решение перейти в Yahoo! далось ей «очень легко». Она называет Yahoo! «одним из лучших брендов Интернета».

Напомню, что Майер была 20-м сотрудником в Google и первым женщиной-инженером в компании. Она отвечала за разработку многих проектов, которые стали ключевыми для Google, включая главную страницу поиска, Gmail, Google Images, Google News. Затем возглавила подразделение локальных услуг и локального поиска. Она также занимала должность в операционном комитете Google, работая непосредственно с Ларри Пейджем и Сергеем Брином. По мнению журналистов New York Times, Марисса Майер решила уйти в Yahoo! после того, как поняла: она не сможет войти в высшее руководство Google. Месяц спустя, в августе, директором по маркетингу Yahoo! стала бывший топ-менеджер Amazon Кэти Сейвитт. Сейвитт занималась маркетингом в Amazon.com и продвигала бренд американской одежды American Eagle Outfitters. Перед приходом в Yahoo! она развивала свой проект Lockerz, который позволяет пользователям делиться ссылками на интересные модели одежды и аксессуаров.

Еще позднее, в октябре, Yahoo! переманила у Google еще одного топ-менеджера. Yahoo! пригласила бывшего вице-президента Google Энрике де Кастро на должность операционного директора компании. На новой должности де Кастро курирует глобальные продажи компании, контролирует финансовые операции, следит за развитием бизнеса.

Годовой оклад нового операционного директора Yahoo! составляет $600 тыс.; к ним добавляются акции и опционы на $36 млн. В случае увольнения он также имеет право на огромный компенсационный пакет в размере $58 млн.

Де Кастро работал в Google с 2006 года, а с марта этого года он стал вице-президентом компании. Он курировал работу медиа- и мобильных платформ. До прихода в Google де Кастро работал в корпорациях Dell и McKinsey & Co.

«Yahoo! и ее акционерам необходимо видеть, что компания привлекает таланты со всей Кремниевой долины, – считает Пол Суини, директор Bloomberg Industries в Северной Америке. – До недавнего времени компания лишь теряла одаренных сотрудников, и в этом отношении Марисса Майер оказывает положительное влияние».

Первые хорошие новости

Кадровые изменения в интернет-компании сразу сказались на ее финансовых результатах. Чистая прибыль Yahoo! за девять месяцев 2012 года выросла в 4,8 раза – до $3 млрд 677 млн. Годом ранее она составляла всего $762 млн долл. Вместе с тем, операционная прибыль компании за январь-сентябрь 2012-го сократилась на 32,6% – до $376 млн против $558 млн, полученных за 9 месяцев 2011 года.

В III квартале 2012-го чистая прибыль Yahoo! составила $3 млрд 161 млн, что в 10,6 раз больше показателя в $298 млн, зафиксированного годом ранее. Выручка компании за этот же период сократилась на 1% и достигла $1 млрд 202 млн против $1 млрд 217 млн, полученных в аналогичном квартале прошлого года. Операционная прибыль составила $152 млн, что на 14% меньше $177 млн, зафиксированных в III квартале прошлого года.

Большая часть суммы, полученной за июль-сентябрь ($2,8 млрд) – средства от продажи 20% акций китайского B2B-интернет-магазина Alibaba.com. Значительная часть прибыли без учета этих поступлений связана с сокращением расходов, инициированных еще предшественниками Майер.

При этом компания сообщила, что располагает кредитной линией от Citigroup и HSBC на сумму $750 млн сроком на год. По мнению экспертов, эти средства будут использованы для финансирования приобретений.

Планы реформ

Как я уже упомянул, последние несколько Yahoo! стабильно сдает позиции, проигрывая Google и Facebook. C 2007 года в Yahoo! сменились уже несколько гендиректоров: Джерри Янг, Кэрол Бартц, Скотт Томпсон. Последнее время обязанности гендиректора выполнял Росс Левинсон, и именно его аналитики прочили на постоянную должность – но этот пост в итоге заняла Марисса Майер.

Однако провести серьезные реформы в Yahoo! пыталась еще Кэрол Бартц, занявшая пост главного исполнительного директора (CEO) в 2009 году. 60- летняя Кэрол Бартц, бывший руководитель Autodesk, запомнилась топ-менеджерам тем, что во время заседаний совета директоров «ругалась как матрос», а также показывала неприличные жесты журналистам. Скандалом стало и то, что она втайне продала все 5 млн акций, которые были выданы ей при назначении руководителем. Проработав в Yahoo! всего девять месяцев, она выписала себе крупный годовой бонус, а потом с шумом была уволена – это случилось после того, как совет директоров заподозрил ее в том, что она умышленно уничтожает вверенную ей компанию. Позже свое увольнение Бартц прокомментировала словами: «These people fucked me over».

Марисса Майер спустя два месяца после своего назначения CEO Yahoo! в июле 2012 года собрала сотрудников и рассказала, как собирается спасать компанию. По словам Майер, в Yahoo! она планирует задействовать главные сильные стороны компании, такие как электронная почта, спорт и финансы. Во-первых, Yahoo собирается активно развивать мобильные версии своих сервисов. Топ-менеджеры компании понимают, что за смартфонами и веб- планшетами – будущее Интернета, и Yahoo сделает все возможное для того, чтобы реализовать свой «мобильный» план самым лучшим образом. В скором времени каждый ее сервис получит отдельное приложение для iPhone и других популярных смартфонов. Окончательная реализация плана «мобилизации» намечена на 2015 год. Чтобы все было сделано на высшем уровне, Майер планирует нанять большой штат разработчиков мобильных приложений. Для того чтобы с ней работали самые лучшие программисты, Майер готова покупать небольшие стартапы (по цене не более $100 млн) – не ради их продуктов и разработок, а ради людей, над ними работавших.

Во-вторых, грядут перемены в отношениях менеджмента и программистов. Новая руководительница Yahoo! обещает дать разработчикам свободу реализации собственных идей и вообще создать суперусловия для работы – как в Google или даже лучше. При этом сроки выполнения задач сильно сократятся. Майер надеется, что сотрудники начнут работать с большей отдачей и будут вести себя более ответственно. Источник издания Business Insider свидетельствует, что уже сейчас работа внутри компании пошла значительно быстрее, чем раньше.

Интересный момент: в ходе беседы с сотрудниками Майер ничего не говорила о будущем основных продуктов компании: Yahoo Finance, Yahoo Sports и поисковой системы. Вполне возможно, что серьезных изменений в этой области не ожидается. Но есть и вероятность того, что эти проекты будут и вовсе закрыты, поскольку Майер заявила, что компания должна сосредоточить все внимание и ресурсы на тех проектах, которые у нее получаются хорошо, и отставить на второй план те из них, которые нельзя считать успешными.

По мнению ряда наблюдателей, Марисса Майер пытается копировать поведение Стива Джобса, характерное для него после возвращения в Apple в 1998 году. Джобс тогда разогнал значительную часть сотрудников, закрыл большинство бесперспективных объектов, «взбодрил» инженеров и заставил их сконцентрироваться на создании небольшого числа инновационных продуктов. Теперь примерно то же самое в интернет-индустрии собирается сделать и Yahoo!.

«Наш главный приоритет – сфокусированная и согласованная мобильная стратегия», – заявила Марисса Майер на телеконференции с аналитиками, посвященной квартальной отчетности компании. Yahoo! хочет монетизировать «фундаментальную и масштабную смену платформ», которые люди используют для доступа в Интернет.

Предшественники Мариссы не особо преуспели в реструктуризации интернет-компании, и Yahoo! по-прежнему сильно отстает не только от Google, но и от следующего поколения онлайн-бизнесов – таких, как Facebook. Марисса Майер хотя и родила в сентябре дочку, но занимается реформами в Yahoo! очень плотно. При этом Майер не намерена проводить массовые увольнения сотрудников. «Я считаю, что в своей основе Yahoo! – невероятно ценная компания и хорошая основа для развития… Вовсе не обязательно зацикливаться на крупномасштабных реструктуризациях», – подчеркнула она. Акции Yahoo! после этого выступления выросли более чем на 4%.

Экспертам идеи нового гендиректора Yahoo! нравятся, однако их беспокоит отсутствие конкретики. «Обещания давать легко, а сдержать их сложнее. Она пообещала согласованную стратегию, не сказав, правда, в чем она заключается, – сказал РБК daily аналитик BGC International Колин Джиллис. – Однако 700 млн человек посещают этот портал каждый месяц, большинство из них – с мобильных устройств. И после предыдущих хаотичных попыток сделать что-то в этой сфере, Марисса обозначила четкий фокус на развитии мобильных сервисов и приложений. Обещание 70 приложений для разных мобильных систем звучит очень хорошо». Теперь все зависит от того, как хорошо это будет реализовано, добавил аналитик.

Что же касается новых проектов, то Yahoo! будет создавать стартапы только в двух случаях: если в перспективе они могут приносить до $100 млн дохода в год или если ими будет пользоваться как минимум 100 миллионов человек.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2012 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета