Откровения и тайны «Яндекса»

Российская интернет-компания «Яндекс» неизменно привлекает к себе внимание тех, кого интересует бизнес в Интернете. Ведь не так много интернет- проектов, созданных на постсоветском пространстве, достигли настоящего коммерческого успеха, в том числе за пределами своих стран. А многие из тех, кто добился успеха в конце 90-х – начале 2000-х, потом потеряли свои позиции – как, например, медиа-холдинг «РБК». По сути, сегодня в Сети присутствуют только две российские интернет-компании высшего мирового уровня – «Яндекс» и Mail.ru Group. Как же выглядит бизнес «Яндекса» сегодня?

О том, как развивается бизнес «Яндекса» и как он выглядит осенью 2012 года, нам рассказали представители пресс-службы российского интернет- гиганта. Лично для меня сюрпризом стало то, сколь многое в делах «Яндекса» оказалось засекречено. Например, на просьбу рассказать о такой разработке, как собственный браузер «Яндекса», мне ответили: «К сожалению, пока мы немногое можем сказать по вашим вопросам». Но кое-что узнать все же получилось, в том числе и ряд довольно интересных фактов.

«Яндекс» и все-все-все

– Как соотносятся доли «Яндекса» и Google на российском рынке интернет-поиска?
– Мы ориентируемся на статистику открытого счетчика liveinternet.ru. Согласно ему, доля «Яндекса» в Рунете в прошлом месяце составила 60,5%, а Гугла – 26,6% Подробности здесь (http://www.liveinternet.ru/stat/ru/searches.html?slice=ru;period=month)

– Как сам «Яндекс» оценивает свое нынешнее положение на рынке – в России и в мире?
– Мы находимся в постоянной конкуренции во всех регионах, где мы работаем. Считаем, что именно жесткая конкуренция помогает нам развиваться и держит в тонусе весь рынок. Во многом за счет этого российский интернет-рынок активно развивается. Если это вопрос про финансовое положение – к сожалению, прокомментировать не можем.

– Какие из многочисленных проектов оказались наиболее успешными? Провальными?
– Довольно трудно оценивать свои продукты с этой точки зрения. Если можно перефразировать вопрос, то я бы ответил, какие наши проекты получили наибольшее признание пользователей. Помимо, собственно, поиска, это «Яндекс.Карты» (включая навигацию, пробки, маршруты, а сейчас и «Разговорчики»), «Почта», «Маркет» и, из последнего анонсированного, «Диск». Разумеется, это не означает, что все остальные проекты непопулярны. Они более нишевые, ориентированные на конкретные потребности пользователей (Например, «Яндекс.Расписания» или «Яндекс.Недвижимость») и в своей сфере весьма востребованы.

Откровенно провальных проектов у нас не было – были проекты, отжившие (или отживающие) свой век в силу разных причин – развития технологий, удешевления каналов передачи данных и систем хранения данных, изменения профилей пользования, либо это с самого начала был эксперимент, который по каким-либо причинам себя не оправдал. Одним из примеров может служить закрытие рейтинга популярных записей в блогах на blogs.yandex.ru. Мы поняли, что этот рейтинг в какой-то момент стал больше медийной площадкой, чем зеркалом блогосферы, как он задумывался изначально.

– Какова стратегия монетизации сервисов «Яндекса»? Вот холдинг Mail.ru Group недавно заявил, что теперь большую часть доходов получает от пользователей, а не от рекламы. Насколько я знаю, у «Яндекса» все наоборот. Но как будет дальше?
– Мы думаем над разными схемами монетизации. Основной для нас остается монетизация за счет поисковой и партнерской рекламы («Яндекс.Директ»), мы также зарабатываем с помощью «Яндекс.Маркета» (платят магазины) и «Яндекс.Денег» (комиссия с плательщика). «Деньги» и «Маркет» приносят нам в сумме всего около 10%. Мы также планируем монетизировать сервис «Я.Такси» – будем принимать отчисления таксопарков с заказов, оформленных через наш сервис. Пока мы не готовы делать ставку на платежи пользователей.

– В каких регионах за пределами России сейчас лежат бизнес-интересы «Яндекса»?
– Прежде всего это Украина, Беларусь, Казахстан и Турция. Мы также постепенно обзаводимся партнерами в Европе и Штатах, однако наши продукты пока специально на эти регионы не нацелены.

– Какие проекты «Яндекс» собирается запустить до конца 2012 года? На протяжении 2013 года?
– Мы не можем озвучивать наши планы, поскольку это может повлиять на курс акций на бирже и противоречит биржевым законам.

– Какие интернет-технологии в «Яндексе» считаются наиболее перспективными?
– Все, что связано с персонализацией и социализацией поиска. Если ответить общими словами, то бОльшая часть наших усилий направлена на то, чтобы поиск лучше понимал, о чем его спрашивают, что именно интересует пользователя в конкретном регионе, и что пользователь будет делать с поисковыми результатами. При этом мы стараемся учитывать пол, возраст пользователя, сферу его интересов – все это можно оценить с помощью специальных алгоритмов анализа и на основе истории запросов.

Отдельное место в деле совершенствования поиска занимает учет регионов. Например, в конце мая мы запустили новую версию белорусского поиска – «Гомель». При ответах на геозависимые запросы «Яндекс» учитывает, в каком городе находится пользователь. Например, по запросу [юридические услуги] могилевчанам «Яндекс» предложит компании Могилева, а минчанам найдет юристов в столице.

– Планирует ли «Яндекс» проводить IPO? Какова сегодня примерная капитализация «Яндекса»?
– Мы провели IPO в мае 2011 года на NASDAQ. Капитализация компании (по состоянию на 17 сентября) составляет около $8 млрд.

– Будет ли «Яндекс» создавать собственный венчурный фонд?
– Создание и поддержание венчурного фонда – это отдельный вид инвестиционного бизнеса, которым мы не занимаемся. Однако мы вкладываем деньги в компании, которые либо могут помочь нам улучшить собственные технологии и сервисы (пример – посевные инвестиции в SocialMart http://www.computerbild.ru/tags/socialmart), либо помогают утилизировать наши производственные мощности, попутно решая коммерческие задачи (пример – покупка доли в компании Сейсмотек http://company.yandex.ru/press_releases/2012/0622/index.xml).
Для работы со стартапами у нас есть проект «Яндекс.Фабрика» – http://company.yandex.ru/factory/factory.xml здесь можно почитать, как он работает и на кого ориентирован.

Секреты «Яндекс для бизнеса»

Мое особое внимание в общей структуре сервисов «Яндекса» привлек проект «Яндекс для бизнеса». Дело в том, что большинство сервисов российского интернет-гиганта предназначены для рядовых пользователей Сети. Но проект «Яндекс для бизнеса» (business.yandex.ru) изначально ориентирован на сегмент малого и среднего бизнеса, то есть на категорию пользователей с особенными запросами и с весьма неплохими перспективами в плане монетизации этого веб-сервиса. Так что проекту «Яндекс для бизнеса» я посвятил отдельный блок вопросов, заданных пресс-службе.

– Что послужило толчком для создания проекта «Яндекс для бизнеса»?
– В какой-то момент мы поняли, что описания наших коммерческих продуктов написаны в основном техническим языком, понятным для, например, «цифровых» маркетологов, но не вполне ясным для владельцев бизнесов, бренд-менеджеров, маркетинг-директоров. Кроме того, все описания коммерческих сервисов «разбросаны» по сайту – нужна была страница с удобной навигацией, которая вобрала бы в себя всю информацию. Мы решили собрать на одной страничке все наши коммерческие сервисы и описать их понятным для всех языком. business.yandex.ru – это мета-сервис, информационный раздел, где можно получить базовые данные о рекламных стратегиях на «Яндексе», о комплексных рекламных предложениях, о том как правильно размещать объявления, как можно изменить свой сайт для привлечения аудитории и чем «Яндекс» может быть интересен рекламодателям без сайта.

– На кого преимущественно ориентирован проект?
– На владельцев бизнесов, на бренд- и продакт-менеджеров, отвечающих за продвижение продуктов и услуг, маркетинг-директоров, специалистов по рекламе.

– Как много сегодня пользователей у «Яндекс для бизнеса»?
– Мы не озвучиваем эти цифры

– Как планируется далее развивать проект?
– Мы не говорим о планах широко, но можем сказать, что раздел будет развиваться в сторону персонализированных и комплексных предложений для отдельных направлений бизнеса.

– Как происходит монетизация «Яндекс для бизнеса»?
– Мы не монетизируем раздел отдельно. Это информационная часть, призванная повысить эффективность рекламных кампаний на «Яндексе».

– Сколько человек к компании работает над «Яндекс для бизнеса»?
– Нет комментария.

– Каковы отзывы пользователей?
– В момент запуска отзывы были только положительные.

– Осуществляется ли в рамках проекта взаимодействие с государственными органами?
– Нет. А чем для них может быть интересен бизнес-раздел?

– Каково (если есть) ноу-хау проекта «Яндекс для бизнеса»?
– Особого ноу-хау нет, если не считать, что столь детальные описания на понятном широкому кругу специалистов языке есть далеко не у всех рекламных интернет-площадок.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2012 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета