Игровой бизнес: ротация интересов
В преддверии осени к росту покупательского спроса готовится и индустрия компьютерных игр. Хотя, как известно, пик спроса на игры и игровые гаджеты придется на конец года – католическое Рождество и Новый Год. Однако наиболее значимые новинки анонсируются уже сейчас. А студии и издатели игр определяются со своими стратегиями развития.
OnLive
У облачного игрового сервиса OnLive сменился хозяин. Сервис, который еще недавно подозревали в банкротстве, перешел во владение некоему лицу, имя которого пока не называется. Владелец сервиса создал на его основе новую компанию, которая, однако, продолжит существовать, используя бренд OnLive.
Как говорится в официальном заявлении OnLive, компания продолжит функционировать в прежнем режиме. Все принадлежащие ей сервисы и приложения также останутся без изменений.
В заявлении OnLive также говорится о том, что обратно в компанию была принята часть сотрудников, которых уволили перед завершением сделки с новым владельцем. Представители сервиса сообщили о планах продолжить набирать работников. Однако о том, какая часть персонала OnLive смогла вернуться на работу, пока не сообщается. Анонимные источники портала Joystiq, однако, сообщили, что пока в новую компанию смогли вернуться менее 50% сотрудников.
Сведения о возможном банкротстве OnLive появились 17 августа. СМИ сообщали об этом со ссылкой на анонимные источники в компании (в первую очередь – на ее бывших работников). Спустя некоторое время в Сети появилась информация о том, что компанию приобрел неизвестный инвестор. Предполагается, что к нему перешли права на все патенты и технологии, которые были разработаны OnLive.
Бывшие сотрудники компании также рассказали о том, что она испытывала значительные затруднения. В частности, они опровергли распространявшуюся руководством OnLive информацию о том, что аудитория сервиса составляла примерно 2 млн пользователей. По их словам, максимальное количество геймеров, одновременно пользовавшихся сервисом, не превышало 1800 человек, а 2 млн – это все те, кто когда-либо регистрировался в OnLive. Для справки: облачный игровой сервис OnLive был создан Стивом Перлманом в 2009 году. Сервис позволяет пользователям играть в игры, не устанавливая их на свой ПК. Там также доступны бесплатные демо-версии длиной в полчаса. Партнерами OnLive являются крупные игровые издательства, в том числе THQ, Ubisoft, Warner Bros. и другие. Сейчас доступны более 200 игр. Главным конкурентом OnLive считается облачный игровой сервис Gaikai. В июле стало известно о том, что Gaikai стал частью компании Sony.
Sony
Корпорация Sony обнародовала свежую статистику по продажам консоли PS Vita. К концу июня 2012-го в мире было продано порядка 2,2 млн консолей. Что примечательно, в прошлый раз статистику по продажам консоли компания Sony объявляла в начале мая. Тогда руководитель японской корпорации Казуо Хираи заявил, что в мире было продано примерно 1,8 млн консолей. Таким образом, за два месяца – май и июнь – геймеры приобрели лишь около 400 тыс. устройств.
Для сравнения, продажи консоли 3DS (которые руководство компании-производителя Nintendo позже сочло провальными) весной 2011 года составили 3,61 млн экземпляров – при том, что на Западе 3DS поступила в продажу в марте, а в Японии – в феврале 2011 года. Релиз PS Vita на родине состоялся в конце декабря 2011-го, а в США и Европе она появилась в феврале 2012 года.
В мае ведущий дизайнер Nintendo Сигеру Миямото в интервью отметил, что проблемы консоли PS Vita заключаются в том, что для нее еще не вышли такие игры, которые могли бы простимулировать геймеров приобретать эту карманную приставку.
Сейчас уже готовятся к релизу несколько проектов для PS Vita. Так, на этой консоли должны выйти такие игры, как Black Ops Declassified, Killzone: Mercenary, Assassin's Creed III: Liberation и другие. На выставке Gamescom новый проект для консоли анонсировали создатели франшизы Little Big Planet – студия Media Molecule. Их игра для PS Vita получила название Tearaway. Она должна выйти в 2013 году.
Также на минувшей неделе Sony объявила о том, что она закрыла студию SCE Studio Liverpool – создателя WipeOut. Представитель Sony объяснил закрытие студии тем, что издательство решило сосредоточиться «на других подразделениях, которые работают над интересными новыми проектами». Все проекты, над которыми работала SCE Studio Liverpool, также были отменены. Анонимные источники сообщили Eurogamer, что в последнее время у студии было два проекта, которые были предназначены для консоли PlayStation следующего поколения. Одним из них был новый WipeOut, а вторым – «игра, похожая на Splinter Cell». Другой источник отметил, что первоначально второй проект разрабатывался как гангстерская игра, но затем его концепция изменилась. Он также сказал, что при создании игры использовалась технология motion capture (вроде той, какую использовала Team Bondi для создания LA Noire), однако она была «более совершенной».
Для справки: SCE Studio Liverpool была создана в 1984 году и первоначально называлась Psygnosis. Через девять лет компанию выкупило издательство Sony, и в дальнейшем студия создавала игры для консолей японского производителя. В 2001 году компанию переименовали в SCE Studio Liverpool. Под этим названием она и существовала до последнего времени. Среди наиболее известных игр студии – серия WipeOut, серия Colony Wars и другие. Последней игрой SCE Liverpool, вышедшей перед закрытием, является WipeOut 2048, которая входила в стартовую линейку консоли PS Vita.
Ubisoft
Глава издательства Ubisoft Ив Гиймо объяснил интерес его компании к условно-бесплатной модели распространения игр для ПК. В интервью порталу Games Industry он заявил, что это связано с высоким уровнем пиратства игр, которые выходят для этой платформы.
«Мы хотим развивать рынок игр для ПК, и free-to-play – это хороший способ сделать это. Благодаря ему мы сможем получать прибыль даже в тех странах, где раньше это было невозможно, где в наши игры играли, но их не покупали. А с F2P мы можем ее получить, и это позволяет продлить жизнь наших брендов, – сказал Гиймо. – Это способ стать ближе к потребителям и получить прибыль. Да, в играх, которые распространяются по условно- бесплатной модели, платят лишь 5-7% игроков. Но обычные игры для ПК покупает примерно столько же геймеров, а остальные 93-95% предпочитают пиратские версии. А в F2P люди платят дольше, чем в обычных играх, так что мы можем продолжить выпускать контент к ним».
Издательство Ubisoft славится своей жесткой политикой в отношении игр для ПК, из-за которой у него неоднократно возникали конфликты с игровым сообществом. Для компании является нормальной практикой выпускать ПК-версии своих флагманских проектов значительно позже, чем консольные варианты (в частности, Assassin's Creed 3 появится на персоналках на месяц позже, чем на Xbox 360 и PS3). Многие игры издательства в принципе не выходят для ПК. Ubisoft также пыталась использовать DRM-защиту, которая требует постоянного подключения к Интернету, но после конфликтов с геймерами была вынуждена отказаться от этого решения.
На выставке Gamescom, которая прошла в Кельне в августе, издательство объявило о своем решении развивать рынок условно-бесплатных игр. Ubisoft решила выпускать F2P-проекты, которые относятся к ее наиболее популярным сериям. Так, Ubisoft уже запустила условно-бесплатный шутер Tom Clancy’s Ghost Recon Online. До конца 2012 года она планирует открыть браузерную игру Anno Online, а позже запустит три проекта из серии Might & Magic.
Funcom
Студия Funcom, выпустившая MMORPG The Secret World, официально объявила о том, что она провела сокращение штата. Это для СМИ подтвердил менеджер по коммуникациям студии Эрлинг Эллингсен. Точное количество сотрудников, которые покинули компанию, пока не называется. Ранее в Сети появлялись слухи о том, что штат был сокращен на 50-60%, однако Эллингсен не стал комментировать эти цифры.
Позже представители Funcom заявили, что сокращения являются «временными». Они также указали на то, что Funcom еще в начале августа объявляла о том, что собирается урезать штат для того, чтобы сократить свои расходы.
Сокращения, которые проводит Funcom, связаны с тем, что ее MMORPG The Secret World пользуется меньшей популярностью, чем ожидалось. В начале августа студия выпустила пресс-релиз, в котором говорилось, что, по ее новым оценкам, продажи игры будут примерно в два раза ниже, чем Funcom планировала изначально. Студия обвинила в этом, в частности, низкий рейтинг игры на генераторе рецензий Metacritic (там MMORPG набрала 72 балла из 100 возможных).
В то же время разработчики заявили, что они продолжат создание дополнительного контента к игре так, как и планировали. Также Funcom сообщила о том, что она пока не собирается менять модель распространения на free-to-play.
Rodeo Games
Студия Rodeo Games анонсировала игру Warhammer Quest для мобильных устройств, работающих под управлением Apple iOS. Разработчики также представили на официальном сайте проекта первый видеоролик-тизер игры.
Релиз Warhammer Quest запланирован на II квартал 2013 года. Точная дата выхода проекта пока не называется. Известно, что он выйдет только для iPad и iPhone. О планах выпустить игру для Android разработчики пока не сообщают.
Главными героями игры станут четверо воинов, которые будут исследовать Старый Свет, сражаться с различными противниками и искать сокровища. Warhammer Quest разрабатывается на базе собственного движка Rodeo Games, который носит название Taurus. Этот же движок был использован в последней игре студии – Hunters 2, которая вышла в марте этого года.
Warhammer Quest станет третьей игрой студии Rodeo Games. Игра разрабатывается совместно с компанией Games Workshop, которой принадлежат права на вселенную Warhammer. Две предыдущие игры студии, Hunters: Episode 1 и Hunters 2, были научно-фантастическими пошаговыми стратегиями. Они обе выходили только для iOS.
PopCap
Официально анонсирован сиквел игры Plants vs. Zombies – об этом сообщил разработчик игры, компания PopCap. Точной даты выхода у нового проекта про борьбу зомби и растений нет, но ориентировочно он поступит в продажу в конце весны 2013-го. Платформы, на которых выйдет игра, также пока не анонсированы, но можно предположить, что в первую очередь релиз состоится на мобильных устройствах.
Разработчики пообещали, что в новой части игры появится больше разных типов растений и живых мертвецов, чем было ранее. Они также намекнули, что в игре появятся новые ситуации и места, однако не стали уточнять, о чем именно идет речь.
Первая часть Plants vs. Zombies вышла для PC в 2009 году, а позже появилась для iOS, Xbox 360, DS, PS3, Android и других платформ. Игра относится к жанру Tower Defence. Цель игрока – посадить рядом со своим домом различные растения, которые помешают толпе кровожадных зомби добраться до его мозга.
В 2010 году, когда игра вышла для iOS, она поставила рекорд, став самой быстропродаваемой новинкой от PopCap в истории этой компании. За первые девять дней после релиза продажи Plants vs. Zombies превысили 300 тыс. копий.
Денис Лавникевич
OnLive
У облачного игрового сервиса OnLive сменился хозяин. Сервис, который еще недавно подозревали в банкротстве, перешел во владение некоему лицу, имя которого пока не называется. Владелец сервиса создал на его основе новую компанию, которая, однако, продолжит существовать, используя бренд OnLive.
Как говорится в официальном заявлении OnLive, компания продолжит функционировать в прежнем режиме. Все принадлежащие ей сервисы и приложения также останутся без изменений.
В заявлении OnLive также говорится о том, что обратно в компанию была принята часть сотрудников, которых уволили перед завершением сделки с новым владельцем. Представители сервиса сообщили о планах продолжить набирать работников. Однако о том, какая часть персонала OnLive смогла вернуться на работу, пока не сообщается. Анонимные источники портала Joystiq, однако, сообщили, что пока в новую компанию смогли вернуться менее 50% сотрудников.
Сведения о возможном банкротстве OnLive появились 17 августа. СМИ сообщали об этом со ссылкой на анонимные источники в компании (в первую очередь – на ее бывших работников). Спустя некоторое время в Сети появилась информация о том, что компанию приобрел неизвестный инвестор. Предполагается, что к нему перешли права на все патенты и технологии, которые были разработаны OnLive.
Бывшие сотрудники компании также рассказали о том, что она испытывала значительные затруднения. В частности, они опровергли распространявшуюся руководством OnLive информацию о том, что аудитория сервиса составляла примерно 2 млн пользователей. По их словам, максимальное количество геймеров, одновременно пользовавшихся сервисом, не превышало 1800 человек, а 2 млн – это все те, кто когда-либо регистрировался в OnLive. Для справки: облачный игровой сервис OnLive был создан Стивом Перлманом в 2009 году. Сервис позволяет пользователям играть в игры, не устанавливая их на свой ПК. Там также доступны бесплатные демо-версии длиной в полчаса. Партнерами OnLive являются крупные игровые издательства, в том числе THQ, Ubisoft, Warner Bros. и другие. Сейчас доступны более 200 игр. Главным конкурентом OnLive считается облачный игровой сервис Gaikai. В июле стало известно о том, что Gaikai стал частью компании Sony.
Sony
Корпорация Sony обнародовала свежую статистику по продажам консоли PS Vita. К концу июня 2012-го в мире было продано порядка 2,2 млн консолей. Что примечательно, в прошлый раз статистику по продажам консоли компания Sony объявляла в начале мая. Тогда руководитель японской корпорации Казуо Хираи заявил, что в мире было продано примерно 1,8 млн консолей. Таким образом, за два месяца – май и июнь – геймеры приобрели лишь около 400 тыс. устройств.
Для сравнения, продажи консоли 3DS (которые руководство компании-производителя Nintendo позже сочло провальными) весной 2011 года составили 3,61 млн экземпляров – при том, что на Западе 3DS поступила в продажу в марте, а в Японии – в феврале 2011 года. Релиз PS Vita на родине состоялся в конце декабря 2011-го, а в США и Европе она появилась в феврале 2012 года.
В мае ведущий дизайнер Nintendo Сигеру Миямото в интервью отметил, что проблемы консоли PS Vita заключаются в том, что для нее еще не вышли такие игры, которые могли бы простимулировать геймеров приобретать эту карманную приставку.
Сейчас уже готовятся к релизу несколько проектов для PS Vita. Так, на этой консоли должны выйти такие игры, как Black Ops Declassified, Killzone: Mercenary, Assassin's Creed III: Liberation и другие. На выставке Gamescom новый проект для консоли анонсировали создатели франшизы Little Big Planet – студия Media Molecule. Их игра для PS Vita получила название Tearaway. Она должна выйти в 2013 году.
Также на минувшей неделе Sony объявила о том, что она закрыла студию SCE Studio Liverpool – создателя WipeOut. Представитель Sony объяснил закрытие студии тем, что издательство решило сосредоточиться «на других подразделениях, которые работают над интересными новыми проектами». Все проекты, над которыми работала SCE Studio Liverpool, также были отменены. Анонимные источники сообщили Eurogamer, что в последнее время у студии было два проекта, которые были предназначены для консоли PlayStation следующего поколения. Одним из них был новый WipeOut, а вторым – «игра, похожая на Splinter Cell». Другой источник отметил, что первоначально второй проект разрабатывался как гангстерская игра, но затем его концепция изменилась. Он также сказал, что при создании игры использовалась технология motion capture (вроде той, какую использовала Team Bondi для создания LA Noire), однако она была «более совершенной».
Для справки: SCE Studio Liverpool была создана в 1984 году и первоначально называлась Psygnosis. Через девять лет компанию выкупило издательство Sony, и в дальнейшем студия создавала игры для консолей японского производителя. В 2001 году компанию переименовали в SCE Studio Liverpool. Под этим названием она и существовала до последнего времени. Среди наиболее известных игр студии – серия WipeOut, серия Colony Wars и другие. Последней игрой SCE Liverpool, вышедшей перед закрытием, является WipeOut 2048, которая входила в стартовую линейку консоли PS Vita.
Ubisoft
Глава издательства Ubisoft Ив Гиймо объяснил интерес его компании к условно-бесплатной модели распространения игр для ПК. В интервью порталу Games Industry он заявил, что это связано с высоким уровнем пиратства игр, которые выходят для этой платформы.
«Мы хотим развивать рынок игр для ПК, и free-to-play – это хороший способ сделать это. Благодаря ему мы сможем получать прибыль даже в тех странах, где раньше это было невозможно, где в наши игры играли, но их не покупали. А с F2P мы можем ее получить, и это позволяет продлить жизнь наших брендов, – сказал Гиймо. – Это способ стать ближе к потребителям и получить прибыль. Да, в играх, которые распространяются по условно- бесплатной модели, платят лишь 5-7% игроков. Но обычные игры для ПК покупает примерно столько же геймеров, а остальные 93-95% предпочитают пиратские версии. А в F2P люди платят дольше, чем в обычных играх, так что мы можем продолжить выпускать контент к ним».
Издательство Ubisoft славится своей жесткой политикой в отношении игр для ПК, из-за которой у него неоднократно возникали конфликты с игровым сообществом. Для компании является нормальной практикой выпускать ПК-версии своих флагманских проектов значительно позже, чем консольные варианты (в частности, Assassin's Creed 3 появится на персоналках на месяц позже, чем на Xbox 360 и PS3). Многие игры издательства в принципе не выходят для ПК. Ubisoft также пыталась использовать DRM-защиту, которая требует постоянного подключения к Интернету, но после конфликтов с геймерами была вынуждена отказаться от этого решения.
На выставке Gamescom, которая прошла в Кельне в августе, издательство объявило о своем решении развивать рынок условно-бесплатных игр. Ubisoft решила выпускать F2P-проекты, которые относятся к ее наиболее популярным сериям. Так, Ubisoft уже запустила условно-бесплатный шутер Tom Clancy’s Ghost Recon Online. До конца 2012 года она планирует открыть браузерную игру Anno Online, а позже запустит три проекта из серии Might & Magic.
Funcom
Студия Funcom, выпустившая MMORPG The Secret World, официально объявила о том, что она провела сокращение штата. Это для СМИ подтвердил менеджер по коммуникациям студии Эрлинг Эллингсен. Точное количество сотрудников, которые покинули компанию, пока не называется. Ранее в Сети появлялись слухи о том, что штат был сокращен на 50-60%, однако Эллингсен не стал комментировать эти цифры.
Позже представители Funcom заявили, что сокращения являются «временными». Они также указали на то, что Funcom еще в начале августа объявляла о том, что собирается урезать штат для того, чтобы сократить свои расходы.
Сокращения, которые проводит Funcom, связаны с тем, что ее MMORPG The Secret World пользуется меньшей популярностью, чем ожидалось. В начале августа студия выпустила пресс-релиз, в котором говорилось, что, по ее новым оценкам, продажи игры будут примерно в два раза ниже, чем Funcom планировала изначально. Студия обвинила в этом, в частности, низкий рейтинг игры на генераторе рецензий Metacritic (там MMORPG набрала 72 балла из 100 возможных).
В то же время разработчики заявили, что они продолжат создание дополнительного контента к игре так, как и планировали. Также Funcom сообщила о том, что она пока не собирается менять модель распространения на free-to-play.
Rodeo Games
Студия Rodeo Games анонсировала игру Warhammer Quest для мобильных устройств, работающих под управлением Apple iOS. Разработчики также представили на официальном сайте проекта первый видеоролик-тизер игры.
Релиз Warhammer Quest запланирован на II квартал 2013 года. Точная дата выхода проекта пока не называется. Известно, что он выйдет только для iPad и iPhone. О планах выпустить игру для Android разработчики пока не сообщают.
Главными героями игры станут четверо воинов, которые будут исследовать Старый Свет, сражаться с различными противниками и искать сокровища. Warhammer Quest разрабатывается на базе собственного движка Rodeo Games, который носит название Taurus. Этот же движок был использован в последней игре студии – Hunters 2, которая вышла в марте этого года.
Warhammer Quest станет третьей игрой студии Rodeo Games. Игра разрабатывается совместно с компанией Games Workshop, которой принадлежат права на вселенную Warhammer. Две предыдущие игры студии, Hunters: Episode 1 и Hunters 2, были научно-фантастическими пошаговыми стратегиями. Они обе выходили только для iOS.
PopCap
Официально анонсирован сиквел игры Plants vs. Zombies – об этом сообщил разработчик игры, компания PopCap. Точной даты выхода у нового проекта про борьбу зомби и растений нет, но ориентировочно он поступит в продажу в конце весны 2013-го. Платформы, на которых выйдет игра, также пока не анонсированы, но можно предположить, что в первую очередь релиз состоится на мобильных устройствах.
Разработчики пообещали, что в новой части игры появится больше разных типов растений и живых мертвецов, чем было ранее. Они также намекнули, что в игре появятся новые ситуации и места, однако не стали уточнять, о чем именно идет речь.
Первая часть Plants vs. Zombies вышла для PC в 2009 году, а позже появилась для iOS, Xbox 360, DS, PS3, Android и других платформ. Игра относится к жанру Tower Defence. Цель игрока – посадить рядом со своим домом различные растения, которые помешают толпе кровожадных зомби добраться до его мозга.
В 2010 году, когда игра вышла для iOS, она поставила рекорд, став самой быстропродаваемой новинкой от PopCap в истории этой компании. За первые девять дней после релиза продажи Plants vs. Zombies превысили 300 тыс. копий.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2012 год в рубрике бизнес