Развод и поиск пополам

Распадается одно из самых известных деловых партнерств на мировом IT-рынке. Корпорация Apple в новой операционной системе iOS 6 отказывается от предустановленного поиска Google. Более того, в систему также не будет интегрирован принадлежащий Google видеосервис YouТube. Это свидетельствует об одном: конкуренция между корпорациями растет. Вопрос только в том, кто в большей степени рискует аудиторией: сервисы Google или «яблочная компания»?

На самом деле, формальный повод для удаления сервисов Google – то, что срок лицензии на использование этих приложений в платформе iOS истек, а продлевать ее Apple не стала. То есть теперь обладатели iPhone и iPad лишатся прямого доступа к видеоклипам YouTube. Заявление о том, что в новых версиях софта для iPhone и iPad не будет приложения, дающего доступ к видеохостингу YouTube от Google, оказалось приурочено к выпуску тестовой версии операционной системы iOS 6 (окончательная должна выйти осенью).

Судя по всему, это было инициативой Apple, а заявление об истекшей лицензии – просто отговорка. Собственно, это уже не первый признак охлаждения отношений «яблочной компании» с Google. И причина этого охлаждения лежит на поверхности: Google является разработчиком самой популярной сегодня операционной системы для мобильных устройств – Android.

Ранее Apple уже пообещала не встраивать в свою новую платформу картографический сервис Google. Вместо этого представители Apple пообещали создать собственный сервис, который будет доступен пользователям уже в iOS 6. Однако пока про подобную разработку ничего конкретного не слышно. Конечно, YouTube, как и другие сервисы Google не станет недоступным для обладателей «яблочных» гаджетов. У пользователей iPhone и iPad остается возможность пользоваться YouTube через браузер Safari. Кроме того, и Google активно ищет возможность сохранить Apple-аудиторию. В частности, создает приложение для доступа к YouTube, которое будет доступно в онлайн-магазине Apple. Тут можно вспомнить, что в состав iOS подобное приложение входило с 2007 года, то есть с момента появления iPhone на рынке. Правда, по набору функций оно уступало сайту YouTube – например, не позволяло размещать рекламу и содержало сокращенный каталог музыкальных клипов.

Сейчас YouTube – один из самых популярных сайтов в Сети: его ежемесячная аудитория превышает 800 млн уникальных посетителей. Количество просмотров видео в день составляет 4 млн.

Но вернемся к главному вопросу: какая из корпораций больше пострадает от разрыва отношений? Аналитики сходятся во мнении, что пока действия Apple не наносят Google значимого финансового ущерба. Однако в дальнейшем имеется некоторая опасность для общей стратегии Google: мобильным пользователям «яблочных» гаджетов будет труднее находить ее сервисы, рассуждает аналитик ThinkEquity Рональд Джоси. Будет хуже, если Apple решит не продлевать соглашение, делающее Google поисковиком по умолчанию в iPhone. Представители Apple и Google такую возможность пока не комментируют.

По большому счету, многое в отношениях двух корпораций зависит от того, какой набор функций и сервисов обнаружится в финальной версии iOS 6. Иначе говоря, что Apple сможет реализовать собственными силами в качестве замены аналогам от Google.

Бывший гендиректор Google Эрик Шмидт в свое время был членом совета директоров Apple, и тогда корпорации плотно сотрудничали по широкому спектру направлений, но затем их отношения понемногу стали портиться. Близкие к Apple источники вспоминают: когда бывший гендиректор Apple Стив Джобс узнал, что Google позиционирует платформу Android в качестве прямого конкурента iPhone, он пообещал объявить интернет-компании «термоядерную войну».

Но вначале все выглядело идиллически. «Вы не можете думать об Интернете, не думая о Google», – объяснял решение сотрудничать во время анонса первого iPhone Стив Джобс. «Если бы наши компании слились, мы могли бы назвать объединенную компанию AppleGoo», – шутил тогда Эрик Шмидт, председатель совета директоров Google.

Сотрудничество тесно связывало две конкурирующие компании, но теперь, когда оно разорвано, началась настоящая борьба за лидерство, считает аналитик Needham & Co Керри Райс. «Apple и Google начинают настоящую войну на рынке программного обеспечения», – говорит он.

Но одним ПО и сервисами дело не ограничивается. Напомню, что не так давно Google приобрела мобильное подразделение Motorola Mobility для того, чтобы начать производство собственных смартфонов. Понятно, что «родные» смартфоны Google способны создать определенную, но не фатальную конкуренцию iPhone.

Другое дело – планшеты Google, презентованные совсем недавно. Хотя они ориентированы на бюджетный сегмент рынка, головную боль руководству «яблочной компании» они наверняка уже обеспечили – ведь тут нужно учитывать невероятные маркетинговые возможности интернет-гиганта. Однако что будет с сервисами в свете грядущего выхода iOS 6? Google не потеряет много денег после отказа Apple от их услуг, но это может осложнить расширение аудитории и привлечение новых пользователей онлайн-сервисов компании на быстрорастущем рынке мобильных устройств, считает аналитик ThinkEquity Рональд Джози. «Пользователям будет сложнее найти их услуги, чем раньше, – говорит он. – Они (Google) должны быть везде, где есть пользователи».

За апрель – июнь 2012 года Apple продала 26 млн iPhone и 17 млн iPad, что почти на 20% меньше, чем в предыдущем квартале. Падение продаж аналитики связывает с тем, что пользователи ждут выхода новых устройств осенью нынешнего года, в том числе уменьшенной версии iPad.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2012 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета