Google TV: знакомимся
Не так давно – в мае – южнокорейская корпорация LG Electronics продемонстрировала в Нью-Йорке на выставке Internet Week свой новый телевизор с поддержкой обновленной телевизионной интернет-платформы Google TV (серия G2). Устройство получило переработанный пользовательский интерфейс и усиленную аппаратную начинку.
В основе новинки лежит фирменный чипсет LG L9, в который вошли ARM-процессор и 4-ядерный графический чип. Интерфейс настроен на максимально удобную навигацию и просмотр контента. Телевизор способен работать в многозадачном режиме, что позволяет, к примеру, одновременно искать необходимые материалы в Интернете и общаться в социальных сетях прямо во время просмотра телепрограмм.
Устройство будет поставляться с аксессуаром G2 Magic Remote, оснащенным qwerty-клавиатурой и системой управления голосом и жестами. Кроме того, телевизор может отображать трехмерный контент с помощью специальных пассивных 3D-очков, которые также идут в комплекте.
LG начнет продажи нового телевизора на платформе Google TV летом 2012 года. 47-дюймовая модель будет стоить $1700, 55-дюймовая – $2300. Я не случайно начал с этой новости. «Умные» телевизоры (SmartTV), несмотря на высокую цену, обретают все большую популярность как по всему миру, так и в Беларуси. Однако, как я заметил, практически никто у нас ничего не знает про платформу Google TV. Между тем, Google-телевизоры по своим возможностям сегодня явно превосходят все конкурирующие платформы. И не факт, что широко разрекламированный, но так еще и не увидевший свет Apple-телевизор окажется более функциональным.
Вроде телевизор, но компьютер
Google TV – это программно-аппаратная платформа для телевизоров и HDTV-приставок на основе ОС Android. Совместная разработка Google, Intel, Sony и Logitech. Проект был официально анонсирован Google и ее партнерами 20 мая 2010 года на конференции Google I/O. Представители Google тогда заявили, что новая платформа будет поддерживать телевидение высокой четкости HDTV, Blu-ray-плееры Sony, а сама телеприставка будет разработана Logitech. Компания указала, что новые системы, разработанные Sony и Logitech, будут работать на Intel Atom CE4100. Она также заявила о «полной идентификации» зрительского опыта, доступной через Интернет, хотя платформа будет работать через любого провайдера.
Позднее на выставке CES 2010 была показана телеприставка, основанная на ОС Android, которая показывала видео по запросу и комплектовалась ThinkFree Office, пультом дистанционного управления, клавиатурой и поддерживала 1080p видео.
Тогда же корпорация Sony объявила, что начнет выпуск собственных Google-телевизоров с поддержкой интернет-телевидения осенью 2010 года. Причем это будут как автономные модели телевизоров, так и сет-топ-боксы со встроенным Blu-ray-проигрывателем. Sony сдержала свое обещание, однако тираж таких телевизоров тогда оказался мизерным.
Официально проект Google TV был запущен 17 октября 2010-го. Большинство прочих моделей в сегменте Smart TV предлагают лишь ограниченное использование Интернета – например, воспроизведение видео с YouTube или просмотр фотографий с Picasa. Однако Google TV использует Google Chrome вместе с Adobe Flash. В результате владельцы «телевизоров Google» получают возможность не только поиска в Сети, но и просмотра интернет- видеоконтента аналогично тому, как это реализовано на ПК и многих мобильных устройствах.
Телевизор на Google-платформе позволяет пользователям получать доступ к любым веб-сайтам с их телевизора. Также поддерживаются сервисы YouTube, Twitter, Netflix, Hulu и им подобные. Также система Google TV предусматривает открытый исходный код, который позволяет независимым разработчикам создавать свои виджеты для системы.
Развитие Google TV
Первый год существования оказался очень тяжелым для проекта Google TV. Компания Logitech, которая одной из первых воспользовалась этой TV- платформой, назвала свое поспешное решение «большой ошибкой», в результате которой потеряла более $100 млн. Устройство Logitech Revue провалилось на рынке, так как оказалось неудобным. В результате производитель отказался от его дальнейшего выпуска. Кроме того, сама платформа Google TV часто критиковалась за сложность, а ее интерфейс – за отсутствие оптимизации под телеэкран и пульт ДУ.
Но значительно более серьезной проблемой стало то, что Google TV «приняли в штыки» производители телевизионного контента, которые увидели в ней угрозу собственному бизнесу. Выяснение отношений с правообладателями заняло весь 2011 год.
И только в декабре 2011-го представители Google заявили, что верят в то, что в конце концов их телевизионная платформа найдет широкое распространение, несмотря на все сложности и промахи. «К лету 2012 года большинство телевизоров, которые вы увидите на полках магазинов, будет базироваться на платформе Google TV», – заявил глава правления Google Эрик Шмидт, выступая на конференции Le Web во Франции.
Это он, конечно, погорячился. Производители «умных» телевизоров вовсе не бросились массово оснащать свои аппараты ОС Android. Однако Google TV получил очень серьезного союзника в лице южнокорейской корпорации LG. На выставке Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе в январе 2012-го LG Electronics представила долгожданный телевизор Google TV. Аппарат LG Google TV объединил Android с технологиями 3D и Smart TV от LG, предоставив совершенно новые возможности домашних развлечений.
Самой привлекательной особенностью телевизора LG Google TV оказалась простота управления благодаря сочетанию пользовательского интерфейса Android с разработанным LG пультом управления Magic Remote Qwerty. Пользовательский интерфейс LG Google TV и пульт ДУ Magic Remote Qwerty показали удобство технологии LG Magic Remote с qwerty-клавиатурой.
В начале февраля 2012-го платформа Google TV обновилась до версии Android Honeycomb. Это обеспечило аппаратное ускорение приложений, улучшенный браузер Chrome, новые инструменты для разработчиков EPG (электронного телегида) и поддержку стандарта потокового видео HLS (HTTP Live Streaming). Поддержка HLS также улучшила воспроизведение HTML 5 веб-видео.
Но, несмотря на все усилия интернет-гиганта, исследование, проведенное GigaOM в марте в рамках статистики магазина приложений Android Market, показало: распространение Google TV идет медленно. Число пользователей приложений TV и Movies колеблется в районе 1 млн человек. При этом 70% – обладатели приставок Logitech Revue, а оставшиеся 30% – это владельцы телевизоров Sony Internet TV.
Сегодня Google связывает свои надежды по развитию телевизионной платформы с запуском в этом году новых устройств Google TV от таких компаний, как LG, Samsung, Sony и Vizio. Однако они поступят на рынок не ранее конца лета. Прогнозы Эрика Шмидта о том, что Google TV станет массовым продуктом в 2012-м, вряд ли воплотятся в жизнь. Однако все это ничуть не умаляет достоинств проекта, который значительно опередил свое время.
Что такое SmartTV?
На самом деле концепция SmartTV (ее еще называют Connected TV) существует достаточно давно. Еще в 1997-м Microsoft представила продукт MSN TV (и WebTV совместно с Dish Network), но пользователи не восприняли идею заниматься веб-серфингом на экране ЭЛТ-телевизора через dial-up-соединение. В 1999-м появились сервисы TiVo и ReplayTV, представлявшие собой, по сути, цифровой видеомагнитофон.
Однако широкий выбор и возможности кабельных и спутниковых каналов нравились людям намного больше, чем телеприставки – непонятные коробочки от интернет-провайдеров. Однако появившиеся решения DVR (Digital Video Recorder, цифровой видеомагнитофон) решали важную проблему – позволяли сохранять интересные передачи, которые шли в неудобное время и непонятно на каком канале из сотен доступных. Сперва кабельные операторы противились этой технологии, но вскоре применение DVR было признано законным. Технология DVR быстро распространилась на рынке, став доступной и как обычное ПО – это позволило использовать в качестве DVR домашний ПК.
В 2009-2010 годах на рынке появилось множество телевизоров с сертификацией DLNA (Digital Living Network Alliance), которым уже не требовалось отдельное устройство для доступа в Сеть или проигрывания файлов. Сегодня покупатель может выбирать из десятка программных платформ «умного» телевизора – как от самих производителей, так и от Google TV, Yahoo TV, а также устройства на Android (и это не считая iOS, на котором работает новое поколение AppleTV). По оценкам Samsung, 90% проданных в мире в 2011 году плоских телевизоров могут выходить в Сеть.
Как ни странно, но абсолютное большинство владельцев не пользуются функциями «умного» телевизора. По мнению специалистов, подключение и настройка интернет-доступа – далеко не самая простая задача для среднестатистического владельца телевизора. Да и пользоваться сетевыми сервисами, управляясь обычным пультом ДУ, мягко говоря, неудобно. Вот тут и оказываются востребованы qwerty-пульты телевизоров на платформе Google TV – но об их существовании знает слишком мало потребителей.
Еще одна проблема в том, что значительная часть HD-контента для «умных» телевизоров имеет не вполне легальное происхождение. Даже в США ситуация с легальными интернет-сервисами сложилась неоднозначная. Так, интернет-телевидение Hulu, в создании которого участвовали крупнейшие телекомпании, переживает конфликт интересов. Hulu популярен и прибылен, но чем крупнее он становится, тем сильнее его владельцы боятся, что он превратится в альтернативу кабельному телевидению. В результате телеканалы отказываются предоставлять сервису наиболее популярные передачи и свежие сезоны сериалов, рекламный функционал обрезан (отсутствуют многие привычные возможности таргетирования интернет-рекламы ). Премиум-сервис Hulu+ не слишком-то привлекателен, хотя постоянно идут разговоры о полном переходе на платную модель (вместо рекламной). Дошло до того, что Джейсон Килар, CEO Hulu, поставил ультиматум перед советом директоров и хочет убрать оттуда большинство представителей телекомпаний, чтобы они не мешали сервису развиваться.
Парадокс: многие телесети, которые отказываются предоставлять контент для Hulu, размещают его в открытом доступе на собственных сайтах, причем часто даже без географических ограничений (например, Comedy Central). Но когда Google TV попытался агрегировать подобные источники легального контента, почти все телесети заблокировали просмотр с этой платформы. Конечно, продвинутый пользователь с тем же успехом запустит трансляцию на ноутбуке и подключит его через HDMI к экрану телевизора. Но много ли таких?
С другой стороны, на рынках России (и стран СНГ) или Китая конфликта интересов не существует. Местное платное телевидение не предлагает контент такого же качества, как аналогичные американские или европейские сервисы: почти нет HD-каналов, очень мало свежих фильмов и сериалов (кроме отечественных). Эфирное телевидение еще более низкого качества, его популярность стремительно падает среди молодых и обеспеченных граждан. Благодаря Интернету множество людей смотрит телепрограммы и сериалы, транслируемые в других странах. И многие телепродюсеры гордятся популярностью своих творений в торрентах, хотя порой не знают, как эту популярность монетизировать. Однако почему-то в России/СНГ и Китае успешный опыт Netflix, Hulu, BBC iPlayer и других попросту игнорируется.
Возможно, по той причине, что для передачи видео DVD-качества требуется пропускная способность в районе 2 Мбит/с, HD-качество требует скоростей от 5 Мбит/с. В результате видео потребляет в 10 раз больше трафика, чем любой другой интернет-сервис – а быстрых безлимитных подключений в наших краях пока не так много.
Для передачи видео в основном используется протокол UDP: даже если скорость остается стабильной при любой нагрузке на сеть, потерянные пакеты лучше пропустить, чем ожидать повторной передачи, как в случае с TCP. Для улучшения качества трансляции и снижения нагрузок крупные контент- провайдеры используют службы CDN (content delivery network), наиболее известная из них – Akamai. Но у большинства крупных провайдеров есть и свои предложения IPTV (вспомним ZALA от «Белтелекома»), что дает им преимущество перед сторонними сервисами.
Очевидно, что сегодняшняя структура IPTV вряд ли заменит привычные способы передачи телесигнала, по крайней мере, в ближайшие годы. Возможное решение – использование мультикаста, то есть создание пакетов данных, направляемых сразу на множество адресов. Эта технология используется внутри корпоративных сетей, CDN и IPTV от операторов. Но тут возникает проблема нехватки IPv4-адресов. Последний свободный блок был распределен в начале 2011-го. Добавление телевизора как еще одного подключенного устройства в каждый дом значительно ухудшит ситуацию: «умному» телевизору при использовании ТВ-сервиса понадобится собственный IP-адрес. Поэтому крупные кабельные операторы одними из первых начали работу над внедрением IPv6 внутри собственных сетей. Другой плюс IPv6 (кроме множества доступных адресов) – технология мультикаста входит в базовую спецификацию без использования дополнительных протоколов.
И последний вопрос: нужен ли SmartTV зрителю? Видео в Сети в различных его формах бьет все рекорды популярности. На одном только YouTube загружено роликов больше, чем человек способен просмотреть за всю жизнь.
Но модель потребления телевизионного контента всегда была пассивной. Можно сделать свой «телеканал» из популярных в Сети роликов – и он найдет своего зрителя. Но если предложить зрителю самому найти YouTube-ролик на экране телевизора, то он, вероятнее всего, просто переключится на другую программу. Эксперты единодушны: чтобы интернет-сервисы прижились на телевизорах, пользоваться ими должно быть лишь немногим сложнее, чем переключить канал.
Но есть и другие бизнес-модели. Ведь фактически SmartTV – это довольно мощный компьютер с очень большим экраном. На нем можно запускать как казуальные игры, так и вполне серьезные, используя облачные сервисы для уменьшения нагрузки (так работает сервис OnLive). Многие производители делают ставку на видеосвязь, в том числе в HD-качестве. Такой функционал в первую очередь будет востребован корпоративными клиентами, но может стать популярным и среди людей с низкой компьютерной грамотностью, в особенности старшего поколения. Google также изучает возможность использования своего продукта в образовании – как интерактивной платформы для проведения уроков, лекций, в том числе удаленных, и с возможностью обмена данными со смартфонами учащихся. Но такое применение, каким бы перспективным оно ни было, делает SmartTV нишевым продуктом.
Денис Лавникевич
В основе новинки лежит фирменный чипсет LG L9, в который вошли ARM-процессор и 4-ядерный графический чип. Интерфейс настроен на максимально удобную навигацию и просмотр контента. Телевизор способен работать в многозадачном режиме, что позволяет, к примеру, одновременно искать необходимые материалы в Интернете и общаться в социальных сетях прямо во время просмотра телепрограмм.
Устройство будет поставляться с аксессуаром G2 Magic Remote, оснащенным qwerty-клавиатурой и системой управления голосом и жестами. Кроме того, телевизор может отображать трехмерный контент с помощью специальных пассивных 3D-очков, которые также идут в комплекте.
LG начнет продажи нового телевизора на платформе Google TV летом 2012 года. 47-дюймовая модель будет стоить $1700, 55-дюймовая – $2300. Я не случайно начал с этой новости. «Умные» телевизоры (SmartTV), несмотря на высокую цену, обретают все большую популярность как по всему миру, так и в Беларуси. Однако, как я заметил, практически никто у нас ничего не знает про платформу Google TV. Между тем, Google-телевизоры по своим возможностям сегодня явно превосходят все конкурирующие платформы. И не факт, что широко разрекламированный, но так еще и не увидевший свет Apple-телевизор окажется более функциональным.
Вроде телевизор, но компьютер
Google TV – это программно-аппаратная платформа для телевизоров и HDTV-приставок на основе ОС Android. Совместная разработка Google, Intel, Sony и Logitech. Проект был официально анонсирован Google и ее партнерами 20 мая 2010 года на конференции Google I/O. Представители Google тогда заявили, что новая платформа будет поддерживать телевидение высокой четкости HDTV, Blu-ray-плееры Sony, а сама телеприставка будет разработана Logitech. Компания указала, что новые системы, разработанные Sony и Logitech, будут работать на Intel Atom CE4100. Она также заявила о «полной идентификации» зрительского опыта, доступной через Интернет, хотя платформа будет работать через любого провайдера.
Позднее на выставке CES 2010 была показана телеприставка, основанная на ОС Android, которая показывала видео по запросу и комплектовалась ThinkFree Office, пультом дистанционного управления, клавиатурой и поддерживала 1080p видео.
Тогда же корпорация Sony объявила, что начнет выпуск собственных Google-телевизоров с поддержкой интернет-телевидения осенью 2010 года. Причем это будут как автономные модели телевизоров, так и сет-топ-боксы со встроенным Blu-ray-проигрывателем. Sony сдержала свое обещание, однако тираж таких телевизоров тогда оказался мизерным.
Официально проект Google TV был запущен 17 октября 2010-го. Большинство прочих моделей в сегменте Smart TV предлагают лишь ограниченное использование Интернета – например, воспроизведение видео с YouTube или просмотр фотографий с Picasa. Однако Google TV использует Google Chrome вместе с Adobe Flash. В результате владельцы «телевизоров Google» получают возможность не только поиска в Сети, но и просмотра интернет- видеоконтента аналогично тому, как это реализовано на ПК и многих мобильных устройствах.
Телевизор на Google-платформе позволяет пользователям получать доступ к любым веб-сайтам с их телевизора. Также поддерживаются сервисы YouTube, Twitter, Netflix, Hulu и им подобные. Также система Google TV предусматривает открытый исходный код, который позволяет независимым разработчикам создавать свои виджеты для системы.
Развитие Google TV
Первый год существования оказался очень тяжелым для проекта Google TV. Компания Logitech, которая одной из первых воспользовалась этой TV- платформой, назвала свое поспешное решение «большой ошибкой», в результате которой потеряла более $100 млн. Устройство Logitech Revue провалилось на рынке, так как оказалось неудобным. В результате производитель отказался от его дальнейшего выпуска. Кроме того, сама платформа Google TV часто критиковалась за сложность, а ее интерфейс – за отсутствие оптимизации под телеэкран и пульт ДУ.
Но значительно более серьезной проблемой стало то, что Google TV «приняли в штыки» производители телевизионного контента, которые увидели в ней угрозу собственному бизнесу. Выяснение отношений с правообладателями заняло весь 2011 год.
И только в декабре 2011-го представители Google заявили, что верят в то, что в конце концов их телевизионная платформа найдет широкое распространение, несмотря на все сложности и промахи. «К лету 2012 года большинство телевизоров, которые вы увидите на полках магазинов, будет базироваться на платформе Google TV», – заявил глава правления Google Эрик Шмидт, выступая на конференции Le Web во Франции.
Это он, конечно, погорячился. Производители «умных» телевизоров вовсе не бросились массово оснащать свои аппараты ОС Android. Однако Google TV получил очень серьезного союзника в лице южнокорейской корпорации LG. На выставке Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе в январе 2012-го LG Electronics представила долгожданный телевизор Google TV. Аппарат LG Google TV объединил Android с технологиями 3D и Smart TV от LG, предоставив совершенно новые возможности домашних развлечений.
Самой привлекательной особенностью телевизора LG Google TV оказалась простота управления благодаря сочетанию пользовательского интерфейса Android с разработанным LG пультом управления Magic Remote Qwerty. Пользовательский интерфейс LG Google TV и пульт ДУ Magic Remote Qwerty показали удобство технологии LG Magic Remote с qwerty-клавиатурой.
В начале февраля 2012-го платформа Google TV обновилась до версии Android Honeycomb. Это обеспечило аппаратное ускорение приложений, улучшенный браузер Chrome, новые инструменты для разработчиков EPG (электронного телегида) и поддержку стандарта потокового видео HLS (HTTP Live Streaming). Поддержка HLS также улучшила воспроизведение HTML 5 веб-видео.
Но, несмотря на все усилия интернет-гиганта, исследование, проведенное GigaOM в марте в рамках статистики магазина приложений Android Market, показало: распространение Google TV идет медленно. Число пользователей приложений TV и Movies колеблется в районе 1 млн человек. При этом 70% – обладатели приставок Logitech Revue, а оставшиеся 30% – это владельцы телевизоров Sony Internet TV.
Сегодня Google связывает свои надежды по развитию телевизионной платформы с запуском в этом году новых устройств Google TV от таких компаний, как LG, Samsung, Sony и Vizio. Однако они поступят на рынок не ранее конца лета. Прогнозы Эрика Шмидта о том, что Google TV станет массовым продуктом в 2012-м, вряд ли воплотятся в жизнь. Однако все это ничуть не умаляет достоинств проекта, который значительно опередил свое время.
Что такое SmartTV?
На самом деле концепция SmartTV (ее еще называют Connected TV) существует достаточно давно. Еще в 1997-м Microsoft представила продукт MSN TV (и WebTV совместно с Dish Network), но пользователи не восприняли идею заниматься веб-серфингом на экране ЭЛТ-телевизора через dial-up-соединение. В 1999-м появились сервисы TiVo и ReplayTV, представлявшие собой, по сути, цифровой видеомагнитофон.
Однако широкий выбор и возможности кабельных и спутниковых каналов нравились людям намного больше, чем телеприставки – непонятные коробочки от интернет-провайдеров. Однако появившиеся решения DVR (Digital Video Recorder, цифровой видеомагнитофон) решали важную проблему – позволяли сохранять интересные передачи, которые шли в неудобное время и непонятно на каком канале из сотен доступных. Сперва кабельные операторы противились этой технологии, но вскоре применение DVR было признано законным. Технология DVR быстро распространилась на рынке, став доступной и как обычное ПО – это позволило использовать в качестве DVR домашний ПК.
В 2009-2010 годах на рынке появилось множество телевизоров с сертификацией DLNA (Digital Living Network Alliance), которым уже не требовалось отдельное устройство для доступа в Сеть или проигрывания файлов. Сегодня покупатель может выбирать из десятка программных платформ «умного» телевизора – как от самих производителей, так и от Google TV, Yahoo TV, а также устройства на Android (и это не считая iOS, на котором работает новое поколение AppleTV). По оценкам Samsung, 90% проданных в мире в 2011 году плоских телевизоров могут выходить в Сеть.
Как ни странно, но абсолютное большинство владельцев не пользуются функциями «умного» телевизора. По мнению специалистов, подключение и настройка интернет-доступа – далеко не самая простая задача для среднестатистического владельца телевизора. Да и пользоваться сетевыми сервисами, управляясь обычным пультом ДУ, мягко говоря, неудобно. Вот тут и оказываются востребованы qwerty-пульты телевизоров на платформе Google TV – но об их существовании знает слишком мало потребителей.
Еще одна проблема в том, что значительная часть HD-контента для «умных» телевизоров имеет не вполне легальное происхождение. Даже в США ситуация с легальными интернет-сервисами сложилась неоднозначная. Так, интернет-телевидение Hulu, в создании которого участвовали крупнейшие телекомпании, переживает конфликт интересов. Hulu популярен и прибылен, но чем крупнее он становится, тем сильнее его владельцы боятся, что он превратится в альтернативу кабельному телевидению. В результате телеканалы отказываются предоставлять сервису наиболее популярные передачи и свежие сезоны сериалов, рекламный функционал обрезан (отсутствуют многие привычные возможности таргетирования интернет-рекламы ). Премиум-сервис Hulu+ не слишком-то привлекателен, хотя постоянно идут разговоры о полном переходе на платную модель (вместо рекламной). Дошло до того, что Джейсон Килар, CEO Hulu, поставил ультиматум перед советом директоров и хочет убрать оттуда большинство представителей телекомпаний, чтобы они не мешали сервису развиваться.
Парадокс: многие телесети, которые отказываются предоставлять контент для Hulu, размещают его в открытом доступе на собственных сайтах, причем часто даже без географических ограничений (например, Comedy Central). Но когда Google TV попытался агрегировать подобные источники легального контента, почти все телесети заблокировали просмотр с этой платформы. Конечно, продвинутый пользователь с тем же успехом запустит трансляцию на ноутбуке и подключит его через HDMI к экрану телевизора. Но много ли таких?
С другой стороны, на рынках России (и стран СНГ) или Китая конфликта интересов не существует. Местное платное телевидение не предлагает контент такого же качества, как аналогичные американские или европейские сервисы: почти нет HD-каналов, очень мало свежих фильмов и сериалов (кроме отечественных). Эфирное телевидение еще более низкого качества, его популярность стремительно падает среди молодых и обеспеченных граждан. Благодаря Интернету множество людей смотрит телепрограммы и сериалы, транслируемые в других странах. И многие телепродюсеры гордятся популярностью своих творений в торрентах, хотя порой не знают, как эту популярность монетизировать. Однако почему-то в России/СНГ и Китае успешный опыт Netflix, Hulu, BBC iPlayer и других попросту игнорируется.
Возможно, по той причине, что для передачи видео DVD-качества требуется пропускная способность в районе 2 Мбит/с, HD-качество требует скоростей от 5 Мбит/с. В результате видео потребляет в 10 раз больше трафика, чем любой другой интернет-сервис – а быстрых безлимитных подключений в наших краях пока не так много.
Для передачи видео в основном используется протокол UDP: даже если скорость остается стабильной при любой нагрузке на сеть, потерянные пакеты лучше пропустить, чем ожидать повторной передачи, как в случае с TCP. Для улучшения качества трансляции и снижения нагрузок крупные контент- провайдеры используют службы CDN (content delivery network), наиболее известная из них – Akamai. Но у большинства крупных провайдеров есть и свои предложения IPTV (вспомним ZALA от «Белтелекома»), что дает им преимущество перед сторонними сервисами.
Очевидно, что сегодняшняя структура IPTV вряд ли заменит привычные способы передачи телесигнала, по крайней мере, в ближайшие годы. Возможное решение – использование мультикаста, то есть создание пакетов данных, направляемых сразу на множество адресов. Эта технология используется внутри корпоративных сетей, CDN и IPTV от операторов. Но тут возникает проблема нехватки IPv4-адресов. Последний свободный блок был распределен в начале 2011-го. Добавление телевизора как еще одного подключенного устройства в каждый дом значительно ухудшит ситуацию: «умному» телевизору при использовании ТВ-сервиса понадобится собственный IP-адрес. Поэтому крупные кабельные операторы одними из первых начали работу над внедрением IPv6 внутри собственных сетей. Другой плюс IPv6 (кроме множества доступных адресов) – технология мультикаста входит в базовую спецификацию без использования дополнительных протоколов.
И последний вопрос: нужен ли SmartTV зрителю? Видео в Сети в различных его формах бьет все рекорды популярности. На одном только YouTube загружено роликов больше, чем человек способен просмотреть за всю жизнь.
Но модель потребления телевизионного контента всегда была пассивной. Можно сделать свой «телеканал» из популярных в Сети роликов – и он найдет своего зрителя. Но если предложить зрителю самому найти YouTube-ролик на экране телевизора, то он, вероятнее всего, просто переключится на другую программу. Эксперты единодушны: чтобы интернет-сервисы прижились на телевизорах, пользоваться ими должно быть лишь немногим сложнее, чем переключить канал.
Но есть и другие бизнес-модели. Ведь фактически SmartTV – это довольно мощный компьютер с очень большим экраном. На нем можно запускать как казуальные игры, так и вполне серьезные, используя облачные сервисы для уменьшения нагрузки (так работает сервис OnLive). Многие производители делают ставку на видеосвязь, в том числе в HD-качестве. Такой функционал в первую очередь будет востребован корпоративными клиентами, но может стать популярным и среди людей с низкой компьютерной грамотностью, в особенности старшего поколения. Google также изучает возможность использования своего продукта в образовании – как интерактивной платформы для проведения уроков, лекций, в том числе удаленных, и с возможностью обмена данными со смартфонами учащихся. Но такое применение, каким бы перспективным оно ни было, делает SmartTV нишевым продуктом.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2012 год в рубрике hard