Беззеркальная цифровая фотокамера Sony Alpha NEX-5N
Как известно, самым главным недостатком любой зеркальной фотокамеры является ее размер. Как ни крути, но даже в самый емкий карман ее никак не запихнешь. Да и на отдых такую камеру взять непросто, ведь она не только габаритная, но и тяжелая. А бывает так, что снять хороший кадр без серьезного фотоаппарата никак не получается.
Как в такой ситуации поступать настоящим любителям «зеркального» качества? Брать с собой компакт? Да, но не простой, а беззеркальный. Данный класс цифровых фотокамер появился на рынке сравнительно недавно, однако довольно быстро сумел завоевать определенную популярность. Правда, стоит сказать, что первоначально, да, в принципе, и до сих пор, некоторые профессиональные фотографы относятся к новинке довольно скептически. Ну не верится им, что небольшой фотоаппарат, лишенный того самого пресловутого «зеркала», отбрасывающего изображение с объектива в глазок видоискателя, пусть даже и с возможностью применять сменные объективы и с полноценно функциональными ручными настройками параметров съемки, сможет повторить качество снимков, созданных дорогими зеркальными агрегатами.
Однако достаточно вспомнить, как недолго те же самые фотографы сопротивлялись переходу с пленочных камер на цифровые. Примерно столько же, сколько меломаны отвыкали от винила и кассет, признавая компакт-диски и, впоследствии – MP3.
К тому же стоит сказать, что именно отказ от зеркала привел к возможности сократить рабочий отрезок между объективом и матрицей, сохранив, тем не менее, ее размеры и, в итоге, качество снимков. Ведь именно от большого сенсора можно добиться малых шумов и хорошего управления глубиной резкости.
Однако стоит признать, что компания SONY не сразу появилась на рынке беззеркальных или, как их еще называют – гибридных или системных фотокамер. Гиганты-конкуренты Olympus, Panasonic и Samsung задолго до нее успели выпустить несколько моделей своих беззеркальных камер. Но именно SONY смогла создать действительно компактные камеры NEX-3 и NEX-5 с серьезными APC-S-матрицами и вторичными характеристиками, практически полностью сопоставимыми с серьезными «зеркалками». Стоит признать, что камеры были приняты весьма благосклонно, несмотря на ряд «шероховатостей», на которые одни закрывали глаза, а другие предпочли подождать, когда конструкторы компании выпустят обновленные версии.
И вот они появились. Преемником камеры NEX-3 стала модель NEX-C3, а NEX-5 «породила» NEX-5N. Она-то мне и попала недавно в руки.
Признаться честно, несмотря на возможность замены объектива, как признак «серьезности» и профессионализма, я изначально довольно скептически отнесся к данному гаджету.
А как вы хотели? Камера, если отстегнуть объектив, смотрится как обычный цифрокомпакт, и даже не самый крупный.
А если поставить рядом «зеркалку»? Причем даже скорее продвинутую, а не настоящую профессиональную…
Правда, в последнем случае есть одна оговорка. На профессиональную камеру накручен «китовый» объектив 18-55 мм, а на N5, тоже китовый, но компактный «блинчик» 16 мм.
Для съемок пейзажей и панорам в путешествиях и такого объектива будет более чем достаточно, тем более что как раз компактность камеры на таких съемках – немаловажный параметр, а для более сложных кадров можно приобрести и носить с собой еще один объектив, например 18-55 мм, который расширит возможности камеры, но, правда, и увеличит ее габариты примерно до 10 см по крайней толщине. В любом случае «зеркалка» все равно оставалась бы на 5 см толще и значительно тяжелее.
Итак, с габаритными преимуществами мы разобрались. Теперь посмотрим на саму «игрушку».
Корпус камеры выполнен из металла и потому очень прочный, хоть и слегка увесистый. Это камере только на пользу, так как если вы будете снимать со штатива с большим объективом, камере придется удерживать на своем шасси не только собственный, но и дополнительный вес. А он может быть весьма внушительным.
Дело в том, что премудрая компания SONY решила установить довольно высокую планку в плане универсальности камеры, «заткнув» тем самым конкурентов «за пояс».
Конструкторы сконструировали для NEX-5N, впрочем, как и для всех камер этой серии, универсальный байонет Sony E (eighteen, от англ. «восемнадцать»). Цифра в данном случае обозначает рабочий отрезок в 18 мм, что позволяет без проблем использовать любые фото- и кинообъективы. Прямо на сам байонет легко садится целый арсенал фирменных объективов, выпущенных компанией, но это только «цветочки». С помощью специального адаптера LA-EA1 можно превратить камеру в буквальном смысле в настоящую «зеркалку», обеспечив совместимость с семейством из объективов и телеконвертеров Sony Alfa, а также с рядом других объективов прежних версий.
Так вы получаете возможность оперировать объективами с разным фокусным расстоянием для обслуживания оптимальных условий для съемки. Однако на объективах SONY «свет клином» не сошелся. Для камеры разработали специальный переходник, на систему стандарта Minolta AF, который без всяких проблем позволяет использовать объективы Minolta и Konica Minolta с байонетом типа A с механическим приводом диафрагмы. Впоследствии компания SONY еще и обновила программное обеспечение, что позволило приспособить камеру для работы со старыми объективами, имеющими собственный мотор для автофокуса.
В общем, получается, что компактная камера, которая без объектива или с «блинчиком» 16 мм легко поместится в кармане, приобретает возможности приличной «зеркалки» буквально одним движением – сменой объектива.
Однако не обошлось в этой универсальности и без определенных «уступок». Дело в том, что, приближаясь к профессиональным зеркалкам, Sony Alpha NEX-5N все равно не сможет в полной мере их заменить.
Во-первых – камера не имеет «горячего башмака» для установки приличной вспышки. Причем от вспышки как таковой конструкторы не отказались. Они даже пошли дальше, разработав специальный многофункциональный разъем, к которому и подключается небольшая мини-вспышка, идущая в комплекте с камерой. Вот только по своим параметрам данный гаджет очень близок к вспышкам, которые обычно встраивают в любительские цифрокомпакты. Кроме того, как и в последних, вспышка в NEX 5N работает с предварительным оценочным импульсом, что делает невозможной синхронизацию со студийными вспышками.
Зато к камере можно приобрести беспроводной пульт ДУ, что опять же добавляет ей «профессиональных навыков».
Однако многие скажут: что за «зеркалка» да без оптического видоискателя? Правильно, так думали и конструкторы, потому для NEX 5N можно приобрести один из двух дополнительных аксессуаров: приставку с оптическим или электронным видоискателем, которая присоединяется к многофункциональному разъему.
Кроме того, к разъему можно подключить внешний направленный микрофон, что пригодится любителям видеосъемки, тем более, что Sony NEX 5N способна снимать качества Full HD с разрешением 1920х1080 и частотой до 50 кадров/с.
Данную возможность камера, в частности, получила благодаря продвинутой APS-C CMOS-матрице Exmor HD (23,6х15,8 мм, кроп-фактор 1,5) с рабочим разрешением 16,2 Мп, позволяющую создавать снимки до 4912x3264 пикселей. Как и у всех «зеркалок», матрица камеры Sony NEX 5N так же снабжена системой защиты от пыли (в народе - «пылетряс»).
На левой грани корпуса камеры разместился интерфейс miniHDMi, что позволяет вывести изображение с экрана на большой монитор, и miniUSB, каждый под своей заглушкой. Справа вы не найдете ничего, кроме проушины для ремешка, а на нижнем торце находятся резьба под штатив и отсек для карты памяти и батареи.
В плане управления Sony NEX 5N оказалась весьма своеобразной.
Имея практически все те же возможности, которыми обладает хорошая «зеркалка», камера Sony NEX 5N, само собой, нуждается и в наличии немалого количества клавиш управления. И если на большом корпусе зеркальной фотокамеры их разместить не так сложно, то что делать, когда корпус сопоставим с цифрокомпактом?
Дизайнеры решили вопрос очень просто. Они оставили на корпусе лишь самое необходимое.
В правой верхней части камеры расположилась кнопка спуска затвора, переключатель ON/OFF, кнопка перехода в режим просмотра отснятого материала, а также клавиша начала видеозаписи.
Задняя панель содержит четырехпозиционный джойстик с кнопкой в центре и поворотным колесиком вокруг. Еще две клавиши расположились чуть выше и чуть ниже джойстика. Главной их особенностью, впрочем, как и одной из кнопок самого джойстика, является то, что их можно программировать по собственному вкусу.
Но и это еще не все. Для дополнительной функциональности экран Xtra Fine LCD с технологией TruBlack сделали не только поворотным, но и сенсорным, что не только упрощает визирование, но и позволяет получить быстрый доступ к ряду дополнительных опций.
Дисплей довольно большой, его диагональ составляет 7,5 см (3”). Как я уже упоминал, он – поворотный, однако поворачивается только вверх и вниз, что, впрочем, не снижает удобство визирования при съемке. Отдельно стоит отметить функцию автояркости, которая позволяет вполне комфортно пользоваться камерой и при достаточно ярком солнечном свете. Немного огорчило только, что для усиления контраста дисплей сделали глянцевым, что пагубно влияет на загрязнение пальцами. Так что носить с собой салфетку из микрофибры крайне рекомендуется.
Стоит признать, что как бы ни желали разработчики максимально упростить управление камерой, на первых порах неопытные пользователи наверняка немного растеряются. Если вы до сих пор не держали в руках «цифру» или решили перейти на NEX 5N с простой «мыльницы», то рекомендую вам просто не торопиться и активно пользоваться экранными подсказками.
Пунктов и всевозможных настроек немало, но каждый из них сопровождается выпадающим окошком, в котором вы получаете подробное объяснение, для чего нужна та или иная функция или раздел меню. Самое приятное, что разработчики не стали зацикливаться на технических терминах, в тексте подсказок приведены также некоторые интересные художественные приемы, которые вы можете использовать при создании своих фотошедевров. Если хотите просто почитать – в отдельном пункте меню имеется весь ассортимент инструкций целой «книжкой». Освоив же камеру и приемы обращения с ней, подсказки можно и отключить.
Что же касается самого процесса пользования камерой, то здесь нет никаких нареканий.
Камера действительно потрясающе удобна в обращении. Такое ощущение, что вы взяли в руки хороший переходной цифрокомпакт, только с увеличенным объективом и более широкими возможностями.
Визуально экран контрастный (отчасти благодаря глянцевому покрытию), яркий и информативный, что позволяет навести идеальный кадр. Новички, даже пользуясь полностью автоматическим режимом, могут, тем не менее, попробовать некоторые профессиональные приемы. Так, вы можете немного «размыть» фон, концентрируя акцент кадра на определенном объекте. Данный прием довольно широко используется в фотографии и называется «приоритетом диафрагмы». Пользуясь полуавтоматическими или ручными регулировками, для получения данного эффекта нужно будет применять установку именно с таким названием. К слову, кроме полностью автоматического режима iAuto, в камере имеется также стандартный набор ручных режимов A/P/S/M. Без всякого скепсиса стоит признать, что даже в полностью автоматическом режиме качество получаемых изображений можно спокойно сравнивать с качеством съемки, которое обеспечивают современные зеркальные фотоаппараты.
Для наведения резкости на отдельный объект достаточно просто «тапнуть» по экрану на объекте съемки. При этом, кроме автофокусировки, резкость можно наводить и вручную, первоначально включив эфу функцию в меню. При этом при ручной регулировке камера автоматически увеличивает на экране зону кадра, по которому легче оценить резкость.
Стоило ли сомневаться, что компания SONY не откажется и от своего потрясающего режима Sweep Panorama, в котором вы можете создавать как горизонтальные, так и вертикальные панорамы с разрешением до 23 мегапикселей и эффективным углом обзора до 226 градусов. Режимы съемки регулируются в меню. Есть также режим 3D-панорамы, снимки в котором можно смотреть на соответствующем телевизоре от все той же SONY. В отличие от любительских цифрокомпактов, камера NEX 5N делает однолинейные панорамные снимки, не записывая видеоролик, а именно делая серию кадров подряд. Это в большой мере повышает качество снимка, однако «озвучка» процесса, состоящая из продолжительного «треска» затвора, поначалу изрядно раздражает. К тому же режим панорамы крайне чувствителен к перекосам. Лучше снимать со штатива или иметь очень твердые руки, ведь при малейшем неверном движении камера «сбрасывает» кадр и приходится начинать сначала.
Любители эффектов наверняка придут в восторг от «творческих» режимов, позволяющих активировать различные фильтры: взрывной цвет (Pop Colour), ретро (Retro Photo), яркий тон (High-key), высококонтрастный монохромный (High Contrast Monochrome), игрушечная камера (Toy Camera); постеризация — цветная, черно-белая (Posterisation); частичный цвет — красный, желтый, синий, зеленый (Partial Colour).
Благодаря чувствительной матрице с широким диапазоном ISO (100 - 3200 ISO, ISO6400, ISO12800 и даже ISO25600) можно фотографировать в темное время суток с рук и даже не пользоваться вспышкой. Для страховки в режиме съемки с рук в сумерках (есть и такой) камера делает сразу пять кадров, выбирая один идеальный.
Есть в камере и функции оптимизации динамического диапазона (DRO) и автоматического создания HDR-изображения. В последнем случае камера делает сразу несколько кадров, после чего на карте памяти появляется обычный и оптимизированный снимок. В итоге вы можете выбрать тот, что вам понравится больше.
Что касается объективов, то я бы посоветовал вам при покупке камеры изначально присмотреться к «кИту» (комплекту), состоящему из самой камеры и «блинчика» - объектива 2,8/16 мм без возможности ручного оптического увеличения. На худой конец, если не злоупотреблять, можно воспользоваться и цифровым зумом.
«Блинчик» обеспечивает эквивалентное фокусное расстояние в 24 мм, что очень хорошо подходит для съемки панорам и пейзажей. Так, его удобно взять с собой на отдых, когда чаще всего приходится снимать именно общие планы. Для портретной съемки можно также захватить второй по габаритам объектив 18-55/3.5-5.6 с возможностью регулировки оптического зума и встроенным оптическим стабилизатором. Его удобно просто носить с собой, так как в пристегнутом состоянии он увеличивает толщину камеры до 10 см.
Итог: потрясающе компактная камера с характеристиками, присущими современным «зеркалкам». Отличный набор сцен и дополнительных эффектов, сенсорный поворотный экран, возможность использования дополнительных аксессуаров и большого набора объективов, поддержка форматов JPEG и RAW. Скептикам практичности беззеркалок могу сказать, что линейка камер Sony NEX с байонетом E стремительно обзаводится парком оптики. В арсенале уже есть объектив 3,5/30 мм, предназначенный для макрофотографии, длиннофокусный 55–210 мм, объектив высшего класса Zeiss 24 мм c большим относительным отверстием 1,8 и две насадки на «блинчик» 16 мм, которые делают из него сверхширокоугольник. Есть также объектив «рыбий глаз» и многие другие. К тому же многие подводные фотографы поглядывают в сторону компактной камеры, а ряд известных изготовителей подводного снаряжения уже продает боксы для Sony NEX-5N.
В таком случае, возможно, стоит брать с собой на отдых только объективы и компактную камеру, а не огромного зеркального «монстра»?
Цифровая фотокамера Sony Alpha NEX-5N предоставлена для обзора сетью магазинов slot.by.
Иван Ковалев
Как в такой ситуации поступать настоящим любителям «зеркального» качества? Брать с собой компакт? Да, но не простой, а беззеркальный. Данный класс цифровых фотокамер появился на рынке сравнительно недавно, однако довольно быстро сумел завоевать определенную популярность. Правда, стоит сказать, что первоначально, да, в принципе, и до сих пор, некоторые профессиональные фотографы относятся к новинке довольно скептически. Ну не верится им, что небольшой фотоаппарат, лишенный того самого пресловутого «зеркала», отбрасывающего изображение с объектива в глазок видоискателя, пусть даже и с возможностью применять сменные объективы и с полноценно функциональными ручными настройками параметров съемки, сможет повторить качество снимков, созданных дорогими зеркальными агрегатами.
Однако достаточно вспомнить, как недолго те же самые фотографы сопротивлялись переходу с пленочных камер на цифровые. Примерно столько же, сколько меломаны отвыкали от винила и кассет, признавая компакт-диски и, впоследствии – MP3.
К тому же стоит сказать, что именно отказ от зеркала привел к возможности сократить рабочий отрезок между объективом и матрицей, сохранив, тем не менее, ее размеры и, в итоге, качество снимков. Ведь именно от большого сенсора можно добиться малых шумов и хорошего управления глубиной резкости.
Однако стоит признать, что компания SONY не сразу появилась на рынке беззеркальных или, как их еще называют – гибридных или системных фотокамер. Гиганты-конкуренты Olympus, Panasonic и Samsung задолго до нее успели выпустить несколько моделей своих беззеркальных камер. Но именно SONY смогла создать действительно компактные камеры NEX-3 и NEX-5 с серьезными APC-S-матрицами и вторичными характеристиками, практически полностью сопоставимыми с серьезными «зеркалками». Стоит признать, что камеры были приняты весьма благосклонно, несмотря на ряд «шероховатостей», на которые одни закрывали глаза, а другие предпочли подождать, когда конструкторы компании выпустят обновленные версии.
И вот они появились. Преемником камеры NEX-3 стала модель NEX-C3, а NEX-5 «породила» NEX-5N. Она-то мне и попала недавно в руки.
Признаться честно, несмотря на возможность замены объектива, как признак «серьезности» и профессионализма, я изначально довольно скептически отнесся к данному гаджету.
А как вы хотели? Камера, если отстегнуть объектив, смотрится как обычный цифрокомпакт, и даже не самый крупный.
А если поставить рядом «зеркалку»? Причем даже скорее продвинутую, а не настоящую профессиональную…
Правда, в последнем случае есть одна оговорка. На профессиональную камеру накручен «китовый» объектив 18-55 мм, а на N5, тоже китовый, но компактный «блинчик» 16 мм.
Для съемок пейзажей и панорам в путешествиях и такого объектива будет более чем достаточно, тем более что как раз компактность камеры на таких съемках – немаловажный параметр, а для более сложных кадров можно приобрести и носить с собой еще один объектив, например 18-55 мм, который расширит возможности камеры, но, правда, и увеличит ее габариты примерно до 10 см по крайней толщине. В любом случае «зеркалка» все равно оставалась бы на 5 см толще и значительно тяжелее.
Итак, с габаритными преимуществами мы разобрались. Теперь посмотрим на саму «игрушку».
Корпус камеры выполнен из металла и потому очень прочный, хоть и слегка увесистый. Это камере только на пользу, так как если вы будете снимать со штатива с большим объективом, камере придется удерживать на своем шасси не только собственный, но и дополнительный вес. А он может быть весьма внушительным.
Дело в том, что премудрая компания SONY решила установить довольно высокую планку в плане универсальности камеры, «заткнув» тем самым конкурентов «за пояс».
Конструкторы сконструировали для NEX-5N, впрочем, как и для всех камер этой серии, универсальный байонет Sony E (eighteen, от англ. «восемнадцать»). Цифра в данном случае обозначает рабочий отрезок в 18 мм, что позволяет без проблем использовать любые фото- и кинообъективы. Прямо на сам байонет легко садится целый арсенал фирменных объективов, выпущенных компанией, но это только «цветочки». С помощью специального адаптера LA-EA1 можно превратить камеру в буквальном смысле в настоящую «зеркалку», обеспечив совместимость с семейством из объективов и телеконвертеров Sony Alfa, а также с рядом других объективов прежних версий.
Так вы получаете возможность оперировать объективами с разным фокусным расстоянием для обслуживания оптимальных условий для съемки. Однако на объективах SONY «свет клином» не сошелся. Для камеры разработали специальный переходник, на систему стандарта Minolta AF, который без всяких проблем позволяет использовать объективы Minolta и Konica Minolta с байонетом типа A с механическим приводом диафрагмы. Впоследствии компания SONY еще и обновила программное обеспечение, что позволило приспособить камеру для работы со старыми объективами, имеющими собственный мотор для автофокуса.
В общем, получается, что компактная камера, которая без объектива или с «блинчиком» 16 мм легко поместится в кармане, приобретает возможности приличной «зеркалки» буквально одним движением – сменой объектива.
Однако не обошлось в этой универсальности и без определенных «уступок». Дело в том, что, приближаясь к профессиональным зеркалкам, Sony Alpha NEX-5N все равно не сможет в полной мере их заменить.
Во-первых – камера не имеет «горячего башмака» для установки приличной вспышки. Причем от вспышки как таковой конструкторы не отказались. Они даже пошли дальше, разработав специальный многофункциональный разъем, к которому и подключается небольшая мини-вспышка, идущая в комплекте с камерой. Вот только по своим параметрам данный гаджет очень близок к вспышкам, которые обычно встраивают в любительские цифрокомпакты. Кроме того, как и в последних, вспышка в NEX 5N работает с предварительным оценочным импульсом, что делает невозможной синхронизацию со студийными вспышками.
Зато к камере можно приобрести беспроводной пульт ДУ, что опять же добавляет ей «профессиональных навыков».
Однако многие скажут: что за «зеркалка» да без оптического видоискателя? Правильно, так думали и конструкторы, потому для NEX 5N можно приобрести один из двух дополнительных аксессуаров: приставку с оптическим или электронным видоискателем, которая присоединяется к многофункциональному разъему.
Кроме того, к разъему можно подключить внешний направленный микрофон, что пригодится любителям видеосъемки, тем более, что Sony NEX 5N способна снимать качества Full HD с разрешением 1920х1080 и частотой до 50 кадров/с.
Данную возможность камера, в частности, получила благодаря продвинутой APS-C CMOS-матрице Exmor HD (23,6х15,8 мм, кроп-фактор 1,5) с рабочим разрешением 16,2 Мп, позволяющую создавать снимки до 4912x3264 пикселей. Как и у всех «зеркалок», матрица камеры Sony NEX 5N так же снабжена системой защиты от пыли (в народе - «пылетряс»).
На левой грани корпуса камеры разместился интерфейс miniHDMi, что позволяет вывести изображение с экрана на большой монитор, и miniUSB, каждый под своей заглушкой. Справа вы не найдете ничего, кроме проушины для ремешка, а на нижнем торце находятся резьба под штатив и отсек для карты памяти и батареи.
В плане управления Sony NEX 5N оказалась весьма своеобразной.
Имея практически все те же возможности, которыми обладает хорошая «зеркалка», камера Sony NEX 5N, само собой, нуждается и в наличии немалого количества клавиш управления. И если на большом корпусе зеркальной фотокамеры их разместить не так сложно, то что делать, когда корпус сопоставим с цифрокомпактом?
Дизайнеры решили вопрос очень просто. Они оставили на корпусе лишь самое необходимое.
В правой верхней части камеры расположилась кнопка спуска затвора, переключатель ON/OFF, кнопка перехода в режим просмотра отснятого материала, а также клавиша начала видеозаписи.
Задняя панель содержит четырехпозиционный джойстик с кнопкой в центре и поворотным колесиком вокруг. Еще две клавиши расположились чуть выше и чуть ниже джойстика. Главной их особенностью, впрочем, как и одной из кнопок самого джойстика, является то, что их можно программировать по собственному вкусу.
Но и это еще не все. Для дополнительной функциональности экран Xtra Fine LCD с технологией TruBlack сделали не только поворотным, но и сенсорным, что не только упрощает визирование, но и позволяет получить быстрый доступ к ряду дополнительных опций.
Дисплей довольно большой, его диагональ составляет 7,5 см (3”). Как я уже упоминал, он – поворотный, однако поворачивается только вверх и вниз, что, впрочем, не снижает удобство визирования при съемке. Отдельно стоит отметить функцию автояркости, которая позволяет вполне комфортно пользоваться камерой и при достаточно ярком солнечном свете. Немного огорчило только, что для усиления контраста дисплей сделали глянцевым, что пагубно влияет на загрязнение пальцами. Так что носить с собой салфетку из микрофибры крайне рекомендуется.
Стоит признать, что как бы ни желали разработчики максимально упростить управление камерой, на первых порах неопытные пользователи наверняка немного растеряются. Если вы до сих пор не держали в руках «цифру» или решили перейти на NEX 5N с простой «мыльницы», то рекомендую вам просто не торопиться и активно пользоваться экранными подсказками.
Пунктов и всевозможных настроек немало, но каждый из них сопровождается выпадающим окошком, в котором вы получаете подробное объяснение, для чего нужна та или иная функция или раздел меню. Самое приятное, что разработчики не стали зацикливаться на технических терминах, в тексте подсказок приведены также некоторые интересные художественные приемы, которые вы можете использовать при создании своих фотошедевров. Если хотите просто почитать – в отдельном пункте меню имеется весь ассортимент инструкций целой «книжкой». Освоив же камеру и приемы обращения с ней, подсказки можно и отключить.
Что же касается самого процесса пользования камерой, то здесь нет никаких нареканий.
Камера действительно потрясающе удобна в обращении. Такое ощущение, что вы взяли в руки хороший переходной цифрокомпакт, только с увеличенным объективом и более широкими возможностями.
Визуально экран контрастный (отчасти благодаря глянцевому покрытию), яркий и информативный, что позволяет навести идеальный кадр. Новички, даже пользуясь полностью автоматическим режимом, могут, тем не менее, попробовать некоторые профессиональные приемы. Так, вы можете немного «размыть» фон, концентрируя акцент кадра на определенном объекте. Данный прием довольно широко используется в фотографии и называется «приоритетом диафрагмы». Пользуясь полуавтоматическими или ручными регулировками, для получения данного эффекта нужно будет применять установку именно с таким названием. К слову, кроме полностью автоматического режима iAuto, в камере имеется также стандартный набор ручных режимов A/P/S/M. Без всякого скепсиса стоит признать, что даже в полностью автоматическом режиме качество получаемых изображений можно спокойно сравнивать с качеством съемки, которое обеспечивают современные зеркальные фотоаппараты.
Для наведения резкости на отдельный объект достаточно просто «тапнуть» по экрану на объекте съемки. При этом, кроме автофокусировки, резкость можно наводить и вручную, первоначально включив эфу функцию в меню. При этом при ручной регулировке камера автоматически увеличивает на экране зону кадра, по которому легче оценить резкость.
Стоило ли сомневаться, что компания SONY не откажется и от своего потрясающего режима Sweep Panorama, в котором вы можете создавать как горизонтальные, так и вертикальные панорамы с разрешением до 23 мегапикселей и эффективным углом обзора до 226 градусов. Режимы съемки регулируются в меню. Есть также режим 3D-панорамы, снимки в котором можно смотреть на соответствующем телевизоре от все той же SONY. В отличие от любительских цифрокомпактов, камера NEX 5N делает однолинейные панорамные снимки, не записывая видеоролик, а именно делая серию кадров подряд. Это в большой мере повышает качество снимка, однако «озвучка» процесса, состоящая из продолжительного «треска» затвора, поначалу изрядно раздражает. К тому же режим панорамы крайне чувствителен к перекосам. Лучше снимать со штатива или иметь очень твердые руки, ведь при малейшем неверном движении камера «сбрасывает» кадр и приходится начинать сначала.
Любители эффектов наверняка придут в восторг от «творческих» режимов, позволяющих активировать различные фильтры: взрывной цвет (Pop Colour), ретро (Retro Photo), яркий тон (High-key), высококонтрастный монохромный (High Contrast Monochrome), игрушечная камера (Toy Camera); постеризация — цветная, черно-белая (Posterisation); частичный цвет — красный, желтый, синий, зеленый (Partial Colour).
Благодаря чувствительной матрице с широким диапазоном ISO (100 - 3200 ISO, ISO6400, ISO12800 и даже ISO25600) можно фотографировать в темное время суток с рук и даже не пользоваться вспышкой. Для страховки в режиме съемки с рук в сумерках (есть и такой) камера делает сразу пять кадров, выбирая один идеальный.
Есть в камере и функции оптимизации динамического диапазона (DRO) и автоматического создания HDR-изображения. В последнем случае камера делает сразу несколько кадров, после чего на карте памяти появляется обычный и оптимизированный снимок. В итоге вы можете выбрать тот, что вам понравится больше.
Что касается объективов, то я бы посоветовал вам при покупке камеры изначально присмотреться к «кИту» (комплекту), состоящему из самой камеры и «блинчика» - объектива 2,8/16 мм без возможности ручного оптического увеличения. На худой конец, если не злоупотреблять, можно воспользоваться и цифровым зумом.
«Блинчик» обеспечивает эквивалентное фокусное расстояние в 24 мм, что очень хорошо подходит для съемки панорам и пейзажей. Так, его удобно взять с собой на отдых, когда чаще всего приходится снимать именно общие планы. Для портретной съемки можно также захватить второй по габаритам объектив 18-55/3.5-5.6 с возможностью регулировки оптического зума и встроенным оптическим стабилизатором. Его удобно просто носить с собой, так как в пристегнутом состоянии он увеличивает толщину камеры до 10 см.
Итог: потрясающе компактная камера с характеристиками, присущими современным «зеркалкам». Отличный набор сцен и дополнительных эффектов, сенсорный поворотный экран, возможность использования дополнительных аксессуаров и большого набора объективов, поддержка форматов JPEG и RAW. Скептикам практичности беззеркалок могу сказать, что линейка камер Sony NEX с байонетом E стремительно обзаводится парком оптики. В арсенале уже есть объектив 3,5/30 мм, предназначенный для макрофотографии, длиннофокусный 55–210 мм, объектив высшего класса Zeiss 24 мм c большим относительным отверстием 1,8 и две насадки на «блинчик» 16 мм, которые делают из него сверхширокоугольник. Есть также объектив «рыбий глаз» и многие другие. К тому же многие подводные фотографы поглядывают в сторону компактной камеры, а ряд известных изготовителей подводного снаряжения уже продает боксы для Sony NEX-5N.
В таком случае, возможно, стоит брать с собой на отдых только объективы и компактную камеру, а не огромного зеркального «монстра»?
Цифровая фотокамера Sony Alpha NEX-5N предоставлена для обзора сетью магазинов slot.by.
Иван Ковалев
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2012 год в рубрике hard