Новая серия стабилизаторов напряжения ZTY компании Vivaldi на основе моторизированных автотрансформаторов
Насколько совершенными не становились бы сети электропитания, но периодические проблемы с ними имеют место быть. В более благоприятных условиях нюансы могут считаться нечастыми и некритичными, на менее же надежных участках качество электропитания может быть настолько пониженным, что сложная техника теряет свою работоспособность. В общем, дополнительные средства защиты пока еще рано списывать со счетов. Сегодня мы пристально посмотрим на новую серию стабилизаторов сетевого напряжения ZTY компании Vivaldi. И сразу же надо отметить, что эти устройства несколько отличаются от подавляющего большинства подобной техники. Как правило, бытовые стабилизаторы выполнены на основе автотрансформатора с несколькими отводами, которые коммутируются электромагнитными реле. Решение достаточно простое и быстродействующее. Однако есть у него и существенный недостаток, так как точность регулировки в лучшем случае достигает ±10%. Устройства серии ZTY реализованы на основе моторизированного автотрансформатора, что позволяет говорить о паспортной точности регулирования на уровне ±3%. Это очень хорошо, но теперь время реакции растягивается от единиц миллисекунд до фактически секунд, необходимых на перемещение штока. Хотя в ряде случаев подобная инертность даже может оказаться полезной. В качестве примера можно привести различные пригородные сети или сети электропитания в промышленных районах, где относительно мощные нагрузки в момент включения провоцируют просадку напряжения, а при отключении – чрезмерное его возрастание. Здесь плавная регулировка придется кстати. Как все это будет работать на практике, расскажем чуть ниже. В нашем распоряжении оказался практически весь модельный ряд ZTY, и мы рассмотрим все устройства, но тестированию подвергнем лишь младшую модель мощностью 1 кВА.
Комплект поставки
Все устройства данной серии продаются практически с одинаковым комплектом поставки. Естественно, модели с небольшой мощностью помещают в коробки соответствующего размера, а крупногабаритные стабилизаторы упаковываются с использованием небольших поддонов. В стандартный комплект поставки входит неплохая русскоязычная инструкция. Надо отметить, что она довольно краткая, но вся приведенная информация очень полезная. Поэтому мы настоятельно рекомендуем изучить эту книжечку перед началом работы.
Vivaldi ZTY-1KVA
Первое положительное впечатление от новой серии стабилизаторов Vivaldi обусловлено конструкцией их корпуса. Дело в том, что абсолютно все модели изготавливаются в надежных металлических корпусах белого цвета. С точки зрения пожарной безопасности это неоспоримый плюс, так как никакой пластик не сравнится с металлом. Тем более, что мы говорим о вполне себе бюджетных устройствах. Передняя панель модели мощностью 1 кВА максимально простая. В верхней части установлен аналоговый вольтметр, с помощью которого можно судить о величине выходного напряжения. Шкала, конечно, не слишком точная, но наличие даже такого прибора в младшей модели лучше, чем его отсутствие. Снизу расположены три светодиода. Один горит в нормальном режиме работы, второй показывает превышение допустимого порога входного напряжения, третий – слишком низкую входную амплитуду.
Сзади можно увидеть две выходные розетки с защитными шторками, выключатель питания и обычный плавкий предохранитель. Провод для подключения к сети прикреплен стационарно, его длина составляет около 115 сантиметров. Кроме этого, здесь же имеется небольшое отверстие для доступа к подстроечному резистору, которым можно регулировать величину выходного напряжения. Насколько – изучим далее.
Внутри стабилизатор сделан достаточно просто. И это не так уж плохо, поскольку чем меньше использовано различных узлов, тем ниже получается вероятность выхода из строя. Центральным элементом является автотрансформатор на тороидальном сердечнике. Витки медного провода на одном из его торцов аккуратно зачищены и отфрезерованы так, что образуется практически идеальная плоскость, по которой ходит графитовая съемная щетка. В движение она приводится небольшим двигателем, расположенным в изолирующем стакане внутри трансформатора. Крайние положения обозначаются с использованием обычных микропереключателей. Плата управления полностью аналоговая. Здесь нет никаких микроконтроллеров и прочих сложных решений. Одной единственной микросхемы НА17324А, которая представляет собой сборку из четырех операционных усилителей, вполне хватает для реализации нескольких компараторов, собственно и отдающих команду двигателю, в какую сторону нужно перемещать шток, чтобы выровнять выходное напряжение. Конструкция проста до безобразия, но качественный уровень исполнения никаких претензий не вызывает, посмотрим, как она будет работать на практике.
Практическое тестирование модели ZTY-1KVA
Приступая к тестированию, для начала мы изучили влияние подстроечного резистора на задней панели стабилизатора. Оказалось, что выходное напряжение можно регулировать в очень широких пределах. Например, при нормальных входных параметрах (220 В) на выходе получается установить 190- 270 В. И отсюда можно сделать сразу два вывода. Во-первых, такие вольности, оставленные в открытом доступе для пользователя, действительно могут быть удобными в некоторых случаях. Во-вторых, если вы не имеете хотя бы минимального опыта и измерительных приборов, то регулировку лучше не трогать. По умолчанию ZTY-1KVA оказался сконфигурирован на 220 В.
Точность регулирования напряжения практически полностью совпадает с заявленными данными. При изменении входных параметров от 160 до 260 В напряжение на выходе составляет 220 В. Отклонение действительно описывается лишь парой процентов. Однако несложно заметить, что на характеристике есть два типичных участка, когда автотрансформатор уже не способен выдерживать такую точность, но нагрузка еще не отключается. Это участки от 160 до 140 В и от 260 до 280 В, но даже при столь критичных отклонениях выходные параметры все равно позволяют сохранить нормальную работоспособность большинства техники. То есть даже в нештатном режиме работы ZTY-1KVA обеспечивает точность не хуже, чем у релейных стабилизаторов. С температурным режимом работы никаких нареканий не возникает. Автотрансформатор не разогревается свыше 50 градусов по Цельсию даже при длительной работе на номинальных параметрах, что абсолютно безопасно. До 70 градусов греется только графитовая щетка, не зря, оказывается, на ней установлен дополнительный радиатор. Причем далее вы наглядно увидите, что с ростом мощности адекватно возрастают и размеры радиатора, что показывает продуманность конструкции.
Vivaldi ZTY-2KVA, ZTY-3KVA и ZTY-5KVA
Более мощные модели в этой линейке сделаны очень похожими. Можно сказать, что рост мощности отражается только в размерах автотрансформаторов и сопутствующих этому нюансах. Модели на 2 и 3 кВА внешне выглядят практически идентично, естественно, если не считать габариты корпусов. Сами же трансформаторы стали ощутимо массивнее, и здорово увеличились размеры радиаторов охлаждения на графитовых щетках.
Модель на 5 кВА выполнена уже несколько иначе. Она по-прежнему является напольной, но здесь вместо розеток уже используется клеммная колодка, к которой необходимо присоединять провода. Для включения и защиты служит автомат.
Vivaldi ZTY-10KVA и ZTY-20KVA
Модели мощностью 10 и 20 кВА выполнены в виде невысоких шкафчиков, которые устанавливаются на колесиках. Эти стабилизаторы трехфазные, поэтому в них используется по три мощных автотрансформатора и три похожих платы управления на НА17324А. Как видим, суть системы не меняется даже в самых серьезных образцах линейки. На передних панелях расположены автоматы включения, светодиодные индикаторы и вполне полноценные вольтметры. Чтобы посмотреть напряжение на каждой фазе, необходимо пользоваться галетным переключателем на три положения. Доступ к внутренностям получить максимально просто, так как передняя дверца легко открывается.
Автотрансформаторы установлены на полочках в горизонтальном положении, а рядом смонтированы платы. Открытым остается лишь вопрос о том, как будет отключаться нагрузка во время аварии, поскольку никаких средств для этого не предусмотрено.
Заключение
В итоге можно сказать, что стабилизаторы серии ZTY компании Vivaldi проявили себя достаточно интересно. В силу использования моторизированных автотрансформаторов действительно удается добиться отличной точности регулирования в широком диапазоне входных напряжений. Поэтому мы рекомендуем применять подобные устройства в тех областях, где требуется поддержание постоянной амплитуды. Прежде всего, это различные пригородные сети, промышленные районы, да и вообще любые участки, где напряжение может быть нестабильным само по себе, или проседать и повышаться вследствие работы мощных потребителей. Особенно интересно в этом плане выглядят трехфазные модели, так как они позволяют осуществить протекцию целого дома или коттеджа. Причем с ростом мощности адекватно изменяются и конструкционные параметры, за счет чего все стабилизаторы ZTY полностью соответствуют заявленным данным.
Василий Запотылок
Комплект поставки
Все устройства данной серии продаются практически с одинаковым комплектом поставки. Естественно, модели с небольшой мощностью помещают в коробки соответствующего размера, а крупногабаритные стабилизаторы упаковываются с использованием небольших поддонов. В стандартный комплект поставки входит неплохая русскоязычная инструкция. Надо отметить, что она довольно краткая, но вся приведенная информация очень полезная. Поэтому мы настоятельно рекомендуем изучить эту книжечку перед началом работы.
Vivaldi ZTY-1KVA
Первое положительное впечатление от новой серии стабилизаторов Vivaldi обусловлено конструкцией их корпуса. Дело в том, что абсолютно все модели изготавливаются в надежных металлических корпусах белого цвета. С точки зрения пожарной безопасности это неоспоримый плюс, так как никакой пластик не сравнится с металлом. Тем более, что мы говорим о вполне себе бюджетных устройствах. Передняя панель модели мощностью 1 кВА максимально простая. В верхней части установлен аналоговый вольтметр, с помощью которого можно судить о величине выходного напряжения. Шкала, конечно, не слишком точная, но наличие даже такого прибора в младшей модели лучше, чем его отсутствие. Снизу расположены три светодиода. Один горит в нормальном режиме работы, второй показывает превышение допустимого порога входного напряжения, третий – слишком низкую входную амплитуду.
Сзади можно увидеть две выходные розетки с защитными шторками, выключатель питания и обычный плавкий предохранитель. Провод для подключения к сети прикреплен стационарно, его длина составляет около 115 сантиметров. Кроме этого, здесь же имеется небольшое отверстие для доступа к подстроечному резистору, которым можно регулировать величину выходного напряжения. Насколько – изучим далее.
Внутри стабилизатор сделан достаточно просто. И это не так уж плохо, поскольку чем меньше использовано различных узлов, тем ниже получается вероятность выхода из строя. Центральным элементом является автотрансформатор на тороидальном сердечнике. Витки медного провода на одном из его торцов аккуратно зачищены и отфрезерованы так, что образуется практически идеальная плоскость, по которой ходит графитовая съемная щетка. В движение она приводится небольшим двигателем, расположенным в изолирующем стакане внутри трансформатора. Крайние положения обозначаются с использованием обычных микропереключателей. Плата управления полностью аналоговая. Здесь нет никаких микроконтроллеров и прочих сложных решений. Одной единственной микросхемы НА17324А, которая представляет собой сборку из четырех операционных усилителей, вполне хватает для реализации нескольких компараторов, собственно и отдающих команду двигателю, в какую сторону нужно перемещать шток, чтобы выровнять выходное напряжение. Конструкция проста до безобразия, но качественный уровень исполнения никаких претензий не вызывает, посмотрим, как она будет работать на практике.
Практическое тестирование модели ZTY-1KVA
Приступая к тестированию, для начала мы изучили влияние подстроечного резистора на задней панели стабилизатора. Оказалось, что выходное напряжение можно регулировать в очень широких пределах. Например, при нормальных входных параметрах (220 В) на выходе получается установить 190- 270 В. И отсюда можно сделать сразу два вывода. Во-первых, такие вольности, оставленные в открытом доступе для пользователя, действительно могут быть удобными в некоторых случаях. Во-вторых, если вы не имеете хотя бы минимального опыта и измерительных приборов, то регулировку лучше не трогать. По умолчанию ZTY-1KVA оказался сконфигурирован на 220 В.
Точность регулирования напряжения практически полностью совпадает с заявленными данными. При изменении входных параметров от 160 до 260 В напряжение на выходе составляет 220 В. Отклонение действительно описывается лишь парой процентов. Однако несложно заметить, что на характеристике есть два типичных участка, когда автотрансформатор уже не способен выдерживать такую точность, но нагрузка еще не отключается. Это участки от 160 до 140 В и от 260 до 280 В, но даже при столь критичных отклонениях выходные параметры все равно позволяют сохранить нормальную работоспособность большинства техники. То есть даже в нештатном режиме работы ZTY-1KVA обеспечивает точность не хуже, чем у релейных стабилизаторов. С температурным режимом работы никаких нареканий не возникает. Автотрансформатор не разогревается свыше 50 градусов по Цельсию даже при длительной работе на номинальных параметрах, что абсолютно безопасно. До 70 градусов греется только графитовая щетка, не зря, оказывается, на ней установлен дополнительный радиатор. Причем далее вы наглядно увидите, что с ростом мощности адекватно возрастают и размеры радиатора, что показывает продуманность конструкции.
Vivaldi ZTY-2KVA, ZTY-3KVA и ZTY-5KVA
Более мощные модели в этой линейке сделаны очень похожими. Можно сказать, что рост мощности отражается только в размерах автотрансформаторов и сопутствующих этому нюансах. Модели на 2 и 3 кВА внешне выглядят практически идентично, естественно, если не считать габариты корпусов. Сами же трансформаторы стали ощутимо массивнее, и здорово увеличились размеры радиаторов охлаждения на графитовых щетках.
Модель на 5 кВА выполнена уже несколько иначе. Она по-прежнему является напольной, но здесь вместо розеток уже используется клеммная колодка, к которой необходимо присоединять провода. Для включения и защиты служит автомат.
Vivaldi ZTY-10KVA и ZTY-20KVA
Модели мощностью 10 и 20 кВА выполнены в виде невысоких шкафчиков, которые устанавливаются на колесиках. Эти стабилизаторы трехфазные, поэтому в них используется по три мощных автотрансформатора и три похожих платы управления на НА17324А. Как видим, суть системы не меняется даже в самых серьезных образцах линейки. На передних панелях расположены автоматы включения, светодиодные индикаторы и вполне полноценные вольтметры. Чтобы посмотреть напряжение на каждой фазе, необходимо пользоваться галетным переключателем на три положения. Доступ к внутренностям получить максимально просто, так как передняя дверца легко открывается.
Автотрансформаторы установлены на полочках в горизонтальном положении, а рядом смонтированы платы. Открытым остается лишь вопрос о том, как будет отключаться нагрузка во время аварии, поскольку никаких средств для этого не предусмотрено.
Заключение
В итоге можно сказать, что стабилизаторы серии ZTY компании Vivaldi проявили себя достаточно интересно. В силу использования моторизированных автотрансформаторов действительно удается добиться отличной точности регулирования в широком диапазоне входных напряжений. Поэтому мы рекомендуем применять подобные устройства в тех областях, где требуется поддержание постоянной амплитуды. Прежде всего, это различные пригородные сети, промышленные районы, да и вообще любые участки, где напряжение может быть нестабильным само по себе, или проседать и повышаться вследствие работы мощных потребителей. Особенно интересно в этом плане выглядят трехфазные модели, так как они позволяют осуществить протекцию целого дома или коттеджа. Причем с ростом мощности адекватно изменяются и конструкционные параметры, за счет чего все стабилизаторы ZTY полностью соответствуют заявленным данным.
Василий Запотылок
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2012 год в рубрике hard