Япония теряет телевизоры

Японские производители телевизоров терпят многомиллиардные убытки. В результате одни из них вынуждены сворачивать производство вовсе, другие – переносить его за границу, третьи – осваивать принципиально новые технологии. Но в любом случае «телевизионный» сегмент японской электронной индустрии переживает глубокий кризис.

Причем, что интересно, сам по себе спрос на плоские компьютеризированные телевизоры вовсе не падает. По мнению экспертов, телевизоры с плоским экраном диагоналями от 32 до 44 дюймов в следующем году отметят наибольший рост на таких рынках, как Китай, Южная и Центральная Америка и Россия. Рынки ТВ в странах с развитой экономикой уже в наибольшей степени стабилизировались, и, по сравнению с развивающимися странами, не достигнут столь значительного роста, в отличие от последних, население которых стремится заменить старые ЭЛТ-устройства на новые телевизоры с плоским экраном.

Наиболее значимым стимулом к замене телевизоров на развивающихся рынках является желание обменять устройство на большую диагональ, а также стремление приобрести ТВ с плоским экраном и улучшенным качеством картинки. Агентство DisplaySearch отмечает, что цены во многом влияют на решения о приобретении, и являются ключевым стимулом увеличения проникновения телевизоров с плоским экраном и сокращения сроков цикла замены. Однако с японскими производителями злую шутку сыграли как раз довольно высокие цены на их продукцию. С начала 2011-го японские производители электроники несут огромные убытки из-за падения продаж телевизоров. Panasonic за год потерял $9,68 млрд, Sony – $5,7 млрд. Сказались природные катастрофы, кризис в Европе и крепость йены. Японские компании уступают рынок телевизоров производителям из Китая и Южной Кореи.

Более подробная картина такова: Panasonic Corporation по итогам завершившегося 31 марта 2011-2012 финансового года получил $9,68 млрд чистого убытка по сравнению с чистой прибылью в $927 млн годом ранее, сообщила компания 11 мая. Это крупнейший убыток за всю историю компании, которая существует 77 лет.

Объемы продаж Panasonic за год снизились на 10% – с $109,6 млрд до $97,78 млрд, в том числе на иностранных рынках на 12%.

«В 2012 финансовом году условия ведения бизнеса в Японии и за рубежом ухудшились в связи с рядом факторов, в числе которых нехватка электроснабжения из-за землетрясения в Японии, нарушение цепочки поставок из-за наводнения в Таиланде, европейский кризис, а также укрепление йены», – объясняют в компании.

На результатах отразились и значительные затраты на реструктуризацию, в том числе на программу сокращения 17 тысяч рабочих мест. Тем не менее количество сотрудников Panasonic после сокращений составило около 350 тыс. человек – это в три раза больше, чем у Samsung, и в два раза больше, чем у Sony.

Значительные убытки Panasonic принесло производство телевизоров. Продажи аудио- и видеоаппаратуры в прошлом финансовом году сократились на 21%. В прошлом году Panasonic продала 17,5 млн телевизоров с плоским экраном, а в этом году ожидает снижения продаж до 15,5 млн.

Снижение спроса на телевизоры ставит под удар ключевой бизнес Panasonic: компания активно развивает производство плазменных панелей и широкоформатных экранов. Чтобы поддержать телевизионный бизнес, Panasonic продала японский завод по производству LCD-телевизоров и планирует расширить линейку моделей с большим экраном, так как на этом рынке конкуренция менее жесткая.

Корпорация Sony также объявила о рекордных убытках, связанных со слабой экономикой США и Европы, а также природными катастрофами. За год Sony получила $5,7 млрд убытков, тогда как в прошлом году – $3,26 млрд. Объем продаж сократился на 9,6% до $79,1 млрд. Продажи телевизоров упали на 30%, смартфонов и мобильных устройств – почти на 13%.

В текущем финансовом году Sony планирует восстановить рентабельность за счет развития производства фотоаппаратов, игровой продукции и смартфонов. В Sony ждут прибыли в $376 млн и рост объемов продаж на уровне 14% ($92 млрд). Panasonic также намерен вернуться на прибыльный уровень, заработав $626 млн и увеличив продажи.

Компании не должны быть «слишком оптимистичны» в своих прогнозах, считает ведущий экономист SMBC Friend Research Center Хироши Сакаи: «Японские производители электроники надеются показать рост после тяжелого года, но смогут ли они достичь этого, зависит от того, каким образом они перестроят свой ключевой бизнес. Они должны отказаться от убыточных подразделений, сосредоточиться на прибыльных и перестроить всю структуру организации бизнеса».

«Было время, когда именно японские производители телевизоров вытесняли зарубежных конкурентов своими инновациями, но теперь пришло время взять первенство Южной Корее», – констатирует независимый эксперт Осаму Катаяма.

Японские высокотехнологичные корпорации не раз жаловались на жесткую конкуренцию со стороны китайских и южнокорейских компаний. Так, за три месяца 2012 года южнокорейский производитель телевизоров LG удвоил операционную прибыль подразделения по выпуску телевизоров до $189 млн, рентабельность увеличилась с 2% до 4,1%. В Samsung данные по объемам продаж телевизоров не раскрывают.

«Раньше, если вы хотели приобрести надежный телевизор, то ориентировались на Sharp, Panasonic или Sony, но из-за высокого роста качества и доступности южнокорейских и китайских производителей ситуация начала меняться», – объясняет старший директор и глава азиатско-тихоокеанского подразделения Fitch Ratings Стив Дурос. «Инвесторы не будут покупать акции компаний, у которых, по их мнению, нет будущего, – говорит Ешихиро Окумура из Chiba-Gin Asset Management. – Ни Sony, ни Panasonic не показали, как могут восстановить показатели по производству телевизоров». Страдают не только Panasonic и Sony. Toshiba прекратила производство телевизоров внутри страны из-за острой конкуренции с южнокорейскими производителями на фоне высокого курса иены.

Toshiba официально объявила о том, что она прекращает производство на своем единственном японском предприятии по выпуску телевизоров, которое находится к северу от Токио. Данный завод был главным объектом Toshiba по выпуску телевизоров с момента начала его работы в 1965 году. В последние годы здесь производились лишь высококачественные телевизоры с большими экранами. Производство на заводе было приостановлено с конца марта – и теперь компания окончательно решила его прекратить.

В прошлом финансовом году, завершившемся 31 марта, Toshiba зафиксировала убытки в размере примерно $623 млн в сфере производства телевизоров из- за обостряющейся ценовой конкуренции с южнокорейскими компаниями.

Toshiba в 2011 году занимала шестое место в мире по производству телевизоров с плоским экраном, при этом контролируемая компанией доля рынка снизилась до 5,1% с 5,7% в 2010 году.

Стараясь компенсировать потери, участники рынка делают ставку на передовые технологии. Сейчас Sony и Panasonic ведут переговоры о совместном производстве устройств на основе светодиодных (OLED) панелей. Такое партнерство двух компаний может стать полезным для борьбы с корейскими конкурентами – Samsung Electronics и LG Electronics.

«Альянс мог бы сократить издержки на разработку OLED-телевизоров и позволил бы отбить часть рынка у южнокорейских производителей», – считает аналитик Юдзи Фудзимори из Barclays Capital.

В середине апреля Кадзуо Хираи, вступивший в должность президента и главного исполнительного директора Sony, заявил, что компания не прочь объединиться с каким-нибудь партнером для того, чтобы производить телевизоры по новой технологии.

Ни Sony, ни Panasonic не озвучивали сроки, в которые они планируют приступить к продажам OLED-телевизоров. А вот Samsung и LG это уже сделали: соответствующие устройства планируется выпустить до конца текущего года. При этом стоимость 55-дюймовых моделей будет немалой – около $8-9 тыс. Согласно DisplaySearch, с началом производства OLED-телевизоров Samsung и LG в 2012 году может быть выпущено до 50 тыс. таких устройств. Аналитики считают, что данная технология со временем заменит ЖК, так как предлагает более высокое качество изображения и сниженное потребление энергии. Однако пока производство светодиодных панелей дорого. По прогнозу IHS iSuppli, к 2015 году поставки OLED-телевизоров на мировой рынок могут достичь 2,1 млн устройств.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2012 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета