IT-бизнес: кто первый встал – того и прибыль

Журнал Forbes опубликовал свой ежегодный список 25 самых быстрорастущих компаний в сфере высоких технологий. В рейтинге может принять участие любая из 5000 публичных IТ-компаний, однако для этого она должна увеличивать продажи на 10% каждый из последних трех финансовых лет, иметь выручку от $150 млн и рыночную стоимость от $500 млн. В новом рейтинге шесть компаний сохранили или улучшили свои позиции, и еще 15 попали в него впервые.


В частности, впервые в рейтинг попала LinkedIn, причем оказалась сразу на первом месте, сместив с него First Solar. Apple продолжает улучшать позиции с каждым годом; еще недавно она была на 16-м месте, но теперь уже на втором. Также высоко поднялась Equinix (с 12-го места на пятое), Cognizant Data Solutions (с 11-го на девятое) и Fortinet (с 20-го на 16-е).

А вот Google покинула список из-за того, что рост продаж оказался ниже прогнозируемого. Раньше она была на 17-м месте. Rackspace Hosting спустилась на семь мест – на 18-ю строчку, Red Hat – на 21-ю. Вышеупомянутая First Solar также выбыла из рейтинга из-за ужасного финансового года и массовых увольнений. Из списка также выбыли научные компании ViroPharma, Cubist Pharmaceuticals, Celgene и Gilead Scienes по причине снижения продаж и общих проблем в экономике.

Производители: расширяя сферы влияния

Гендиректор Intel Пол Отеллини ясно дал понять инвесторам и журналистам, что его корпорация намерена активнее сотрудничать с Apple на рынке мобильных устройств. «Мы хотим сделать так, чтобы наш процессор был настолько убедительным, что Apple не сможет нас игнорировать», – сказал Отеллини. Напомню, что сейчас Intel производит все процессоры для настольных компьютеров и ноутбуков Apple, однако в мобильной технике Apple использует решения на базе архитектуры ARM.

Не приходится сомневаться, что Apple поступила правильно, сделав ставку на ARM. В 2006 году ходили слухи, что создатель iPod и iPhone Тони Фейделл даже грозился уйти из компании, если бы было принято решение сотрудничать в этом вопросе с Intel. Стив Джобс, как считается, склонялся именно к этому варианту. В 2006 году процессоры Intel сильно проигрывали по энергосбережению, однако с тех пор Intel приложила много усилий для решения этой проблемы, а также уменьшения габаритов. В итоге ей удалось почти наверстать упущенное.

Intel вложила много средств в строительство заводов по производству чипов и улучшение их размеров и эффективности. Скоро будут выпущены процессоры на базе 22-нм техпроцесса, а в начале 2014 года – на базе 14-нм. Сейчас самый малый техпроцесс у Intel – 28 нм, но такие процессоры доступны в ограниченных количествах.

Apple последние мобильные процессоры производила самостоятельно, однако их конструкция лицензирована у ARM. Новейший A5X основан на ядре ARM Cortex-A9 MPCore на 45-нм техпроцессе, тогда как в обновленном iPad 2 сейчас используется версия чипа на 32-нм дизайне, в которой время автономной работы выше на 20%. И хотя Apple пока не выказывала желания переходить с ARM на что-то другое, она всегда открыта для более интересных предложений.

Кстати, «яблочная компания» на минувшей неделе «засветилась» еще в одном секторе. Акции немецкого производителя дорогих телевизоров Loewe выросли на 26%, достигнув 10-месячного максимума. Объемы торгов Loewe в три раза превысили средний уровень последних трех месяцев, цена одной акции превысила 5,7 евро. Причиной столь стремительного роста ценных бумаг немецкой группы стала информация о возможной покупке компании американской Apple.

Ранее блог Appleinsider сообщил о том, что Apple готова заплатить за Loewe 87,3 млн евро, что на 48% выше цены hsyrf. В то же время ни в Apple, ни в Loewe официально эту информацию не подтвердили.

Компания Loewe – один из ведущих производителей высококачественных телевизоров в мире. Фирма, располагающаяся в немецком городе Кронах, также производит записывающую аппаратуру и проигрыватели DVD и Blu-ray. Компания была основана братьями Леве в 1923 году.

А вот корпорация Samsung объявила о намерении начать массовое производство гибких OLED-дисплеев. Такой экран можно свернуть в трубочку радиусом 1 см, при этом он имеет высокое разрешение, отличную цветопередачу и высокую прочность. Электронный гигант уже запустил линию по производству гибких дисплеев на своем заводе в провинции Чхунчхон-Намдо на западе Южной Кореи.

В основе дисплея – органические светодиоды. Дисплей изготовлен без применения стекла и представляет собой систему, состоящую из нескольких слоев. Гибкость экрана обусловлена тем, что он очень тонок – примерно 0,3 мм в поперечном сечении. В результате открывается перспектива изготовления гибких смартфонов. Другое преимущество инновационной конструкции перед обычными экранами – ее энергоэкономичность.

К концу года Samsung планирует выпустить 960 тыс. гибких OLED-дисплеев – у компании уже есть множество заказов на производство этого компонента. Поскольку Samsung является одним из крупнейших поставщиков Apple, то эксперты предполагают, что уже в 2013 году iPhone может поменять обычный дисплей на гибкий. Станет ли сам аппарат гибким, неизвестно, но использовать гибкий экран в непластичном устройстве явно не имеет смысла. Похоже, что Samsung предпочтет быть именно поставщиком гибких дисплеев, а не серийно производить собственный гибкий смартфон. Выступив в роли производителя инновационных экранов, южнокорейская корпорация заработает намного больше денег.

Инвестиции: «Сбербанк» скупает IT-активы

Российский «Сбербанк» приобрел крупнейшего EDI-провайдера в России – компанию «Корус Консалтинг СНГ», недавно выделившуюся из группы «Корус Консалтинг». Помимо EDI компания развивает ряд SaaS-сервисов. Информация о параметрах сделки в документах не сообщается. После покупки «Сбербанку» принадлежит 90% уставного капитала компании. Остальными 10% владеет ее генеральный директор Леонид Якубовский. Источник, близкий к «Сбербанку», рассказал изданию CNews, что приобретенная компания будет интегрирована в направление по работе с корпоративными клиентами. «Корус Консалтинг СНГ» – сервисное подразделение группы компаний «Корус Консалтинг», выделившееся в отдельное юридическое лицо в 2011 году. Ключевая компетенция компании – предоставление услуги EDI (электронного обмена внешними документами между контрагентами, в основном между торговыми сетями и их поставщиками). Источник, близкий к «Сбербанку», говорит, что «Корус Консалтинг СНГ» оценивает свою долю на рынке EDI на уровне 80%. Ее клиентами являются более 8000 компаний по всей России, в том числе крупные торговые сети.

Помимо EDI, «Корус Консалтинг СНГ» имеет в своем портфеле несколько SaaS-решений – «Электронный дневник учащегося», сервис для управления командировками «Электронный back office», сервис для сдачи отчетности в госорганы и др. Кроме того, компания оказывает услуги по разработке BI- решений на базе Oracle Database.

Должен заметить, что руководители «Сбербанка» неоднократно заявляли о намерении сделать из банка hi-tech-корпорацию. «Осуществление расчетов, денежных переводов, формирование электронного спроса и предложения на товары и услуги стали такими же повседневными, как и общение пользователей Интернета посредством социальных сетей и электронной почты», – говорил изданию TAdviser старший вице-президент «Сбербанка» Виктор Орловский, объясняя суть запускаемого «Сбербанком» проекта «Деловая Среда». Этот проект, по мнению Орловского, станет «свидетельством формирования новой для России бизнес-ориентированной социальной архитектуры, в которой тесно будут интегрированы интересы предпринимателей, потребителей, государства и самого банка».

«С одной стороны, решения «Корус Консалтинг СНГ» позволят «Сбербанку» расширить набор инструментов для обеспечения коммуникаций между своими клиентами, – считает Петр Диденко, директор по стратегическому развитию СКБ Контур. – С другой стороны, доступ к EDI-системе позволит банку видеть больше данных о транзакциях клиентов и предлагать им более таргетированные услуги».

IT-кадры: круговорот менеджеров в природе

После ряда масштабных сокращений в компании Research in Motion наконец названы имена двух новых топ-менеджеров. Операционным директором становится Кристиан Тир, маркетинговым – Фрэнк Булбен. Оба имеют большой опыт работы в бизнесе мобильных компьютерных технологий. По словам президента и гендиректора Торстена Хайнса, оба новичка хорошо понимают тенденции в мобильных коммуникациях.

Тир ранее занимал должность исполнительного вице-президента в Sony Mobile Communications, также работал в Ericsson в Европе, Азии и Латинской Америке. В RIM он будет курировать операции в области мобильных устройств и услуг, научно-исследовательских работ, разработки продукции, мировых продаж, производства и сбыта.

Булбен раньше был исполнительным вице-президентом по стратегии, маркетингу и продажам в LightSquared, а до этого – глобальным директором по коммерческой стратегии в Vodafone Group и исполнительным вице-президентом по брендам и потребительскому маркетингу в Orange Group. В RIM он будет курировать мировой маркетинг.

Напомню, что сейчас RIM старается переломить неблагоприятную для себя ситуацию с помощью новой ОС для мобильных устройств BlackBerry 10. Она выйдет до конца года.

Компания AMD назначила Колетту Ла-Форс старшим вице-президентом и директором по маркетингу. Она будет подчиняться президенту и гендиректору компании Рори Риду. Ла-Форс возглавит всю деятельность AMD по международному маркетингу, включая стратегию маркетинга, брендинг, внутренние и внешние связи, проведение корпоративных мероприятий, спонсорство и маркетинговые кампании. К своим обязанностям в AMD Колетта Ла-Форс приступила 14 мая.

«Колетта обладает богатым опытом работы в области IТ-маркетинга и построения бренда, свежим взглядом и ориентированным на результаты подходом, что должно укрепить глобальную организацию маркетинга AMD, – отметил Рори Рид. – Ее глубокие знания будут способствовать развитию узнаваемости бренда AMD и усилению нашего голоса на рынке, помогая ориентировать компанию на долгосрочный рост».

Колетта Ла-Форс перешла в AMD из компании Dell, где она занимала пост вице-президента и директора по маркетингу подразделения Dell Services. До прихода в Dell Колетта почти десятилетие работала в сфере руководства маркетинговой деятельностью и связями в различных IТ- и венчурных компаниях, в том числе в Rackable Systems и Accenture.

Мобильное: колебания рынка

Мировые продажи мобильных телефонов в I квартале 2012-го сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года до 419,1 млн штук, сообщает Gartner. Аналитики отметили, что это первое квартальное сокращение в сравнении год к году почти за три последних года. В последний раз рынок показал отрицательную динамику во II квартале 2009-го, в условиях мирового кризиса.

То, что продажи оказались ниже ожиданий Gartner, эксперты объяснили более низким, чем ожидалось, спросом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом году здесь отсутствовали новые модели устройств, которые бы смогли стимулировать продажи. «Более низкие результаты в I квартале 2012 г., чем мы ожидали, заставили нас быть более осторожными при прогнозировании продаж на оставшийся год», – добавила старший аналитик Gartner Аннет Зиммерман.

Первые три месяца 2012-го закончились восхождением Samsung на первое место (20,7%) по объемам продаж, согласилось с данными других компаний агентство Gartner. При этом Nokia, которая занимала первое место с 1998 года, сместилась на позицию вниз (19,8%). Samsung обязана успехом линейке Galaxy – по данным Gartner, в I квартале 2012 г. более 40% всех проданных Android-смартфонов в мире оказались смартфонами Samsung. При этом ни одна другая компания не достигла доли более 10%.

Напомню, что агентство IDC также поместило Samsung по результатам I квартала на первое место. Но IDC учитывает объем поставок в каналы сбыта, а Gartner – объем потребительских продаж. Samsung также стал крупнейшим производителем смартфонов: в I квартале компания поставила на рынок 29,1% от общего числа устройств, в свою очередь, компания Apple, которая заняла второе место, – 24,2%.

Согласно тому же отчету Gartner, третье место на мировом рынке мобильных телефонов по объему реализации конечным потребителям в I квартале 2012 года заняла Apple с долей 7,9%, 4-е – ZTE с долей 4,2%, 5-е – LG с долей 3,5%. «Яблочная компания» увеличила свою долю за год более чем вдвое. В аналогичном периоде 2011-го ей принадлежало 3,9% рынка.

Китайская ZTE также значительно увеличила долю: годом ранее компании принадлежало 2,5% рынка (теперь – 4,2%). А вот LG долю, наоборот, сократила – с 5,6% до 3,5%. В I квартале 2012 г. компания существенно сократила поставки – до 14,7 млн мобильных телефонов по сравнению с 24 млн годом ранее.

Впечатляющие результаты зато продемонстрировала Huawei Device: поставки компании возросли с 7 до 10,8 млн телефонов, а доля – 1,6% до 2,6% (недавно компания отчиталась за 2011 г., по итогам которого нарастила поставки смартфонов на 500%). Research In Motion, Motorola и HTC – все эти компании входят в первую десятку производителей по объемам продаж – в I квартале сократили долю рынка. Тогда как доля Sony Mobile Communications (преемник Sony Ericsson) сохранилась на прошлогоднем уровне в 1,9%.

Также на минувшей неделе стало известно, что корпорация Google перейдет на новую схему распространения мобильной ОС Android. Интернет-гигант выберет нескольких производителей, которые будут получать новую версию ОС раньше других. Произведенные ими устройства будут продаваться пользователям напрямую, минуя сотовых операторов. Аппараты можно будет купить в розничных магазинах и через сайт Google.

Как известно, пока Google действует по иной модели. Новую версию Android раньше всех получает только один производитель. На ее основе он выпускает один смартфон-«гуглофон», который носит название Nexus. И только после выхода Nexus новая версия ОС предоставляется другим компаниям – изготовителям смартфонов и планшетов.

Предполагается, что на новую маркетинговую модель Google перейдет уже в нынешнем году. Как только будет готова версия Android под кодовым названием Jelly Bean («жевательная конфета»), корпорация разошлет ее пятерым производителям – Asus, HTC, Motorola, Samsung и Sony. Они и выпустят на базе Jelly Bean собственные смартфоны и планшеты – все эти устройства поступят в продажу уже во второй половине ноября. Между тем, на рынок вышло только три «гуглофона» Nexus. Один из них выпустила HTC, а два других – Samsung. Последний по счету – Galaxy Nexus – был представлен в октябре 2011 года и стал первым аппаратом на базе ОС Android 4.0.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2012 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета