Facebook накануне IPO: «пузырь» или мегапроект современности?

Именно этот вопрос сейчас мучает крупных и мелких инвесторов, планирующих приобрести акции крупнейшей в мире соцсети в ходе ее IPO, назначенного на конец этого мая. Facebook готовится к первичному размещению акций, рассчитывая получить от инвесторов $10 млрд – крупнейшую сумму в истории мировой IT-индустрии. Цифры оценки компании колеблются в районе $100 млрд. На вторичном рынке, по мере приближения сроков IPO, котировки акций доходят до уровня, соответствующего оценке компании в $105 млрд.

Организаторами первичного размещения акций Facebook стали крупнейшие американские банки – Morgan Stanley, JPMorgan, Goldman Sachs, Bank of America-Merrill Lynch, Barclays Capital и Allen & Company.

Эксперты этих финансовых гигантов уверены, что IPO Facebook пройдет успешно. Они называют три основных типа инвесторов, которые будут приобретать акции соцсети. Первый тип финансисты традиционно называют «фермеры из Айдахо». Это мелкие частные инвесторы, которые покупают акции чего-то модного, статусного, о чем рассказывают по телевизору. Второй (прямо противоположный) тип – профессиональные инвесторы, управляющие чужими деньгами в разного рода инвестфондах и финансовых компаниях. Это люди, которые должны инвестировать в модный тренд, иначе их уволят. И третий тип инвесторов – те, кто прежде хотел, но по тем или иным причинам не мог инвестировать в эту интернет-компанию. Таких людей очень много, так что спрос на акции Facebook будет.

Однако многие инвесторы, особенно за пределами США, считают, что Facebook переоценен и не стоит столько, сколько за него попросят в рамках планируемого IPO. В частности, в России такие оценки прозвучали на недавней встрече экспертов, посвященной обсуждению перспектив IPO американской компании. «Facebook действительно переоценен, – считает совладелец онлайн-супермаркета WikiMart.ru Максим Фалдин. – Инвесторы, которые зарабатывают на IPO компаний, ожидают отдачи в 2-3 раза больше вложенных средств. Едва ли стоимость Facebook сможет вырасти до $200 млрд, а вот упасть она может вполне».

Фалдин подчеркнул, что предстоящее IPO Facebook – т.н. «поздние» инвестиции, а ранние были сделаны, например, тем же Юрием Мильнером в 2008 году. «В текущей ситуации, когда вся мировая экономика в стагнации, а Интернет растет очень быстро, есть вероятность, что интернет-бизнес последует за остальной экономикой, – сказал Максим Фалдин. – Соответственно, крайние инвесторы могут потерять больше всех».

Сам Фалдин, по его словам, стал бы покупать акции Facebook при оценке стоимости компании не более чем в $20-30 млрд, а продавал бы их при оценке компании не менее чем в $50 млрд.

В свою очередь, финансовый эксперт Елена Черкова заявила, что Facebook переоценен примерно на 80%. По ее словам, высокая стоимость соцсети объясняется, в частности, тем, что в обществе есть мнение, согласно которому компания, меняющая жизнь (к таковым многие относят Facebook), должна стоить дорого. «Так было с железными дорогами, которые, несмотря на свою инфраструктурность, во многом оказались финансовым пузырем», – напомнила историю Черкова. По ее мнению, за акции Facebook действительно можно переплатить, но при условии, что максимальная оценка компании составит не более $76 млрд.

А вот управляющий партнер фонда iTech Capital Глеб Давидюк, также участвовавший во встрече экспертов, считает, что несмотря на переоцененность, Facebook имеет хорошие перспективы в долгосрочной перспективе. По его мнению, через несколько лет Facebook сможет зарабатывать столько же, сколько и Google (выручка Google за 2011-й составила порядка $38 млрд). Давидюк считает, что Facebook можно отнести к инфраструктурным компаниям.

«За эту инфраструктуру можно переплачивать, – подчеркнул управляющий партнер iTech Capital. – Компания будет расти, а рынок через несколько месяцев после IPO скорректирует ее стоимость, как это произошло с Grupon или Zinga, стоимость которых упала в три раза».

Впрочем, оптимисты указывают на феноменальное количество пользователей соцсети. По состоянию на конец 2011-го у Facebook было 845 млн пользователей, которые заходили в соцсеть хотя бы раз в месяц. Это на 39% больше показателя 2010 года (608 млн). А к середине апреля число пользователей «Книги лиц» превысило 900 млн человек.

Прибыль Facebook в 2011 году составила $1 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 65%, при выручке в $3,71 млрд. Основу выручки Facebook (85-89%) составляет онлайн-реклама. Что неудивительно, ведь на Facebook пользователи тратят большую часть времени, проводимого в Сети. Иначе говоря, на эту соцсеть приходится львиная доля всей «экономики внимания» Интернета. Рядовой пользователь проводит на Facebook в четыре раза больше времени, чем на Google.
В 2011 году на долю Facebook пришлось 5% рынка интернет-рекламы, к 2016-му эта доля может вырасти до 8-10%, а затем и достичь 20% рынка. Для сравнения, Google сейчас контролирует 44% мирового рынка онлайн-рекламы, Yahoo! – около 8%.

Вторым основным источником дохода Facebook являются онлайн-платежи пользователей игр и социальных сервисов. По оценке eMarketer, выручка Facebook от игрового сегмента в 2011-м составила $470 млн. И этот сектор будет расти быстрее, чем рынок онлайн-рекламы.

Впрочем, можно предположить, что деньги от IPO Facebook сейчас не особо нужны. Интернет-компания вынуждена идти на IPO по ряду причин. Например, из-за американского закона, согласно которому компании, имеющие более 500 акционеров, должны отчитываться по правилам, по которым отчитываются публичные компании. Вторая веская причина – давление со стороны сотрудников самой Facebook, которые хотят получать не только зарплаты, но и дивиденды от акций.

Еще один негативный фактор – то, что Facebook стал большой копилкой персональной информации, а это многим не нравится. Так, в Евросоюзе уже подготовлен проект закона, опираясь на который, любой пользователь сможет запретить собирать всякую информацию о нем (в том числе интернет- компаниям). Понятно, что такой закон сильно ударит по рекламным возможностям интернет-гигантов, включая Facebook.

Пока же прогноз «Facebook-скептиков» таков: в ходе IPO ценные бумаги Facebook быстро раскупят. Однако буквально 1-2 месяца спустя, когда биржевые спекулянты достаточно заработают, цена на акции соцсети значительно упадет. Вопрос только в том, не станет ли это триггером, который запустит новый, уже второй в истории «крах доткомов».

Ну а «Facebook-оптимисты» говорят, что динамика роста капитализации Facebook запросто может превзойти темпы роста акций прочих IТ-компаний после IPO. Причина – то, что «Фейсбук» не имеет аналогов в интернет-бизнесе – как по масштабам, так и по модели получения прибыли.

Но если отвлечься от вопросов предстоящего IPO и посмотреть на Facebook как на социальный феномен начала XXI века, то картина открывается грандиозная. В WWW Facebook занимает вторую строчку мирового рейтинга популярности, уступая лишь Google. При этом в трети стран мира Facebook популярнее, чем Google.

По данным Nielsen, ежемесячно средний пользователь находится в Facebook 6 часов 35 минут – почти в пять раз больше, чем в поисковике Google (1 час 21 минуту). А такие «ветераны Сети», как Yahoo! и America Online, способны удержать пользователя менее двух с половиной часов.

Более того, влияние Facebook на политическую и культурную жизнь общества уже так ощутимо, что правительства многих стран мира выделяют университетам и исследовательским компаниям щедрые гранты на изучение социальных графов, сетевых сообществ, закономерностей распространения информации в социальных сетях. Именно Facebook породил SMM-бизнес (Social Media Marketing) в его нынешнем виде.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2012 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета