IT-бизнес: все вслед за яблоком

Самая дорогая компания в мире – американская Apple – с начала 2009 года обеспечивает рост котировок не только себе, но и американскому фондовому рынку в целом. За это время компания увеличила собственную стоимость на 653%. Как полагают участники рынка, акции Apple до сих пор обладают отличным потенциалом роста и смогут в ближайшие годы принести инвесторам высокую доходность, поддерживая устойчивое движение рынка вверх. Один из основных индикаторов динамики американского биржевого рынка, индекс S&P 500, вырос с марта 2009 года по сегодняшний день примерно на 103%, увеличившись с 676,5 до 1376 пунктов. Как оказалось, наибольший вклад в это ралли на фондовом рынке США внесли акции крупнейшей компании планеты – Apple. Их положительная динамика обеспечила до 8% роста индекса S&P 500 за этот период. При этом аналогичные показатели таких компаний, как IBM и GE, стоящих в списке сразу после Apple, не превышали 3%.

Больший вклад в поддержку фондового рынка США в свое время внесли лишь акции другой технологической компании, Cisco Systems. В рамках ралли 1998- 2000 годов, когда S&P 500 прибавил около 60%, на акции Cisco пришлось 9,4% совокупного роста рынка. Тогда, кстати, и другие представители этого сектора приложили немалые усилия для увеличения основных фондовых индексов – к примеру, на бумаги Intel и Microsoft в этот период пришлось примерно по 7% роста.

Замечу, что среди экспертов нет единого мнения о вкладе Apple в нынешнее ралли. Так, ряд аналитиков полагают, что позитивному настрою участников рынка во многом способствовали именно финансовые показатели компании, умудрявшейся демонстрировать рост прибыли выше прогнозных значений. «Я бы назвал текущий рост «НКЭ-ралли», что можно перевести как «никто, кроме «Эппл». Без нее динамика доходов компаний, равно как и рост фондового рынка, была бы не столь впечатляющей», – считает основатель Seabreeze Partners Management Даг Касс. Его оппоненты полагают, что стремительный рост бумаг Apple стал лишь следствием восстановления американской экономики.

Тенденции: рынок ПК растет

Глобальный рынок ПК отметил небольшой рост объемов за I квартал 2012 года по сравнению с аналогичным кварталом 2011 года: поставки выросли на 2,3%, подсчитали в своем ежегодном исследовании аналитики IDC. Однако спад в целом за 2011 год составил 0,9% из-за недопоставок жестких дисков в сочетании с неблагоприятными экономическими условиями, конкуренцией со стороны других устройств, а также неясной ситуации с Windows 8. Поставки HDD были главной проблемой в первом квартале нынешнего года, хотя у производителей ПК ситуация с поставками жестких дисков была намного лучше, чем у покупателей в розничных магазинах. В результате крупные производители ПК смогли поддерживать необходимый уровень поставок за счет управления складскими запасами или поглощения роста цен, тогда как влияние нехваток поставок применительно к менее крупным производителям оказалось на уровне прогнозируемого.

«Рост рынка ПК в I квартале оставался ограниченным по мере того, как поставки HDD и прочие факторы ограничивали спрос, – заявил Лорен Лаверде, вице-президент IDC по глобальному мониторингу устройств потребительского сегмента. – Тем не менее, как показывает практика, за периодами медленного роста следуют этапы улучшения, когда новые технологии сменяют старые, равно как и сами товары становятся все более привлекательными. В результате мы ожидаем, что поставки ПК наберут обороты к IV кварталу по мере нормализации поставок HDD и цен, выхода Windows 8 и новых устройств».

«Медленный рост, отмеченный на рынке США, свидетельствует о том, что, несмотря на появление новых форм-факторов, как, например, моноблоки и ультрабуки, рынок придерживается консервативной позиции, уделяя основное внимание обновлениям моделей. Корпоративные покупатели все еще настроены осторожно, в то время как обычные потребители проводят оценку различных вариантов продукции и, возможно, также ожидают выхода Microsoft Windows 8 позднее в текущем году. Рынок ПК в США, вероятнее всего, останется ограниченным, по крайней мере, до выхода Windows 8, запланированного на IV квартал 2012 года. Мы предполагаем, что вендоры, розничные торговцы и партнеры в сбытовых каналах в текущем году будут уделять особое внимание и вести напряженную работу по своим линейкам продукции и производствам в общем, по мере подготовки к праздничному периоду в конце года, потому что это само по себе, скорее всего, определит, сможет ли рынок США в 2012 году отметить какой-либо рост», – сказал эксперт.

Как и ожидалось, рынок США все еще слаб, и на объем поставок влияют насыщенность потребительского рынка и низкий период обновления в корпоративном секторе. Показатели за квартал отражают изменения, происходящие на рынке по мере того, как потребители ждут выхода Windows 8 в условиях конкуренции между производителями мультимедийных планшетов на фоне общей застойной ситуации в экономике.

Несмотря на все продолжающуюся неопределенную ситуацию в экономике региона ЕМЕА и долговой кризис, рынок ПК в данном регионе отметил рост и снова вернулся к положительной динамике в I квартале 2012 года. По сравнению с I кварталом 2011 года, когда на оптовых продажах негативно сказались высокие объемы складских запасов, рынок оказался в более выгодном положении. Аналитики IDC предполагали менее значимые результаты за I квартал 2012-го в условиях нехватки жестких дисков из-за прошедших в Таиланде наводнений. Тем не менее, как развитые, так и развивающиеся рынки смогли отметить более существенный, чем предполагалось, рост, на который, в частности, повлияло увеличение продаж портативных ПК.

Азиатско-Тихоокеанский регион (за исключением Японии) также подтвердил прогнозы, хотя в данном случае рост был ограничен. Ситуация с нехваткой HDD обусловила ограничение роста поставок, хотя при этом ключевые страны, такие как Китай и Индия, показали все еще хорошие результаты.

Производители: у всех дела идут неплохо

HP, занимающая первое место по мировым поставкам ПК, смогла избавиться от отмеченного кварталом ранее спада и показать рост на 3,2% по сравнению с предыдущим годом. Компания сумела вернуть свою долю на таких важных рынках, как США и Европа, в то время как рост на других рынках был более медленным.

Lenovo удалось получить прибыль на рынке ПК из-за просчетов других производителей. Компания продолжила расширять свое влияние в сбытовых каналах рынков Северной и Южной Америки и Европы, при этом также увеличивая свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Общий рост на более чем 40% оказался существенно выше по сравнению с другими игроками рынка, учитывая, что Lenovo показала значительные результаты во многих регионах, наращивая темпы роста за последние кварталы.

Dell отметила рост в регионе EMEA, но спад в других, что привело к падению на 2,1% по сравнению с I кварталом 2011 года. Компания не смогла справиться с сильной конкуренцией и на некоторых рынках отметилась значительным спадом, по мере того как ее рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе замедлился по прошествии более чем годичного периода роста показателей на двузначные цифры.

Объемы поставок Acer в I квартале 2012 года упали на 3,7%, что не позволило компании выбиться в лидеры рынка, но, тем не менее, показатели улучшились по сравнению с прошлым годом. Несмотря на то, что по большей части вопросы с переизбытком складских запасов компании удалось разрешить, Acer понадобится определенное время на восстановление отношений со сбытовыми каналами, по мере того, как компания готовится к возобновлению спроса на ее продукцию ближе к концу года.

ASUS все еще отмечает существенный рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе и EMEA, которые представляют подавляющее большинство ее направлений поставок. Несмотря на то, что бизнес компании на рынке США не претерпел существенных изменений по сравнению с предыдущим годом, производитель стремится занять те ниши, которые были оставлены другими, получая большую долю рынка по мере продвижения.

Toshiba показала уверенный рост в регионе EMEA и Японии, однако ее глобальные поставки упали в результате низких объемов поставок в США.

Интернет-бизнес: обилие новых сервисов

Корпорация Google вслед за «Яндексом» запускает новый облачный сервис для хранения файлов Google Drive. Скорее всего, новый сервис для синхронизации файлов будет запущен в ближайшие дни. Согласно проекту, Google Drive предполагается запустить и для Windows, и для Mac. По данным ряда источников, сервис предоставит 5 Гб для хранения файлов бесплатно – это в два раза меньше, чем у «Яндекса». Пользователи будут иметь возможность при необходимости купить больше места для своих файлов.

Напомню, что три недели назад компания «Яндекс» запустила облачный сервис «Диск». Это виртуальная папка, куда можно складывать данные, не беспокоясь об их сохранности. «Яндекс.Диск» позволяет хранить файлы любого формата до 10 Гб. Они будут доступны пользователю везде, где есть доступ в Интернет. Помимо тех файлов, которые пользователь загружает на сервис, «Диск» хранит вложения из его почты на «Яндексе».

Ну а Microsoft готовится запустить браузерную версию Skype. Корпорация сейчас ведет поиск программистов для разработки веб-клиента, позволяющего пользоваться IP-телефонией без скачивания программы на ПК. Эксперты считают задумку рискованной, так как сервис обрабатывает персональные данные. Впрочем, считать его заведомо опасным как минимум некорректно.

«Мы ищем пылких, целеустремленных, готовых работать в команде разработчиков, которые помогут перенести опыт разработки Skype в Интернет», — говорится в сообщении на сайте Microsoft. В частности, корпорация планирует привлечь программистов из Чехии, которые имеют опыт создания пользовательских интерфейсов на языке HTML-5 и JavaScript. Они будут работать над браузерной версией Skype с коллегами из Эстонии, Швеции, Праги и Пало-Альто.

Напомню, что сейчас над основной программой Skype работают в Таллинне, над аудиовидеофункциями – в Стокгольме, с аккаунтами пользователей – в Праге, разработкой веб-версии занимаются в США. «Результатом вашей работы будут пользоваться миллионы благодарных пользователей по всему миру», – говорится в сообщении компании.

Сегодня аудитория Skype насчитывает более 600 млн зарегистрированных пользователей. Microsoft купила этот VoIP-сервис в мае 2011 года за $8,5 млрд. Летом прошлого года сервис начал частично предлагать услуги в браузере – функции видеочата на базе Skype встроены в соцсеть Facebook. Но эта версия пока единственная и требует установки специального плагина.

Опыт работы с HTML-5 и JavaScript означает, что веб-версия Skype не будет использовать такие плагины, как Flash и Silverlight. В частности, это означает, что сервис сможет работать через облегченную Metro-версию браузера Internet Explorer 10, которая не поддерживает никакие плагины и дополнения.

Сейчас интернет-пользователи могут делать звонки и отправлять сообщения, не прибегая к установке дополнительных клиентов, через Google Voice и Google Chat. Недавно Mozilla представила собственный сервис для видеочата. Он работает на базе интернет-протокола с открытым исходным кодом WebRTC. Звук и видео передаются посредством платформы SocialAPU со встроенными инструментами HTML и JavaScript.

«Skype для браузера» пока далек от реальности. Но если проект будет использовать WebRTC, это ускорит разработку инструментов для более быстрой передачи потокового аудио и видео», – отмечает издание WebMonkey.

«Означает ли это, что автономный клиент Skype может исчезнуть? Вряд ли, потому что пользователи могут и не захотеть постоянно открывать браузер для чата и звонков. Браузерная версия неудобна, так как требует постоянно включенного браузера для работы», – считает эксперт Tom's Guide Кевин Парриш.

Использование поисковика Bing на сторонних сервисах станет платным, сообщила Microsoft в блоге разработчиков Bing. Ранее Geo Developer Blog опубликовал сообщение компании Google с похожей новостью: на картографический сервис Google Maps установлен лимит использования, говорилось в сообщении компании. Российские игроки пока не следуют мировому тренду. Так, например, «Яндекс» продолжает делиться своими сервисами бесплатно, рассчитывая на лояльность своих пользователей.

О том, что теперь на использование поискового сервиса Bing (Bing Search API) установлен лимит, за превышение которого компания Microsoft начнет взимать плату, стало известно из блога разработчиков Bing. «Мы планируем перейти на модель ежемесячной подписки», – говорится в сообщении. Согласно ценовой политике Microsoft, такая подписка для разработчиков обойдется примерно в $40 за каждые 20 тыс. запросов в месяц. Переход на новые условия начнется через несколько недель и может занять несколько месяцев. Во время переходного периода разработчикам будет предложено попробовать Bing Search API и Bing Search API 2.0 бесплатно на сайте интернет-магазина Windows Azure Marketplace. Но после переходного периода API поисковика больше не будет доступен для бесплатного публичного использования, сообщается в материалах компании. По мнению корпорации Microsoft, с переходом на новую модель разработчики получат доступ к более свежим результатам и повышенной релевантности поисковой выдачи. Это, по их мнению, обеспечит дополнительные возможности для получения прибыли от использования Bing Search API.

О переводе на платную основу одного из своих API-инструментов ранее заявила и Google. Правда, монетизация коснулась не поискового, а картографического сервиса – API-функции, позволяющей встраивать Google Maps в сторонние сервисы. Ценовая политика в этом случае также зависит от количества запросов: бесплатными станут 25 тыс. просмотров в день, а каждая последующая тысяча обойдется владельцу сайта в $4-10. Также в материалах компании сообщается о возможности приобретения лицензированного API для Google Maps, стоимость которого составит от $10 тыс. в год. Несмотря на предложенный безлимит, некоторые сайты уже отказались от картографического сервиса Google. Так, онлайн-энциклопедия Wikipedia перешла на использование бесплатного проекта OpenStreetMap, о чем сообщил представитель Wikipedia в своем блоге.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2012 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета